Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок разработки и изменения государственных стандартов




Разработку государственных стандартов РБ могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации Беларуси, договорам на разработку стандартов, или инициативно.

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта, оформление и построение стандарта осуществляется в соответствии с ТКП 1.5–2004.

Общие требования к Государственным стандартам приведены на рис 6.2.

По заявкам Госстандарт Беларуси формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы:

– подготовка к разработке;

– разработка проекта;

– утверждение;

– государственная регистрация.

Работы, выполняемые на стадии подготовки к разработке государственного стандарта, включают:

– заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;

– определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;

– разработку проекта технического задания;

продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности    
Государственные стандарты
разрабатываются
основываются
за исключением документов, непригодных и неэффективных для обеспечения    
национальной безопасности  
защиты жизни, здоровья и наследственности человека
охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения  
предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей  
на современных достижениях науки и техники  
на международных и межгосударственных (региональных) стандартах    
на правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации  
на прогрессивных стандартах других государств    
Рис. 6.2. Требования к государственным стандартам

– подготовку и опубликование уведомления о начале разработки проекта.

В техническом задании определяют:

– сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;

– содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации;

– список заинтересованных потенциальных потребителей стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.) с которыми должен быть согласован стандарт и которым должен быть разослан проект будущего стандарта;

– цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;

– источники информации.

Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем будет разослан на отзыв либо (при необходимости) на согласование. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Беларуси, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, и поэтому все авторские права передаются государству.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии – определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям государственной системы стандартизации. На данном этапе разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражаются следующие вопросы:

– основания для разработки стандарта, цели и задачи;

– характеристика объекта стандартизации;

– предполагаемый срок введения стандарта в действие и необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).

Далее проект рассылается на отзыв заказчикам и выявленным ранее заинтересованным организациям. Отзывы направляются разработчику стандарта в течение месяца со дня получения проекта.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.

Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждение осуществляет Госстандарт.

Для утверждения стандарта в Госстандарт направляется комплект следующих документов:

– окончательная редакция проекта государственного стандарта;

– уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;

– сводка отзывов на проект;

– подлинники отзывов замечаний и предложений;

– протоколы согласительного совещания (при наличии);

– копия оригинала и копия перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;

– заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта;

– оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.

Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.

Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов:

– утвержденный государственный стандарт на бумажных носителях;

– пояснительная записка к государственному стандарту;

– копия организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.

Примеры: СТБ 1248–2000, СТБ 4.227–2003, СТБ 6.01.2–2001.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.

Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (Минстройархитектуры) или, по его поручению уполномоченные им организации.

Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую обработку, устанавливает Госстандарт (Минстройархитектуры).

Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет Госстандарт (Минстройархитектуры) в установленном им порядке или по его поручению, уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.

Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта. Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств, проводят проверку научно-технического уровня (далее – проверка НТУ) государственного стандарта.

Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или, по решению Госстандарта, другая уполномоченная им организация. Проводят не реже одного раза в пять лет, по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта:

– сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения;

– подлежит пересмотру;

– внести изменения;

– подлежит переизданию;

– подлежит отмене.

В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.

Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.

Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.

Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена могут также проводиться по решению Госстандарта (Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании:

– законодательных актов Республики Беларусь;

– постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь;

– обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.

В заключении данного подраздела рассмотрим основные требования установлены в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.

Стандарт состоит из отдельных элементов. В общем случае включает следующие элементы:

– титульный лист,

– библиографические данные,

– предисловие,

– содержание,

– введение,

– наименование,

– область применения,

– нормативные ссылки.

– термины и определения,

– обозначения и сокращения,

– требования,

– приложения,

– библиография.

Элементы "Содержание", "Введение", "Нормативные ссылки", "Термины и определения", "Обозначения и сокращения", "Приложения" и "Библиография" приводятся при необходимости, исходя из содержания стандарта.

Стандарт начинается с титульного листа, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или МСА).

На 2-ой странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.

В библиографические данные включают:

– индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

– код по Межгосударственному классификатору стандартов (МКС);

код поиска (КП);

– степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных и региональных и национальных стандартов других государств)

– ключевые слова;

– код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОК РБ 007-98 – ОКП (для стандартов на продукцию).

Код поиска ставится по определенной классификации: 01- стандарты на процессы, 02-общетехнические стандарты, 03- стандарты на продукцию и т.д.

Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и используется в качестве самостоятельных поисковых признаков.

В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС или коды КГС и МКС.

В Предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.

Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки "Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации".

В общих сведениях приводят:

– информацию о разработке (кем разработан и кем внесен);

– сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);

сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или во исполнение которых разработан стандарт);

сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами);

– информация о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;

– сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения – взамен или впервые);

– сведения о переиздании стандарта.

В предисловии предстандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) перевода предстандарта в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, е-mail разработчика.

Элемент "Содержание" приводят, если объем стандарта превышает 24 страницы.

Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "Введение".

Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых содержанием требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с МКС для включения его в Каталоги и информационные указатели стандартов.

Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок – его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят групповой заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.

Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:

– заголовок и подзаголовок - “Снегопогрузчики. Методы контроля”;

– групповой заголовок, заголовок, подзаголовок - “ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения”;

– групповой заголовок и заголовок - “ССБТ. Термины и определения”.

Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова – определения в порядке их значимости (“КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛИТЕЙНЫЕ, МАГНИТОФОНЫ БЫТОВЫЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ"). Возможен в определенных случаях и прямой порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или имеет другое значение (ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ).

Область применения оформляют в виде раздела 1 приводят для определения области назначения (распространения) стандарта и, при необходимости, уточнения объекта технического нормирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.

Настоящий стандарт распространяется на … и устанавливает …

Нормативные ссылки – приводят, если в тексте стандарта даны ссылки на другие ТНПА и оформляют в виде одноименного раздела 2. В разделе приводят полное обозначение ссылочных ТНПА и их наименования.

После перечня ссылочных ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.

Информация приводится в виде примечания "При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положения, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку"

Термины и определения – приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.

Обозначения и сокращения – приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.

Элементы "Термины и определения", "Обозначения и сокращения" допускается объединять.

Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают исходя из особенностей объекта стандартизации.

Приложения - материал, дополняющий положения стандарта, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемые или справочные.

Библиография – приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

В зависимости от особенностей содержания стандарта его положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.

Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.

В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.

При изложении требований в тексте стандарта применяют слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.п.

При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова «рекомендуется", "не рекомендуется", "целесообразно" и т.п.

В стандарте не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

– для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

– произвольные словообразования;

– сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, соответствующими стандартами, а также в данном стандарте.

Текст стандарта может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт, подпункт содержал законченную информацию.

Разделы должны иметь заголовки. Подразделы могут иметь заголовки при необходимости. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.п.) помещают в текст стандарта для установления или иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.

На таблицы, графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.

В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.

Содержание стандартов описывается через элемент "Требования" и зависит от объекта стандартизации.

Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу однородной продукции) или технических условий (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отдельных требований могут разрабатываться стандарты, устанавливающие классификацию, основные параметры и размеры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:

– классификация;

– основные параметры и размеры;

– технические требования;

– требования безопасности;

– требования охраны окружающей среды (экологичности);

– правила приемки;

– методы контроля (испытаний), измерений, анализа;

– транспортирование и хранение;

– указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);

– гарантии изготовителя.

При характеристике требований к маркировке в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" и СТБ 1400-2003 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования".

При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, учтены положения СТБ 8019-2002 "Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара" и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.

При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.) Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.

Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта "ОТУ" или "ТУ" или в отдельном стандарте на методы контроля. Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, которые установлены в стандарте. Методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводим ость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам и т.п., порядок подготовки к проведению контроля и проведение контроля, правила обработки и оформления результат контроля, допустимую погрешность метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...