Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невроз навязчивых состояний 15 глава




К одной из существенных черт эмоциональной зрелости относится чувство ответственности. Оно играет значительную роль в стабилизации семейной группы. Чувство ответственности связано с упорядочиванием определенных норм поведения. Независимо от того, хочется или нет, независимо от настроения и актуального эмоционального состояния, остается определенная линия поведения, исходящая из необходимости заботы о другом человеке. Чувство ответственности в определенной мере противоположно спонтанности.

Спонтанное поведение вытекает непосредственно из актуальной эмоциональной ситуации, а ответственное поведение должно, очень часто, ему противостоять. Как указано выше, при переходе нормальной для данного человека общественной границы появляется специфическое "эмоциональное сгущение", в котором чувства легко осциллируют между противоположными знаками ("люблю и ненавижу"). В такой ситуации трудно сохранить стабилизацию эмоционального состояния, необходимую для появления чувства заботы и ответственности за другого человека. Что же касается отношения к ребенку, то забота появляется особенно у матери, чаще всего спонтанно, и нужен большой эгоизм и эмоциональная незрелость, чтобы не знать этого чувства. Забота выражается в эмоциональном отношении к ребенку, над которым наклоняемся, находимся над ним, стараемся защитить его ото всех горестей, страданий, умело направить его в жизнь. Биологическая связь с собственным ребенком, которая в субъективном понимании продолжается гораздо дольше, чем только период беременности и остается, как правило, всю жизнь, независимо от того, что ребенок вырос, а также беспомощность маленького ребенка, требующего постоянной заботы - все это мобилизирует опеку над ним. Чувство ответственности у родителей относится к естественному и спонтанному явлению, особенно у матери, а его отсутствие свидетельствует о явной патологии.

Иначе представляется вопрос отношений обоих партнеров. Чувство ответственности в этом случае нельзя считать спонтанным и естественным, его необходимо сначала выработать. Партнер не беспомощный ребенок, он биологически не связан со своим партнером как мать с ребенком. Можно, конечно, сексуальный акт рассматривать как определенную связь, однако этот акт кратковременен, связан с определенными переживаниями, не носящими черт той стабильности, как в случае материнских чувств. Более того, слишком большая забота со стороны иных о взрослом человеке часто мешает и стесняет его. Взрослый не всегда переносит низко наклоненную над собой голову, хочет быть равноправным партнером и сохранить свою свободу. Чью-то заботу он может принять за деспотическое порабощение.

Таким образом, во взаимоотношениях между партнерами остается внутреннее противоречие между искренностью и спонтанностью эмоциональных отношений и их устойчивостью, исходящее из чувства ответственности. Чувство ответственности требует подавления негативных эмоций, опасных для супружеской жизни, тогда как искренность необходима для поддержания нормальной семейной атмосферы.

// "СПОКОЙНЫЕ" И "БУРЛИВЫЕ" СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ

Принимая во внимание указанные две черты - ответственности и искренности - можно выделить два крайних типа супружеской четы: стабильной и лабильной или бурливой. В первом случае внешне все протекает тихо, только партнеры часто страдают психосоматическими болезнями или неврозами, суть которых лежит в слишком длительных и слишком сильно подавляемых негативных эмоциях. Во втором случае партнеры расходятся и сходятся, скандалят, готовы убить друг друга, чтобы вскоре любить до конца жизни самозабвенно и искренне.

Трудно сказать о невротичности обеих этих моделей. Подавление негативных эмоций губительно влияет на здоровье, а их проявление тоже не принадлежит к оздоровительному мероприятию. Вопреки тому, что неоднократно советуется, а именно "вылить злость", это не всегда приносит облегчение или же оно только временное. Злость родит злость. Человек, выливший свою злость, после такого поведения стыдится своего поступка, чувствует себя виноватым, боится возможности смешного для себя положения в обществе, т.е. в таком случае проявляются негативные эмоции. Эти эмоции приводят к увеличению, а не ослаблению злости, а кроме того каждый приплыв агрессии мобилизирует дремлющую в человеке охоту разрушения, а это чувство никогда не может насытиться. Если раз человек начнет его исполнять, трудно удержать его, оно нарастает как лавина. В противополжность животному миру, в котором разрушительные тенденции ограничиваются правок сохранения жизни (убивают для успокоения голода или защищая жизнь), у человека эта тенденция носит знак бесконечности. Человек разрушает во имя разрушения, как и создает для самого созидания, а в обоих случаях, как говорит Фромм, может осуществлять свою потребность бессмертия.

// ПРОБЛЕМА МАСКИ

Усилие, связанное с сохранением супружества, в большой степени зависит от согласованности спонтанных реакций с чувством ответственности. Это - проблема маски. В общественной жизни ношение маски необходимо. В семейном кругу, таком близком и малом, как и во всех эротических связях, маску необходимо снять, ведь человек ищет в этой связи полного понимания и слияния с окружающим миром. Маску человек надевает с самых молодых лет и только потому, чтобы отделиться, чтобы не дать возможности иным понять мир его переживаний, чтобы никто не узнал, что он чувствует и думает. Этого требуют нормы общественной жизни, которым каждый должен подчиниться.

Ношение маски, однако, утомительно и человек в эротической связи хотел бы быть самим собой, хотел бы быть принятым таким, каким он есть в действительности, сбросить с себя этот слой, изолирующий его от людей окружающей среды. Если в фазе овладения партнером нарастают тенденции игры, в которой человек стремится показаться в лучшем свете, привлечь к себе внимание партнера, наблюдающего со стороны, а такой же процесс происходит и в животном мире, то когда приходит решающий момент спаривания, эти тенденции перестают быть актуальными, цель достигнута и тогда превалируют противоположные наставления - сбросить маску, показаться нагим. Отсюда и истекают такие частые разочарования; партнер был иным перед бракосочетанием. Поэтому и существовал когда-то обычай поения жениха допьяна перед браком, а "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке" и можно было рассмотреть его настоящее лицо ("in vino Veritas").

Родной дом всегда служит местом разрядки всех обид, накопленных в течение всего дня, как бы очищения от всего накипевшего, чего нельзя сделать в ином месте. Так часто бывает у детей и у взрослых.

Домашняя атмосфера в большой степени зависит от возможности свободы дома, возможности быть в нем таким, каким хочется быть, чтобы не прикрашивать, ни приписывать ничего. В противоположном случае атмосфера становится искусственной и неискренней. С другой стороны известно, что одно слово, жест, взгляд могут ранить кого-то в такой близкой связи, какая существует в супружестве, а раны эти заживают медленно.

Частое в супружестве разочарование партнером и исходящее отсюда стремление поиска нового объекта любви приводят к оставлению дальнейших усилий, которые так необходимы в согласовании спонтанных реакций с чувством ответственности. Эти чувства изменчивы и колеблются между двумя полюсами; не подкрепляемые - гаснут.

// УЗНАТЬ ДО КОНЦА!

Чтобы удержать превалирование позитивных чувств и определенную стабильность эмоциональной связи, необходимо проведение определенных исследований; предмет эмоций не может быть узнан без остатка. Аналогично предмет эстетических переживаний должен быть источником все новых и новых впечатлений. Картина, скульптура, любимая книга притягивают к себе, к ним часто возвращаемся, в них открываем новое, неведанное. Тем более человек неузнаваем в том смысле, что он постоянно становится источником новых, временами неожидаемых открытий.

В психиатрии защищаемся перед неузнаваемостью человека приклеиванием ему различных этикеток, как и в ежедневных ситуациях защищаемся установленным, схематическим образом перед исследованием чего-то нового, неизвестного. Эта картина, будучи творением нашего воображения, неподвижна и тверда и в результате не отвечает действительности, которая течет и изменяется. Чар тайны - такой притягивающий и возбуждающий в начальной фазе эротической близости, заменяется готовой формулой "он (она) такой (такая) уж!"; формула - объясняющая до конца другого человека, а которая в действительности скорее отражает собственные эмоциональные настроения говорящего.

Тайна притягивает человека, но на длительное время становится невыносимой или пробуждает страх; человек должен двигаться в ясном пространстве, идти проторенными тропами, иначе чувствует себя беспомощным, потерянным, а поэтому все то, что им неузнано, наполняет готовыми формулами собственной фантазии. Это не что иное, как бредовое настроение, существующее в каждом человеке и защищающее его перед страхом открытия тайны.

Постоянно пребывая среди людей, человек должен оперировать готовыми формулами, определяющими даже тех, кого совершенно не знает, так как все это облегчает ему свободу действий в окружающем мире. Однако в таком близком контакте, как в семье, а особенно в эротической близости, готовые схемы не выдерживают давления чувств, появляющихся в таком большом взаимном сближении. Появляется калейдоскоп схем; раз человек видит другого в маске "ангела" а раз - "дьявола", а убегая от этих эмоциональных "качелей", отдаляется от партнера, благодаря чему надетая маска может удержаться. Но такое положение вещей вызывает чувство скуки, потребность разрыва связи с уже не интересующим его человеком.

// "РАВНОДУШИЕ" В СУПРУЖЕСТВЕ

Любовь представляет антитезу скуки, а скука появляется в тех случаях, когда мы стараемся убежать из какого-то общества, но не можем. Скука мучает; хотим бежать и все силы направлены на исполнение этого желания, однако их не хватает и все остается на прежнем месте. Никогда человек не скучает с любимым | человеком, ведь любовь притягивает, а скука отталкивает. Чувство скуки относится к чувствительным индикаторам эмоционального отношения к окружающим.

Супружеский кризис, наступающий чаще всего после первых лет совместной жизни, а иногда и после нескольких месяцев, определяемый часто как "равнодушие", представляет ситуацию, в которой скука вышла на первый план во взаимоотношениях. Эмоциональное состояние отражается и на сексуальной жизни, особенно у женщины, поскольку мужчина обладает большим schisis между эмоциями и сексом; в крайних случаях, мужчина не может поддерживать половые сношения с женщиной которую любит (фрейдовский комплекс Мадонны и проститутки). Скука оплетает и сексуальные связи.

Никакие пробы сделать сексуальную жизнь более привлекательной не сдают экземена, так как они носят технический характер, сознательного манипулирования, а в сексуальной жизни самым важным моментом является спонтанность. Появляется невротический заколдованный круг. Нарушения половой жизни (чаще в форме аноргазма у женщин и снижения потенции у мужчин) отрицательно влияют на эмоциональные связи, а негативные чувства, в свою очередь, отражаются на сексуальной жизни.

В психотерапии неврозов у супружеских пар важным моментом оценки, кроме оценки проявления негативных эмоций у партнеров, является исследование обращающихся за помощью и с психиатрической точки(зрения, т.е. проведение оценки проблем и конфликтов, жизненных трудностей и т.п. Понимание другого человека уменьшает напряжение осуждающей оценки, как говорится "tout comprendre c'est tout pardonner". А позиция судьи закрепляет негативные чувства по отношению к другому человеку.

В супружестве страшны не мимолетные угрозы, которые неизбежны при тесном контакте и осциллирующие от полового сближения до охоты убийства, а медленно нарастающие определенные негативные чувства - ненависть, пренебрежение, отвращение, страх и т.п. Тогда уже не видно человека и его действительной личности, а только созданную и закрепленную картину, сотканную из осуждающей, деформированной оценки.

// БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

Спорным вопросом считается оценка численности группы и неизвестно, можно ли считать группой двое людей или же трое (по правилу "tres faciunt collegium"), тем не менее, во взаимосвязи двух людей появляется проблема власти, что, как известно, в такой опытной организации, как армия, решено простым способом - один из солдат должен быть командиром.

В супружестве проблема появляется довольно остро, а свое выражение находит в популярных анекдотах о муже под башмаком. В такой роли чаще выступает мужчина. По-видимому, анекдот попадает в довольно существенный пункт патологии брака. Эмоционально неуспокоенная женщина находит себя в проявлении своей власти. Потребность любви у женщины значительно более сильная, чем у мужчины, что связано с ее биологической ролью матери. Поэтому лишенная любви женщина легче попадает в состояние инфантильного деспотизма и, как бы не имея возможности в полной мере стать женщиной, становится опять маленьким ребенком. Чтобы женщина была счастлива и не пошла вспять в своем развитии - она должна любить. Для стабильности супружества лучше, чтобы женщина была более эмоционально настроена, чем мужчина.

Жизнь вдвоем требует установления определенных форм поведения, совместных интересов, связывающих целей, уступчивости, пересмотра своих обычаев и привычек, вынесенных из дому (отсюда так наз. клановые конфликты). Этот процесс не обходится без конфликтов и взаимное "приспособление" иногда продолжается годами. Как правило, одна сторона выигрывает, а вторая уступает. Чаще женщина выигрывает битву; свитие гнезда принадлежит ей по биологическому закону, а если она не проявляет такого интереса, тогда ее поведение свидетельствует о ее неженственности и нарушениях половой идентификации в мужском направлении. Если же это доминирование приобретает слишком яркие формы и становится целью для цели (женщина типа "бой-баба"), тогда можно подозревать, что ее чувства к партнеру слабые или же попросту негативные.

// ВЛИЯНИЕ ЭРОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

В размышлениях о развитии личности большое внимание посвящается влияниям генеалогической семьи, а редко упоминается о влиянии собственной семьи обследованного. Это понятно, если принять во внимание определенную границу развития человека, которую он позднее уже не переступает. Такое положение, однако, грешит в своей основе, так как человек развивается с момента зачатия до самой смерти.

Ежедневные наблюдения указывают на изменение человека в эротической связи с другим человеком. Он расцветает под влиянием любви, а гаснет и вянет при ее отсутствии. В эротическом контакте дополняется собственная оценка; на себя человек смотрит глазами партнера, что может действовать мобилизирующим образом, а благодаря такому взгляду человек верит в себя. Когда же эта связь приносит страдания, действует демобилизирующим образом, тогда человек теряет силы и ни во что не верит.

К одному из важных моментов в поисках внесупружеских связей относится потребность лучшей оценки, которой нельзя было найти у супруга. Мужчина нередко ищет подтверждения своего автопортрета в пьяной компании, этой специфической societas alcoholica, в которой можно заблестеть особенным, интоксикационным интеллектом и отдохнуть в теплой атмосфере рюмочных друзей, не лишенной легкого гомосексуального оттенка дружбы ранних лет.

Женщины, брошенные своими мужьями, ищут рекомпенсации и восстановления разбитого чувства собственной ценности в преувеличенной опеке над детьми или в слишком большом эмоциональном отношении к исполнению служебных обязанностей (отсюда чаще всего берется тип преувеличенно заботливых матерей, определяемых как overprotective, и работниц, которые на работе устраивают свой дом, работают не покладая рук, без особенной к этому нужды и страдают при невозможности разрядки своих эмоций и достижения власти).

// ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Совместная жизнь требует взаимных уступок, а взаимопонимание может привести к проявлению согласных или противоположных черт. Для супружеской гармонии лучшей является согласность более поверхностных, чем более глубоких черт личности. Партнеры в течение определенного времени приспосабливаются к своим формам общественного поведения, к кругу знакомых, к своим эстетическим, религиозным, политическим воззрениям, к способу денежных операций и воспитания детей. С другой стороны, такие черты, как доминирование и субмиссия, экстравертивность и интравертивность, необходимость отдавания чувства и получения его, эгоизм и альтруизм и т.п., а, следовательно, черты, относящиеся к структуре личности, развиваются в противоположном направлении.

Если двое людей, обладающих какой-то парой противоположных черт, выраженных в различной степени, соединятся вместе, то в результате совместной жизни у одного из них усилится та черта, которая у партнера присутствует в легкой степени ее проявления. Если, например, такой парой черт может быть доминация и субмиссия, то партнер с меньшими тенденциями к доминации становится более субмиссийным, чем он был перед браком, в результате постоянного контакта с партнером с сильными доминантными чертами личности. Этот же человек может проявить более сильные доминантные черты при встрече с более слабым партнером.

Таким образом, личность партнеров стремится к взаимному дополнению. Аналогичная ситуация встречается иногда у однояйцевых близнецов. Как уже было упомянуто, их определенные черты, несмотря на идентичность генетического плана, развиваются в противоположном направлении, например, один смелый, второй - робкий, один руководит, второй - слушает, один дает, второй - берет и т.д. и тогда между ними создается общность с исключением появления в ней однозначных черт. Генетический план, по-видимому, позволяет на развитие одного из двух противоположных направлений. Их развитие состояло бы, таким образом, в определенной поляризации, тогда как в плане оба направления представлены in potentia.

С точки зрения функционирования группы согласованность второстепенных черт, а противоположность главных, по-видимому, целесообразны. Второстепенные черты относятся к формам поведения и совместных планов партнеров. Их согласие облегчает функционирование супружеской пары, как группы. Глубокие черты, обуславливают взаимный уклад эмоциональных отношений между партнерами, их разногласие увеличивает эмоциональную компактность группы. Легче жить властелину с послушником, чем двум властелинам, жаждущему чувств с тем, кто их может дать, чем двум одинаково их ищущим и т.д.

Невротические конфликты появляются в тех случаях, когда между партнерами существует несогласованность второстепенных черт или согласованность глубоких. Второй тип конфликтов более опасен, а впрочем, нередко они встречаются вместе.

// КОНФЛИКТЫ

Супружеские конфликты отражаются и на иных сторонах жизни. Плохое настроение из дома переносится на работу и в круг знакомых. Современный человек, правда, в течение дня играет несколько общественных ролей, однако он не в состоянии быстро изменить свое удрученное настроение. Может быть лучше или хуже сумеет замаскироваться. Конечно, бывает и наоборот, когда служебные конфликты отражаются на домашней атмосфере. Конфликты в семейной группе вызывают, как правило, частые и сильные эмоциональные пертурбации, что исходит из самой сущности этой группы, в которой близость двух людей самая большая, не встречающаяся в иных межчеловеческих связях.

Именно ввиду такой близости конфликты между сексуальными партнерами неизбежны. Патология совместной жизни зависит не от них, а от степени закрепления негативных эмоциональных настроений. Факт, что при сильных чувствах любовь и ненависть проявляются наиболее ярко, не относится к невротическому признаку, это попросту нормальная динамика эмоций; но когда ненависть, отвращение, пренебрежение или иные негативные чувства закрепляются, тогда они бывают источником постоянного беспокойства и внутреннего напряжения. Иной взгляд на партнера, какой иногда удается получить при психотерапии неврозов у супругов, может поколебать это закрепленное эмоциональное настроение.

В последние годы большое внимание уделяется супружеским неврозам и психопатологи семьи. Во многих случаях неврозов, а тоже и при алкоголизме, при психосоматических болезнях, реже при психозах центральный пункт конфликта составляет проблема половой жизни с партнером. Часто оказывается, что лечения требует другой партнер, а не тот, что сам пришел к врачу. Аналогично в детской психиатрии не всегда ребенок, проявляющий невротические нарушения или трудности поведения, требует опеки и психиатрического лечения, а его родители. К психиатру чаще попадает наиболее слабый член семейной группы, а не тот, который наиболее сильно невротическим образом действует на остальных.

 

РАБОТА

// ДВЕ МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Эмоциональное отношение к труду можно рассматривать с двух точек зрения. Одна из них содержится в Библии, где труд рассматривается, как наказание за грех: "В поте чела твоего будешь добывать хлеб твой" (Библия, раздел "Генезис", 3, 19). Вторую описывают этнографы: на Полинезийских островах во время работы пели песни, описывающие сотворение мира, работа была включением в акт Создателя.

Этот двойной аспект труда - работы, как средства достижения определенных жизненных заданий: добыча пищи, организация отдыха, общественного положения и т.д. и сам труд для проявления творческих способностей, находящихся в людях, - характерен для каждого труда, только пропорция обоих аспектов может быть различной.

Дворник, подметающий улицу, тоже чувствует себя творческим работником, так как переформировывает часть своего окружения по собственному плану, а следовательно, изменяет его "по своему собственному образцу", что существенно, по-видимому, для каждого творчества, независимо от того, какой материал служит для переформирования - подметаемая улица, мрамор в руках скульптора, полотно художника или чистый лист бумаги, который нужно заполнить словами, или иные люди, которых необходимо воспитывать, лечить и т.д. Известный творческий работник тоже не оставляет мысли о деньгах, славе, о еще большем общественном значении своего труда, успехе у женщин и т.п.

// ТРУД КАК АКТ СОЗИДАНИЯ

Каждый из обоих аспектов труда - средство для жизни, творческий акт - обладает своими невротическими возможностями. Творческий акт встречается с постоянным сопротивлением той части окружения, которая должна быть подвергнута творческому переформированию. Сопротивление относится к специфическим чертам окружающего мира; без этой существенной черты мир перестал бы быть реальным миром, а сделался бы миром собственных мыслей, стремлений, призраков. Этот момент сопротивления выраженным образом появляется в польском слове "пшедмёт" - предмет (метать перед кем-то), как и в слове латинского происхождения "объект" ("ob - перед, против и,Дасеге" метать, бросать). Сопротивление, тлеющее в действительности, значительно нарастает, когда наступает акт ее активного изменения.

Это сопротивление вызывает амбивалентные чувства по отношению к изменяемому предмету. При преодолении его появляется чувство победы над самим собой, над собственной инерцией, удобством, ленью и т.п. и над предметом, который благодаря усилию все более и более приближается к творческому плану, а тем самым становится частичкой творца. Окружающий мир от предмета приближается к субъекту, становится податливым, доступным воле создателя.

Кроме чувства победы над собой и частью окружающего мира присоединяется чувство удовлетворения, вызванное введением собственного порядка в то, что казалось хаосом, бесформенной массой.

Порядок, согласный с собственным порядком, всегда вызывает чувство удовлетворения. А все то, что не согласуется с порядком, порождает негативные чувства беспокойства, страха, агрессии и редко признается порядок в предмете, предназначенном для переработки, рассматриваемом, как бесформеннная, твердая масса. Мраморный блок, предназначенный для скульптуры, обладает находящимся внутри него собственным порядком, своеобразной красотой. Собственный порядок принимается с положительным знаком, а чужой - чаще с отрицательным.

В тенденции к установлению собственного порядка в окружении можно бы найти характерные черты для живой природы, определяемой как негативная энтропия. Каждый живой организм обладает своим собственным определенным порядком (негативная энтропия) и в постоянном энергетическом и информационном обмене со средой переформировывает его в свой собственный порядок. В этом смысле для каждого живого организма порядок окружающего мира хуже, чем его собственный, поскольку он должен быть разрушен и заменен собственным порядком. В этом понимании жизнь тоже представляет собой постоянную борьбу за установление собственного порядка.

// ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

В растительном и животном мире специфический порядок для определенного организма не выходит за биологические рамки, т.е. сам факт жизни и соблюдения двух его основных законов - сохранения собственной жизни и жизни вида. В человеческом обществе порядок становится самоцелью. Человек не умещается в законах сохранения собственной жизни и жизни вида. Он хочет свой порядок перенести в окружение, оставить свой след, не умереть полностью ("Нет, весь я не умру!").

Это стремление к бессмертию может исходить из того, что в противоположность растительному и животному миру, у человека информационный метаболизм подвергается гипертрофии, перестает полностью подчиняться энергетическому метаболизму, получает свою самостоятельность, так что сигнал в форме слова, идеи освобождается якобы из неволи законов жизни, получая, таким образом, специфическое бессмертие. Эти сигналы создают человеческую культуру. От людей, которые создали ее, не осталось и следа, но они живут. Человеческая негативная энтропия умещается, прежде всего, в информационном, а не в энергетическом обмене с внешней средой, как это имеет место в животном и растительном мире.

Каждое усилие, вложенное в работу, составляет вклад в этот общечеловеческий и специфически бессмертный сбор информации, создающий культуру. В противоположность растительному и животному миру человек подчиняется не только биологическому, но и культурному наследованию. Подчиняясь закону сохранения жизни вида, каждый живой организм в определенной степени избавляется от смерти, поскольку жизнь переносится в следующее поколение - генетический план по-своему бессмертен. Подчиняясь культурному наследованию и внося в него свою лепту, человек как бы двойным путем обеспечивает себе бессмертие - своей генетической субстанцией и бессмертием создаваемой культуры. Между биологическим (генетическим) и творческим бессмертием, однако, существует принципиальная разница; первое из них бессознательно, ему мы подчинены, им нельзя управлять, а второе требует вполне сознательного усилия.

И поэтому, хотя человек и неоднократно жалуется на тяжесть труда, без него не может обойтись. Именно в труде он реализует свои трансценденетальные тенденции. Не умея создавать, начинает разрушать.

// ЧУВСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ ТРУДА

Разрушительные тенденции обнаруживаются в труде в тех случаях, когда он не дает ожидаемых результатов и когда сопротивление перерабатываемого материала слишком велико. Однако редко бывает, когда работа проводится по собственному плану, чаще он бывает представлен иными. Нужно выполнить заданную работу, а не то, что хочется делать самому. Независимо от того, кто бывает "господином плана" - собственник рабов или деньги, система продукции, если выполняющий не примет этот план, как собственный, то он всегда пробуждает в нем агрессию.

Работа, исполняемая вопреки своему желанию, с чувством ее бессмысленности, всегда скучна и тяжела, поскольку вместе с физическим усилием, требуемым при исполнении каждой обязанности, присоединяется мобилизация организма, связанная с агрессивным настроением. Любимый труд не мучает, а если и приходит "здоровая" усталость, то отдых после нее приятен, ибо к нему присоединяется еще и удовлетворение от проделанной работы. С другой стороны, когда усталость вызвана мобилизацией вегетативной и эндокринной систем, связанной с негативным эмоциональным настроением - отдых фиктивен, хотя работа окончена, мобилизация организма к борьбе и бегству продолжается, даже увеличивается, а во время такого отдыха далее "пережевываются" негативные чувства.

Тогда человек не может отдохнуть, чувствует постоянное напряжение, усталость, живет в постоянной спешке, а его актуальное время жизни неприятно для него, он хочет освободиться от этого бремени и ждет лучших времен, не живет, а только собирается жить.

Иногда, выходя с работы с чувством огромной усталости, подводится своеобразный итог минувшего дня: что было сделано? Оказывается, что сделано совсем немного; что рабочее время растрачено на неприятные разговоры, скучные заседания и различные формы "ничего неделания". Рабочий день, наполненный действительным радостным трудом, дает чувство глубокого удовлетворения, а усталость не мучает.

Усталость, появившаяся в результате зря истраченного времени, состоит в нарушении глубоко запрятанного в человеке чувства порядка, которое ^сопротивляется бесцельной активности, хаотичности, пробуждает негативные эмоции и связанную с ними мобилизацию вегетативно-эндокринной системы. Такая активность противопоставлена основной тенденции жизни, а именно негативной энтропии, а нарушение основных жизненных законов, как правило, вызывает резкую отрицательную реакцию организма.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...