Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либеральное, социальное и социалистическое правовое государство




Выше были рассмотрены черты правового государства, которые характеризуют его с политико-юридической сторо­ны, но не было затронуто его социальное назначение. Между тем по своим социальным характеристикам правовое государ­ство было и может быть различным. Можно рассмотреть три вышеназванные модели правового государства.

В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и английская политическая экономия, и прежде всего воззрения Адама Смита. Основные ее идеи: право частной собственности — естественное право независимо от государства; экономика и государство — это отдельные сферы; личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество — по отношению к государству. Госу­дарство не имеет собственных целей, оно выполняет роль «ноч­ного сторожа»: защищает частную собственность, свободу лич­ности, в экономические и социальные отношения не вмеши­вается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздер­живается. Делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя всем обес­печивает. За гражданами признаются политические права, со­циально-экономические же права отрицаются. Экономиче­ская и социальная функции за государством не признаются,

В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только «ночного сторожа», не существует. Однако идеи либерализма живы в виде «неолибералиэиа» или «нео­консерватизма» и проявляются в политике партий либераль­но-демократического толка.

Неоконссрватизм проявился в политике тэтчеризма в Англии, рейганомики в США, в политике буржуазных партий после поражения на выборах шведских социал-демократов.


Его успех был обусловлен кризисом социал-демократической модели государства, которое оказалось перегруженным эко­номическими и социальными задачами, усилением бюрокра­тической регламентации, снижением роли личной инициати­вы, предпринимательства и конкуренции, усилением тенден­ции социального иждивенчества.

Неоконсерваторы выступают за деэтатизацию, разгосу­дарствление всех сфер жизни: ограничение роли государства в экономике, приватизацию государственной собственности, демонтаж социальных программ в сфере здравоохранения, просвещения и т. д.

В ходе политики тэтчеризма в Англии стимулировалось личное предпринимательство, проводилась приватизация го­сударственного имущества, сократился государственный ап­парат, выросли производительность труда, количество собст­венников, рабочих мест и т. д. Но наряду с этим сократились расходы на социальные нужды, увеличилось число лиц, ока­завшихся за чертой бедности, вдвое увеличилось число без­работных, обострились проблемы образования, недовольство вызывало состояние здравоохранения. Потребовались опре­деленные коррективы, на смену М. Тэтчер пришел другой ли­дер. Президенты в США после Р. Рейгана вынуждены были также подправить рейганомику в пользу социальной направ­ленности государства. Умеренный прагматический неолибе­рализм проводится в Японии. Здесь государство, опираясь на либеральную рыночную экономику, уделяет достаточное вни­мание инвестициям в науку, образование, здравоохранение.

Можно сделать вывод, что в современных условиях чисто либеральное государство, «ночной сторож», не вмешиваю­щееся в экономическую и социальную сферы, уходит в про­шлое. Заметим, что политика либерализма проводится и в пашей стране в ходе реформ (приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики), которые также сопровож­даются сокращением расходов на социальные нужды. Однако построение чисто либерального правового государства встре­чает сопротивление и в нашем обществе, в особенности воб-ласти сокращения расходов в социальной сфере.

Социальное правовое государство в отличие от чисто либе­рального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит активную

()* I и Ч


социальную политику в сфере науки, образования, здравоох­ранения, культуры и т. и. Положение о социальном государ­стве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2). ФРГ (ст. 20), Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского госу­дарства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к огра­ничению социальной функции государства, безусловно, про­явилась, например в отсутствии закрепления права на общее среднее образование (ст. 43 Конституции РФ).

Как известно, процесс реформы политической системы в России и бывших союзных республиках начался с решений XIX партийной конференции КПСС. В качестве одной из важных была поставлена задача формирования социалисти­ческого правового государства. Решение этой задачи связы­валось с максимальным обеспечением прав и свобод совет­ского человека, с ответственностью государства перед граж­данином, с возвышением авторитета закона, со строгим его соблюдением всеми органами, с правовой реформой и т. д. На основе решений конференции были внесены изменения в конституции СССР и союзных республик, приняты новые за­коны о выборах, выбраны на демократических началах Вер­ховные Советы, которые путем принятия новых законов про­должили реформы. Были сделаны значительные шаги в деле формирования правового социалистического. ^.государства. приняты многие законы в сфере политических прав граждан, стала формироваться многопартийность, были созданы Ко­митет конституционного контроля СССР, Конституционный Суд РСФСР, велись подготовительные работы в сфере судеб­ной реформы и т. д.

Социалистический путь развития был прерван событиями 1991 и 1993 гг. Возможность или невозможность формирова­ния правового социалистического государства переместилась из сферы практики в сферу теории, идеологии, политической и идеологической борьбы в рамках Конституции.

11.4. Формирование правового государства в России

Нынешнее Российское государство функционирует на ос­нове Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабр?-1993 г. Согласно Конституции Россия — Российская Федера-


ция является демократическим, республиканским, федератив­ным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), стро­ится на принципе разделения властей (ст. 10).

По форме правления Россия — президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в гл. 4. Президент— глава государства, Вер­ховный главнокомандующий, гарант Конституции, он оп­ределяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Пред­седателя правительства, по предложению последнего — ми­нистров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное по­ложение, при определенных условиях распускает Государст­венную Думу и пр.

Элементы парламентской республики видятся в праве Го­сударственной Думы выразить Правительству недоверие. Од­нако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит не­доверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае трехкратного отклонения кан­дидатур на пост Председателя правительства. Процедура же отстранения от власти Президента настолько сложна, что фактически невозможна.

Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат:

Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти.

По форме государственного устройства Россия — федера­ция договорно-конституционная, асимметричная, построен­ная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам (см. 4.3).

Политический режим в России согласно Конституции — демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг нрав и свобод граждан, предусматривает институты предста­вительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т. д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве. Однако в силу социально-экономической ситуации переходного к капитализму периода политический режим неустойчив, в нем наблюдаются элементы авторита-ризма (силовой разгон Верховного Совета, попытка решения


чеченской проблемы с помощью военной силы и др.). После президентских выборов 1996 г. нередки утверждения об эле­ментах олигархического режима (власти немногих финансо­вых магнатов).

Функции Российского государства (см. 3.6).

В формировании правового государства в России сделаны •значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и иде­ологической сферах.

В экономический сфере предстоит создание развитой ры­ночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: при­знано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована: сформиро­валась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдаются спад про­изводства, рост безработицы, неплатежей и т. д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур. Реформа в сельском хозяйстве за­стопорилась, здесь также наблюдается спад производства.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обес­печенного, заинтересованного в стабильности общества (ин­теллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в дейст­вительности произошло размывание среднего класса. Обще­ство распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправ­ления, создание оптимального баланса ветвей власти, форми­рование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. Меж­ду тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, на­столько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными уста­новлен минимум явки избирателей ~ 25%. Между тем обще­известно, что демократические системы сохраняют стабиль­ность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества. Значительный вес в избирательных процессах приобретают средства массовой информации.

В правовой сфере сделаны определенные шаги в формиро­вании правового государства. В значительной мере обновлено


законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенст­вованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. В числе новых законов следует назвать прежде всего Конституцию РФ, конституции респуб­лик и уставы областей, краев, автономных округов как субъек­тов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организован­ную преступность, коррупцию, снижение уровня исполни­тельной дисциплины в государственном аппарате, новые ви­ды экономической преступности, преступления против лич­ности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием для право­вого государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нрав­ственного климата в государстве.

Отметим-в-заключение, что Российское государство — это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловлен­ные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, по­луправовое, полусоциальное.

11.5. Тоталитарное государство

Тоталитарное государство — антипод государства право­вого. Понимание сути правового государства углубляется в сопоставлении с тоталитарным, поэтому дадим хотя бы крат­кую его характеристику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...