Формы государственного устройства
Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти. Различаются три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство — единое, простое образование, которое делится лишь на административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, воеводства в Польше). В своем составе не имеет государственных образований, имеет одну систему высших органов, единое гражданство, одну систему законодательства, единую валюту, вооруженные силы, единую судебную систему и т. д. К числу унитарных государств относятся Финляндия, Норвегия, страны Балтии, Польша, Молдавия, Румыния, Болгария, Украина, Казахстан и др. Федерация — союз государств (государственных образований), обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). В федерации имеется две системы высших органов государственной власти: высшие органы федерации в целом и высшие органы частей, субъектов федерации (свой высший законодательный орган, правительство, верховный суд и т.д.). две системы законодательства: законодательство федеральное и законодательство субъектов федерации. Могут быть двойное гражданство, две судебные системы (общсфе- деральные суды и суды субъектов федерации), как например, в США. Вопросы обороны, внешней политики, финансовой системы остаются обычно в ведении федерации- Однако субъекты федерации могут быть субъектами внешнеэкономических отношений. Полномочия субъектов федерации в целом разграничиваются на основе договоров или конституций федерации и других законов. Обычно выделяются три сферы ведения: исключительная сфера ведения федерации, исключительная сфера ведения субъектов федерации и сфера совместного ведения.
Федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными. Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трех федеральнь1х договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ. Федерации могут быть симметричными, члены федерации в них обладают одинаковым правовым статусом, и асимметричными, в которых субъекты имеют разный правовой статус (положение). К числу последних относится Российская Федерация, так как в качестве субъектов этой федерации выступают республики, края, области, автономные области, автономные округа. К современным федеративным государствам относятся США, Мексика, Бразилия, Канада, Австралия, Индия, Бельгия и др. Конфедерация — союз, объединение государств, менее прочное, нежели федерация. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее- Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют v, общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса -— всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах.
5. 131 Конфедерации, как правило,недолговечны, они или распадаются, или образуют более тесный союз — федерацию. Конфедерацией до 1787 г. были США. СССР в последние месяцы своего существования также начал преобразовываться в конфедерацию. Члены Верховного Совета СССР были делегированы союзными республиками. В состав Верховного Совета СССР депутаты избирались Верховными Советами союзных республик из числа депутатов Верховных Советов республик и Верховного Совета СССР, представлявших депутатов от соответствующей республики. Каждая республика имела один голос. В целях преобразования СССР предполагалось объединение союзных республик на основе Договора о Союзе Суверенных Государств, в проекте которого будущее объединение рассматривалось как конфедерация. Процесс превращения СССР в ССГ как конфедерацию был прерван Беловежскими решениями в декабре 1991 г. 21 декабря 1991 г. главами одиннадцати бывших союзных республик была принята Алма-атинская декларация, которая провозгласила образование Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращение существования СССР. Органами Содружества являются: Межпарламентская Ассамблея, Совет глав государств, Совет глав правительств, Межгосударственный экономический совет (МЭК) и др. Содружество стремится объединить свои усилия прежде всего в сфере экономической интеграции, стремится создать единое таможенное пространство, унифицировать законодательство и т. д. Заметим, что СНГ не является конфедерацией. Империи обычно создаются насильственным путем, путем завоевания и подчинения своему влиянию более слабых стран, хотя не исключаются случаи добровольного вхождения в империю с целью сохранения самого существования соответствующей страны, ее народа. Например, добровольное вхождение в состав России Украины, Грузии. Империя — это объединение под одной короной различных государств, подчиненных императору, законам империи. Степень зависимости от империи может быть различной: от, полной' зависимости до сохранения суверенитета в той или иной степени и установления договорных отношений между империей и ее составными частями. Например, в состав Свя-
щенной Римской империи (с Х в. до отречения от престола императора Франца в 1806 г.) кроме непосредственных владений императора входило около 1800 территориальных владений (княжества, графства, герцогства, епископаты, вольные и имперские города), в том числе семь курфюрств, наиболее крупных и более самостоятельных. На смену империи пришла конфедерация (Рейнский союз) из 34 суверенных монархий и четырех вольных городов. Единственным центральным органом бьш сейм, состоящий из представителей указанных монархий и городов, принимавший решения по общему согласию. В состав Российской империи входили: Польское королевство, Великое княжество Финляндское (королем польским и великим князем финляндским считался император России). В Польском королевстве существовал собственный сейм, в Финляндии — законодательный сейм и правительствующий сенат. В составе империи были также Кокандский и Бухарский эмираты. Формами объединения государств были личная уния, когда два суверенных государства оказываются объединенными одним монархом в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, и реальная уния — в результате соглашения государств. При этом их суверенитет сохраняется (Австро-Венгрия, уния Швеции и Норвегии в прошлом). Политический режим Политический режим — совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод фаждан. Следует отметить, что политический режим в большей степени отражает социально-политическую, глубинную сущность и назначение государства. Характеристика государства только с точки зрения форм правления и государственного устройства недостаточна. Это скорее всего именно внешние формы организации государства. Важно, как на самом деле функционирует государство, как осуществляется государственная власть, каким методам, способам властвования отдается предпочтение, какова при этом роль личности, социальных групп и общества в целом во влиянии на государство,
какова степень участия в политических процессах отдельного гражданина. Поэтому нельзя оценивать государство только с позиций форм государственного правления и устройства. Привлечение категории политического режима дает наиболее полное представление о конкретном государстве. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство с демократическим режимом для личности предпочтительнее, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим режимом. Проблема анализа и классификации политических режимов — это проблема такой науки, как политология. В этой науке существуют десятки названий политических режимов, как демократических, так и антидемократических. Ниже будет дана обобщенная характеристика антидемократических и демократических режимов. При антидемократическом режиме подданные (граждане) лишены политических и иных прав, никакого участия в управлении государством не принимают. Соответственно в таких режимах отсутствуют какие-либо институты демократии. Управление обществом осуществляется централизованным бюрократическим аппаратом. Разновидностями антидемократических режимов являются теократические и деспотические режимы Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, тоталитарные режимы современности (фашистский, военно-диктаторский режим, режим культа личности в социалистических странах). Демократический режим предполагает, во-первых, наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, должным образом гарантированных; во-вторых, наличие институтов представительной демократии, представительных органов, избираемых непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры (свободное, равное, всеобщее избирательное право при тайном голосовании, свобода выдвижения кандидатов и т. д.) и институтов непосредственной демократии (референдумы и т. д.), политический и идеологический плюрализм. Неизбежным элементом демократии является демократическое законодательство, закрепляющее систему демократических институтов (представительных органов, партий и других общественных объединений и т.д.). Непременное условие демократии — достаточно прочные законность и правопорядок в обществе, ибо в противном случае записанное в законах остается нереализованным. Одним из принципов демократии является решение вопросов большинством голосов (на референдуме, в представительных органах и др.). Однако подлинная демократия предполагает при этом и учет интересов меньшинства. Обстоятельная характеристика демократии как политического режима дана в главе о правовом государстве. Основные черты правового государства — это черты демократического режима.
Между двумя полюсами (демократический и антидемократический режимы) в реальной жизни могут быть смешанные режимы, с элементами того и другого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|