Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности географических представлений у дошкольников




 

Исследование начато в декабре 2004 года на базе подготовительной группы ДОУ № 2 г. Осинники, использующего в экологическом воспитании дошкольников программы "Юный эколог" С.Н.Николаеваой, и раздел "Ребенок открывает для себя мир природы" программы "Детство".

В программе "Детство", созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел "Ребенок открывает для себя мир природы" предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными естественнонаучными знаниями.

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений. Дети подготовительной группы получают обобщенное представление о компонентах ландшафта - рельеф, климат, почвы, воды, растительный и животный мир - находятся в сложном взаимодействии и приспособлении друг к другу. Так, например, известно, что климат - важный компонент ландшафта- в большой степени зависит от формы поверхности данной местности, близости ее к водоемам; в свою очередь климат влияет на режим рек, образование почв, растительный и животный мир. Облик ландшафта в основном создают растения, а они распространяются по земной поверхности в зависимости от климата, почв, рельефа местности.

Программа "Детство" в данном разделе заботится не только о географических представлениях детей, но и о разных личностных проявлениях - познавательных и речевых умениях, трудовых навыках, отношении к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей. В программе имеется раздел "Уровни освоения представлений и умений, отношение", в котором выделяются три уровня развития - низкий, средний и высокий. Даются также "Методические советы" для реализации программы.

Комплексная программа "Детство", вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь воспитания дошкольников - в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.

Программа "Юный эколог" создана на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева) и включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их (ведь только воспитатель, являющийся носителем экологической культуры, способен создать условия для правильного развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

"Юный эколог" вместе с обеспечением - это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребенка развиваются мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы); сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы - красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.

Программа "Юный эколог" имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа - методическое и технологическое.

Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.). В технологиях для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала.

Для диагностики уровня освоения детьми географических представлений был проведен лабораторный эксперимент с детьми подготовительной группы.

Содержание задания: выяснить особенности знаний детей подготовительной группы о географическом положении, рельефе и почвах Земли, климате, населении, охране природы.

Были заданы следующие вопросы для изучения знания детей по таким направлениям как:

I. Что изучает география.

.Какие науки о природе вы знаете? 2. Изучает ли география различные планеты и звезды? 3.Изучает ли география животных и растения? 4. Что изучает наука география?

II. Географическое положение

. Из чего состоит поверхность нашей планеты (материки, океаны, моря, реки, озера)? 2.На каком материке располагается Россия? 3.Где располагается на карте Кемеровская область? 4.Где располагается на карте наш город?

III. Рельеф и полезные ископаемые местности

.Какие виды рельефа знают дети (горы, равнины, котловины)? 2.Какие виды рельефа можно выделить в нашей местности? 3.Какие горы есть в нашей области? 4. От какого слов произошли слова "равнина", "котловина"? 5. Назовите отличие равнины и котловины от горной местности. 6. Какие полезные ископаемые вы знаете? 7. Какие из них располагаются на территории Кемеровской области? 8.Почему нашу область еще называют Кузбассом.

IV. Водный бассейн

. Какие моря и океаны омывают берега нашей страны? 2. Назовите крупнейшие реки нашей страны. 3.Чем отличаются реки от океанов и морей? 4. Какие реки нашей области вы знаете? 5. Как можно определить, в какую сторону течет река, ее скорость?

V.Погода и климат

.От чего зависит погода и климат местности (от температуры, от направления и силы ветра, облачности, осадков)? 2.Назовите отличия погоды от климата. 3. Какие признаки устойчивой ясной погоды вы знаете? 4.Какие признаки ухудшения погоды вы знаете? 4.Какие признаки устойчивой ненастной погоды вы знаете? 5.Какие признаки улучшения погоды вы знаете? 6.Что влияет на климат местности? 7. Какой климат характерен для нашей области? Почему? 8. Назовите особенности сезонов года: весны, лета, осени, зимы, характерных для нашей местности.

VI.Почва

. Как называется верхний слой земной коры? 2. Как образуется почва? 3. Как можно определить из чего состоит почва (по внешнему виду, на ощупь)? 4.Как можно определить влажность почвы (сжать комок почвы в руке)?

VII. Ландшафт местности и охрана природы

. Что обозначает слово "ландшафт"? 2. От чего зависит ландшафт местности? 3. Какой ландшафт характерен для нашей области? 4. Как человек влияет на ландшафт местности? 5. Как можно сохранить окружающую нас природу?

VIII. Коренные народы и население области

. Чем отличается одна народность людей от другой? 2.Назовите отличие коренной народности от некоренной. 3. Назовите отличия народности (народа) от населения. 3. Какие народности, заселяющие нашу Кемеровскую область, вы знаете? 4. Назовите основные занятия коренных народов нашей области.

Для диагностики были выбраны следующие критерии оценки сформированности географических представлений у детей дошкольного возраста

.   Полнота (или объем знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

.   Существенность знаний - выделение существенного в объекте.

.   Обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

.   Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

На каждого ребенка был заполнен протокол обследования. Форма протокола прилагается в приложении №1.

В процессе констатирующего эксперимента на основе обследования, которое проводилось в индивидуальном порядке, было выявлены несколько уровней сформированности географических представлений:

    - Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

    - Нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположения. Отсутствуют знания об объективно существенных сторонах.

    - Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

    - Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

- Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Результаты констатирующего эксперимента приведены в Приложении 1. Таблице 1, Таблице 2. Проанализировав результаты констатирующего эксперимента можно сказать, что наиболее сформированны у детей подготовительной группы представления о сезонных явлениях, но и здесь нет системных знаний, недостаточно установлены связи между климатом, ландшафтом местности и погодой. В основном знания находятся на втором - третьем уровне. Знания о географическом расположении, рельефе, охране природы еще более разрозненны и бессистемны. В выделении общих признаков многие дети испытывают затруднение.

 

Формирующий эксперимент

 

Для активизации интереса к географии и формирования географических представлений у дошкольника был проведен ряд занятий краеведческой тематики, конспект одного из занятий см. Приложение 2.

 

Примерный перечень занятий по формированию географических представлений на основе краеведческих знаний

Название занятия Содержание занятия Цель занятия
Что такое география Предмет науки география Выяснить, почему важна география. Сформировать основные географические понятия. Активизировать словарь дошкольника.
Географическое расположение объекта. Карта Кемеровской области 1.Понятие географического расположения объекта. 2.Просмотр глобуса, карты мира, карты России, карты или атласа Кемеровской области 3.Основные объекты, отраженные в атласе Кемеровской области. Познакомить детей с глобусом, другими способами наглядного представления географических объектов. Найти на карте России Кемеровскую область, выяснить какие области ее окружают.
Рельеф и полезные ископаемые 1. Виды рельефа. 2.Рельеф Кемеровской области 3.Полезные ископаемые Кемеровской области Активизировать словарь понятиями горы, равнины, котловины. Выявить основной рельеф Кемеровской области, каким образом он обозначается на атласе области. Выяснить какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области, для чего они используются. Знать, как обозначается на карте месторождения угля, железной руды, гранита и т.д.
Водный бассейн Кузбасса Внутренний бассейн области Познакомить детей с наиболее крупными реками области. Знать, как определить течение и скорость реки. Знать, чем отличаются друг от друга различные водоемы: ручьи, родники, реки, озера.
Погода и климат области 1. Понятия "погода" и "климат" 2. Основные характеристики, влияющие на погоду и климат Кемеровской области. 3. Признаки погоды. Выявить отличия понятий "климат" и "погода". Познакомить детей с основными показателями климата (температура, осадки, ветер), а также выявить факторы, воздействующие на климат местности. Выявить особенности климата Кемеровской области. Знать основные признаки наступления улучшения и ухудшения погоды.
Почва Кемеровской области 1. Понятие о почве. 2.Состав и влажность почвы. 3. Почва Кемеровской области. Знать определение понятия "почва", как образуется почва Земли. Знать, каким образом можно определить состав и влажность почвы. Познакомить детей с основными типами почв, характерными для Кемеровской области.
Ландшафт местности и охрана природы 1. Понятие "ландшафта местности". 2. Компоненты ландшафта. 3.Особенности ландшафта Кемеровской области. 4.Влияние человека на ландшафт Кемеровской области. Дать детям понятие ландшафта местности. Познакомить как основные компоненты ландшафта: рельеф, климат, почвы, воды, влияют на изменение ландшафта местности. Выявить особенности ландшафта Кемеровской области. Познакомить детей с понятием "культурный ландшафт", выявить положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт нашей области. Познакомить детей с тем, каким образом в нашей области происходит защита окружающей среды.
Население области 1.Понятие "коренные народы". 2.Традиционные занятия народов области и художественная культура Познакомить детей с народностями, населяющими Кемеровскую область, с их бытом и культурой. На карте или атласе найти места компактного проживания и территории традиционного природопользования шорцев, телеутов, сибирских татар, калмыков. Активизировать словарь.

Контрольный эксперимент

 

В ходе контрольного эксперимента использовалась та же методика, что и при проведении контрольного эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3, 4, рисунке 2. Сравнив показатели диаграмм, представленных на рисунках 1 и 2, а также полученные цифровые показатели, можно сделать вывод о том, что у детей существенно повысился уровень географических знаний. Даже знания слабоуспевающих детей соответствуют второму уровню, т.е. у них сформирован довольно большой объем знаний о природе родного края, недостатком этих детей можно назвать то, что они затрудняются использовать эти знания вне изучения краеведческих материалов.

Существенно расширилась группа с третьим, четвертым и пятым уровнем знаний, теперь эти дети свободно ориентируются в таких понятиях как рельеф, климат, сезонность, могут проследить связь между географическим положением объекта и ландшафтом, характерным для данного объекта. Дети владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи.

Однако наряду с положительными результатами отмечен недостаточный рост знаний по охране природы. Можно выделить только детей с третьим и четвертым уровнем, а это означает, что у детей не в полной мере развита системность экологических знаний. Многие дети затрудняются в выявлении положительных и отрицательных влияний человека на ландшафт местности.

В целом можно отметить положительный результат эксперимента, выразившийся не только в росте объема географических представлений у дошкольников, расширению общих представлений о процессах развития и становления географии, накоплении географических сведений, но и в пробуждении интереса к окружающей природе, осознанию связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию любви к Родине, родному краю.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве заключения сделаем следующие выводы:

География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. Основная задача географии - формирование у дошкольника широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений.

Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление об явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение географии как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции.

Изучая географию, дошкольники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явления природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Наряду с этим, дошкольники должны понять и неразрывную связь человека природой, необходимость бережного, внимательного от ношения к ней. В ДОУ становятся приоритетными экологические знания. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для формирования географических представлений у дошкольника. В каждой теме учащиеся знакомятся с природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение природных богатств.

География входит в естественнонаучный цикл, поэтому важное место в получении знаний по этому предмету занимают методы научного познания природы: наблюдения за объектами и явлениями, эксперимент, изображение натуральных объектов, практическая работа.

Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

Обучение дошкольников географическим знаниям способствует формированию у них целостного представления об окружающем мире; воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения; развивает познавательный интерес к изучению наук о природе; творческое отношение к окружающей действительности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2.

2. Баранник Л.П. Природа - наш дом. -Кемеровское кн. изд-во, 1984.

.   Бех И.А., Калинин A.M., Таран И.В. Лес и жизнь. - Кемеровское кн. изд-во, 1985.

.   Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М., 1987.

.   Варли К., Майлз Л. География:энциклопедия. - М.:Росмен, 1994

.   Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание.- 1981.- № 5.

.   Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. - М., 1985.

.   Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. - М., 1998

.   Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 1995.

.   Залкинд Э. И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений: Дис.... канд. пед. наук. -М., 1951.

.   Зеленый свет. Очерки о природе Кузбасса. - Кемеровское кн. изд-во, 1990.

.   Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. - Кемеровское кн. изд-во, 1972.

.   Игнаткина Л. С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1988.

.   Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В.И.Загвязинского. - Тюмень, 1998.

.   Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. - Кемеровское кн. изд-во, 1994.

.   Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. -М., 1997.

.   Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.

.   Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? - Кемеровское кн. изд-во, 1989.

.   Колобков М.Н. Кузнецкий бассейн. Очерки природы и хозяйства. - Кемеровское кн. изд-во, 1956.

.   Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей "Мы". Азбука Экологии. - СПб, 1996.

.   Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:Академия, 2001.

.   Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:Академия, 2001.

.   Крылов Г.В. Умей отдыхать и беречь природу. - Новосибирское кн. изд-во, 1986.

.   Крылов Г.В., Завалишин В.В., Козакова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. - Кемеровское кн. изд-во, 1983.

.   Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М., 1990.

.   Методика обучения географии в школе/Под ред Л.М.Панчешниковой. - М.:Просвещение,1997.

.   Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб: ДетствоПресс, 2003.

.   Моря и океаны/Пер с фр. Б.Д.Васильева. - М.:РОСМЭН, 1997. - (Мир дикой природы)

.   Мытарев АЛ. От Абы до Яи. Географический словарь Кузбасса. - Кемеровское кн. изд-во, 1970.

.   Мытарев АЛ., Савельева Л.М., Сафонов Л.П., Тивяков С.Д. Наш край Родной. - Кемеровское кн. изд-во, 1977.

.   Наши города. Портрет Родного края. - Кемеровское кн. изд-во, 1990

.   Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.

.   Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993.

.   Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. - М., 1999

.   Новиков Ю.В. Природа и человек. - М., 1991.

.   Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе "Радуга". - М., 1999.

.   Потапова Т.В., Кикнадзе С.Г. и др. Надежда: Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. - Пущино, 1998.

.   Программа "Развитие": (Основные положения). - М., 1994.

.   Растительный мир Кузбасса и его охрана. - Кемерово,1995.

.   Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. - М., 1992.

.   Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. - Новокузнецк, 1992.

.   Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. методич. комплекс по эколог. Образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.

.   Рыжова Н.Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.

.   Свидание с природой. - Кемеровское кн. изд-во, 1980.

.   Терентьева Е. Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Л., 1980.

.   Терентьева Е. Ф., Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Нижний Новгород, 1991.

.   Федотова А. М. Формирование представлений о животном мире //Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателя детского сада. - Пермь, 1981.

.   Шабалин В.М. Тайны имен земли Кузнецкой. Краткий топонимический словарь Кемеровской области. - Кемерово, 1994.

.   Шипулин А.Я., Калинин A.M., Никифоров Г.В. Леса Кузбасса. - Кемеровское кн. изд-во, 1976.

.   Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования. /Автор-составитель С.Н.Николаева. - М.: Издательство "АСТ", 1998.

.   Эльдорадо в Сибири. Знакомьтесь: Кузбасс.- Изд-во ЛутцГарнис, Д-8011 Нойкеферло, Мюнхен, 1992.

.   Энциклопедия для детей. Т.3. География. - М:Аванта+. - 1994

.   Юров Г.Е. Какого цвета Томь-река? - Кемеровское кн. изд-во, 1992.

.   Я познаю мир: География: Энциклопедия/Авт.-составитель В.А.Маркин. - М.:АСТ, 2002.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Форма протокола обследования знаний детей

Фамилия, имя ребенка_________________

Возраст (полных лет, месяцы)

Дата__________

 

№ п/п Задания экспериментатора Ответ ребенка Особенности проявлений и действий ребенка
1      
2      
и т.д.      

 

Таблица 1 Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, констатирующий эксперимент

Имя

Уровни сформированности географических представлений

  Географическое положение, рельеф, почва, климат Водный бассейн области Население области Ландшафт области и охрана природы
1. Игорь К. 2 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень
2. Леша М. 2 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень
3. Настя Р. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень
4. Настя Д. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
5. Катя В. 1 уровень 3 уровень 3 уровень 3 уровень
6. Денис П. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
7. Егор А. 1 уровень 2 уровень 1 уровень 1 уровень
8. Женя И. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
9. Роман С. 4 уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
10. Оксана Ж. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
11. Инна К. 1 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень
12. Люда Р. 2 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень
13. Антон Л. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень
14. Ксюша М. 3 уровень 4 уровень 3 уровень 3 уровень
15. Ульяна С. 1 уровень 2 уровень 2 уровень 1 уровень
16. Сергей К. 4 уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
17. Андрей П. 3 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень

 


Таблица 2 Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, констатирующий эксперимент (кол-во детей)

Географические представления

Уровни сформированности географических представлений, кол - во детей

  1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
Географическое положение, рельеф, почва, климат 4 3 8 2 -
Водный бассейн области - 3 5 7 2
Население области 1 2 6 6 2
Ландшафт области и охрана природы 2 5 4 6 -

 

Таблица 3 Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, контрольный эксперимент

Имя

Уровни сформированности географических представлений

  Географическое положение, рельеф, почва, климат Водный бассейн области Население области Ландшафт области и охрана природы
18. Игорь К. 4 уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
19. Леша М. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень
20. Настя Р. 5 уровень 5 уровень 5 уровень 3 уровень
21. Настя Д. 5уровень 5 уровень 5уровень 5 уровень
22. Катя В. 3уровень 4 уровень 4 уровень 4 уровень
23. Денис П. 5 уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
24. Егор А. 3 уровень 4 уровень 3 уровень 3 уровень
25. Женя И. 4 уровень 5 уровень  5 уровень 4 уровень
26. Роман С. 5 уровень 5 уровень 5 уровень 5 уровень
27. Оксана Ж. 5 уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
28. Инна К. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень
29. Люда Р. 3 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень
30. Антон Л. 4уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
31. Ксюша М. 4 уровень 4 уровень 4уровень 4 уровень
32. Ульяна С. 2 уровень 3 уровень 3 уровень 2 уровень
33. Сергей К. 5 уровень 5 уровень 5 уровень 4 уровень
34. Андрей П. 4 уровень 4 уровень 4 уровень 3 уровень

 


Таблица 4 Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, контрольный эксперимент (кол-во детей)

Географические представления

Уровни сформированности географических представлений, кол - во детей

  1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень
Географическое положение, рельеф, почва, климат - 1 5 5 6
Водный бассейн области - - 1 8 8
Население области - - 2 7 8
Ландшафт области и охрана природы - 1 6 8 2

 

Рисунок 1. Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, констатирующий эксперимент (кол-во детей)

 

Рисунок 2 Уровни сформированности географических представлений у дошкольников, контрольный эксперимент (кол-во детей)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...