Юридические документы, их классификация
Документ — это материальный носитель информации. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими, изобразительными, звуковыми. Юридические документы — это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появились и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию. С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и в конечном счете устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека. Можно сказать, что в наш динамический век с густой сетью самых различных общественных связей и отношений, развивающихся в разных временных отрезках и протяженных на огромные расстояния, юридические документы облегчают общение людей, их деятельность, их жизнь. Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов способствует их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп. 1. Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты как источники формы права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты, как нормы права. К числу этих документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.
2. Документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.). 3. Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране около 30—40 тысяч, то очевидно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионами, а третьей — миллиардами. Многочисленность и разнообразие последних требуют различных классификаций, прежде всего по характеру этих фактов: — документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения — участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, браке, усыновлении и т. д.); — документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);
— документы, фиксирующие факты-волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.); — документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или об уничтожении посевов, скота, строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п.); — документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально ответственного лица другому и т. д.). 4. Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги — это документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. И коль скоро в них фиксируются юридические права, это не просто документы, а юридические документы. К ним отно- сятся облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, век' селя и др. Своеобразными документами являются бумажные деньп в'виде банковских билетов. Как юридический документ денежный билет удостоверяет имущественное право лица -собственника билета, право использовать этот документ | гражданском обороте как средство платежа за различного род услуги и материальные ценности. 5. Документы, фиксирующие факты-доказательства, ис пользуемые для обоснования- (доказывания) фактов, имен)' щих юридическое значение (юридических фактов). Необходимо отметить, что все документы, перечисленны в п. 3, служат для того, чтобы быть доказательствами юридм ческих фактов, которые они фиксируют. Однако-в дан и о» случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сам1 по себе не являются юридическими, но служат для доказа тельства таковых. К ним относятся различного рода процессуальные докумен ты как источники доказательств: протоколы, составляемые процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия допроса, очной ставки, обыска, выемки документов, заклю чения экспертизы), судебных процессов (протоколы судебшл заседаний). Юридические документы как носители информаци! имеющей юридическое значение» носят, как правило, офици альный характер, за некоторыми исключениями (напримс(простой договор, нотариально не удостоверенный), ибо ис ходят от официальных органов, уполномоченных на их при нятие или выдачу.
Юридическая сущность документов состоит не только характере информации, в них содержащейся, но и в их особо! внешнем оформлении, которое достигается путем «привязок документа к субъектам, от которых они исходят. Это делаете или в заголовке документа, отражающем его название (напр! мер, Указ Президента РФ), или в самом тексте (например, паспорте указывается-орган, его выдавший, и подпись дол» ностного лица). Каждый документ, исходящий от официаль' ного органа, должен иметь подписи соответствующих долж ностных лиц, а в необходимых случаях, если, в частности, документ выходит за пределы органа, — и печать. Юридический документ должен иметь как минимум две «привязки» к субъектам: к субъекту — автору документа и к субъектам — адресатам. Нормативные документы «привязываются» к целой группе (виду) адресатов (ко всем гражданам государства, ко всем военнослужащим, работникам МВД и т.д.), все прочие документы — к адресатам, конкретно названным. В документах, фиксирующих правовой режим объектов" собственности, наблюдается тройная «привязка». Третья «привязка» — это «привязка» документа к объекту собственности. Например, на первой странице технического паспорта автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие автомобиль (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, государственный номер, юридические основания права собственности), на второй — данные, индивидуализирующие его собственника, и в конце страницы указаны орган, выдавший документ, дата выдачи, стоят подпись должностного лица и печать. Таким образом, документ «привязан» к двум субъектам и объекту. Основное его назначение — официально зафиксировать связь объекта-права собственности с его субъектом, а также служить средством государственного контроля за использованием автотранспорта и дорожным движением.
Тройная «привязка» может быть и к трем разным субъектам, например при нотариальном удостоверении доверенности (доверитель, доверенный и нотариус). Итак, каждый юридический документ «привязывается» к субъектам, объектам, юридическим фактам (например, при выдаче справки), а также к месту и времени выдачи (составления) документа. Некоторые из этих «привязок» (название документа, органа, выдавшего документ, дата, место выдачи, подпись должностного лица, печать) называются реквизитами документа. Иначе можно сказать, что именно с помощью реквизитов осуществляют «привязки» юридических документов. Эти реквизиты придают документу юридическую силу, легитимируют документ. Исследование любого документа обычно начинаются с проверки его реквизитов, их соответствия друг другу, затем переходят к проверке компетенции органа, выдавшего документ (имел ли он право на выдачу или на составление такого документа), и, наконец, исследуют содержание документа, соответствие его действительности и т. д. Заметим, что реквизиты обязательны и для документов на машинных носителях. Придание юридической силы документам на машинном носителе регламентировано таким документом, как ГОСТ 6.10.4-84, который предусматривает и некоторые дополнительные реквизиты, например код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись и т. п. Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие законности и правопорядка в обществе, стабильности и защиты общественных интересов, прав граждан, нормальной деятельности государства. Поэтому государство небезразлично относится к нарушениям в сфере документооборота. В У К РФ мы видим немало статей, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с указанными нарушениями. Например, предусмотрена ответственность за подделку удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права (ст. 327), за подделку и сбыт денег и ценных бумаг, кредитных карт (ст. 186, 187), служебный подлог (ст. 292), злоупотребления нотариуса (ст. 202), фальсификацию доказательств (ст. 303), приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324) и целый ряд других преступлений, совершение которых связано с подделкой, фальсификацией, представлением документов в официальные органы (контрабанда, уклонение от уплаты налогов, от воинской обязанности и др.). Юридическая техника Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления-юридических документов, их систематизации и учета.
Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов. Целью юридической техники являются рационализирова-ние юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, "определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов, Законодательная (нормотворческая) техника — это сово-| упность правил, приемов, средств и способов подготовки, 'оставления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, нс допустить пробелов, изложить нормативные акты доста-ючно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормо-шорческой техники ориентирована на субъектов — адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения отяо-сительно их прав и обязанностей, предусмотренных норма-гивными актами. Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три вида: /. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место ею принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица. 2. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, состав- ляющие предмет регулирования разных отраслей права, дол.+, ны регулироваться особыми актами. Из этого правила вытекает другое: нормативный акт нс должен изменять или отменять нормы, регулирующие отио шения другого рода, нежели те, которые регулируются д:п< ным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или измеияп нормы земельного или семейного права. В нем могут содг]!-жаться лишь предписания об отмене или изменении но|>^, составляющих предмет регулирования данного акта. В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелен Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовник кодекса РФ. В нормативном акте по возможности следует избс1.и| исключений и отсылок. Регулирование важных, принципиальных вопросов ш должно заслоняться вопросами второстепенными. Этому обязана способствовать определенная струюуг. нормативного акта, которая строится на логически после л с вательном изложении акта, отражающем специфику регуип руемых общественных отношений, преследует цель удобо 11.1 пользования нормативным актом. Крупные нормативные акты могут состоять из двух ч:и тей, не считая титула: вводной (или преамбулы) и посташж ляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цепи издания нормативного акта. В постановляющей части и чл.1 гаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта м" жет содержать предписания, определяющие время и порядш вступления нормативного акта в силу, а также предписании отменяющие действие других актов. Что же касается закоши РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычи' порядок введения законов в действие, отмена других акин определяются особым постановлением. В числе правил, относящихся к структуре нормативное акта, можно назвать следующие: — нормы более общего характера должны помещаться I начале нормативного акта; — однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы. Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи. Например, в УК РСФСР 1970 г. имелись три статьи под номером 198, одна из них обозначалась цифрой 1 — 198' (читается «статья 198-прим»), другая — цифрой 2 — 1982 (читается «статья 198—два»). 3. Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что их следует излагать кратко, четко и определенно. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигаются с помощью различных приемов изложения норм права, использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов. Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: — формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием; — терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином. 13 Теория государства и права ^^О Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность; — в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов (в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; — следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т. п., нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, доступность для понимания. Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам. Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины: «запрещено», «обязан», «имеет право» и т. п. Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов. Например, «продавец вправе», «должник обязан», «суд имеет право», «следователь обязан» и т. п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч. 1 ст. 59 АПК РФ изложена так: «Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению...» Более точно это.можно изложить с использованием нормативных терминов: «Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства» и т. д. Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному, более общему, или абстрактному, понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Например, детально перечислены в УК РФ и КоАП РСФСР обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго — точность, конкретность изложения. В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсьыка к другой статье данного или другого, конкретно указанного, нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. «бланк» — белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, «нарушение правил пожарной безопасности» (ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия. К числу средств юридической техники следует отнести также фикции, презумпции, юридические конструкции. Учет законодательства Условием эффективного правового регулирования является учет законодательства. Он необходим, во-первых, для це- лей правотворчества, систематизации нормативных актов. Чтобы подготовить новый законопроект, надо знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу. Это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене в связи с принятием новых актов. Без учета законодательства невозможна и его систематизация, ибо надо знать, что систематизировать. Во-вторых, учет нормативных актов необходим и для успешного применения права, ибо необходимо знать, что должно применяться. Учет законодательства ведется как в пра-вотворческих органах, так и в органах, применяющих право: в органах управления, суда, прокуратуры, на предприятиях и в юридических учебных заведениях. Рассмотрим здесь три вида учета нормативных актов: журнальный, картотечный и с помощью электронно-вычислительной техники. Журнальный учет — наиболее простой вид учета нормативных актов. Он состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся и сами нормативные акты. При хронологическом учете все поступающие акты учитываются в журнале (или в нескольких журналах) отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т. д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия. При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институты). Картотечный учет — более удобная и совершенная форма учета по сравнению с журнальной.. В этом случае на каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются все реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дата принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован. В картотеке могут быть другие отметки: об отмене, изменении, дополнении акта, об издании других, изданных в его развитие, актов и т. д. Карточки хранятся в картотеке, могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке. Во втором случае предмет регулирования обозначается словами-терминами, размещенными в алфавитном порядке и обозначающими раздел картотеки. Внутри разделов производится дальнейшая группировка актов. Например, часть картотеки обозначена словом «банк» и может подразделяться на Госбанк, Внешторгбанк, Сбербанк, коммерческие банки и т. д. Предпочтительнее предметно-системное построение картотеки соответственно системе права, предмету регулирования. На практике используется последний порядок. Следует иметь в виду, что Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. утвержден общеправовой классификатор отраслей законодательства. В нем предусмотрено 45 разделов, внутри разделов имеются подразделы, которые в свою очередь также имеют деления. Каждый раздел и подраздел обозначен девя-тизначным числом. Например, раздел «Основы конституционного строя» обозначен числом 010000000, подраздел «Конституции» — 010010000, внутри подраздела — Конституция РФ— 010010010, конституции субъектов Федерации-010010020. Картотека должна строиться согласно этому классификатору. Каждая карточка на отдельный нормативный акт индексируется, т. е. согласно классификатору ставится индекс. Наряду с картотекой в шкафах хранятся контрольные экземпляры нормативных актов, в которых делаются различного рода отметки. Если нормативный акт отменен, утратил силу, то на первой странице делается об этом отметка и приводится титул нормативного акта, с помощью которого произведена отмена. Текст акта перечеркивается. Если акт отменен частично, изменен или дополнен, то об этом также делается отметка («частично утратил силу», «изменен», «дополнен») и приводится титул акта, с помощью которого эти изменения, дополнения сделаны. Текст отмененной статьи перечеркивается, рядом ставится титул акта, отменившего статью. Если произведены изменения и дополнения, то измененная статья перечеркивается, вклеивается новый текст статьи с изменениями и дополнениями и указанием титула акта, изменившего или дополнившего статью. Если в развитие, например, за- т кона приняты подзаконные акты, то на первой странице также делается отметка с указанием титула подзаконного акта. На контрольных экземплярах ставится индекс согласно классификатору, что облегчает поиск нормативного акта. Учет нормативных актов с помощью электронно-вычислительной техники. Такой учет является более современным и эффективным. Первоначально, в 70-х годах, автоматизированные информационно-поисковые правовые системы (АИПС) создавались в рамках отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ): ОАСУ «Здравоохранение», ОАСУ «Труд», ОАСУ «Стройбанк», ОАСУ Министерства текстильной промышленности РСФСР и др. В 1975 г. был введен государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, который базировался на межотраслевой АИПС «Законодательство». Был создан информационно-правовой центр Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства (ВНИИСЗ), который разрабатывал АИПС «Законодательство». Ныне это учреждение называется Научно-исследовательский институт законодательства и сравнительного правоведения при Президенте РФ, он же занимается и проблемами учета российского законодательства. Кратко суть правовой АИПС сводится к тому, что правовая информация (тексты нормативных актов) вводится в память компьютера и выдается по запросу пользователя. При введении нормативного акта в память компьютера каждый нормативный акт рубрицируется, т. е. относится к соответствующей рубрике согласно Единому систематическому классификатору, и индексируется, т. е. ему присваивается индекс согласно указанному классификатору. Запрос информации осуществляется по ключевым словам, индексам или титулу (реквизитам) нормативного акта. В настоящее время создаются различные системы информационного обеспечения правовой деятельности в законодательных органах, органах управления, прокуратуры, судах и т. д. Это могут быть локальные, региональные информационные системы различной специализации. Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. утверждена Концессия правовой информации России, выдвинута глобальная задача — формирование в России единого информа- ционно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина путем создания Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения (РАСИПО) правотворческой и правореализующей деятельности, правового образования и воспитания. В РАСИПО выделяются пять уровней репрезентативности банков нормативных актов. Первый уровень — эталонные банки правовых актов высших органов государственной власти и управления. Второй уровень — эталонные банки правовых актов центральных органов федеральной исполнительной власти РФ. Третий уровень — эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов федерации. Четвертый уровень — локальные банки правовой информации региональных органов власти и управления. Пятый уровень — локальные тематические и иные банки и базы данных отдельных организаций., Вся совокупность эталонных, локальных и-тематические банков правовых актов, всех уровней, а также международно-правовых актов образует интегрированный территориально распределяемый банк правовой информации. Заметим, что согласно указу Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» тексты всех вышеперечисленных актов. распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», считаются официально опубликованными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|