Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невроз навязчивых состояний 8 глава




Нельзя анализировать эмоциональных состояний без учета времени, как четвертого измерения окружающего мира. Движение в направлении "доброго" мира и бегство или агрессия по отношению к "злому" миру истекают из антиципации того, что должно наступить: великолепие и роскошь при соприкосновении с "добрым" миром, горечь и боль при встрече со "злым" миром. С субъективной точки зрения достижение цели не отличается от стремления к ней; тому и другому сопутствуют позитивные или негативные чувства. С достижением позитивной цели ("добрый мир") связаны положительные чувства, т.е. приятные, с положительным знаком, а при обратном положении ("злой" мир) негативные чувства, неприятные, со знаком минус. Более того, достижение положительной цели после первого приятного момента удовлетворения может-быть источником чувств с отрицательным знаком, так как снова нужно идти к новым целям. Наоборот, встреча со "злым" миром может быть источником приятных впечатлений в том случае, когда над ним одержана победа и вместо собственной гибели можно увидеть его гибель или же хотя бы выйти сухим из воды.

Обмен с окружающим миром (энергетический и информационный метаболизм) происходит в четырехмерном пространстве. Направление обмена детерминировано прошлым, как филогенетическим, так и онтогенетическим опытом организма (наследственностью и собственной историей жизни), однако одновременно этот обмен смотрит в будущее, стремится к определенной цели, которую наиболее общим термином можно определить, как стремление противопоставления второму закону термодинамики, по которому материя стремится к беспорядочному движению своих частиц. В этом смысле слова жизнь требует огромного усилия, чтобы удержать этот порядок вопреки натуральному притяжению материи к энтропии.

Благодаря информационному метаболизму создается картина окружающего мира. Для каждого живого организма он представляется по-разному, так как каждый обладает своей собственной структурой, отличной от иных организмов. Индивидуальность является свойством живой природы, выражающимся уже в энергетическом метаболизме (индивидуальность биохимизма организма), но в более значительной степени в информационном метаболизме. Поэтому окружающий мир, хотя объективно и общий для всех, для каждого отдельного живого существа представляется собственным миром, единственным и неповторимым. Индивидуальна и его дихотомия к тому, что притягивает и что отталкивает, к миру "доброму" и "злому". Дихотомия обусловлена генетической структурой, по которой развивается информационный метаболизм, а сама история этого развития в немалой степени зависит от объективных жизненных условий окружающего мира.

Если одной из черт процессов живой природы является диалектика изменчивости и постоянства - ни один из атомов в организме не остается тем же, все изменяется, однако организм остается тем же (принцип идентичности) - этот парадокс особенно ярко проявляется в информационном метаболизме.

В организм поступают все новые и новые сигналы, в нем появляются все новые и новые реакции. Новые сигналы посылаются во внешнюю среду, но, однако, в течение всей жизни организм остается тем самым индивидуумом, а его мир, несмотря на безустанную изменчивость - не изменяется. Иногда этот мир печальный и горький, иногда грозный и неприятный, то вновь приятный и радостный, притягивающий и манящий - он все-таки остается тем же самым миром.

Эмоциональная жизнь, представленная здесь как субъективное выражение основной двигательной ориентации в окружающей среде, составляет первый шаг к обмену сигналов с окружением, к более близкому с ним контакту. Этот обмен становится возможным, когда превалирует позиция "до" над позицией "от". Нельзя сблизиться с окружением и познакомиться с ним, если хочется от него убежать или его разрушить.

Позиция "от" требует большей мобилизации энергии со стороны организма, чем позиция "до". Нужно значительно больше израсходовать энергии, борясь с окружением или обращаясь в бегство, чем спокойно к нему приближаясь для обеспечения основных жизненных потребностей. В энергетическом метаболизме позиция "до" соединяется с превалированием анаболитических процессов, а позиция "от" - с превалированием катаболитических процессов. В первом случае собственная структура организма строится за счет структуры окружения (возрастает негативная энтропия организма за счет негативной энтропии окружения). В другом случае негативная энтропия организма уменьшается, благодаря чему возрастает энергия, необходимая для борьбы или бегства.

Аналогично, как и при энергетическом метаболизме, процессы строения и деструкции, т.е. развития и смерти, должны идти вместе, так при информационном метаболизме должны переплетаться обе противоположные позиции к окружающему миру, что в субъективном аспекте представляется как постоянная осцилляция между позитивными и негативными эмоциями по отношению к окружающей среде. Окружение необходимо завоевать, чтобы использовать его для своих целей, для сохранения собственной жизни и жизни вида, а со всем этим связана необходимость борьбы или бегства. Не может быть позиции "до':' без позиции "от", как не могут протекать анаболитические процессы без катаболитических.

Радиус эмоций, связанных с обеими основными позициями ориентации, у человека довольно большой. В каждом языке существует много определений для негативных и позитивных эмоций, которые отражают, хотя бы в общих чертах, количественные и качественные различия, происходящие между ними. Язык, как высшая форма движения, обращен в окружающий мир, формируется в нем, но все-таки остается очень бедным по отношению к явлениям собственного мира.

Страх, опасение, беспокойство, боязнь, напряжение, испуг и т.д. - понятия, служащие для определения разнообразных эмоциональных состояний, связанных с позицией бегства. Каждое из них отражает иную эмоциональную ситуацию, трудную для определения, но которая легко чувствуется, особенно когда данный термин был ошибочно использован.

* S. Szuman: Zagadnienia psychologii uczuc" w Swietle nauki Pawlowa. Poznan, 1956, str. 36.

** E. Schroedinger: What is life? Cambridge Univ. Press, 1948.

// ПРОБЛЕМА СТРАХА В МЕДИЦИНЕ

Врач постоянно встречается с чувством страха, поскольку больной боится смерти, боли, калечества, дряхлости, нетрудоспособности в связи со своей болезнью, а врач неоднократно должен преодолеть свой страх в случае трудного решения, отсутствия веры в свои врачебные способности и знания, в неотложных случаях врачебной помощи и т.д.

В древней медицине много врачебных воздействий в форме магических масок, ритуальных песен, различного рода обрядов превращали страх, связанный с болезнью, в тревогу, связанную с самым актом лечения. В современной медицине магическая сторона врачебного действия считается шарлатанством, тем не менее, настоящая медицинская техника может у больных пробуждать аналогичную реакцию, как и магические практики древних врачей. По-видимому, терапевтическое действие в ситуации, отягощенной чувством страха, связанной с активностью медицинской помощи, в обоих случаях состоит в том, что первичный страх, связанный с дисфункцией организма, преобразуется в страх перед властью врачебных знаний, страх с одновременной верой, что именно оттуда может прийти избавление. Это могло бы быть еще одним примером применяемого в медицине метода изгнания зла меньшим злом. Вся врачебная деятельность идет в направлении уменьшения напряжения страха, а не его увеличения.

Психиатр в значительно большей степени, чем врачи иных специальностей, встречается с чувством страха у своих больных. Страх, особенно при психозах, может быть таким сильным, что превышает человеческие возможности понимания и прочувствования этого болезненного состояния. Страх лежит в основе многих других психопатологических явлений, например некоторых бредовых переживаний, галлюцинаций, актов агрессии. Страх может искривлять линию развития больного, затрудняя его общественные контакты и приводя к изоляции и общественной бездеятельности. Позиции "от" (связанной с чувством страха и агрессии) сопутствует увеличенное напряжение вегетативной системы, которое в свою очередь приводит к различного рода соматическим болезненным ощущениям, типичным для неврозов, а иногда и к органическому повреждению определенных систем организма, как например, при психосоматических болезнях.

Явление иррадиации эмоциональных состояний, т.е. излучения их на окружающих, выступает более сильно при негативных эмоциональных состояниях, нежели позитивных. Страх и агрессия легче рождают аналогичные чувства в общественной среде данного человека, чем его положительные эмоции: любовь, дружба, благодушие. Психические воздействия должны быть направлены на противодействие этим отрицательным иррадиациям. В противоположном же случае страх и агрессия больного, передаваясь лечащему персоналу, усиливают эти чувства у больного. Между больным и его терапевтической средой образуется заколдованный эмоциональный круг антитерапевтического действия.

// БИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ: Угроза извне

Различны формы страха и различна его сила, а эти различия находят отражение в языке. Чтобы не усложнять вопроса, здесь принято понятие страха в его общем понимании для определения переживаний, сопутствующих позиции бегства, что, по-видимому, согласуется с духом языка, так как иные термины уже более точно определяют ситуацию (напр. страх, вызванный какой-то опасностью, предметом; беспокойство - страх меньшей силы; опасение - беспокойство перед определенным предметом; ужас - страх перед чем-то грозным и необычным, парализующим всякую активность).

Несмотря на разнообразие переживаний, носящих черты страха, они могут оставаться такими же или же очень сходными в совершенно иных ситуациях. Итак, аналогичные чувства могут быть вызваны угрожающей жизни опасностью, как и угрозой общественного осмеяния или поругания собственной совести или какой-то иной ситуацией.

В зависимости от ситуации, вызывающей чувство страха, его можно разделить на четыре группы. К ним относятся: биологический, общественный, моральный и дезинтеграционный страх. В противоположность классификации, применяемой в повседневной речи, эта классификация не может быть проведена на основании анализа самого явления (переживания страха); при этом необходимо знать его генез. А, следовательно, это генетическая, а не симптоматологическая классификация. Симптомы могут быть одинаковы при различном генезе.

Биологический страх, вызываемый какой-то определенной ситуацией, угрожает одному из двух основных биологических законов: сохранению собственной жизни и жизни вида. Легче всего понять угрозу для жизни, исходящую извне - тогда говорим о страхе. Типичной реакцией при такой ситуации является бегство или охота борьбы, хотя охота бегства, по-видимому, более первична от борьбы, так как необходимо пересилить себя, чтобы встать на борьбу с опасностью.

Повседневная жизнь в цивилизованном обществе не грозит множеством таких страшных ситуаций для жизни. При получении пищи человек не подвергается атакам диких животных, не тонет в воде, не проводит борьбы за власть или сохранение своего престижа, или престижа своего племени. Это, конечно, не означает, что современное общество безопасно, однако смерть в нем приходит тайно, как в случае промышленных отравлений, или совсем внезапно при несчастных случаях. Более того, человек как бы ищет угрожающей ситуации, чтобы превозмогая ее, пересилить свой страх. Она играет роль в проверке собственной мужественности, которая в свою очередь, необходима при установлении эротических контактов. Соприкосновение с опасностью разряжает дремлющее в человеке беспокойство. Возможно, именно этим обстоятельством можно объяснить факт, что в трудных периодах жизни, когда смерть заглядывает в глаза, например во время войны, в концентрационных лагерях, в случае стихийных бедствий исчезают невротические проявления.

Также и в индивидуальной жизни наблюдается аналогичное явление, например больной, годами страдающий неврозом, "выздоравливает" в случае тяжелой соматической болезни, угрожающей ему смертью. У людей опасного профессионального труда, которые чаще чем другие подвергаются опасности смерти, например моряки, летчики, шахтеры, альпинисты - реже встречаются невротические симптомы. Некоторые нарочно ищут опасности, чтобы уменьшить невротическое беспокойство.

Смерть, угрожающая извне, только тогда вызывает страх, когда она видна. Опасность должна проникнуть в сознание, чтобы появилось чувство страха. Перцепция угрожающей ситуации часто подвергается деформации под влиянием эмоционального состояния. Активная позиция уменьшает чувство опасности ("Мы смело в бой пойдем..."), а негативные эмоции его увеличивают ("у страха глаза велики"). В этом последнем случае действует механизм заколдованного круга: страх, появившийся в результате угрожающей опасности, гиперболизирует эту угрозу, что в свою очередь, увеличивает чувство страха и т.д. Под влиянием страха реально безопасная ситуация в субъективном понимании становится опасной, что часто наблюдается при бредовых состояниях.

Иногда у некоторых людей можно наблюдать способность предугадывать грозящую опасность: в актуальной картине действительности нет ничего, чтобы могло на нее указывать, а тем не менее появляется беспокойство, которому сопутствует во сне или наяву картина приближающегося несчастья. Эти явления принадлежат к парапсихологии. До сего времени неизвестно, в какой степени человек может идти вперед в окружающем его четырехмерном пространстве, т.е. видеть свое будущее. Как уже было указано, само эмоциональное состояние можно назвать до некоторой степени опережением действительности, подготовкой к тому, что должно наступить. Не исключено, однако, что в человеке скрыты возможности более выраженного видения будущего. Кроме того, подпороговые раздражители, не проникающие в сознание, могут сигнализировать об Угрожающей опасности. Судя по поведению животных, можно неоднократно предвидеть надвигающееся землетрясение, затмение солнца, суровую зиму, а следовательно, угрожающие ситуации. Трудно, конечно, объяснить это поведение детерминацией подпороговыми раздражителями или же факторами, доходящими в сознание животных, невидимыми и неощущаемыми человеком, но во всяком случае здесь наблюдаются факты с выраженным прониканием в будущее.

Каждая угрожающая ситуация, как правило, до некоторой степени выходит за рамки действительности, а что может наступить в результате этого, переживается в воображении и именно это воображение пробуждает страх, а не картина актуальной действительности. Приговоренный, ожидающий казни боится именно ее, а не заключения в камере, что в данном моменте составляет действительную его ситуацию. Страх, как правило, исчезает, когда человек становится перед лицом опасности; тогда наступает активное действие - пробы побега или борьбы, и для страха не остается места. В общих чертах течение этого явления могло бы быть следующим: чувство страха увеличивается по мере приближения опасной ситуации, причем в результате большого эмоционального напряжения время и пространство в этом периоде необыкновенно удлиняются. Если же человек уже непосредственно столкнулся с данной ситуацией, то чувство страха внезапно слабеет, а это состояние можно объяснить разрядкой эмоционального напряжения в действии. В конце концов, чувство страха можно оценить как своеобразную подготовку к наступающему грозному событию, а когда этот момент наступает, страх теряет свой смысл. После выхода из угрожающей ситуации появляется состояние облегчения, отдыха, триумфа, победы над опасностью или же попросту удовлетворения, что удалось выпутаться из беды.

Эти три элемента: ожидание, разрядка, покой довольно типичны для всех ситуаций, связанных с сильным эмоциональным напряжением, как позитивного, так и негативного характера.

Напряжение страха возрастает, когда нет возможности его разрядки в действии, например во сне сильнее переживается какая-то ситуация, связанная с чувством страха, чем такая же переживалась бы наяву, так как наяву можно действовать, а во сне человек совершенно бессилен. Человек, связанный по рукам, тяжелее переживает угрозу, чем свободно действующий. В случаях полного бессилия по отношению к агрессору, сознание возможности совершить самоубийство придает отвагу (отсюда отравления цианистым калием людей, подвергавшихся пыткам гестапо). Если угрожающая ситуация развивается так быстро, что оборона происходит почти автоматически и не остается времени на переживание страха, тогда это чувство появляется в третьей фазе, когда уже пройдет опасность. Тогда страх перемешивается с чувством облегчения, типичным для этой фазы. (Если, например, удается выйти без повреждений из дорожной катастрофы, тогда реакция страха с сопутствующими вегетативными проявлениями наступает позднее). Это указывает на присутствие всех трех фаз в описанном состоянии, а если на одну из них не хватает времени, то она наступает позднее.

// БИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ: Угроза изнутри

Если угроза извне вызывает реакцию страха только в тех случаях, когда она может быть оценена и понята (например, ребенок без страха может дотронуться до проводов высокого напряжения, а взрослый подвергнуться смертельной опасности при радиоактивном облучении, так как не отдают себе отчета в грозящей им опасности), то угроза, исходящая изнутри организма, вызывает состояние страха без осознания сущности опасности. Человек проникается страхом, не зная его причины. Если чувству страха сопутствует болевое чувство, тогда можно, хотя бы приблизительно, локализировать источник зла, например, при болях в сердечной области можно подозревать инфаркт миокарда. Порог сознательной перцепции для внешней среды более низкий, чем для внутренних органов организма. Внешний Раздражитель, вызывающий чувство страха, проникает в сознание, а внутренний раздражитель, вызывающий аналогичную ситуацию, в него не доходит. Защита перед внутренней угрозой происходит вне сферы сознания.

Без его участия действуют различного рода защитные механизмы - вегетативные, эндокринные, биохимические и прочие, которые являются предметом патофизиологических исследований. В этих случаях обязывает правило автономии внутренней жизни организма: происходящие в нем сложные реакции протекают автоматически, без участия сознания, давая лишь сознательные реперкуссии в форме различного типа эмоциональных состояний, осциллирующих между положительным и отрицательным знаками (приятных и неприятных ощущений).

Причины внутренней угрозы могут быть различными. Они связываются с нарушением энергетического метаболизма. Говоря общими словами, мы знаем, что эта угроза может быть вызвана кислородной недостаточностью, отсутствием воды или пищи. Отсутствие одного из них после определенного времени приводит к смерти. Время будет различным - при отсутствии кислорода - минуты, даже секунды, при отсутствии воды - часы, пищи - дни. Быстрота нарастания угрозы, а тем самым и страха, значительно большая в случае отсутствия кислорода, чем воды или пищи. Отсутствие кислорода вызывает тревожную ситуацию, при которой нет времени на целесообразные действия. С другой стороны, при отсутствии воды или пищи остается еще какое-то время, страх значительно слабее; скорее это беспокойство с большой примесью агрессии; мир переживаний сводится к мысли о возможности получения воды или пищи. Анализ сущности ситуаций грозящей опасности в этом случае более легок, чем при отсутствии кислорода, так как на размышления остается больше времени.

Анализ источника страха зависит не столько от времени, делящего момент угрожающей ситуации от смерти, сколько от местонахождения этого источника угрозы. Угрожающая ситуация ясна в тех случаях, когда отсутствие кислорода вызвано повреждением дыхательных путей, например их сдавлением, или отсутствие воды и пищи невозможностью их получения. Но остается неясной, когда кислородная недостаточность вызвана повреждением сердечной мышцы, недостаточностью гемоглобина, блоком дыхательных ферментов. Отсутствие воды и питательных субстанций во внутренних тканях организма может быть вызвано нарушением процессов ассимиляции и клеточного метаболизма. В сумме, человек осознает опасность в тех случаях, когда сознательно может предотвратить ее (например, ликвидировать препятствие при притоке воздуха в легкие, добывать воду и пищу и т.д.), но не отдает себе отчета в опасности, когда сознательная активность бессмысленна, т.е. когда борьба с опасностью разыгрывается внутри организма, а не в его внешней среде.

Сознание как бы резервируется для внешней, а не внутренней среды организма. Чувство страха появляется, однако, как при внешней, так и внутренней угрозе. В этом последнем случае страх беспредметен, так как человек, охваченный этим чувством, не знает, что ему грозит; это "знание" составляет атрибут внутренней среды организма, его автономных процессов, происходящих без участия сознания.

Изучение этих процессов и управление ими является" основным заданием медицины. Врач, благодаря своим медицинским знаниям, Может больше сказать о генезе страха, чем человек неподготовленный; врач может установить источник внутренней угрозы, который для переживающего чувство страха находится вне сферы сознательных процессов. Таким образом, врач может доказать, что страх вызывается кислородной недостаточностью в результате инфаркта миокарда или внутреннего кровотечения, сильной анемии, отравления и т.д.

// БИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ: Угроза закону сохранения вида

Биологический страх связан не только с законом сохранения собственной жизни, но и с законом сохранения вида. Однако, между этими двумя ситуациями существуют большие различия. Одно из них истекает из специфического "эгоизма" живого организма, а второе из различия угрозы во время ее действия. Сохранение собственной жизни для организма всегда более важно, чем сохранение жизни вида. Необходимость воздуха, воды, пищи более сильная, чем потребность половой связи, и когда обе они появляются вместе - последняя, как правило, оттесняется.

Это не значит, чтобы в природе нельзя было наблюдать примеров героизма, связанного с законом сохранения вида. Животные, особенно высшей видовой принадлежности, нередко подвергают опасности свою жизнь для сохранения жизни потомства; неоднократно самцы борются за самок, у некоторых насекомых сексуальный акт кончится смертью, у людей половое влечение часто нарастает в периодах массовой угрозы, например во время войны, катастроф. В истории человечества известно много случаев, когда собственная жизнь подвергалась опасности для любимой партнёрши или защиты потомства, или даже более широкой общественной группы - племени, народа и т.п.

Тем не менее, исходным пунктом для сохранения второго биологического закона всегда остается первый биологический закон. Основные потребности организма должны быть, хотя бы в минимальной степени, обеспечены, чтобы мог действовать второй закон природы, чтобы могла родиться потребность сексуальной связи. Человек гораздо легче, чем животные может отсрочить время половых контактов с партнером, так как этот акт не связан, как у животных, с периодом течки. Половое влечение у человека раскладывается довольно равномерно в течение почти всей его жизни. Эта способность регуляции половых сношений имеет и свои отрицательные стороны. Если биологический страх, связанный с первым биологическим законом, продолжается недолго, так как потребность сигнализации страхом должна в определенном времени быть удовлетворена, иначе приходит смерть, то страх, связанный со вторым биологическим законом, может продолжаться ad infinitum, так как нет границы времени для удовлетворения этой потребности.

Фактором, ослабляющим напряжение страха, связанного с сексуальным фоном, бывает не столько сам половой акт, сколько сопутствующие ему ощущения. Встречаются ситуации, особенно у женщин, когда отсутствие определенных ощущений во время полового сношения (anorgasmia) вызывает припадки страха сексуального характера, хотя они проводят нормальную половую жизнь. У мужчин подобные явления встречаются реже. Этот страх легко сочетается с агрессивным поведением (аналогично, как в случаях страха, вызванного голодом). Типичным является агрессивное поведение во время полового созревания. Отсутствие полового удовлетворения увеличивает напряжение страха и агрессии. Увеличение распутства во время войны можно объяснить необходимостью ослабления этого напряжения.

Однако, было бы фальшивым упрощением утверждать, что отсутствие полового удовлетворения составляет причину появления эмоционального состояния с чертами агрессии и страха. Хотя сексуальный акт составляет конечный пункт отношения "до" окружения, как и конечный пункт агрессии - убийство - отношения "от" окружения, то, однако, превалирование одной из двух форм не зависит от достижения этих конечных пунктов. Поведение определяет стремление к цели, а ее достижение может изменить это поведение и направить в противоположную сторону. Известно появление негативного* отношения к партнеру после полового удовлетворения, а позитивных чувств к обиженному человеку, после агрессивного акта по отношению к нему. Превалирование одной из форм эмоционального настроения над другой, их сила и стабильность принадлежат к основной психологической конструкции данного человека и именно потому, что она является основной конструкцией, можно предполагать, что они зависят прежде всего от генетических и общественных факторов раннего периода развития (климата раннего детства).

// ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРАХ. "МАТЕРИНСКАЯ СРЕДА"

Никому не нужно доказывать, что человек является продуктом общества. Это, однако, не обозначает, что у животных общественная жизнь не играет определенной роли, но у человека эта роль значительно большая и трудно себе представить жизнь и развитие человека без общественной среды. В детстве, особенно раннем, Даже короткая изоляция ребенка от его общественной среды равняется смертному приговору. По мере развития человек становится все более самостоятельным, но предоставленный самому себе, без общественной помощи, может прожить недолго. Особенно человек современного цивилизованного общества, непривычный к жизни в естественных условиях природы, зависящий от этого общества, чувствует себя без него совершенно беспомощным.

Исходом зависимости от общественной среды является опасность, истекающая из разрыва связи с этой средой. Хотя это и не прямая опасность, как в случае разрыва с естественной средой, которая приводит к смерти в результате отсутствия необходимых для жизни метаболитов (кислорода, воды или пищи), однако обладает косвенным действием.

Контакт с естественной средой устанавливается посредством общественного контакта, т.е. контакта с другим представителем той же самой видовой принадлежности. Более выраженным образом это положение можно подтвердить на примере пренатального периода и раннего детского возраста. В пренатальном периоде естественной средой служит организм матери. В раннем детстве мать или кто-то ее замещающий создают эту среду, обеспечивают ребенку необходимые условия для его развития, защищают от опасности, которая всегда находится во внешней среде.

Материнская среда или в форме собственного организма матери или позднее в форме опеки во внешней среде, изолирующая молодой организм от соприкосновения с опасной действительностью, защищает его от господствующих порядков, которые со стороны живого организма представляются в формуле: "одержу победу или буду побежден".

Изоляция от естественной среды обеспечивает не только безопасное развитие молодого организма, но и обуславливает развитие информационного метаболизма. Обмен информациями с окружением может развиваться только на базе безопасности.

Несомненно, что основная ориентация в окружающей среде и связанная с ней структура информационного метаболизма частично носят врожденный характер. Однако же у высших животных, а особенно у человека, ввиду богатого развития сигнальной системы отношение врожденных реакций к приобретенным передвигается выраженным образом к этим последним, и в связи с этим основная ориентация становится все более выученной, а не врожденной.

С первых дней жизни животные и человек учатся различать сигналы, которые могут обозначать опасность.

Если сигналы, указывающие на безопасность среды, могут быть полностью проверены, то сигналы опасности проверяются только частично, а их полная проверка могла бы положить конец всему, а тем самым привести к невозможности дальнейшего обмена сигналов с внешней средой. Ребенок узнает о силе огня, обжигая себе пальчик о горящую спичку, а об опасности проезжей дороги учит его шлепок или крик матери. С другой стороны, положительные качества окружения узнаются им самим, когда исполняются его желания. А если окружающий мир кажется злым и неуютным,-" то эта неуютность только видимая, как ожог пальчика пламенем свечи или же шлепок матери; эта неуютность не грозит большой опасностью.

Благодаря "материнской" среде окружающий мир прячет свои когти, закрывает жестокий закон жизни, по которому жизнь требует уничтожения иных живых организмов. Этот "фальшивый" оптимизм в оценке окружения и своей собственной участи в нем, истекает из различной степени проверки сигналов, указывающих на опасность или безопасность внешней среды. Позитивные явления проверяются, а негативные принимаются без проверки. Нельзя подойти к источнику опасности и проверить его, так как такая проверка может грозить смертью. Отрицательные сигналы более фиктивны, чем положительные; приближаясь к окружающему нас миру, мы лучше узнаем его, а обращаясь в бегстве или уничтожая его, мы не может изучить, узнать его, создаем себе только его более или менее фиктивный образ. Позиция "до" способствует познавательному реализму, а позиция "от" - абстрактной позиции.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...