История развития источников норм права в России
Древнейший источник права на Руси был представлен юридическими обычаями. Самый важный свод устных норм обычного права имел название «Закон Русский». На него имеются ссылки в различных письменных памятниках русского права – это договоры Руси с Византией (X в.). Усиление княжеской власти поспособствовалопоявлению законодательства, основой которого являлась «Русская Правда» – своего рода фундамент русского, украинского, белорусского, а также литовского права. «Русская Правда» - это главный памятник древнерусского права. В его состав входят нормы многих отраслей права, и прежде всего уголовного и процессуального. В качестве источника «Русской Правды» выступает обычное право. «Русская Правда» – это светский судебник. Его создала государственная власть, и он рассматривал дела, подведомственные светским, государственным органам, не осуществляя вмешательства в дела церковные. В тоже время, в единичных сферах, к примеру, в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с компетенцией церковной. Во времена средневековой раздробленности XIII–XV вв. в источниках русского писаного права самыми распространеннымибыли княжеские грамоты. Их действие было местным, и не имело распространения на всю территорию государства. Вернувшимися из Византии священнослужителями были привезены на Русь сборники византийского канонического права, внедрение норм которого осуществлялось на протяжении нескольких столетий, постепенно они стали частью отечественной правовой системы. В процессе такой рецепции, заимствования, произошло формирование искаженной византийско-русской редакции законников, которые были изданы в Константинополе после Свода Юстиниана – это так называемая Кормчая книга.
Нормы византийского права – в целом более чем древнерусского, – использовали церковные суды, но в силу особой роли христианской религии в средневековом обществе они оказали позитивное влияние на развитие светского законодательства Руси. Русская церковь с того момента как было введено христианства стремилась защитить свои интересы от посягательств со стороны. Для этого она добилась того, чтобы были изданы специальные акты княжеской власти, которые стали называться церковными уставами. Эти документы осуществляли установление правового положения Православной церкви и духовенства, круга дел, которые будут выполнять церковные инстанции, а также льготы для церкви и духовенства. Что касается первых общегосударственных сборников законов, которые появились после «Русской Правды», то они выступают как процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый же судебный устав – Судебник 1497 года – издал Иван III. Судебники осуществляли систематизацию нормативных правовых материалов предшествующих региональных судебных грамот, в том числе Псковской и Новгородской, и подробное установление ответственности за новые для русского права преступления, в частности, речь идет об убиении государя, «посулах» и других преступлениях. Вместе с Царским судебником в 1551 году было проведено составление сборника церковного законодательства, который назывался Стоглавом. Далее стали составляться хронологические сборники правовых норм. Развитие русского права в XV-XVI вв. привело квозникновению уникального законодательного акта, который принял Земский собор 1649 года, – Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Соборное уложение – это результат переработки многих законодательных актов прошлого, свода юридических норм Юго-Западной Руси. Некоторые нормы Соборного уложения стали частью Свода законов и сохраняли свое действие вплоть до свержения монархии в стране.
Уложение отличалось от Судебников разделением на главы, а глав – на статьи. В Соборном уложении отсутствовало твердое различие между правом и моралью. Законодатель мотивировал свои решения, читал нравственные сентенции: «...бити их кнутом на козле, чтоб им впередь не повадно было так делать» (гл. XXV, ст. 9); оборонявшему свой дом хозяину «убийства в вину не ставити: не приезжай на чужой дом насильством» (гл. X, ст. 200).[2] Вторгаясь в область морали, Уложение оставляло без вниманияглавнейшие юридические вопросы. В нем малорегламентируются вещные и обязательственные взаимоотношения. В статьях Уложения наблюдается отсутствие изложений норм государственного права России периода царствования Алексея Михайловича. Это Уложение не дает возможности представить себе государственное устройство и управление Московского царства. В 60-е годы XIX века наблюдается появление благоприятных условий для того, чтобы развивать правовые начала, провести масштабные правовые реформы, которые заложат базу правовой государственности в России. Если ранее история характеризовалась задержкой правового развития, то конец XIX – начало XX в. характеризуетсябольшим подъемом в юридической области. В течение двух столетий право Российской империи являлось комбинирующим и включало в себя достижения средневековой и западной правовых систем. После реформ 60-х годов XIX столетия и 1905–1907 гг. в русское право все же отличалось наличием остатков средневековых черт: они сохранялись публичном и частном праве не полностью, а в некоторых аспектах. В тоже время, несмотря на переходный этап российской правовой системы во время империи, она в до и после реформенное время относилась к романо-германской правовой семье. Как единственный источник русского права в императорскую эпоху признавался только закон. Перевод законов XVIII в. часто осуществлялся с немецкого и шведского языков, эти законы не находили часто должного отклика у простого народа, по сравнению с Соборным уложением, так как в уложении использовалась русская правовая терминология. В XIX веке юридическая терминология осталась, язык высших сословий являлся недоступным для большей части населения. По мере того, как распространялись законодательные нормы и народные представления о праве, появлялась потребность в масштабном опубликовании юридических актов. Вместе с обычной рассылкой в государственные учреждения стало также практиковаться чтение указов населению. Как правило их читали в церквях, а в дни торговли- на ярмарках.
Особое место в истории совершенствования русского права занимает кодификация, производимая комиссией,которую возглавлял М.М. Сперанский. Сначала указы собирали и в хронологическом порядке размещали. Состоялось опубликование Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ), представленного всеми нормативными актами – от Соборного уложения вплоть до последних указов Александра I. Что касается правовых актов, принятых до 1649 года, то их не включили в Собрание. Это издание продолжалось и в последующие годы: второе ПСЗ включало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ было представлено нормативными правовыми актами двух последних императоров и существовало до 1913 года.[3] Таким образом, процесс развития российской правовой системы в X– XIX вв., влияние культуры Византии, Православия, традиций позднеримского права, а также североевропейских влияний дают возможность рассматривать отечественную правовую систему как часть романо-германской семьи. Однако нельзя не сказать о наличии у нее определенных черт, которые выделяют в ней евразийский тип. Во-первых, речь идет о высокой, приоритетной защите общих интересов. Во-вторых, слабости личностного правового начала в культуре. В-третьих, были массово распространены неправовые регуляторы общественной жизни – моральные, морально-религиозные. В-четвертых, важно сказать об общем отрицательном отношении религии к праву, правовой культуре. Наконец, отечественная правовая система уже тогда отличалась высокой степенью влияния государственности на общественную жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|