Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория добавленной стоимости.




 

«С утра до утра видим мы, как творится зло на Руси, и всё ждём, когда будет добро. А того не будет иначе, если не сплотим силы свои и не возьмём одну цель в мысли наши. Это говорит вам голос праотцов».

(Велесова книга.)

 

Все люди, достигнув трудоспособного возраста, начинают заниматься трудовой деятельностью, то есть созданием товаров, различных, необходимых для жизни, вещей. Кто-то собирает компьютеры, кто-то шьёт сапоги, другие обучают школьников различным наукам, некоторые даже сочиняют философские эссе. Какой бы деятельностью ни занимался человек, он создаёт товар, обладающий стоимостью и имеющий своего частного собственника. Собственником товара является тот человек, который данный товар создал. Всякую вещь можно продать, то есть обменять на другую вещь равной стоимости. При сделке купли-продажи происходит смена собственника, товар же остаётся без изменения.

Если человек произвёл какую-либо вещь и сам же её и потребил, то можно считать, что он продал эту вещь самому себе. Допустим, какой-то садовод вырастил урожай картофеля в сто килограммов и затем весь этот картофель съел, то он создал товар стоимостью в сто килограммов картофеля и потребил товар точно такой же стоимости. Стоимость может выражаться не только в деньгах, но и в картофеле, в компьютерах, в любом товаре. Права, идеи и сведения по технологии тоже имеют свою стоимость. Если человек вырастил урожай картофеля, но не стал его собирать, допустим, он в самый разгар осенних сельхозработ уехал отдыхать на Средиземное море, и его урожай пропал на корню, тогда этот горе-садовод получил убыток в сумме ста килограммов картофеля.

Если же наш садовод никуда не уехал, а собрал свой урожай, отнёс его на рынок и там продал за тысячу рублей, то он получил доход, равный тысяче рублей или всё тем же ста килограммам картофеля. Теперь этот человек может купить на свою тысячу любой товар на рынке или положить деньги в банк под проценты или даже вложить эти деньги в собственный бизнес. Если садовод за то же самое рабочее время вырастил не сто килограммов картофеля, а двести, то он продаст результаты своего труда уже за две тысячи рублей и станет вдвое богаче.

Откуда же взялась стоимость в сто килограммов картофеля, и почему величина данной стоимости зависит от урожая? А вот почему. Наш садовод не сидел, сложа руки, он трудился. Прежде всего, он вскопал землю на своей плантации, внёс в неё удобрения, затем посадил семена. Всё лето этот человек работал, пропалывал участок от сорняков, окучивал всходы. Осенью он выкопал клубни из земли и привёз их домой. Для создания данного товара человек затратил свой труд, и величина стоимости товара оказалась прямо пропорциональна количеству потраченного труда. Труд есть основа любой стоимости. Занимаясь экономической деятельностью, люди свой труд превращают в стоимость, которая материализуется в товарах, чем больше труда, тем больше стоимость товара. Любой товар есть овеществлённый труд людей, занятых в его производстве. Каждый товар стоит ровно столько, сколько человеческого труда в него вложено.

Воздух, вода в реке, солнечный свет ничего не стоят, так как в создание данных благ не был вложен человеческий труд. Мы можем бесплатно дышать воздухом, загорать на солнце, черпать воду из таёжного родника, Но если нам захочется пообедать в столовой, то за обед придётся заплатить деньги, так как для приготовления обеда был затрачен человеческий труд. Мы можем пойти в лес и бесплатно насобирать там грибов. Никто не возьмёт с нас ни копейки за эти грибы, так как в производство их не был вложен человеческий труд. Но если мы захотим взять точно такие же грибы на рынке, то нам придётся заплатить за них деньги, ведь в производство товаров, продающихся на рынке, вложен труд человека.

Какой-то предприниматель отправился в лес за грибами, насобирал там полезные для потребителя вещи и принёс их на рынок. Этот предприниматель вложил свой труд в производство товара и теперь меняет его (свой труд) на деньги. Создавая товар посредством труда, человек создаёт стоимость. Он является собственником данной стоимости и может по собственной воле эту стоимость обратить в любую материальную форму. На производстве, на заводе или фабрике, рабочие получают созданную ими стоимость сразу в виде денег, универсального товарного эквивалента, а индивидуальный владелец товара вынужден этот товар менять на деньги на рынке, поэтому работать на крупном заводе выгодней, чем в индивидуальной мастерской или малом предприятии.

Допустим наш грибник, произведя нужный потребителю товар, создал стоимость в десять рублей. Допустим, собранные им грибы приобрёл повар для приготовления отменного деликатеса в своём ресторане. Повар заплатил десять рублей грибнику, принёс грибы на кухню и приготовил из них блюдо. Теперь те же самые грибы, но уже в тушёном виде, будут стоить двадцать рублей, так как повар прибавил к стоимости грибов стоимость собственного труда. Повар создал стоимость в десять рублей, но приготовленное им блюдо стоит вдвое дороже, так как в грибах всё ещё содержится стоимость, созданная грибником.

Потребителю товара, то есть клиенту ресторана, придётся оплатить и труд грибника и труд повара, который из грибов приготовил блюдо. Стоимость товара есть сумма стоимости труда всех работников, участвовавших в его изготовлении. Если блюдо из грибов в ресторане приобретёт ещё один предприниматель для дальнейшей реализации, допустим, в другом городе, то он прибавит к исходной стоимости ещё и стоимость своего труда, и тогда данный товар будет стоить уже тридцать рублей. Стоимость любого товара есть совокупная стоимость труда всех людей, которые данный товар создавали. А труд есть изначальный универсальный товар. Труд, а не деньги, является мерой стоимости любого товара. Покупая какой-нибудь товар в магазине, мы оплачиваем труд всех работников, которые данный товар произвели, а трудясь, мы создаём стоимость, которая незримо присутствует в созданном нами товаре.

Такую стоимость товара называют ещё его себестоимостью. Себестоимость товара есть сумма стоимости труда, вложенного в его создание, и стоимости исходных материалов, из которых данный товар был изготовлен. В себестоимость товара входит также сумма налогов, которую берёт государство с тех, кто производит товары. (Видимо, государство тоже вкладывает в производство товаров свой труд, а это – тема для отдельного трактата. В формуле С - себестоимость товара, М - стоимость исходных материалов, Т - стоимость труда, Н - налоги).

 

С = М + Т + Н

 

Практически все предприниматели продают свои товары по цене, превышающей себестоимость товара и получают прибыль. Законно это или нет? Один из философов девятнадцатого века, Карл Маркс, считал, что это не законно. Тем ни менее, во всех странах с рыночной экономикой такие сделки не являются преступлением. Прибыль есть зарплата предпринимателя. Перепродавая товар по более высокой цене, предприниматель трудится, он анализирует состояние рынка и планирует маркетинговую деятельность предприятия. Предприниматель создаёт стоимость из своего умственного труда, он превращает свои знания и свой талант в стоимость, так же, как грибник в лесу или повар в ресторане. Если предприниматель купит грибы на одном рынке за десять рублей, а на другом рынке продаст их за двадцать, то он получит прибыль или заработает десять рублей. Зарплата и прибыль - это одна и та же категория стоимости.

Цена товара прямопропорциональна потребительной стоимости данного товара, чем нужнее товар потребителю, тем большую цену можно за него запросить, а доходы предприятия прямопропорциональны установившейся цене на производимый продукт. Значит, доходы предприятия есть потребительная стоимость товара, который это предприятие производит; (Д = Сп, где Сп - потребительная стоимость товара). Разница между доходами предприятия и себестоимостью товара есть прибыль предприятия, это стоимость труда предпринимателя, ибо именно предприниматель планирует, какой товар следует производить и кому его продавать. Труд предпринимателей - специфический товар, его нельзя потрогать руками, зато можно положить в банк, как депозит. Величину стоимости труда предпринимателя отражает прибыль, прибылью распоряжается владелец предприятия. Получение прибыли - цель деятельности предпринимателей и стимул для данной деятельности. Если бы предприниматели не владели прибылью предприятий, то они не были бы заинтересованы в развитии экономического хозяйства. (Как разумно Бог устроил этот мир!)

 

П = Д - С П = Д - М - Т - Н

 

В этих формулах П - прибыль, Д - доход предприятия (выручка от продажи товаров), С - себестоимость товара, М - стоимость исходных материалов, Т - труд персонала, Н - налоги. Прибыль и доходы здесь имеют одинаковые знаки, чем больше выручка предприятия, тем больше и прибыль. Доходы предприятия зависят от таланта предпринимателя, от его умения создать товар, нужный потребителю, поэтому и прибыль является собственностью данного предпринимателя. А вот прибыль и труд в этих формулах стоят с разными знаками. Чем выше зарплата рабочих, тем меньше прибыль предпринимателя, и наоборот. Вот почему рабочие в эпоху наёмного труда находятся в антагонистических отношениях с владельцами предприятий. Им трудно разделить заработанные деньги, предприниматели всегда стараются снизить зарплату рабочих, чтобы увеличить свою прибыль.

А теперь представим, что рабочие купили материалы на свои деньги, а готовую продукцию продали директору по договорной цене. Теперь противоречие между предпринимателем и рабочими исчезло, зато появилась мотивация. Чем меньше затраты на производство товара и чем выше производительность труда, тем выше доходы рабочих. В эпоху свободного труда рабочие тоже станут предпринимателями, они будут владеть созданным ими товаром и продавать его владельцу предприятия на договорных условиях. Зарплата рабочих станет прибылью, она будет исчисляться как разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью исходных материалов. З = С - М, (З - зарплата рабочего, С - себестоимость продукции, М - стоимость использованных материалов).

 

 

Вихри экономики.

 

«Для поиска истины время всегда благоприятно!»

(Будда)

 

Каждое предприятие, как и всякое живое существо, представляет собой маленький кусочек пустоты, проявленный на некоторый ограниченный период времени, именуемый инкарнацией. Новые предприятия создаются в умах деловых людей, которые вынашивают массу различных планов, идей, фантазий. Пока эти идеи «роятся» в головах бизнесменов, предприятия существуют как бы в непроявленном виде. Предприятие рождается только тогда, когда предприниматель вносит денежные средства в уставный фонд, при этом бухгалтер делает свою первую проводку: кредит 85 - дебет 51, и в балансе одновременно появляются актив и пассив. Причём сумма актива и пассива остаётся равной нулю, (если пассивы записывать со знаком «-»). Классическим образом из пустоты рождается новое живое существо! (Как не вспомнить здесь утверждение Будды о том, что форма есть пустота?)

В теле всех живых существ имеются чакры, воображаемые замкнутые дорожки, по которым струится энергия жизни. Многие слышали о существовании энергетических центров в теле человека, которые на санскрите называются - чакры. Некоторые даже знают наизусть их названия: манипура, анахата или сахасрара, но никто из людей пока не задумался, почему эти центры называются чакрами, (в переводе с санскрита - кругами или вихрями). Какие вихри могут быть в человеческом теле?

Современные люди имеют весьма смутные представления о биоэнергетике, поэтому не будем морочить себе голову разными «энергоинформационными» или «психофизическими» фантазиями, зато всем понятно, что кровеносная система человека имеет замкнутое кругообразное строение. Кровь выталкивается сердцем в аорту и, сделав оборот по всему телу, возвращается обратно в сердце. Если этот кровяной вихрь когда - нибудь остановится, то человек прекратит своё существование. То же самое можно сказать о процессах питания, дыхания и мышления. Всю жизнь наш желудок расщепляет белки и углеводы и отправляет во внешнюю среду продукты распада для того, чтобы эти отходы стали удобрением для растений и вновь превратились в белки и углеводы.

Даже процесс мышления можно представить в виде кругообразного вихря. Днём наш мозг усваивает информацию из внешнего мира, а ночью эта информация утекает обратно в космический компьютер, оставляя в нашей памяти неясные впечатления, которые мы называем снами. В буддизме данные жизненные впечатления называются потоком сознания. Информация, как и всякая энергия, циркулирует по чакрам живого существа. Для того, чтобы организм был здоров, необходимо, чтобы эта энергия свободно и легко струилась по своим артериям, не имея задержек или излишнего давления, чтобы сердце создавало нормальное кровяное давление, чтобы желудок не был перегружен пищей, чтобы мозг не трудился в режиме стресса. Занятие спортом благотворно влияет на здоровье человека, так как физическая активность усиливает кроваток, а кровь несёт к тканям кислород и питательные вещества. Чем сильнее кроваток, тем выше жизненная сила организма.

А теперь представим себе другое живое существо - промышленное предприятие. Любое (не только промышленное) предприятие является микрокосмом макрокосма, живым организмом. Каждое предприятие потребляет из внешней среды какое-то сырьё, перерабатывает это сырьё и, к сожалению, выделяет в окружающую среду промышленные отходы. Как и всякое живое существо, предприятие имеет чакры, по которым циркулирует энергия - стоимость материалов и товаров. Любое предприятие производит какую-то продукцию, но сначала закупает сырьё для этого производства. С банковского счёта при этом исчезают деньги в размере стоимости данного сырья, зато на склад поступают приобретённые материалы. Затем эти материалы поступают в цех, превращаются там в готовую продукцию и отгружаются потребителю. В момент продажи готовой продукции на банковский счёт предприятия поступают деньги, - эквивалент стоимости готового товара. Круг замкнулся. На деньги, вырученные от продажи готовой продукции, предприятие вновь купит сырьё, и вихрь стоимости уйдёт на новый виток.

 

 
 

 

 


Для того, чтобы предприятие работало более успешно, необходимо, чтобы вихрь производства увеличил свои обороты. Энергия под названием «стоимость» должна стремительно вращаться по чакрам бухгалтерских счетов, принося прибыль предприятию и благосостояние работникам. Чем больше предприятие произведёт и продаст продукции в единицу времени, тем больше оно заработает денег в ту же самую единицу. Вот только произношением заклинаний вряд ли удастся ускорить движение капитала. Сделать это может повышенная заинтересованность работников предприятия в результатах их собственного труда. За каждым подразделением предприятия, за каждым бухгалтерским счётом стоит живой человек, который приходит на работу не развлекаться, а зарабатывать деньги. Если бы произведённая работником продукция мгновенно превращалась в денежные знаки, то возник бы мощный стимул для интенсивного труда.

Представим себе на минуту, что каждое подразделение предприятия, - «склад материалов», «цех», «склад готовой продукции», - это маленькие самостоятельные предприятия, независимые участники рынка. Склад материалов закупает сырьё и продаёт его в цех по договорной цене. Работники цеха производят продукцию и продают её на склад готовой продукции. Далее склад готовой продукции реализует товар потребителю. Каждое подразделение добавляет некоторую стоимость к стоимости исходного продукта, и эта добавленная стоимость является доходом данного подразделения, должностного лица или бригады. Доход каждого работника зависит не от времени, которое данный человек провел на рабочем месте, а от стоимости, прошедшей через подразделение.

При таких рыночных производственных отношениях доход какой-либо бригады или отдельного сотрудника прямо пропорционален стоимости, протекшей через данное подразделение, и такая форма оплаты труда является стимулом для увеличения производительности труда. Каждую производственную бригаду можно представить в виде маленького сердца, которое прокачивает стоимость не только в кровеносной системе отдельного предприятия, но и в общей системе мирового хозяйственного организма. Чем больше таких сердец, тем больше питания для всех систем организма.

Мотивация работника к труду заложена глубоко в его подсознании. Если человек имеет тариф 1 рубль в час, то он размышляет следующим образом: «За один час присутствия на рабочем месте я получу один рубль, за два часа - два рубля. Такой человек стремится присутствовать на рабочем месте, но при этом особенно не напрягаться. При новом бригадном подряде мотивация работника уже иная: «Наша бригада производит в день продукции на 1000 рублей, я получу в качестве зарплаты 10% от этой суммы, то есть - 100 рублей. Если наша бригада станет производить продукции за то же время на 2000 рублей, то я заработаю уже 200 рублей. Такой человек не станет долго перекуривать. Он заинтересован в том, чтобы создать стоимость. В этом же заинтересовано и всё общество.

В настоящее время труд работников оценивается по количеству времени, проведённому на рабочем месте. Каждому человеку, явившемуся на работу, мастер смены ставит «восьмёрку» в табель учёта рабочего времени. В конце месяца эта восьмёрка умножается на тариф и работник получает некий оклад, не зависящий от качества и количества произведённой продукции. В обществе свободных товаропроизводителей зарплата каждого работника будет зависеть от количества стоимости, прошедшей через подразделение, а качество продукции улучшится потому, что брак невозможно продать покупателю, а этим покупателем станет соседнее производственное подразделение. Новые рыночные отношения на предприятиях будут способствовать увеличению производительности труда, а значит, сделают всё общество богаче.

Иногда приходится слышать: «Для того, чтобы люди лучше работали, им надо больше платить». В этой формулировке кроется опасное заблуждение. Если какой-то человек привык работать с прохладцей, то простое арифметическое увеличение зарплаты не будет стимулировать его энтузиазм. Для того, чтобы люди лучше работали, необходимо величину их зарплаты поставить в зависимость от количества произведённой продукции. При правильной форме оплаты труда каждый человек просто превращает свой труд в деньги подобно тому, как лёд в тёплом месте превращается в воду. В заводских цехах рабочие продают обществу произведённую ими продукцию, то есть товары, и получают взамен товаров соответственный денежный эквивалент. Затем в магазине они снова меняют этот эквивалент на товары, получая от общества то, что сами же и произвели.

Так философски осмысливается процесс производства и движения товаров к потребителю. Забавно смотреть, как жители нашей страны участвуют в митингах под лозунгами: «За повышение пенсии или зарплаты». Удивительно, но люди действительно верят, что такие митинги могут повысить их материальный уровень жизни. На самом деле подобные митинги повышают только рейтинг хитрых политиков, а достойный уровень жизни куётся не на митингах, а в заводских цехах. Для того, чтобы жить богаче, нужно увеличить производительность труда и рентабельность предприятий, а для этого необходимо внедрить передовые формы оплаты труда, которые заинтересовывают производителя в результатах его работы. Другого пути к процветанию у нас нет!

 

 

Александр Тертон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...