Невроз навязчивых состояний 17 глава
Психиатры, как правило, после короткого или длительного контакта с больным, в зависимости от потребности, могут у каждого найти какое-то отклонение в структуре его личности - закоренелые комплексы, вредные для больного - ложная самооценка и т.п. Можно предполагать, что вообще нет человека с правильной структурой личности. Многие люди не ощущают потребности контакта с психиатром, а психиатрическое исследование без этого желания исповеди не дает, в конечном итоге, ценных результатов. Однако нет никаких доказательств того, чтобы эти люди не нуждались в психиатрической помощи. Наблюдая их жизнь со стороны, видя, как они растрачивают свои способности, убивают самих себя, как удручающие их страдания они стараются заглушить различными мелкими занятиями, трудно принять их психическую конструкцию без оговорок. * К "малой психиатрии" относятся больные, умещающиеся в "общем кругу", а следовательно больные неврозами, психопаты, наркоманы, алкоголики, больные психосоматическими болезнями и т.п. Наиболее выраженно граница между "малой" и "большой" психиатрией обозначается при оценке вменяемости. Больные первой группы вменяемы или их вменяемость частично ограничена, а больные другой группы - невменяемы. ** К "большой психиатрии" относятся больные, не умещающиеся в кругу "общего человеческого мира", они "иные" "varii", "alieni", а следовательно больные психозами, олигофреники, т.е. умственно отсталые, и больные эпилепсией. При эпилепсии период ненормальности, как правило, короткий и ограничивается временем припадка. // ИСКРИВЛЕНИЕ (АСИММЕТРИЯ) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ Возможно, это искривление имманентно присутствует в человеческой натуре. Даже в строении нервной системы человека, по сравнению с нервными системами иных представителей животного мира, присутствует асимметрия, превалирование одного мозгового полушария над другим. С точки зрения теории информации асимметричная система может вместить большее число информации, чем симметричная. При помощи нескольких информации можно передать строение симметрично расположенных квадратов, а их асимметричное расположение требует передачи значительно большего числа информации. Дисгармония с окружающей средой, с которой человек часто не может согласиться, с которой борется, которую старается изменить, выраженным образом контрастирует с синтонным отношением животного мира к внешней среде. В субъективном понимании собственная асимметрия и дисгармония с окружающей средой может быть источником страданий, которые наиболее тесно связаны с судьбой человеческого а не животного мира.
У невротиков значительно легче можно обнаружить искривление структуры личности, тот "психический горб", так препятствующий им в жизни. Больной неврозом легче открывает перед психиатром свои переживания; психиатрический контакт, как уже было указано выше, с людьми, избегающими такого контакта, значительно более трудный, а часто и вообще невозможный. Кроме того, при неврозе "психический горб'' как бы обнажается и набухает. Психопатические черты личности, закоренелые травмы и комплексы, которые дремали в укромном уголке, при неврозе выплывают наружу, еще более мешая больному переносить иных людей и самого себя. Вступает в действие механизм заколдованного невротического круга - открытие искривления структуры личности увеличивает невротические проявления, а они в свою очередь влияют на еще большее обнажение болезненных пунктов больного. // НАРУШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ И ЗАДЕРЖКА НА МЕСТЕ
Почему при неврозе так много проблем с самим собой? Тот же человек перед появлением у него невроза справляется с самим собой, а потом становится беспомощным, не может разрешить своих собственных проблем, конфликтов, травм, закоренелых обид, комплексов и т.п., не может руководить своими действиями, мечется, окутанный своими невротическими симптомами и отрицательными чертами своей собственной натуры. Если принять, что, как и во всех сложных системах, так и у человека равновесие необыкновенно неустойчиво, тогда неврозы можно рассматривать с точки зрения нарушения этого равновесия, обнаруживающего дремлющие в данном человеке менее стабильные пункты, которые нормально незаметны при сохраненном равновесии. Больные неврозом создают впечатление на окружающих и, впрочем, сами это чувствуют, что зашли в тупик, что крутятся как белка в колесе, что нет выхода из кольца, в которое попали. Больной напоминает в своих переживаниях и поведении человека, старающегося вернуть утраченное равновесие. Такой человек уже не идет вперед, а бессмысленно размахивает руками, старается ухватиться за что-нибудь, а ноги не стоят твердо на земле. Когда человек спотыкается, то потеря равновесия относится только к двигательной системе, а при неврозе ко всей его составляющей гармонии человеческого организма. Потеря равновесия приводит к задержке марша вперед. Аналогично при неврозе человек задерживается в своей линии развития, стоит на одном месте и поэтому, между прочим, появляется чувство безвыходного положения. До сего времени, нет удовлетворительного определения понятия невроза. Наблюдая больных неврозом, их мучительные многолетние страдания, растрачивание своих возможностей интеллектуальной и эмоциональной жизни, их бесчисленные конфликты, недовольство всем и всеми - создается впечатление стоящих неподвижно в слепом переулке людей. В трудных жизненных условиях невроз часто проходит, поскольку эти условия вызывают необходимость сдвинуться с места, не позволяют крутиться волчком. // ПСИХИЧЕСКОЕ УПОРЯДОЧИВАНИЕ Узнавая больного в очередных беседах, психиатр старается упорядочить собранные о больном сведения в логическую, причинную линию. В зависимости от своих научных воззрений психиатр будет принимать во внимание или конституциональные факторы, например врожденную лабильность вегетативной и эндокринной систем, которые, несомненно, при неврозе играют важную роль, или переживания детских лет, формирующих основную эмоциональную структуру человека, или же его актуальные конфликты. Для одного психиатра более важным будет вредное действие внешней среды, для другого - ранее приобретенное искривление структуры личности больного.
Это упорядочивание имеет большое значение для изучения больного, так как это черта человеческого разума и он не в состоянии чего-либо узнать без одновременного разложения материала специфическим образом, нередко больше для себя, чем для материала. Это имеет значение и для лечения больного, поскольку образованный психиатром порядок передается во время бесед больному и, хотя бы в определенной степени, возвращает потерянное равновесие растрепанным и хаотическим процессам сознания. Удивительно и то, что независимо от принятого научного воззрения этот эффект можно получить при установлении правильного контакта с больным. Неоднократно создается впечатление, что больной использует этот причинный порядок, независимо от его типа. Бывает иногда, что наиболее, казалось бы, логичная причинная связь, объясняющая появление и причину невроза, оказывается ошибочной, когда например причиной невротического синдрома, как устанавливается позднее, бывает соматическая болезнь. Но, несмотря на эту ошибку больной во время бесед с психиатром чувствует себя лучше. Контакт с психиатром и определенное упорядочивание эмоциональных реакций, появляющихся во время бесед с врачом, уменьшают невротические проявления, сопутствующие соматической болезни, а даже могут в определенной степени положительно повлиять на самую болезнь посредством действия вегетативной и эндокринной систем. Бывает также, что психиатр уверен в том, что существенным невротическим фактором является негативное отношение больного к близкому человеку, например к родителям, супругу и др., что и может быть причиной невроза. Однако оказывается, что это, казалось бы, доминирующее чувство, внезапно изменяется без всякого участия психиатра, растворяется или изменяет свой знак на положительный. Тогда трудно понять причину этого изменения эмоционального состояния больного. Иногда создается впечатление, что отрицательные эмоции, действующие невротическим образом, находятся в человеке независимо от его внешней ситуации. Они не связаны ни с чем и ни с кем, но достаточно бывает мелкой травмы, чтобы они приклеились к какому-то близкому человеку. Аналогично с термином "free floating anxiety" можно бы неопределенные агрессивные чувства назвать "free floating agression".
Чувства страха и агрессии, накапливающиеся в человеке, ищут выхода и отражаются, чаще всего, на близких людях в семье и на работе. Люди, на которых направлено отрицательное чувство, ни в чем не могут упрекнуть себя. Может лучше всего это положение иллюстрирует эмоциональная атмосфера войны, во время которой с жизнью человека значительно меньше считаются, чем в мирное время. Война позволяет проявить наиболее негативные чувства страха и ненависти **в людях, с которыми в мирное время можно жить в согласии. Представленные примеры иллюзий, которым подвергается психиатр, ищущий источник невроза, не могут отвести его от такого типа изысканий; его обязанностью является упорядочивание знаний о больном и попытка установления причинной связи. Тем не менее, в этих пробах психиатр должен всегда сохранять критицизм, чтобы при необходимости изменить свои рабочие гипотезы. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ // ПЕРВОБЫТНАЯ МЕДИЦИНА Лечение неврозов относится к медицинским проблемам, которыми занималась уже первобытная медицина. Методы лечения, применяемые в первобытной медицине, сводились к использованию масок, магических заклятий, танцев и т.п., а все это действовало прежде всего на невротический компонент болезни и если появлялось улучшение при соматических болезнях, то это происходило благодаря такому специфическому действию. До сегодняшнего дня в малоразвитых странах, там, где население может пользоваться услугами своих давнишних врачей - чародеев* и врачей современной медицины, при соматических болезнях, например, требующих хирургического вмешательства, больные обращаются к представителям научной медицины, а при соматических болезнях с невротическим компонентом и психических нарушениях - к представителям первобытной медицины. Первобытная медицина располагала, прежде всего, тем неопределенным лечебным элементом, который можно бы было назвать психотерапевтическим, а который оказывал действие на сознание больного. В таких случаях использовались резкие действия, которыми колдун старался испугать больного и проявить в нем веру в свою неограниченную мощь, нередко вводя при этом больного в гипнотическое состояние. Применялись и боле легкие методы, как например беседа с больным и объяснение ему сущности его болезни (больной узнавал, что его кто-то сглазил, а его болезнь может быть перенесена из его тела в тело какого-то животного или его врага при помощи магической силы колдуна; или ясе его болезнь послана на него за провинение и колдун Может больного от него очистить).
// ЦЕЛОСТНОЕ И ЧАСТИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ Сознание субъективно отражает все то, что актуально происходит в организме, а в свою очередь каждый акт сознания отражается на функции каждого органа, а даже каждой клетки организма. Благодаря этому, применяя целостное воздействие, можно получить эффекты в функциях различных органов. Эта проблема особенно существенна при психосоматических болезнях. Развитие научной медицины пошло, однако, в направлении парциального действия на организм. Только сужение исследовательского поля обуславливало изучение и, одновременно, более эффективное действие. В медицине появились различные специализации, зависимые от концентрации внимания на определенной части организма и применяемых исследовательских методов и терапевтического воздействия. Однако, независимо от направления специализации, в каждом контакте с больным появляется целостное воздействие на него. Это как бы реликт первобытной медицины. Врач всегда лечит больного, а не больной орган. Известно, что уже сама встреча с врачом приносит, неоднократно, облегчение больному в его страданиях. Одни и те же диагностические и терапевтические действия дают различные эффекты и зависят от способа их. применения и человека их применяющего. Понятие "хороший и плохой врач" в оценке больного не всегда согласуется с объективной оценкой профессиональных возможностей врача. Терапевтически действуют не только лекарства и вмешательства, но и сама личность врача. При каждой болезни существует невротический элемент, поскольку каждая болезнь охватывает весь организм. Если болит зуб, то человек чувствует себя разбитым, несчастным, ему трудно концентрировать свое внимание на работе, он не думает о развлечениях, не может спать и т.д. // МЕТОД ИЛИ ЛИЧНОСТЬ Наблюдая различные методы, применяемые при лечении неврозов, нельзя отделаться от впечатления, что все они дают эффекты, а различия зависят не столько от методов, сколько от людей их применяющих. Одни получают значительные эффекты чисто соматическими средствами при применении общеукрепляющих средств, в некоторых случаях - успокаивающих, гимнастики, назначением массажей, гидротерапии, иногда концентрируют свое внимание на каком-то органе или системе. При доминации, например, вегетативной дистонии со стороны системы кровообращения, врачи назначают сердечные препараты. Иные врачи применяют острый резким, считая, что только в трудных ситуациях больной неврозом может мобилизироваться и вернуть себе потерянное равновесие. Такие врачи применяют интенсивную трудотерапию, предлагают выезд в спортивные лагеря, ограничение питания, примитивную диету и т.п. Некоторые психиатры стоят на противоположных позициях, считая, что больной неврозом должен находиться в очень благоприятных условиях, и предлагают улучшение питания, защиту перед травматическими факторами, рекомендуют предоставить больному все, чего "душа пожелает", а в острых фазах невроза при помощи длительного сна рекомендуют оторвать его от окружающей действительности. Не остаются без внимания и драматические методы лечения. В течение одного или нескольких гипнотических сеансов удается иногда ликвидировать невротические проявления. Иные врачи подобные эффекты получают при применении "чудотворного"' дорогого лекарства; некоторые врачи шокируют больного, госпитализируя его в психиатрических отделениях для тяжело больных, или резко объясняют ему действительную причину и правду о его невротических проблемах. Считается, что наиболее лучшим методом лечения неврозов является психотерапия. В ее радиусе тоже находится большой выбор методов, поскольку существуют различные направления аналитической психотерапии, суггестивная психотерапия, гипноз, поддерживающая и воспитательная психотерапия, психотерапия, основанная на учении Павлова. // ВЕРА Обычно психиатр уверен в своем методе лечения и часто защищает его, дискриминируя иные методы. Эта вера в свой метод, по-видимому, довольно существенна для получения эффективных результатов. Наиболее выраженным способом эта вера проявляется в методах суггестивной психотерапии и гипнозе. Кто не верит в гипноз и чувствует себя в смешном положении при пробах его применения, тому никогда не удастся ввести больного в гипнотическое состояние. Этот же элемент веры существенен при всех лечебных методах, применяемых в первобытной медицине. Можно, безусловно, считать, что верить может только больной, а врач должен критически относиться к различным лечебным методам. С точки зрения психологии эмоций это положение сомнительно. Эмоции нельзя считать только личным делом, они радиируют наружу и передаются окружающим. Если можно легко сохранить только для себя свои мысли, то укрытие собственных чувств требует иногда огромного усилия - управления мимикой, модуляцией голоса, жестов и т.п. Эмоции субъективно отражают двигательное состояние по отношению к окружающему миру и, как правило, всегда проявляются в общей мобилизации организма (мобилизация вегетативной и эндокринной систем, мобилизация органов движения, проявляющаяся увеличенным мышечным напряжением, а отсюда и изменения мимики, позиции тела и т.д.). Вера врача передается больному. Вера больного, в свою очередь, дает уверенность врачу в свои собственные силы. Появляется заколдованный круг, но в этом случае, с положительным знаком. Существующее с давних времен в медицине правило, что врач обязан бороться за сохранение жизни больного до конца, даже в тех случаях, когда все кажется потерянным, имеет большое значение, поскольку в этом случае вера врача передается больному. Больной умеет по лицу врача прочитать свой смертный приговор и поэтому врачу нельзя терять надежду. Можно иногда удивляться, почему столько ненужного усилия проявляют врачи для продолжения жизни больного всего на несколько часов. Однако это усилие всегда нужно, хотя бы только потому, что больной до конца своей жизни верит в свое исцеление. Известно, что в медицине встречаются различные неожиданности, когда больной выздоравливает вопреки всем предположениям о плохом исходе и, наоборот, умирает неожиданно для всех. В случае психического здоровья вопрос веры играет еще большую роль, чем в соматической медицине. Из повседневной практики известно, как часто ребенок, которого родители и учителя считают глупым или злым, в конце концов действительно становится таким, а у взрослых такое мнение о них, как о только что сказанном ребёнке, тоже отражается на их самочувствии и поведении. Если теряется вера в человека, тогда он приговаривается к общественной смерти. В психиатрии, когда врач встречается с людьми, стоящими на краю или вне круга человеческого общества, эта вера особенно важна. Психиатр, видящий только диагностические этикетки, рассматривающий прогнозы как научную правду, может спихнуть больного в пропасть; аналогично как и учитель, смотрящий на своего ученика, как на недоросля. Итак, в психиатрическом лечении вера составляет его существенный элемент. Вера в больного и вера в свой метод лечения. Противоположные оценки эффективности различных лечебных методов в психиатрии в большой степени появляются в результате применения их в одном случае с большой верой в их действие, а в других с большими сомнениями или вообще без веры в них. ТЕРПЕЛИВОСТЬ // УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ? Вторым, кроме веры, фактором также важным при каждой пробе психиатрического лечения, а прежде всего при лечении неврозов, является терпеливость. Психиатр должен привыкнуть к мысли, что его усилия часто не приносят результата. Проходят месяцы, а даже годы регулярных бесед с больным, пробы применения того или иного соматического метода лечения и все это не дает желаемого результата или его эффект слишком незначителен. Однако больной приходит к врачу, верит ему, несмотря на отсутствие улучшения своего состояния. Психиатр может быть доволен тем, что он все-таки нужен больному. Иногда улучшение приходит уже после прерывания контакта больного с врачом. Тогда это улучшение может быть спонтанным, однако нельзя исключить и замедленного действия примененного лечения. Особенно при лечении хронических неврозов с существенным элементом искривления структуры личности, с этим нарицательным психопатическим шипом - терпеливость психиатра должна быть буквально безграничной. Трудно изменить человека; некоторые считают, что это вообще невозможно, а изменение здесь необходимо, поскольку именно от него зависит результат лечения. С другой стороны, человек постоянно изменяется, никогда не остается тем же человеком. Трудная для понимания диалектика изменчивости человеческой натуры позволяет в таких случаях не терять надежды. Хотя вопрос о способе лечения психопатов принадлежит к тем, на которые нельзя дать ответа, однако бывает, что именно терпеливость врача приводит к неожиданному положительному изменению подопечного. // ПОЧЕМУ ТАК МУЧИТЕЛЬНО ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИКОВ? В большинстве своем психиатры приходят к единому мнению, что лечение неврозов более мучительно, чем лечение психозов. После нескольких часов бесед с невротиками врач часто чувствует себя необыкновенно измученным, как после тяжелой физической работы, тогда как беседы с больными психозами не вызывают этой невротической усталости. Причиной усталости, может быть, по-видимому, скука. Для многих психиатров невротический мир переживаний менее интересен, чем мир больного психозом, однако встречаются психиатры, для которых содержание ежедневных конфликтов больных неврозом более интересно, чем фантастический мир переживаний психически больных. И, несмотря на все это, беседы с больными неврозами более утомительны и мучительны. Больной неврозом, как правило, вызывает иную эмоциональную реакцию у врача, чем больной психозом. Психоз рассматривается с точки зрения "зла", охватывающего человека, на которое он не может повлиять. Психиатр знает, что больной не может помочь ему в общей борьбе против его болезни; такое положение вещей было бы бесполезным делом, как и в случае соматической болезни. Отсюда и берется, возможно, в психиатрии тенденция рассматривать психозы, как более менее "органические" болезни. А невроз принадлежит к "злу", от которого можно, хотя бы частично, освободиться при приложении собственного усилия воли. Входя в ситуацию больного неврозом, психиатр видит его "ошибки и искажения", которые содействовали появлению невроза. Ему трудно отойти от позиции судьи и воспитателя. Хотя психиатр знает, что он ни моралист, ни педагог, однако должен сдерживать себя, чтобы не судить и не воспитывать. К больному неврозом врач предъявляет претензии и обвиняет его в отсутствии улучшения его здоровья. Больной должен отойти от своих невротических проблем, а если врач такого содружества с собой не видит, тогда считает, что его усилия тратятся понапрасну. И, наконец, невротическое вращение вокруг своей оси, называемое эгоцентризмом, а которое окружающими оценивается попросту эгоизмом, тоже влияет на негативное эмоциональное состояние врача по отношению к больному, которое он постоянно должен контролировать. И поэтому, большая внутренняя борьба требуется от врача при его контактах с больными неврозом, чем с психотическими больными. Эта необходимость постоянного контроля негативных эмоциональных реакций и вызывает усталость при лечении больных неврозами. СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАНИЯ // БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Третьим существенным элементом при лечении неврозов является способность понимания больного. Часто кажется, что больной понят полностью, но при следующей встрече с ним он представляется совсем в ином свете. Нередко строящиеся с большими трудностями этиологические анализы оказываются неактуальными и нужно создавать новые конструкции. Необходимо считаться с фактом, что познавательный процесс в психиатрии бесконечен и к этому нужно привыкнуть. Для терапевтического процесса, по-видимому, важно ^ не само понимание, а желание понять. Независимо от того, как врач понимает больного, молено добиться положительных лечебных результатов. Это не означает отсутствия какой-то объективной правды о больном, о его переживаниях и их генезе. Психиатры, в общем, соглашаются в оценке структуры личности и оценке основных конфликтных факторов больного, несмотря на различия психиатрических взглядов и применяемой ими терминологии. Эта согласованность, неоднократно, даже большая, чем среди врачей, определяющих более конкретные данные, например при оценке рентгеновского снимка. Однако, психиатр не должен забывать о бесконечности познания при изучении жизни другого человека. Его размышления никогда не должны носить безусловного характера и то, что сегодня кажется неоспоримой правдой, завтра может оказаться лишь ее незначительным фрагментом. // АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ В процессе бесед с больным не только психиатр получает представление о больном, но и сам больной узнает себя. В этом процессе самоузнавания участие психиатра может быть большим или меньшим, что в значительной степени зависит от личности врача. Психиатры с большим динамизмом, как правило, проявляют большую наклонность к объяснению больному собственных толкований. Психотерапевтические методы разделяются на более и менее активные. Об активности данного метода в основном решает степень передачи психиатром больному своего способа мышления. Даже при методах "менее активных больной, рисуя свой автопортрет, не полностью освобождается от натиска психиатра. Способ задавания врачом вопросов, незаметное и обычно искреннее признавание одних и отрицание других черт характера и способов поведения, изменение эмоционального настроения по отношению к больному в зависимости от того, как раскрывается больной во время беседы, и иные факторы, в которых не один опытный психиатр не отдает себе отчета, влияют на формирование автопортрета больного. Можно, следовательно, принять, что узнавание самого себя, происходящее во время бесед с психиатром, составляет их совместное дело. Это положение, в основных чертах, согласуется с общепринятым взглядом создания автопортрета. Он формируется в определенной степени под влиянием "общественного отражения". Собственная концепция самого себя никогда не бывает сугубо личной, а в ней умещается в большей или меньшей степени оценка окружения. // "GNOTHISEAUTON" "Gnothi seauton" ("узнай самого себя") - помогает ли это больному? Психиатры большую часть своего времени посвящают беседам с больными. Благодаря этим встречам они узнают больных, а больные узнают самих себя. Сознание, что это узнавание только относительно и вряд ли поможет больному в его страданиях, было бы для психиатра очень печальным событием. Его усилия не привели бы к ожидаемым результатам. Классический психоанализ опирается на основе извлечения спихнутой в подсознание правды о самом себе я тогда, не раз, можно добиться ликвидации невротических симптомов. С другой стороны, каждый психиатр может встретиться с больными, которые благодаря иногда многолетним контактам с психиатрами обладают большими знаниями о своих невротических механизмах, что ни в коей мере не облегчает их страданий. Даже сам психиатр, до некоторой степени, не свободен от них, хотя благодаря своему опыту может легче понять их генез. На эти замечания можно ответить, что правда о себе не помогает в тех случаях, когда она неискренняя. А когда же она бывает той действительной правдой? Если, как это делают психоаналитики, сконцентрироваться на том, что было подавлено и вычеркнуто из сознания, тогда за правду можно принять то, что находится внутри и что нас неоднократно пугает, или же правдой можно назвать то, что находится наверху, что принимается, но все это только частичная правда о нас. // ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ В каждом моменте принятия решения происходит выбор между противоположными функциональными структурами - одна из них отбрасывается, другая принимается и приводится в исполнение, но каждая из них содержит правду о нас самих. Наши действия (т.е. реализация функциональных структур) оцениваются окружающими. Однако, для психиатра более интересно и важно все то, что было перед принятием решения и то, что после его реализации не проявилось во внешней активности. Эта оборотная сторона медали чаще всего и бывает патогенным фактором. Обнаружение его приносит облегчение больному. Возможность речевого контакта изменяет эту оборотную сторону на одну из форм активности, не всегда на "официальную", но все-таки на внешнюю сторону данного человека. Все, что укрывалось внутри - выбрасывается наружу (acting out) и входит в общий человеческий мир, становясь сигналом, принимаемым обществом. Психиатр, благодаря своему толерантному отношению, облегчает процесс "ресоциализации" отброшенных структур; нередко психиатр является первым представителем общественного окружения, перед которым эти структуры были представлены в речевой форме. На карикатурах часто представлены люди с облаком пара над головой, в которое вписана их укрытая мысль, содержание которой обычно совершенно противоположно их внешнему облику. Психиатр может быть именно тем, кто эти "облака пара" прочитывает. И, благодаря их прочтению, они принимаются в мир человеческих сигналов. В этом состоит реализация "оборотной стороны медали" данного человека, а благодаря ей увеличивается возможность слияния двух противоположных данных о том же человеке. Существует ли однозначная правда о человеке или же человек представляет собой "совокупность противоречий"? В какой степени то, что добывает психиатр из глубины больного, часто после долгих и неудачных проб, и что часто стоит в совершенном разногласии с официальной внешней стороной этого человека или же то, что исходит спонтанно в форме острой реакции, как это имеет место при психозе, особенно шизофренического типа, отражает его действительный образ, или же правдой может быть его повседневное поведение? Этот же вопрос ставится и в случаях крайне тяжелых ситуаций. Только ли при них можно увидеть настоящее лицо человека? Только ли в моменте угрозы для жизни, во время войны, в концлагере и т.д.? Может ли один этот момент, когда человек покажет свое иное лицо, перечеркнуть все то, что было до сих пор, все усилие, прилагаемое им в течение всей его жизни, пока он не встал перед необходимостью решительного ответа? По-видимому, на этот вопрос можно ответить только в том случае, когда принимается паскалевский способ оценки человека, а именно, что человек представляет собой специфический синтез противоположностей. В процессе бесед с больным часто можно получить противоположные представления о нем - когда больной любит и ненавидит кого-то, его добро и зло, его трудолюбие и лень, его веселый и печальный характер, его щедрость и скупость, его скромность и потребность власти, педантизм и рассеянность. Психиатр часто находится в затруднительном положении и не знает, как соединить в одно целое эти противоположные черты личности больного, чтобы воспроизвести его действительное лицо. Противоположности не свидетельствуют о фальшивости больного, наоборот - фальшивая картина создается из однозначности черт, поскольку оборотная сторона медали перечеркивается или же попросту не замечается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|