Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные черты системы права. Отрасль права. Правовой институт




Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты нрава;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непротиворечивостью.

Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государ­ством с помощью права, единой волей государства, выражен­ной в праве.

Единство и целостность праву как системе придают сис-темообразующие связи различного характера. Это прежде все­го связи генетические (связи происхождения).

Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений. Един­ство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, соци­альных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему основополагающих ценностей, признанных в обще­стве, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве в виде прин-


ципов (основных идей), на которых строится вся система пра­ва и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.

Функциональные связи норм права —- это другой вид сис-темообразующих связей, выражающих единство права. Право — это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда). Специализация в свою очередь необходи­мо предполагает наличие между ними связей взаимодействия.

Здесь мы наблюдаем прежде всего связи субординации (иерархические), связи формальной субординации, подчине­ния одних норм другим, иерархически высшим; связи норм права и основополагающих принципов права как связи со­держательного характера, содержательную подчиненность норм принципам; охранительные связи, вытекающие из раз­личия регулятивной и охранительной функций права.

Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регу­лирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нор­мами охранительными, составляющими отдельные охрани­тельные отрасли (уголовное право) или охранительные инс­титуты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).

Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, ре­ализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы пра­ва, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.

Связи управления определяются тем, что вправе заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизи­онных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворче-ства.

Разделение права на отдельные части (отрасли и институ­ты) объясняется определенными различиями, которые и обус­ловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.


Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими об­щественными отношениями. Система права отражает струк­туру (систему) реально существующих общественных отноше­ний, которые и предопределяют систему права.

Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической си­лой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая спе­цифическим методом качественно однородные обществен­ные отношения.

Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следова­тельно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регули­рует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимост­ном выражении (род отношений), а такие институты граж­данского права, как подряд, наследственное право и др., ре­гулируют лишь определенную часть имущественных отноше­ний. Институт подряда объединяет все нормы, регулирую­щие вид имущественных отношений, которые Вытекают из договора подряда, а институт наследственного права — вид имущественных отношений, вытекающих из права наследо­вания.

16.2. Основания разграничения норм права по отраслям

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют обществен­ные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обус­ловливает различие норм права и группирование их по отрас­лям. Каждой отрасли соответствует определенная часть каче-


ственно однородных общественных отношений. Так, предме­том регулирования отрасли трудового нрава являются трудовые отношения, административного права — отноше­ния, складывающиеся в сфере исполнительно-распоряди­тельной деятельности органов государственного управления, и т. д.

Общественные отношения, составляющие предмет регу­лирования отдельной отрасли права, должны быть качествен­но однородными с точки зрения их общественно-политиче­ской характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную от­расль- Если учитывать несущественные, например техниче­ские, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.

Метод правового регулирования представляет собой сово­купность приемов, способов воздействия права на определен­ную область общественных отношений. Если предмет право­вого регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли пра­ва, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особеннос­тей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным обра­зом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юри­дических последствий (санкций), способе защиты прав.

Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права- Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от дру­га участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты адми­нистративного правового отношения, как правило, неравно­правны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.

Метод правового регулирования проявляется также в ха­рактере оснований возникновения и движения правоотноше­ний, т. е. в характере юридических фактов (отраслям админи­


стративного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, граж­данскому праву— сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неус­тойки, возмещение причиненного ущерба и т. д., для уголов­ного — лишение свободы, конфискация имущества, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (ос­новной формой защиты гражданских субъективных прав яв­ляется судсимаи vi арбйТр^^й^, ДЛ^ ТрУлС^иГС ираБа ~ с учас­тием профсоюзов и судебная, финансового права — админи­стративная и судебная и т. д.).

Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регули­рования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взя­тым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы пра-на на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами граждан­ского, административного права, но осуществляется это ре­гулирование разными методами.

В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдель­ные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «ав-юритарный» (властный) метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному и в оп­ределенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования.

Отрасли российского права

В систему российского права входят следующие отрасли:

конституционное, административное, финансовое, земель­ное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправи-гельно-трудовое, уголовно-процессуальное, граждан с ко-про­цессуальное право и др. Последние две отрасли права явля­ются процессуальными, а остальные — материальными отрас­лями.


Конституционное право — ведущая отрасль права. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу обществен­но-государственного строя. В нормах конституционного пра­ва закрепляются права и свободы граждан, экономическая ос­нова общества (плюрализм форм собственности), система ор­ганов государственной власти, порядок их формирования и т. д.^Нормы.конституционного права содержатся в консти­туциях и лоугих законах (например, в законах об ""с^ОвдО-ченном о правах человека, о конституционном суде и др.).

'„. Административное право — совокупность норм, регули­рующих отношения, которые складываются в процессе осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Нормы администра­тивного права определяют структуру и компетенцию минис­терств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятель­ности различного рода предприятий, учреждений просвеще­ние-здравоохранения, культуры и т. д.

^•В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответ­ственности, контроля^ (ведомственного, различных инспек­цией т.д.).

Источниками административного права являются Основы ' административного законодательства, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, законы, указы, поста­новления Правительства Российской Федерации, прави­тельств республик, уставы, положения, приказы и инструк-ци^ министерств и ведомств и др,^

^Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неиму­щественные отношения. Оно закрепляет отношения собст­венности и иные неимущественные отношения, складываю­щиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строитель­ство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др^-4

К источникам гражданского права относятся: Основы гражданского законодательства, Гражданский кодекс Россий­ской Федерации, законы о собственности, о предприятиях и т.д.


\Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских тру­довых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заяв­лений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет приза и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламенты пует деятельность нотари­альных и арбитражных органов-

Источниками граждане ко-процессуального права явля­ются Основы гражданско" процессуального законодательства, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о но­тариате и др.

.' Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, ко­торые возникают в процессе расследования и судебного раз­бирательства дел, связанных с преступлениями. Нормы дан­ной отрасли права определяют порядок и условия возбужде­ния и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (до­проса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, об­жалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, по­терпевшего, эксперта, свидетеля и т. д.

• -Особой отраслью права является международное право, ко­торое представляет совокупность норм, регулирующих отно­шения между государствами- Оно не входит в систему права ни одного государства. Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, •заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций. Соблюдение норм международ­ного права обеспечивается государствами — участниками международно-правовых отношений.

Этот перечень отраслей права, безусловно, не является исчерпывающим.

16.4. Частное и публичное право

Традиция деления права на частное и публичное восхо­дит к римскому праву- Римский юрист Ульпиан писал: «Пуб­личное право — то, которое относится к положению Римско-


го государства, частное относится к пользе отдельных лиц:

существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении (см.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1, ти­тул 1). Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное— общие, об­щегосударственные (публичные) интересы. Важным являет­ся и. то, что защита интересов в частном праве осуществляет­ся по инициативе самих заинтересованных ЛйЦ, С. ПубЛичпО;,;

праве — по обязательному предписанию закона должност­ными лицами. Публичное право есть сфера власти и подчи­нения, частное право — сфера свободы и частной иници­ативы.

В сферу действия частного права входят отношения част­ной собственности, обязательственные отношения, отноше­ния, вытекающие из договоров, наследственные и др. К от­раслям, институтам частного права обычно относят граждан­ское, семейное, наследственное и др.

Следует отметить, что советская юридическая наука не признавала деление советского права на частное и публичное. Основными мотивами отрицания такого деления было, во-первых, то, что частное право в своей основе имеет част­ную собственность. Коль скоро таковая отсутствует, то отсут­ствует и частное право. Во-вторых, ссылались на записку В, И. Ленина к наркому юстиции Д. И. Курскому в связи с составлением гражданского кодекса, в которой было сказано, что советская власть ничего частного в области хозяйства не признает, все здесь является публично-правовым.

Небезынтересно по этому поводу высказывание видного дореволюционного русского юриста И. А. Покровского, ко-торьш-утверХдал, что социализм в области права равнозначен публично-правовому началу и поэтому исключает возмож­ность существования частного права. Однако не все соци­алисты отрицали частное право. Так, К. Каутский считал до­пустимой при социализме частную собственность на жилье, мастерские и т. п. и признавал деление права на частное и публичное.

В наше время создания рыночной экономики, допущения частной собственности признается существование частного права. Можно сказать, что идет формирование этого права.

Отметим, что деление права на частное и публичное ха­рактерно для систем права, входящих в семью романо-гер-


манских правовых систем. Англосаксонское право такого де-исния не знает. Здесь все право является публичным. Не знает деления права на частное и публичное мусульманское право.

Деление права на частное и публичное отрицал и фран­цузский конституционалист Леон Дюги, основатель солида-ристской теории права. С его точки зрения, нет права частной собственности, собственность есть социальная функция. Той же позиции придерживается и нормативист Г. Кельзон.

Многие представители других школ и направлений евро­пейской юридической мысли также не признавали такого де­ления, считая, что это не более, чем дань традиции, поддер­живаемой университетами.

Существуют разные подходы к делению права на частное и публичное. Одни за основу деления берут материальный признак (чьи интересы, чью пользу выражает соответствую­щая часть права). Публичное право служит государственным, публичным интересам, частное — отдельным лицам. Однако против этого приводились определенные аргументы, утверж-цалось, что общие интересы — это совокупность частных ин-юресов, защищая частные интересы, право защищает и об­щие, и наоборот.

Недостаток деления права на частное и публичное по ма-юриальному признаку (цели, польза, интересы) пыталась уст­ранить теория способов охраны интересов (юридический признак). В области частного права защита интересов осу­ществляется по инициативе самого интересанта (управомо-•юнного), а в области публичного права — по инициативе пуб­личной власти. Но и эта теория имеет свои недостатки. К какому праву, например, относить иски прокурора в инте­ресах отдельных лиц? В результате возникает комбинирован­ная теория (Тон, Иеринг), которая учитывает и характер ин-юреса, и способы его защиты.

М. М. Агарков считает, что делению на частное и пуб-ничное право подлежат не отрасли и институты, а субъектив­ные права. И в этом есть, несомненно, рациональное зерно. Например, гражданское право традиционно относится к ча-(гному праву, но оказывается, что в ГК РФ преимущественно издержатся императивные нормы, характерные для публич­ного права, диспозитивных же норм меньшинство.

Можно отметить, что проблема деления права на частное и публичное нуждается в дальнейшем исследовании. Это тем


более важно, что в современных условиях мы наблюдаем так называемую публицизацию частного права, которая проявля­ется в том, что в сферу частного права вторгаются элементы публично-правового регулирования. Заметим в связи с этим, что в России мы наблюдаем противоположную тенденцию — «приватизацию» публичного права, вызванную переходом к рыночной экономике. Здесь важно не допустить как излиш­нюю публицизацию, так и «приватизацию» права.

Публицизация частного права была вызвана интервенци­ей государства в экономические и социальные отношения с целью защиты общих интересов, а также защиты интересов слабых субъектов рыночной экономики (рабочего — от рабо­тодателя, потребителя — от производителя и торговца). Заме­тим, что, например, трудовое право отпочковалось от граж­данского права в результате публицизации той части граждан­ского права, которая распространялась на трудовые отноше­ния. И это было сделано в интересах субъектов, продающих свою рабочую силу. Возникновение института прав потреби­теля также было вызвано необходимостью защиты слабой сто­роны рыночных отношений — потребителя.

Частноправовое регулирование характеризуется следую­щими принципами:

— признание и защита частной собственности;

— независимость, автономность субъектов частного права;

— равенство субъектов частного права;

— свобода договоров.

Именно в эти моменты частноправового регулирования вторгаются публично-правовые методы, что выражается в оп­ределенном ограничении права частной собственности, огра­ничении свободы договоров, постановке в привилегирован­ное положение слабых субъектов рыночных отношений. На­пример, существенно ограничивается свобода распоряжения земельной собственностью, в особенности сельскохозяйст­венного назначения, государство иногда регламентирует та­рифы и цены монополий, в особенности естественных, пред­писывает определенные требования к качеству продукции, ус­танавливает офаничения в целях экологической безопаснос­ти и т. д.

Публицизация частного права, вторжение публично-пра­вовых начал в сферу рыночных отношений в конечном счете


преследует цель защиты интересов всего общества: ограни­чить рыночную стихию и тот беспредел, который может исхо-шть от сильных субъектов экономики. В современных усло-пиях предпочтительной является социально ориентирован­ная, регулируемая рыночная экономика. Такая экономика не-позможна без вторжения в рыночные отношения публично-правовых начал.

Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что здесь необхо­дима золотая середина— оптимальное соотношение част­ноправовых и публично-правовых начал. Излишняя публи-цизация сковывает инициативу субъектов рыночной эконо­мики, а ее отсутствие ведет к хаосу, к непредвиденной стихии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...