Пробелы в праве и их восполнение
Пробел в праве — это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права, или иначе — это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствует. Пробелы бывают первоначальные, возникающие в силу ряда причин (недостатки юридической техники, проработки нормативного акта, непоследовательность или медлительность законодателя и т. д.) с момента принятия законов или иных нормативных актов, и последующие. Последующие также называются пробелами эволюции, они возникают в силу развития общественных отношений, отставания законодательства от этого развития, в результате чего появляютсяУювые отношения, которые старое законодательство не могло предусмотреть., Пробелы должны восполняться путем правотворчества. Однако следует иметь в виду, что суд не может отказать в правосудии, и тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии соответствующих норм права. В этом случае он принимает решение по аналогии закона или по аналогии права. При аналогии закона складывается следующая ситуация: 1) имеется факт (отношение), требующий правового раз-гпиения; 2) отсутствует норма, его предусматривающая; 3) отсутствует обычай делового оборота, рассчитанный на |,|пное отношение; 4) отношение не урегулировано соглашением сторон; 5) имеется в наличии норма, предусматривающая сходные, аналогичные факты (отношения). Дело решается на ос-ноис нормы,, регулирующей сходное отношение. При аналогии права наличествуют те же обстоятельства, ч | о и при аналогии закона, указанные в п. 1—4, но отсутствует норма, предусматривающая сходные отношения. В этом слу-•|.|с дело решается на основе общих начал, смысла законода-н-цьства и требований добросовестности, разумности и спра-игдливости. Указанный порядок решения дел при пробелах в н1);и»е предусмотрен в ст. 10 ГПК РСФСР, в ст. 11 АПК РФ и |>олес обстоятельно в ст. 6 ГК РФ.
По аналогии решаются только дела, которые рассматри-11,1 клея в порядке гражданского и арбитражного процессуальною законодательства. В уголовных делах и делах об админи-| 11);1 тивных нарушениях аналогия не применяется. Согласно '1.14 УК РФ преступлением является лишь такое деяние, ко-п «рос предусмотрено этим кодексом, а административным ир.шонарушением является лишь то виновное деяние, которое предусмотрено КоАП РСФСР. Здесь действует принцип: нгг преступления без указания о том в законе. Ст. 3 УК РФ |,и|рсщает применение уголовного закона по аналогии. Акты применения права Акт применения права — это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу. Этот акт имеет индивидуальный, персонифицированный тракте?. Он относится к конкретным субъектам (персонам), которые названы в акте по имени. Правоприменительный акт конкретизирует норму права применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям. 11рава и обязанности адресатов в правоприменительном акте определяются точно и определенно. Он является обязательным не только для его. адресатов, но и для других субъектов, которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое значение (например, на основе судебного решения бюро технической инвентаризации обязано зарегистрировать гражданина в качестве собственника домостроения, бухгалтерия организации — удерживать алименты, исправительно-трудовые учреждения — исполнять приговор и т. д.).
Акт применения — официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта (постановление, приказ, решение, приговор и т.д.), название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц. По своей структуре акты применения могут быть весьма простыми (например, указ Президента РФ о назначении на какую-либо должность) или достаточно сложными (акты судов), состоящими из структурных частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной. Необходимо знать, что многие юридические акты могут быть как правоприменительньши, так и нормативными (указы, постановления, решения, приказы). Поэтому по названию акта нельзя определить, является ли акт нормативным или правоприменительньш, необходимо обратиться к их содержанию. Нормативный акт носит общий характер, содержит в себе нормы права, правоприменительньш же акт носит индивидуальный характер. Виды и функции правоприменительных актов. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты представительных органов, органов управления, судебные акты, акты контрольно-надзорных органов. По содержанию эти акты можно подразделить на: ак-ты-регламентаторы, определяющие, конкретизирующие права и обязанности (например, решение о назначении пенсии); правовосстановительные акты (решение о восстановлении незаконно уволенного на работе); акты-санкции, определяющие меры ответственности за правонарушение. В правовом регулировании акты применения права осуществляют разные функции. Во-первых, акты применения выступают как юридические факты. Они являются элементом юридического (фактического) состава, причем элементом (фактом), завершающим указанный состав. С вынесением •ггого акта возникает, изменяется или прекращается правоотношение. При назначении пенсии к фактам, установленным документально (стаж работы, возраст, размер зарплаты, наличие иждивенцев), добавляется акт применения. С его вынесением юридический состав как совокупность фактов окончательно сформировался, в результате чего возникает правоотношение с точно определенными правами и обязанностями сторон.
Во-вторых, акт применения — это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме «привязываются» к персонально определенным субъектам. В-третьих, в актах применения реально проявляются властность, принудительность права. В нормах права принуждение выступает в качестве потенциального, возможного, в актах применения оно обретает характер реального, конкретного принуждения, обращенного к конкретным субъектам. В-четвертых, с помощью властных актов применения обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий. Обязанное лицо принуждается к конкретным действиям в целях обеспечения права, например восстановить незаконно уволенного на работе, возместить причиненный вред и т. д. Типы правоприменения Правоприменение осуществляется различными органами, по разной процедуре, преследует разные цели. По этим признакам можно выделить три основных типа правоприменения. Судебный тип правоприменения. Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатами решения не находится. Судья лично в решении не заинтересован. Заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дел. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами. Применение состоит в установлении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна. Решение индивидуально. Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, которое он занимает в соответствующей иерархической структуре, а частично из характера дел. Решение выступает как средство оперативного руководства деятельностью организации или в случаях конфликтов, но только подчиненных ему субъектов. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам, но может касаться и целой группы лиц (общие распоряжения). Решение выступает как средство управления.
Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация. Рассмотрение дел регулируется законом, отчасти ведомственными инструкциями. Решения принимаются в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дел. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|