Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение физической работоспособности




 

Физическая работоспособность – это обобщенный показатель, характеризующий способность организма эффективно и без утомления производить физическую работу. Общая физическая рабо­тоспособность зависит в первую очередь от снабжения работающих мышц кислородом, которое обеспечивается респирацией (дыханием) и кровообращением. В слу­чае высокой кардиореспираторной производительности утомление при работе наступает позже, что свидетельствует о высокой физической работоспособности.

К числу специальных проб физической работоспособности отно­сится определение максимального потребления кислорода (МПК). Наи­более распространённый метод состоит в ступенчатом нарастании на­грузки до максимума. На каждом уровне физической нагрузки забирают пробы выдыхаемого воздуха для определения потреб­ления кислорода. Сначала потребление кислорода растёт, затем пере­стаёт повышаться, т. к. достигается «потолок» потребления кислорода.

Существуют простые методы определения МПК с помощью рас­четов, не требующие сложной аппаратуры. Одним из них является ме­тод расчёта по формуле Добельна:

 

МПК = 1,29 × К (л/мин),

 

где:

W – мощность работы в кг ∙ м/мин,

1,29 – поправочный коэффициент,

Н – ЧСС,

К – возрастной коэффициент, равный у взрослого 0,839.

ЧСС и мощность работы определяются с помощью степ-теста, состоящего в циклическом восхождении на ступеньку с определённой частотой (20 циклов в минуту) в течение 4 минут. Одно восхождение состоит из 4 шагов:

1) ставится на ступеньку нога,

2) приставляется другая,

3) первая нога опускается на пол,

4) приставляется вторая.

Каждый шаг делается под удар метронома (частота ударов 80 в минуту). Время работы задаётся по секундомеру. Сразу по окончанию работы подсчитывается пульс в течение 10 с и рассчитывается ЧСС в минуту. Зная вес испытуемого и высоту ступеньки (для мужчин 0,40 м, для женщин 0,30 м), по формуле рассчитывают мощность работы:

W = Р ∙ h ∙ n ∙ 1,5 (кгм / мин),

где:

Р – вес испытуемого (кг),

h – высота ступеньки (м),

n – количество циклов восхождения в минуту,

1,5 – поправочный коэффициент для взрослого.

Далее МПК рассчитывается в мл на 1 кг массы тела испытуемого (для чего полученный при расчете по формуле МПК умножается на 1000 и делится на массу тела), и оценивается физическая работоспособность по нормативам, которые универсальны, независимо от возраста:

Таблица 6. Нормативы физической работоспособности

МПК в мл /мин × кг Оценка работоспособности
Мужчины Женщины
55-60 50-54 45-49 44 и ниже 45-60 40-44 35-39 34 и ниже Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

 

 

Способность мышц противостоять утомлению и длительно сохранять свою работоспособность при выполнении нагрузки называется выносливостью. Различается силовая и скоростная мышечная выносливость отдельных групп мышц или организма в целом.

В случае статической работы силовая выносливость определяется методом динамометрии, показателем её служит время удержания ½ от величины максимального усилия. Работоспособность (РС) мышц-сгибателей кисти при статической работе на кистевом динамометре рассчитывается как произведение силы мышц кисти (СМК) на время t удержания половинного от максимальной произвольной силы усилия:

РС = СМК × t (кг с).

В случае динамической работы работоспособность мышц изучается методом эргографии. Для оценки выносливости отмечается время работы t, а для расчёта работы А используют формулу

А = Р × h (кг/м),

где: Р – вес поднимаемого груза,

h – суммарная высота подъёмов груза.

 

Цель работы: Изучить строение, функции и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, познакомиться с методиками оценки физической работоспособности и силовой выносливости мышц.

Оборудование: ступенька для степ-теста высотой 0,35 м, медицинские весы, кистевой динамометр, секундомер, метроном, пальцевой эргоскоп.

Рекомендации по оформлению работы:

 

Задание 1. Выполните степ-тест и произведите расчет МПК. Сделайте вывод об уровне своей физической работоспособности.

МПК = л/мин

МПК = мл/ мин × кг

Задание 2. Определите силовую выносливость мышц кисти.

Для этого с помощью кистевого динамометра измерьте показатель максимальной силы, снимите динамометр с фиксатора, включите секундомер и измерьте время удержания 50% максимального усилия в секундах. Рассчитайте РС, результат запишите и сделайте вывод о работоспособности мышц-сгибателей пальцев руки при выполнении статической работы.

t = РС =

Задание 3. При наличии на занятии пальцевого эргоскопа производите в ритме метронома 60 уд/мин активные сгибания и пассивные (под действием противовеса) разгибания среднего пальца руки, продетого в кольцо эргоскопа. Работу продолжайте до стадии мышечного утомления, на которой станет невозможным сохранить навязываемый ритм работы в 60 подъёмов груза за 1 минуту, отметьте время наступления этой стадии утомления по секундомеру. По ходу пробы отмечайте на закольцованной мерной ленте эргоскопа суммарную высоту h подъёмов груза Р. Рассчитайте выполненную работу по формуле, сделайте вывод о выносливости сгибателей пальца при динамической работе и их работоспособности.

t = А =

 

Выводы:

 

Контрольные вопросы:

1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

2. Рост и развитие костей. Понятие костного возраста.

3. Возрастные изменения строения и функции мышц.

4. Двигательные качества, их изменения с возрастом.

 

Занятие 7.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Жизнедеятельность организма связана с расходованием веществ и энергии, которые восполняются с пищей. Рациональное питание должно обеспечить энергетические и пластические процессы обмена по принципу «необходимого и достаточного».

При анализе питания школьников принимается во внимание потребность организма в питательных веществах и энергии, разнообразие пищевых продуктов в соответствии с их составом и значением, доброкачественность пищи, распределение питания в течение дня.

Сведения о нормах потребления с пищей энергии, белков, жиров и углеводов школьниками в зависимости от возраста и пола даны в таблице 7.

В рациональном питании соотношение белков, жиров и углеводов рекомендуется 1:1:4. Животный белок должен составлять 60-65% белков пищи, а растительное масло – не менее 20% жиров. Легко усвояемые сахара не должны превышать 20% количества углеводов. Пища должна также обеспечивать организм витаминами и минеральными веществами.

Необходимо учитывать время приемов пищи и интервалы между ними, которые должны составлять 3 – 4,5 часа. Рекомендуется четырехразовый режим питания. На завтрак должно приходиться 20-25% от общей суточной энергетической ценности пищи, на обед - 40-45%, на полдник - 10-20% и на ужин - 20%.

 

Цель работы: Изучить строение, функции и возрастные особенности органов пищеварения, научиться составлять суточный рацион в соответствии с энергетическим балансом организма школьника.

Оборудование: калькулятор

Рекомендации по оформлению работы:

Задание 1. Проанализируйте меню–раскладку блюд по своему выбору.

Для этого впишите в таблицу 9 с меню-раскладкой калорийность на 100 г продукта, пользуясь данными таблицы 8 содержания пищевых ингредиентов в 100 г. Например, лука репчатого в блюде 15 г, а калорийность 100 г лука 41 ккал. Следовательно, лук даст 15x41:100=6,15 ккал. (Аналогичным образом можно рассчитать содержание белка и других питательных веществ). Результаты расчетов впишите в таблицу 9 с меню-раскладкой:

продуктов. Произведите расчет энергетической ценности каждого продукта по пропорции.

Задание 2. Суммируйте энергетическую ценность всех продуктов выбранного меню и сопоставьте результат с нормой калорий на обед, составляющей 40 – 45 % суточной нормы. Сделайте вывод и откорректируйте суточное меню школьника в соответствии с требованиями гигиены питания.

Суммарная энергетическая ценность суточного меню =

Таблица 7. Нормы потребления питательных веществ школьниками

Ингредиенты пищи Возрастно-половые группы школьников
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет
мальчики и девочки мальчики девочки мальчики девочки
Энергетическая ценность, кДж, (кКал)   (2300)   (2700)   10251 (2450)   12134 (2900)   10878 (2600)
Белки, г. Всего Животного происхождения          
Жиры, г. Всего Растительные   93 19   100 20 90 18
Углеводы, г          

 

Содержание пищевых ингредиентов в 100 г продукта дано в таблице 8:

 

Таблица 8. Содержание пищевых ингредиентов в 100 г продукта

Продукты питания Белки, г Жиры, г Углеводы, г Килокалории
Мука пшеничная Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Крупа манная Крупа гречневая Рис Сахар-песок Молоко Сметана Масло сливочное Мясо Масло растительное Колбаса любительская Яйца куриные Рыба Капуста квашеная Огурцы соленые Картофель Морковь Свекла Лук репчатый Томат-паста Горошек зеленый 10,3 6,6 6,7 11,3 12,6 7,0 2,8 2,1 0,6 18,9 13,7 17,7 16,0 0,8 2,8 1,2 0,9 0,8 2,3 4,0 3,1 0,9 1,0 0,7 2,6 0,6 3,2 28,2 82,5 12,4 99,9 22,8 11,6 3,6 0,2 74,2 42,5 50,3 73,3 68,0 77,33 99,8 4,7 3,1 0,9 0,7 1,8 1,3 14,0 5,7 7,7 7,7 19,9 7,1  

 

Таблица 9. Меню-раскладка

Блюда по выбору Раскладка продуктов Вес, г кКал/ 100 г продукта кКал / вес продукта
Винегрет: картофель морковь свекла квашеная капуста репчатый лук соленые огурцы зеленый горошек уксус по вкусу      
Борщ с мясом мясо масло сливочное сметана свекла квашеная капуста картофель томат-паста лук репчатый вода 400 мл    
Оладьи манные манная крупа молоко яйцо куриное масло сливочное сахар ½ шт.    
Борщ на овощном бульоне: свекла квашеная капуста картофель морковь томат-паста масло сливочное сметана вода      
Яичный омлет яйца куриные молоко масло сливочное 2 шт.    
Суп на молоке крупа рисовая молоко масло сливочное яйцо куриное вода ½ шт.    
Суфле рыбное Рыба масло сливочное мука пшеничная яйцо куриное молоко ½ шт.    
Тефтели мясные мясо рис масло сливочное      
Гарнир из каши гречневой масло крупа гречневая лук репчатый      
Колбаса жареная колбаса масло сливочное      
Гарнир из картофеля жареного картофель масло растительное огурец соленый        
Гренки с овощами     хлеб пшеничный молоко яйцо куриное сахар масло сливочное сметана морковь горошек зеленый ¼ шт.    
Зразы манные с мясом мясо крупа манная молоко масло сливочное      
Картофельные котлеты картофель пшеничная мука молоко масло сливочное яйцо куриное ½ шт.    
Рыба, жареная в тесте рыба масло растительное мука пшеничная яйцо куриное сахар сметана 1/2    
Бисквит мука пшеничная сахар яйцо куриное 1 шт.    
Чай с сахаром сахар чай вода      

 

Выводы:

 

 

Контрольные вопросы:

1. Обмен веществ, его фазы и виды.

2. Особенности обмена веществ у детей и подростков.

3. Витамины, их значение в обмене веществ.

4. Гигиенические требования к питанию детей и подростков.

Занятие 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...