Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы теории потребительского поведения. Законы Г.Госсена.




При изучении законов спроса и предложения было установлено, что в основе цены спроса лежит полезность данного товара для потребителя, в основе цены предложения лежат затраты производителя на создание и продажу этого же товара, а государство должно контролировать и регулировать взаимоотношения потребителей и производителей. Целью потребителей в рыночной экономике является максимально возможное удовлетворение своих потребностей в пределах имеющихся доходов. Закономерности поведения потребителей на рынке исследовала австрийская школа предельной полезности или теория маржинализма.

Исследуя закономерности рационального поведения потребителей в рыночной экономике, маржиналисты опирались на принцип оптимальности и редкости. Оптимальность как критерий рациональности поведения потребителей на рынке трактуется ими в виде субъективной оценки человеком выгодности своих действий. Только каждый человек в отдельности может оценить степень рациональности своего поведения на рынке, а потому маржинализм называют субъективным течением в экономической науке. Принцип редкости позволил маржиналистам выработать понятия общей и предельной полезности продукта для человека, которые и лежат в основе цены спроса.

Полезность - это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товара или услуги. Общая полезность - это та польза, которую можно получить от всех единиц купленного товара. По мере увеличения количества купленных товаров общая полезность растет. Предельная полезность - это добавочная полезность от каждой дополнительно купленной единицы товара. По мере увеличения количества купленных товаров данного вида предельная полезность уменьшается. Действует закон насыщения потребностей (первый закон Г. Госсена), который гласит: с удовлетворением потребности ее ценность падает, или - по мере увеличения количества потребляемого товара его полезность убывает.

Полезность есть абстракция, означающая субъективное удовольствие от потребления продукта, поэтому она не имеет объективной меры. Каждый человек выстраивает свою шкалу оценки полезности (чаще всего в баллах) и схему ценового поведения на рынке. В основе такого поведения лежит три фактора: 1) наличие ресурсов, т.е. денег у покупателя; 2) имеющийся запас покупаемого продукта; 3) степень полезности или необходимости данного продукта. Варианты поведения при этом могут быть самые разнообразные. Например, если у покупателя ресурсы ограничены, но есть запас продукта, а степень полезности его незначительна, то он согласится купить дополнительную единицу товара лишь за незначительную цену; но если у покупателя ресурсы значительны, запаса продукта нет, а степень полезности высокая, то он будет готов заплатить за данный продукт высокую цену.

Если в качестве меры предельной полезности взять деньги, то масштаб или измеритель её при изменении количества товаров будет совпадать с масштабом изменения цен, а графики спроса и предельной полезности будут тождественны. Отношение предельной полезности каждого товара к его цене называют средней предельной полезностью, которая лежит в основе второго закона Г. Госсена. Любой потребитель, стремясь достигнуть максимальной выгоды, должен распределить свои средства между различными покупками таким образом, чтобы средние предельные полезности разных товаров стали одинаковыми; должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого купленного товара (второй закон Г. Госсена). Экономическими инструментами, с помощью которых можно оценивать варианты выбора возможного набора потребляемых товаров с максимальной полезностью, служат математические уравнения, кривые безразличия и бюджетные ограничения.

Издержки производства

Издержки (И) - это совокупность затрат на ресурсы, которые необходимы для производства и реализации продукции (товаров или услуг). Все издержки являются альтернативными. Альтернативность издержек позволяет хозяйствующим субъектам выбирать на рынке ресурсы, совокупная стоимость которых для производства всего объема производства или единицы продукта будет минимальной, а прибыль, соответственно, максимальной. Чтобы максимизировать прибыль путем сокращения издержек, ими следует умело управлять, а для этого все издержки разделяют на определенные виды по наиболее существенным признакам.

По признаку сфер формирования все издержки делят на издержки производства и издержки обращения. Предметом дальнейшего рассмотрения будут издержки производства.

По признаку собственности все издержки делят на явные (они же внешние, денежные, бухгалтерские) и неявные (они же внутренние, скрытые, имплицитные). Существуют как в производстве, так и в обращении.

По признаку зависимости от изменения объемов произведенной продукции во времени производственные издержки делят на постоянные и переменные.

Каждый вид издержек имеет свою структуру и назначение в хозяйственном обороте, что и позволяет целенаправленно сокращать их с целью роста прибыли.

Издержки явные (ИЯ) - это затраты, принимающие форму прямых денежных платежей за ресурсы, которые предприятия покупают на стороне у других собственников и отражают эти затраты в бухгалтерском учете. К ним относят заработную плату наемных работников, выплату процентов по кредитам, оплату сырья и энергии, поступающих со стороны.

Издержки неявные (ИН) - это затраты, связанные с использованием ресурсов, являющихся собственностью владельца предприятия. К ним относят: 1) издержки на материальные ресурсы, которые принадлежат предпринимателю (например, арендная плата и амортизация за собственные помещения и оборудование; износ и обслуживание личного автомобиля, используемого в производстве и т.п.); 2) нормальную прибыль, которая приходится на такой важный фактор производства как предпринимательство и которую собственник предприятия может начислять и выплатить самому себе в виде зарплаты за фактически выполняемые на предприятии функции, например, менеджера, бухгалтера, инженера и др.). Неявные издержки, как правило, не отражаются в бухгалтерском учете и потому являются скрытыми. Разделение издержек на явные и неявные имеет существенное значение для предприятий мелкого бизнеса, где используется относительно много собственных ресурсов, и предназначено для разграничения экономической и бухгалтерской прибыли.

Издержки постоянные (ИПс) - это затраты, величина которых не зависит от объема производства продукции во времени; или затраты, которые не могут быть за относительно короткое время ни увеличены, ни уменьшены с целью изменения объема выпуска продукции. К ним относят затраты на охрану предприятия и его персонала, на поддержание необходимого светового и температурного режима помещений, арендную плату, оклады управленческому персоналу.

Издержки переменные (ИПм) - это затраты, величина которых меняется по мере изменения объемов производства продукции во времени; или затраты, которые могут быть как увеличены, так и уменьшены с целью соответствующего изменения объемов производства в рамках краткосрочного периода времени. К ним относят затраты на сырье, топливо и энергию технологические, транспортные расходы, заработную плату рабочих и др., в зависимости от конкретной ситуации на предприятии.

Деление издержек на постоянные и переменные относится только к кратковременному периоду производства, потому что в длительном периоде все издержки становятся переменными, а в мгновенном - постоянными.

Кроме постоянных и переменных издержек, в процессе анализа их движения используют валовые (общие), средние, предельные и безвозвратные издержки.

Издержки валовые (ИВл) - это затраты на выпуск всего объема произведенной продукции, состоящие из суммы постоянных и переменных издержек: ИВл = ИПс + ИПм.

Издержки средние (ИС) - это затраты на выпуск одной единицы произведенного продукта.

Прибыль и рентабельность.

Главной целью любого предприятия является получение прибыли, но чтобы заработать ее, оно должно производить продукты (услуги), удовлетворяющие потребности потребителей. Можно сказать, что в рыночной экономике у каждого предприятия есть внутренняя цель - получение максимума прибыли, и цель внешняя - удовлетворение потребностей, запросов покупателей. Прибыль определяется как разница между выручкой (доходом) от продажи продукции и затратами на ее производство и реализацию. Таким образом, величина прибыли зависит от двух факторов - дохода и издержек, а для достижения ее максимума следует сокращать издержки и увеличивать выручку (доход).

Самой существенной формой дохода предприятия является прибыль. Различают прибыль нормальную, бухгалтерскую, экономическую и чистую. Нормальная прибыль - это доход, который получает собственник ресурса от его непосредственного использования. Нормальная прибыль включается в издержки на производство и реализацию товаров. Бухгалтерская прибыль есть разница между выручкой и явными издержками. Экономическая прибыль - это разница между выручкой и суммой явных и неявных издержек. Если неявные издержки равны нулю, то прибыль бухгалтерская будет равна экономической. Чистая прибыль получается после вычета из бухгалтерской прибыли налога на прибыль предприятия.

Каждое предприятие в процессе производственно-коммерческой деятельности стремится получить наибольшую выгоду. В условиях чисто конкурентного рынка в краткосрочном периоде предприятие может или максимизировать прибыль, или минимизировать затраты, или прекратить производство (закрыть предприятие). Решая эти проблемы, предприятие должно руководствоваться следующими правилами:

1. Правило максимизации прибыли. Прибыль будет максимальной при таком объеме производства, при котором MR=MC=P. При этом правило MR=MC применимо и на рынках несовершенной конкуренции;

2. Правило нулевой прибыли (минимизации издержек). Нулевая прибыль получается при таком объеме производства, при котором MR=MC, а P=ATCmin;

3. Правило закрытия предприятия. Предприятие вынужденно будет закрыться, если ни при каком объеме производства не обеспечивается равенство MR=MC, а P=AVCmin. Если P=AVCmin, то предприятие может продолжать выпуск продукции до такого объема, при котором убытки не будут превышать величину постоянных издержек.

Рентабельность (доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = (ЧП/Себестоимость) * 100 %

Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...