Определение физической работоспособности
Физическая работоспособность – это обобщенный показатель, характеризующий способность организма эффективно и без утомления производить физическую работу. Общая физическая работоспособность зависит в первую очередь от снабжения работающих мышц кислородом, которое обеспечивается респирацией (дыханием) и кровообращением. В случае высокой кардиореспираторной производительности утомление при работе наступает позже, что свидетельствует о высокой физической работоспособности. К числу специальных проб физической работоспособности относится определение максимального потребления кислорода (МПК). Наиболее распространённый метод состоит в ступенчатом нарастании нагрузки до максимума. На каждом уровне физической нагрузки забирают пробы выдыхаемого воздуха для определения потребления кислорода. Сначала потребление кислорода растёт, затем перестаёт повышаться, т. к. достигается «потолок» потребления кислорода. Существуют простые методы определения МПК с помощью расчетов, не требующие сложной аппаратуры. Одним из них является метод расчёта по формуле Добельна:
МПК = 1,29 × ∙ К (л/мин),
где: W – мощность работы в кг ∙ м/мин, 1,29 – поправочный коэффициент, Н – ЧСС, К – возрастной коэффициент, равный у взрослого 0,839. ЧСС и мощность работы определяются с помощью степ-теста, состоящего в циклическом восхождении на ступеньку с определённой частотой (20 циклов в минуту) в течение 4 минут. Одно восхождение состоит из 4 шагов: 1) ставится на ступеньку нога, 2) приставляется другая, 3) первая нога опускается на пол, 4) приставляется вторая. Каждый шаг делается под удар метронома (частота ударов 80 в минуту). Время работы задаётся по секундомеру. Сразу по окончанию работы подсчитывается пульс в течение 10 с и рассчитывается ЧСС в минуту. Зная вес испытуемого и высоту ступеньки (для мужчин 0,40 м, для женщин 0,30 м), по формуле рассчитывают мощность работы:
W = Р ∙ h ∙ n ∙ 1,5 (кгм / мин), где: Р – вес испытуемого (кг), h – высота ступеньки (м), n – количество циклов восхождения в минуту, 1,5 – поправочный коэффициент для взрослого. Далее МПК рассчитывается в мл на 1 кг массы тела испытуемого (для чего полученный при расчете по формуле МПК умножается на 1000 и делится на массу тела), и оценивается физическая работоспособность по нормативам, которые универсальны, независимо от возраста: Таблица 6. Нормативы физической работоспособности
Способность мышц противостоять утомлению и длительно сохранять свою работоспособность при выполнении нагрузки называется выносливостью. Различается силовая и скоростная мышечная выносливость отдельных групп мышц или организма в целом. В случае статической работы силовая выносливость определяется методом динамометрии, показателем её служит время удержания ½ от величины максимального усилия. Работоспособность (РС) мышц-сгибателей кисти при статической работе на кистевом динамометре рассчитывается как произведение силы мышц кисти (СМК) на время t удержания половинного от максимальной произвольной силы усилия: РС = СМК × t (кг с). В случае динамической работы работоспособность мышц изучается методом эргографии. Для оценки выносливости отмечается время работы t, а для расчёта работы А используют формулу А = Р × h (кг/м), где: Р – вес поднимаемого груза, h – суммарная высота подъёмов груза.
Цель работы: Изучить строение, функции и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, познакомиться с методиками оценки физической работоспособности и силовой выносливости мышц. Оборудование: ступенька для степ-теста высотой 0,35 м, медицинские весы, кистевой динамометр, секундомер, метроном, пальцевой эргоскоп. Рекомендации по оформлению работы:
Задание 1. Выполните степ-тест и произведите расчет МПК. Сделайте вывод об уровне своей физической работоспособности. МПК = л/мин МПК = мл/ мин × кг Задание 2. Определите силовую выносливость мышц кисти. Для этого с помощью кистевого динамометра измерьте показатель максимальной силы, снимите динамометр с фиксатора, включите секундомер и измерьте время удержания 50% максимального усилия в секундах. Рассчитайте РС, результат запишите и сделайте вывод о работоспособности мышц-сгибателей пальцев руки при выполнении статической работы. t = РС = Задание 3. При наличии на занятии пальцевого эргоскопа производите в ритме метронома 60 уд/мин активные сгибания и пассивные (под действием противовеса) разгибания среднего пальца руки, продетого в кольцо эргоскопа. Работу продолжайте до стадии мышечного утомления, на которой станет невозможным сохранить навязываемый ритм работы в 60 подъёмов груза за 1 минуту, отметьте время наступления этой стадии утомления по секундомеру. По ходу пробы отмечайте на закольцованной мерной ленте эргоскопа суммарную высоту h подъёмов груза Р. Рассчитайте выполненную работу по формуле, сделайте вывод о выносливости сгибателей пальца при динамической работе и их работоспособности. t = А =
Выводы:
Контрольные вопросы: 1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. 2. Рост и развитие костей. Понятие костного возраста. 3. Возрастные изменения строения и функции мышц. 4. Двигательные качества, их изменения с возрастом.
Занятие 7. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ Жизнедеятельность организма связана с расходованием веществ и энергии, которые восполняются с пищей. Рациональное питание должно обеспечить энергетические и пластические процессы обмена по принципу «необходимого и достаточного». При анализе питания школьников принимается во внимание потребность организма в питательных веществах и энергии, разнообразие пищевых продуктов в соответствии с их составом и значением, доброкачественность пищи, распределение питания в течение дня.
Сведения о нормах потребления с пищей энергии, белков, жиров и углеводов школьниками в зависимости от возраста и пола даны в таблице 7. В рациональном питании соотношение белков, жиров и углеводов рекомендуется 1:1:4. Животный белок должен составлять 60-65% белков пищи, а растительное масло – не менее 20% жиров. Легко усвояемые сахара не должны превышать 20% количества углеводов. Пища должна также обеспечивать организм витаминами и минеральными веществами. Необходимо учитывать время приемов пищи и интервалы между ними, которые должны составлять 3 – 4,5 часа. Рекомендуется четырехразовый режим питания. На завтрак должно приходиться 20-25% от общей суточной энергетической ценности пищи, на обед - 40-45%, на полдник - 10-20% и на ужин - 20%.
Цель работы: Изучить строение, функции и возрастные особенности органов пищеварения, научиться составлять суточный рацион в соответствии с энергетическим балансом организма школьника. Оборудование: калькулятор Рекомендации по оформлению работы: Задание 1. Проанализируйте меню–раскладку блюд по своему выбору. Для этого впишите в таблицу 9 с меню-раскладкой калорийность на 100 г продукта, пользуясь данными таблицы 8 содержания пищевых ингредиентов в 100 г. Например, лука репчатого в блюде 15 г, а калорийность 100 г лука 41 ккал. Следовательно, лук даст 15x41:100=6,15 ккал. (Аналогичным образом можно рассчитать содержание белка и других питательных веществ). Результаты расчетов впишите в таблицу 9 с меню-раскладкой: продуктов. Произведите расчет энергетической ценности каждого продукта по пропорции. Задание 2. Суммируйте энергетическую ценность всех продуктов выбранного меню и сопоставьте результат с нормой калорий на обед, составляющей 40 – 45 % суточной нормы. Сделайте вывод и откорректируйте суточное меню школьника в соответствии с требованиями гигиены питания.
Суммарная энергетическая ценность суточного меню = Таблица 7. Нормы потребления питательных веществ школьниками
Содержание пищевых ингредиентов в 100 г продукта дано в таблице 8:
Таблица 8. Содержание пищевых ингредиентов в 100 г продукта
Таблица 9. Меню-раскладка
Выводы:
Контрольные вопросы: 1. Обмен веществ, его фазы и виды. 2. Особенности обмена веществ у детей и подростков. 3. Витамины, их значение в обмене веществ. 4. Гигиенические требования к питанию детей и подростков. Занятие 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|