Гигиеническая оценка классного помещения и мебели
Размеры классной комнаты приняты около 50 м2, при длине ее не более 9 м и ширине не более 6,3 м. Площадь на 1 ученика младших классов 1,25 м², старших классов - 1,4 м². Высота комнаты не менее 3 м. Температура воздуха в классе должна быть 18-20°, влажность 30-60%, скорость движения воздуха 0,3-0,4 м/с. Температура батарей водного отопления допускается не выше 70°, панелей при лучистом отоплении - 30-35°, факела воздуха при воздушном отоплении - 40°. Естественная вентиляция осуществляется с помощью фрамуг и форточек, отношение площади которых к площади пола (коэффициент аэрации КА) составляет не менее 1/50. Рекомендуется для принудительной приточной вентиляции устройство, обеспечивающие 16 м³ воздуха на 1 ученика в 1 час (в мастерских 20 м³). Предельно допустимая концентрация ПДК СО2 = 0,1%. Наилучшей ориентацией окон считается южная, восточная, юго-восточная, юго-западная. Северная ориентация не разрешается (допускается для мастерских), западная ограничивается. Коэффициент разрыва КР от соседних зданий должен составлять не менее 2,5 высоты противостоящего окнам здания. Коэффициент естественного освещения КЕО рассчитывается как отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи, его допустимая величина не менее 1,5%. Световой коэффициент СК рассчитывается как отношение площади окон к площади комнаты, величина СК равна 1/4, в сельской местности допускается 1/5. Коэффициент заглубления КЗ составляет отношение высоты верхнего края окна от пола к ширине классной комнаты, его норма 1/2. Поток света в классе устанавливается слева от учащихся. Окраска интерьера рекомендуется матовая в светлых тонах. Искусственное освещение лампами накаливания должно обеспечить освещенность 150 лк, люминесцентными лампами – 300 лк. Используются для ламп накаливания светильники ПКР-300 или СК-300 с лампами мощностью 300 вт, для люминесцентных ламп мощностью 40 вт светильники ЛС, ЛП, ШОД. Удельная мощность освещения УМО определяется отношением суммарной мощности ламп к площади помещения. При лампах накаливания УМО равен 40-48 вт/м, при люминесцентных – 20-24 вт / м². Высота подвеса светильников – не выше 2,8 м.
Используется ученическая мебель пяти групп в соответствии с ростом.
Таблица 10. Стандартизация ученической мебели
Правильная посадка обеспечивается индивидуальным подбором мебели. Школьник должен сидеть прямо, с легким наклоном вперед, тетрадь или книга на расстоянии 30-35 см от глаз. Опора осуществляется на сидение ягодицами и 2/3 бедра, на спинку стула спиной в области поясницы, на крышку стола предплечьями, на пол подошвами ног при согнутых под прямым или тупым углом тазобедренном и коленном суставах. Плечи находятся на одном уровне. Дистанция спинки парты устанавливается на 3-5 см больше переднезаднего размера туловища, высота сидения равна длине голени со стопой плюс высота каблука, дистанция сидения отрицательная (край стула задвинут под край стола на 3-5 см) или нулевая, дифференция парты (высота стола над стулом) соответствует высоте локтя опущенной на сиденье руки плюс 5-6 см. Для правильного рассаживания учеников в классе должно быть 2-3 группы мебели. Парты расставляются в 3 ряда с проходами между ними 70 см, от стен 60 см, от первой парты до доски 2,2 - 2,5 м. Доски используют ленточные, раздвижные, створчатые с разным покрытием: темно-зеленого, темно-коричневого или черного цвета. Высота подвеса доски от пола 80-90 см.
Цель работы: познакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещению школы, учебным классам и оборудованию; освоить методику гигиенической оценки учебного класса и школьной мебели. Оборудование: калькулятор, рулетки, компас, гигрометр психрометрический, люксметр Рекомендации по оформлению работы: Задание 1. Произведите соответствующие наблюдения, измерения и расчеты и заполните таблицу 11. Таблица 11.
Сделайте выводы о соответствии параметров учебной аудитории гигиеническим требованиям. Выводы: Контрольные вопросы:
Занятие 9. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАСПИСАНИЯ УРОКОВ
Дневная учебная нагрузка должна соответствовать возрастным возможностям учащихся и планироваться с учетом суточной и недельной динамики умственной работоспособности. Допустимая нагрузка с учетом возраста учащихся дана в таблице 12:
Таблица 12. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка
При пятидневной учебной неделе допустимая недельная нагрузка составляет в первом классе 20 часов, во 2 – 4 классах – 22 часа, в 5-м классе – 28 часов, в 6 классе – 29 часов, в 7 классе – 31 час, в 8 – 9 классах – 32 часа, в 10 – 11-м классах – 33 часа. Для первоклассников в целях адаптации рекомендуется за день в сентябре не более 3 уроков по 35 минут, во 2 четверти не более 4 уроков по 35 минут, во втором полугодии – согласно норме.
В понедельник работоспособность невелика, поэтому в расписание следует включать не самые трудные уроки. Наибольшая работоспособность отмечается во вторник и среду, с четверга она снижается и наименьшей становится в субботу. Первый урок при занятиях в первую смену отличается высокой, но не максимальной работоспособностью. Самая высокая работоспособность наблюдается на 2-3-м уроках, здесь возможно проведение наиболее трудных уроков и контрольных работ. На 4-м уроке умственная работоспособность начинает падать до минимальной к 6-му уроку. Второй максимум работоспособности возникает с 16 до 18 часов, к этому времени следует приурочить наиболее трудные уроки на занятиях во вторую смену или выполнение домашних заданий. Следует отметить, что подразделение уроков по степени трудности довольно относительно. Условно их подразделяют так: Таблица 13. Распределение предметов по трудности:
В соответствии с 11-балльной классификацией учебные дисциплины распределяются следующим образом: 11 баллов – математика, 10 – иностранный язык, 9 – физика и химия, 8 - история, 7- русский язык, 6 – биология, география, литература, 5 – физкультура, 4 – труд, 3 – черчение, 2 – рисование, 1 – пение. Разумеется, такая градация довольно условна. Кроме того, в младших классах уроки письма и чтения оказываются более трудоемкими, чем математика.
В школьном расписании предусматривается чередование нагрузок и отдыха. Следует учесть, что отдых может быть активным, в виде смены деятельности. Активному отдыху способствует чередование уроков с умственными и физическими нагрузками, точных и гуманитарных, требующих письма и устной работы. Необходимо избегать сдвоенных уроков по одному предмету. Сдваивание уроков допускается по труду, физической культуре для занятий лыжным бегом, в старших классах - по математике для написания контрольных работ, по литературе для сочинения, по физике и химии для лабораторных работ.
Цель работы: познакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; освоить методику гигиенической оценки расписания учебных занятий. Оборудование: бланки расписания учебных занятий средней школы Рекомендации по оформлению работы: Задание 1. Данные предложенного для анализа расписания занесите в таблицу, предварительно указав школу, класс, время начала занятий. Сравните данные расписания с учебным планом: Таблица 14. Базовый учебный план общеобразовательной школы
Особое внимание обратите на положение уроков труда (их рекомендуется ставить на 3-4 уроках) и физкультуры (4-й урок, а по некоторым данным лучше последним уроком), способствующих повышению умственной работоспособности. Уроки труда и физкультуры лучше ставить через день. Заполните рабочую таблицу 15. Таблица 15. Гигиенический анализ расписания уроков
Задание 2. Составьте собственный вариант расписания, удовлетворяющий всем требованиям школьной гигиены: Собственный вариант расписания:
Выводы: Контрольные вопросы: 1. Гигиенические принципы умственного труда 2. Гигиенические требования к уроку 3. Гигиенические требования к расписанию уроков. 4. Гигиеническая организация перемен.
Коллоквиум Тема: Особенности роста и развития детей и подростков Вопросы для подготовки:
1. Понятие здоровья и оценка физического развития детей. Группы здоровья. Состояние здоровья и комплекс показателей физического развития детей и подростков. 2. Роль неблагоприятных факторов среды в формировании заболеваний у детей. Распространенность заболеваний у детей и связь с возрастом. Профилактические мероприятия. 3. Понятие о внутренней среде организма, определение гомеостаза, его значение, понятие о кроветворении, состав, функции и возрастные особенности крови, определение иммунитета, его виды и возрастные особенности. 4. Характеристика периода новорождённости – первого этапа внеутробной жизни. 5. Характеристика грудного или младенческого периода развития. 6. Характеристика периода формирования молочных зубов. 7. Развитие детей преддошкольного возраста. 8. Развитие детей дошкольного возраста. 9. Особенности развития детей младшего школьного возраста. 10. Особенности развития детей в препубертатном возрасте. 11. Особенности периода полового созревания (дети старшего школьного возраста).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|