Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения
Нормы права издаются постольку, поскольку возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения. Цель правового регулирования состоит в том, чтобы поведение и действия людей совершались в соответствии с нормами права, чтобы в обществе складывались отношения, ситуации, запрограммированные в нормах права, чтобы в результате действия норм социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, и в итоге возникали бы определенные социально полезные результаты в самых различных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т. п. Эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно различать цели непосредственные (поведенческие) и цели опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой (у некоторых авторов — юридической) эффективностью. Опосредствованные же цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих сни- зилось количество нарушений правил дорожного движения или технологических правил, можно говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось качество продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эффективности действия соответствующих норм.
Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Например, ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т. д.), а перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики. Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение производительности труда, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности и т.д.), праксеологические (совершенствование структуры каких-либо органов, повышение уровня их профессионализма, эффективности их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др. Цели правового регулирования могут быть не только позитивными, направленными на изменения, связанные с возникновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, которых ранее не было, но и связанными с ликвидацией, вытеснением либо по крайней мере с минимизацией явлений, нежелательных для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидация отдельных их видов, нарушений прав и свобод граждан, социальных конфликтов, споров и т. п.). Заметим, что применительно к разным видам эффективности права используются ираэные виды их оценок и исследования. Для эффективности правовогофегулирования недостаточно только самих правовых средств. Это вытекает хотя бы из того, что право формируется и функционирует во взаи-
мосвязи с разными социальными факторами (политикой, экономикой, правосознанием и т. д.), действует в определенной социальной среде. Многие аспекты действия права излагаются в других главах (о применении, законности, правосознании и т. д.). Остановимся на информационном, психологическом и юридическом механизме действия права. Информационный механизм действия права. Правовое регулирование с точки зрения теории информации есть движение информации. В процессе регулирования информация создается (нормативные и иные правовые акты и документы разного рода), передается, воспринимается, перерабатывается, выдается новая информация. Здесь мы видим генераторов правовой информации (парламент, суд и др.) и рецепторов, т. е. адресатов, к которым обращена эта информация (индивиды, организации). Коль скоро правовое регулирование — это генерация (создание), движение, рецепция (восприятие), осмысление и переработка правовой информации, то для правового регулирования необходимым условием является его информационное обеспечение. Прежде всего субъекты, к которым обращены нормы права (адресаты, рецепторы), должны знать их, обладать информацией о них. Это достигается путем опубликования нормативных актов в официальных изданиях. Опубликование необходимо, в частности, потому, что в правовом регулировании издавна действуют принципы: 1@погаиа ]ипа посе1 (нельзя оправдываться незнанием закона) или 1§пога1а 1е§15 петшет ехси&а1 (незнание закона никого не извиняет). Они распространяются прежде всего на случаи штрафной юридической ответственности, в первую очередь уголовной. Правонарушитель не может быть освобожден от ответственности потому, что не знал закона. Если же встать на иную точку зрения, то применять штрафные санкции невозможно было бы, так как в этом случае каждый раз следовало бы доказывать, знал правонарушитель закон или не знал. Это было бы очень затруднительно, а порой и невозможно. Отметим, что и правоотношения, не связанные с юридической ответственностью, также возникают независимо оттого, знают законы субъекты этих правоотношений или нет. Это относится ко всем правоотношениям: налоговым, семейным, имущественным, процессуальным и пр., а также к соответствующим им правам и обязанностям. Заметим, что в праве,
12 Теория государства и права 353 следовательно, действует презумпция (предположение) знания законов. Она основывается на том, что субъекты права имеют представление о ценностях, благах, охраняемых правом, знают об основных требованиях (принципах) права, хотя, может быть, и не знают текста конкретных законов, но "знают основные требования нравственности (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и т. д.), которые совпадают с требованиями права. Презумпция знания законов должна быть обеспечена их опубликованием. В связи с этим необходимо привести высказывание древнеримских юристов, имеющее значение принципа для правового государства: поп оЬП§а1 1ех ш^ рготи1ёа1а — закон не обязывает, коли он не обнародован. Этот принцип нашел свое отражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а также в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ч. 3 ст. 15 Конституции записано, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Закон не обязывает каждого знать детальное содержание нормативных актов, однако в ряде случаев предписывает должностным лицам знакомить тех или иных субъектов с их правами и обязанностями или не допускать к той или иной деятельности лиц, не владеющих знаниями определенных прав и обязанностей..Например, водительские права выдаются только при сдаче/экзаменов, подтверждающих знание правил дорожного движения. Рабочие и служащие обязаны знать правила техники безопасности, правила технической эксплуатации, технологические правила, правила внутреннего трудового распорядка, военнослужащие — воинские уставы, суд обязан разъяснить подсудимому его права и обязанности и т.д.
Юридический механизм действия права. Юридические процедуры. В связи с проведением экономической и правовой реформ в Российской Федерации существенно обновляется законодательство, принимаются все новые и новые законы и другие нормативные акты. В средствах массовой информации постоянно раздаются голоса об отсутствии механизма реализации законов или о его несовершенстве. Речь идет фактически о юридическом, процессуальном механизме реализации норм права, законов. Это совокупность определенных процессуальных, процедурных норм, регламентирующих порядок, процедуру воплощения законов в жизнь, принятия индивидуальных решений, способствующих реализации законов. Применительно, например, к уголовным законам процедура их реализации (механизм реализации) регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Реализация норм об административной ответственности имеет свою процедуру, порядок, предусмотренные в самом Кодексе об административных правонарушениях РФ. В нем определен порядок возбуждения (начала), прохождения дел об административных правонарушениях, вынесения по ним решений, компетенция органов, рассматривающих такие дела, права правонарушителей (например, на обжалование) и другие элементы процесса. Процедуры важны не только при возложении ответственности, но и при принятии любого вида решения любым органом или должностным лицом. Законодательно регламентированные процедуры способствуют четкости, определенности реализации права, исключению произвольных действий любых лиц, в том числе и должностных. Поэтому совершенствование правового регулирования не в последнюю очередь предполагает установление четких процедур принятия решений. Деятельность следственных, судебных органов регламентирована разными процессуальными кодексами. Процедура (порядок) рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ предусмотрена Законом о Конституционном Суде РФ. Не менее важным является законодательное установление четких процедур деятельности исполнительно-распорядительных органов, в особенности относительно решений, касающихся прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Такие процедуры устанавливаются различными нормативными актами, начиная от законов и кончая инструкциями министерств и ведомств. Назовем в этом ряду хотя бы Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», установивший порядок указанного обжалования. Новый Гражданский кодекс РФ в ряде случаев сам регламентирует различного рода юридические процедуры: порядок заключения договоров (гл. 28); порядок проведения торгов (ст. 448), в других случаях отсылает к иным нормативным актам, которые должны регламентировать те или иные процедуры, например порядок регистрации актов гражданского состояния (ст. 47), порядок регистрации юридических лиц (ст. 51).
Важное место юридические процедуры занимают в сфере правотворчества, функционирования институтов демократии. Процедура (порядок) принятия законов определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания. / Функционирование/институтов демократии можно определить как совокупность юридических процедур, в рамках которых осуществляется народовластие. Это процедуры регистрации политических партий, объединений, процедура сбора подписей во время избирательной кампании, регистрация кандидатов, проведения голосования, референдума, проведения сельского поселкового схода и т. д. и т. п. Социально-психологический механизм правового регулирования — это совокупность многих социальных факторов и факторов психологического характера, способствующих реализации права (социально-экономические и политические условия, психологические мотивы поведения и правомерные установки, уровень правосознания и правовой культуры и т. д.). Об этих факторах подробно говорится в соответствующих главах о правомерном поведении, законности, правосознании. Отметим здесь лишь значение социально-правовой активности граждан и должностных лиц в правовом регулировании. Активность граждан необходима, во-первых, для реализации и защиты их собственных прав. Закон благосклонен к деятельным (1ех у1§Цап1иЫ5 Гауег) — этот афоризм не устарел и поныне. Активность необходима и для защиты прав других граждан, интересов общества, публичного порядка (правопорядка). Право не требует от субъектов какой-то сверхактивности. Оно довольствуется обычно нормальной активной деятельностью, вытекающей из требований закона или дозволения (уплата налогов, явка в качестве свидетеля, исполнение обязан- ностей по договору, участие в выборах и т. д.). Однако повышенная социальная активность, будучи необязательной, может рассматриваться как основание для поощрений. Большая активность и инициативность требуется от должностных лиц государственного аппарата, в том числе правоохранительных органов. Это к ним относятся выражения: 1ех гергоЬа! тогат (закон не одобряет проволочек); 1е@1$ гтгшгег поп 1епеШг, т ехеси1юпе ойсп вш, П1§еге аи1 ге1тосейеге (слуга закона при исполнении своей должности не должен бежать или отступать). Глава/23. ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ^И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|