Контролинг как условие эффективного управления
Представим себе стрелка. Он берет лук, стреляет в очень далекую цель – и промахивается. Что сделает лучник в следующий раз? Проверит и лук, и стрелу перед стрельбой, постарается хорошенько прицелиться, может быть, сменит позицию, проконтролирует, как летела стрела, проанализирует, что ей помешало достигнуть цели, обязательно подойдет к мишени и посмотрит, насколько отклонился он в этот раз от цели. Сделав из всего выводы, в следующий раз он обязательно попадет в яблочко! Так же и каждому руководителю, планирующему, организующему и контролирующему работу подразделения или компании, должно быть понятно, что одним из условий эффективного управления является постоянное получение обратной связи о процессе и результатах деятельности. С самого начала проекта начальнику нужно простроить систему постоянного контроля, отслеживания процесса выполнения его задания и анализа промежуточных результатов. Технология осуществления любого проекта – это составление плана его выполнения, обеспечение ресурсами, выполнение, анализ результатов. А если есть план, то всегда есть и необходимость корректировки действий выполняющих его сотрудников на каждом этапе – только тогда в финале попадает именно в ту цель, которая намечена. В управлении образовательными системами как и на любой фирме есть определенная система управления, согласно которой принимаются решения, а в результате – достигаются или не достигаются цели. Контроллинг – организация работы этой системы. Есть множество теорий о том, что же такое – контроллинг, но любому директору школы или руководителю фирмы важно знать на практике: как наиболее эффективно отслеживать, что происходит с работой всей системы, организации в целом, и в случае необходимости – как изменять результат.
Выделяют три ступени контроллинга: Первая – определение критериев: стандарты, показатели выполнения работы. В самом начале необходимо выработать показатели, по которым в финале будет видно, достигнут ли результат, а также определить «точки контроля», ведь если контролировать весь процесс непрерывно, то время и силы затраченные на контроль будут в несколько раз выше, чем сама деятельность. Вторая ступень – процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов. Здесь необходимо обратить внимание на три момента: 1. Установление масштаба отклонений или «Все познается в сравнении». Постоянно анализировать и сравнивать деятельность управленческих структур. 2. Определение точки отклонения или «Потому что в кузнице не было гвоздя». При анализе урока, обнаруживается, что формы применяемые учителем на уроке не совсем применимы к данному содержанию. Вроде бы отклонение не большое, но в будущем может привести к непрочным, несистематизированным знаниям у учеников целого класса, что является ощутимым минусом для дальнейшего обучения. 3. Предоставление информации или "Кто владеет информацией – владеет миром". Главное в контроллинге – адекватная обратная связь. Информация должна быть полной, точной и, главное, своевременной. Кроме того, информация должна быть предоставлена именно тому человеку, который в ней заинтересован и который контролирует образовательный процесс. В контроллинге очень важна возможность влиять на ход процесса: в случае заметных отклонений достигнутых результатов от стандартов необходимо, чтобы сработала обратная связь со стороны руководства. Менеджер должен: - Зафиксировать отклонение, - Оценить, насколько оно значимо, - Получить всю возможную информацию по вопросу.
И здесь в действие вступает третья ступень контроллинга – "Принцип исключения": выбор действий со стороны руководителя. Он может ничего не предпринимать, если случившееся отклонение – результат факторов, не связанных с механизмом управления школой, или же оно является однократным случайным сбоем. Он может начать устранение отклонений, если они появились в результате проблем в структуре управления. Третий путь поведения руководителя – пересмотреть стандарты. Если участники образовательного процесса перевыполняют норму регулярно на 200 процентов, это говорит о том, что стандарт был установлен неправильно. Так же если никто не способен выполнить норму – это говорит о том же. Тенденция: «Проверим всех и накажем, кого попало!»: говоря о контроллинге, необходимо также уделить особое внимание поведенческим аспектам контроля. Осознание контроля влияет на результаты работы. И в этом влиянии есть свои плюсы и минусы. Позитивность контроля в том, что работник постоянно получает реакцию на свои действия, у него есть стимул работать и определенные критерии хорошо выполняемой работы. Негатив – в том, что в восприятии российского человека контроль ассоциируется с обязательным наказанием. В результате люди, которых контролируют, настолько боятся сделать ошибку, что выполняют только минимум, очерченный их должностными обязанностями, не проявляя творчества и инициативы. Таким образом, проводить контроллинг необходимо осторожно, давая каждому человеку «право на ошибку». Очень вреден также контроль, если он не носит постоянного характера: он не дисциплинирует, не дает полной картины происходящего и, просто, бесполезен. Тенденция: «учет и контроль!»: в последнее время во всем мире появилась тенденция перехода от внешнего контроллинга к внутреннему. Контроль становиться более эффективным когда он перерастает в самоконтроль. Заключение Эффективное управление образовательными системами предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий. В данной работе признаются наиболее оптимальными следующие условия: - предоставление демократической возможности участия коллектива школы, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
- повышение профессионального мастерства и управленческой компетентности всех участников управления школой. - контроллинг На современном этапе развития общества, несомненно, важно при управлении образовательными системами создавать эти условия, поскольку лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений позволит выяснить необходимые сферы для модернизации и пути совершенствования. Но, как известно, многие не компетентны в вопросе управления и влияния на него, поэтому необходимо повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников управления школой. При соблюдении этих условий управление образовательными системами будет действительно эффективным. Но не следует забывать о еще одном условии – контроллинге, только он позволяет отслеживать все положительные и негативные ситуации, а так же позволяет стимулировать каждого участника управленческой деятельности. Но условием эффективного управления оно станет лишь при соблюдении ряда правил, которые ярко освещены в данной работе. Список используемой литературы 1. Абдрахимов, Г. Р. Контроллинг как эффективное средство управления [электронная версия]/ Г. Р. Абдрахимов. – www. Intalev. ru/index. 2. Зайцева, И. К. Управление образовательными системами: учебное пособие [текст]/И. К. Зайцева, В. С. Кукушин, Т. В. Миронова и др.; Под ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 6-е изд.- М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 48с. 4. Иванов, Д. А. Качество образования и управление качеством [текст]/Д. А. Иванов// Директор школы (приложение). – 2007. – №6. – стр. 26. 5. Корнетов, Г. Б. Образование и демократизация [текст]/Г. Б. Корнетов// Завуч. – 2007. – №5. – стр. 8. 6. Ситников, А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности [электронная версия]/А. П Ситников. – www. sitnikov. com
7. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/ В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 576 с. 8. Управление образовательными системами: учеб. пособие [текст]/ сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. — Балашов: Издательство "Николаев", 2005. — 60 с. 9. Филиппов, В. М. Модернизация российского образования [текст]/ В. М. Филиппов. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. – (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования») 10. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/Т. И Шамова, П. И Третьяков, Н. П. Капустин; Под ред. Т. И Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с. Глоссарий Демократизация управления – процесс реорганизации авторитарных систем управления в демократические, проявляется в делегировании управленческих полномочий на «низшие» ступени управления с максимальным привлечением к выработке и реализации управленческих решений, общественных объединений и неформальных лидеров. Децентрализация – одно из основных направлений государственной политики РФ, отражающий переход от командно-административного стиля управления образованием к демократическому, характеризуется делегированием (распределением) определенного круга полномочий. Контроллинг – организация системы управления, согласно которой принимаются решения, а в результате – достигаются или не достигаются цели. Педагогический менеджмент — целенаправленное социальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Принятии педагогическое управленческое решение – это процесс и результат организации творческого поиска решения управленческой задачи, который позволяет раскрыть способности каждого субъекта и обеспечить возможность дальнейшего профессионального роста для всех участников педагогического взаимодействия. Профессиональная компетентность руководителя школы – качество, характеризующее готовность руководителя к решению управленческих задач разного уровня сложности, обеспеченную пониманием роли теории в управлении персоналом, умением выявлять психологические характеристики личности и учитывать их в реализации управленческих решений, знанием и освоением современных технологий управления персоналом для эффективного достижения целей управления. Профессиональное мастерство – владение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании обладания профессионально важными личностными качествами, обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к профессиональному самосовершенствованию
Самоуправление – это демократический способ организации коллективной жизни. Система образования Российской федерации – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная совокупность взаимодействующих переменных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и напрвленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием подведомственным им учреждений и организаций. Управленческое консультирование в образовании - метод оказания помощи со стороны, направленной на перевод организации в проектируемое состояние посредством специальных технологий взаимодействия консультантов и руководителя учреждения (заказчика). Управленческое решение – один из элементов системы управления в образовательном учреждении, направлений на решение поставленных целей и задач, представляющий собой акт коллективного творчества Управление — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Условия – совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на управление в целом. Эффективность управления – характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью. Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|