Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности формирования географических представлений через процесс ознакомления с природой Родного края





ВВЕДЕНИЕ

 

Экологическое воспитание детей - новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.

Зависимость человека от природы и природы от масштабов, форм и направлений деятельности человека существовала на всех этапах человеческой истории. В наши дни эта зависимость обнаруживается крайне драматическим образом, ставя под угрозу саму возможность существования человеческого общества.

Разрешение этой проблемы видится в переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и общества в целом в отношении к окружающей среде. С чего начинать?

Природа создала свое чудесное изобретение человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.

Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не "вышколены" дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе.

Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это - единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.

Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей - объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.



Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его Родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.).

Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного возраста (Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и др.).

Но наиболее популярны в настоящее время исследования по экологическому воспитанию и формированию естественнонаучных представлений дошкольника, так как именно этот возраст признан чрезвычайно сенситивным для восприятия знаний об окружающей природе. В стране создан целый ряд как комплексных, направленных на всестороннее развитие детей, так и парциальных авторских программ, обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу комплексных программ, где знания о природе являются частью, одним из направлений в воспитании дошкольника, относятся: "Радуга", "Детство", "Развитие", "Истоки", "Детский сад - дом радости", "Кроха". Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ - "Семицветик", "Природа и художник", "Наш дом - природа", "Жизнь вокруг нас", "Паутинка", "Мы", "Юный эколог". Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Однако минусом этих программ является недостаточность использования географических представлений, в том числе и краеведческих в воспитании дошкольника.

Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что процесс формирования географических представлений у дошкольников на основе природы Родного края является одним из менее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью осуществления экологического воспитания на основе изучения географии детьми этого возраста и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование географических представлений дошкольников будет эффективным. В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: "Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Родного края".

Объект исследования - процесс формирования географических представлений у дошкольника.

Предмет исследования - формы и методы формирования географических представлений используемых в ознакомлении с природой Родного края.

Цель исследования - выявить возможности формирования географических представлений дошкольника в процессе ознакомления с природой окружающей среды.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более эффективным в случае использования географических представлений, сформированных при изучении детьми природы Родного края.

Задачи исследования:

1. выявить предмет изучения науки географии;

2. выявить роль географических представлений в экологическом воспитании дошкольников;

.   охарактеризовать формы и методы формирования географических представлений у дошкольника в процессе изучения природы окружающей его среды;

4. подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в данной работе.

5. обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение, обобщение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В процессе исследования использовались косвенные и прямые методики, такие как наблюдение, беседы, индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; формирующий и контрольный эксперименты.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы возможности использования географических представлений в экологическом воспитании дошкольника.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке занятий по экологическому воспитанию на основе знаний о природе Родного края детей старшей и подготовительных групп ДОУ, работающих с программами "Детство" и "Юный эколог".

 


1. РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Предмет науки "география"

 

Слово "география" по-гречески означает "записи о Земле". Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей. Земля и ее обитатели постоянно изменяются, поэтому география рассказывает и о том, как происходят эти изменения. Географию можно разделить на две части: физическую географию - науку о Земле и ее ландшафте, и экономическую географию - науку о людях и о том, как они живут. Обе эти науки, которые в свою очередь подразделяются на разные направления, образуют большой раздел человеческих знаний.

География рассказывает о том, как Земля движется в пространстве, что такое дни, ночи и времена года. Она объясняет и то, как на Землю идет энергия от Солнца, давая жизнь животным и растениям. Географы изучают погодные и климатические изменения. Они ведут записи, предсказывают погоду и наблюдают за тем, как климат влияет на жизнь людей, животных и растений.

Для жизни на Земле необходима вода. Она является составной частью окружающего нас воздуха и покрывает большую часть поверхности Земли. Океаны создают форму скал на берегах, а реки, размывая породы, образуют черты земной поверхности. Изучение океанов и природных ландшафтов помогает людям узнать об эволюции Земли, что с ней может произойти в будущем и как лучше людям использовать окружающую среду.

Географы изучают людей, живущих во всем мире, образ их жизни, их сходства и различия. География рассказывает о том, как изменяется население различных мест и как развиваются различные человеческие общества. География рассказывает о местах, где живут люди, и почему они живут там. Она изучает рост человеческих поселений, а также влияние, которое оказывают на окружающую среду большие и малые города и деревни.

Карты - это очень важное достижение географии. На них можно видеть, где находятся разные реки, моря, пустыни и как они выглядят. Карты помогают нам сравнивать разные места и понимать окружающую нас природу.

География показывает, как люди используют окружающую среду для получения пищи, воды и многого другого, что может дать природа. Она рассказывает о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Из географии можно также узнать, как связаны между собой различные части мира, как общаются люди, как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга.

Предметом изучения географии является и то, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. И насколько хрупка Земля, и как необходимо сохранять и защищать природные ресурсы. Население Земли растет, а стиль нашей жизни меняется быстрее, чем когда-либо раньше. Уровень загрязнения очень высок, и жизнь людей влияет на Землю так сильно, что природные ресурсы могут оказаться в опасности.

География важна еще и тем, что она помогает понять, почему природные ландшафты выглядят именно так, и почему мы живем именно так. Она объясняет нам мир, в котором мы живем, и показывает, как эффективно мы можем его использовать и при этом защитить и сохранить его для будущих поколений.

Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание - функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.

Цель формирования географических представлений у дошкольника - формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание у младших школьников нравственного отношения к среде обитания и к своему организму. Дети дошкольного возраста воспринимают природу, окружающий их мир как нерасчлененное единое целое. Поэтому введение интегрированных знаний по географии на этом этапе воспитания соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Главная идея в цикле формирования географических представлений - неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также приобретают некоторые ценностные ориентации и нравственно-этические нормы поведения в природе, общения со сверстниками и старшими.

Главные задачи, которые ставятся при формировании географических представлений это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка. В число задач также входит воспитание эмоционально положительного отношения к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.

 

Содержание географических представлений

 

Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. В процессе экологического воспитания дошкольника, прежде всего, должно уделяться внимание следующим вопросам:

•   Понимание самоценности природы.

•   Осознание ребенком себя как части природы.

•   Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

•   Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".

•   Воспитание у детей активной жизненной позиции.

•   Обучение азам элементарной экологической безопасности.

•   Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.

•   Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.

•   Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).

• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями обучения географии в основу ее содержания положена идея экологизации. Все экологические вопросы, рассматриваемые в связи с географией можно разделить на три группы.


Схема 1.

 

В ДОУ наиболее традиционной является изучение первой группы вопросов, которые касаются охраны отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и пр.) Менее представлена вторая группа вопросов, в которой проводится ресурсный подход к изучению природы, ресурсопользованию.

Третья группа вопросов образует собственно экологическую "составляющую", поскольку они касаются охраны среды обитания и деятельности человека. Введение этих вопросов в программу экологического воспитания дошкольника - дело новое и перспективное.

Содержание работы по формированию географических представлений об окружающей среде отражено в Едином государственном образовательном стандарте, а также в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми, таких как "Юный эколог" С.Н.Николаевой, "Мы" Н.Н.Кондратьевой, раздел "Ребенок познает окружающий мир" - программы "Детство" и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.

Принцип научности заключается:

. Во включении основных идей и географических понятий в содержание знаний дошкольника.

. В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех явлений в природе.

Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, - это принцип доступности. Согласно данному принципу, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.

Третий принцип, реализуемый в работе - это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности,

Географические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающей природе. Освоение системы географических представлений требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при формировании естественнонаучных знаний об окружающем мире приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.

В процессе решения обучающих задач география способствует выработке логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать явления природы.

Формируя географические представления у дошкольника, воспитатель решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка. При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности к наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь.

Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир. Именно география учит логическим методам индукции и дедукции, формируют умение путем умозаключений проникать в глубины явлений, скрытых подчас от глаз наблюдателя.

Изучение объектов и явлений природы представляет чрезвычайно ценный материал для формирования логического мышления. Учитывая роль чувственного восприятия в мыслительном процессе, необходимо широко использовать наглядность и организовать наблюдения учащихся. Правильно организованное наблюдение помогает решать задачи не только образовательного, но и воспитательного характера. Наряду с формированием начальных географических представлений и понятий география имеет и воспитательное значение. На экскурсиях дошкольники знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы вызывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе.

 

Особенности формирования географических представлений через процесс ознакомления с природой Родного края

 

История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получали отражение в летописях, в различных государственных документах еще в XV-XVI вв. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения.

Особая роль в развитии краеведения в России принадлежит К. Д. Ушинскому, который в ряде своих работ теоретически обосновал "родиноведческий принцип" в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.

Большое воспитательное и образовательное значение краеведения подчеркивалось в выступлениях и статьях М.И.Калинина, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской. Положение М. И. Калинина о том, что воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины, стало одним из основных принципов воспитания в советской школе. Н. К. Крупская рассматривала краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности, связи обучения с жизнью.

Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность В. А. Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования научного мировоззрения: "Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание ребенка яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями... чтобы чтение "Книги природы"... было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний".

Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию, формирует экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности. По словам академика И. Д. Зверева, нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач экологического образования, ибо ближайшее окружение ребенка повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии.

Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интересы и склонности к исследовательской работе, расширяют их познавательную активность.

Наконец, природное краеведение - это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания детей, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Л. Н. Толстой писал: "Неужели может среди обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра".

Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, т. е. с естественно-исторических позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий - района, области, республики, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу и экологию данного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.

Общая географическая характеристика края включает следующие разделы:

. Географическое положение, площадь территории и границы, история образования области, города.

. Рельеф, его геологическое строение, причины различия в поверхности.

. Климат, факторы его формирования, причины климатических различий в разных районах области, города. Особенности сезонов года: весны, лета, осени, зимы.

. Внутренние воды, характер и режим рек, озер, болот, искусственных водоемов (водохранилищ и прудов); использование поверхностных вод в хозяйстве, их охрана. Грунтовые воды и их хозяйственное значение.

. Ландшафт местности. Охрана и рациональное использование территории области. Заповедники и территории, требующие охранных мероприятий.

. Коренные народы и население области.

. Что дает область стране. Промышленность. Сельское хозяйство и таежные промыслы.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.