На основе эволюционного подхода
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Этап – конец XIX – 30-е годы XX вв. Это период зарождения формирования фундаментальных основ теории инноваций, когда начала складываться группа концепций, исследующая причины и факторы экономического роста в рамках теории длинных волн и циклических кризисов. Основная идея данного подхода состояла в том, что общей закономерностью развития рыночной экономики является ее непрерывное движение по циклу «подъем-спад-подъем», а основным фактором экономического роста являются инновации. Этот этап знаменателен тем, что были открыты «длинные волны» Н.Д.Кондратьева, сформулированы основные положения теории инноваций и теории предпринимательства Й.Шумпетера, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя в инновационном процессе. Ниже приводится хронология событий. Конец XIX века – начало XX века · исследование причин, вызывающих катастрофы – мировые войны 1793 и 1847 гг. (Х.Кларк, 1847); · догадки о цикличности развития экономики и первая попытка доказательства существования длительных колебаний в экономике (В.Джевонс, 1884); · исследование циклических кризисов и доказательство наличия в экономическом развитии долговременных флуктуаций, основание русской школы теории циклов и кризисов (М.Туган-Барановский, 1894); · исследование соотношения циклических кризисов и «длинных волн», а также проблем эндогенных и экзогенных механизмов возникновения колебаний (Парвус, 1901; Я.Ван Гельдерен, 1913; С.Де Вольф, 1924). Е - 30-е годы XX века · Обоснование Н.Д.Кондратьевым неравновесного развития экономики по законам «длинных волн», обоснование теории, объясняющей эндогенный характер длительных колебаний экономики (1924-1928).
· Теория Н.Д.Кондратьева инициировала дальнейшее изучение причин возникновения «больших циклов конъюнктуры» и их продолжительности, в результате чего наиболее важной причины неравномерности экономического роста впоследствии были признаны инновации. Кроме того, именно обоснование Н.Д.Кондратьевым механизма неравновесного развития экономики по циклу «подъем-спад-подъем» положило начало развитию новой экономической теории, названной впоследствии эволюционной.
Е - 40-е гг. XX века · Разработка Й.Шумпетером - основоположником теории инноваций - инновационной теории длинных волн, введение в научный оборот понятия «инновации» и ее определения как «новой научно-производственной комбинации производственных факторов». · Исследование сущности и роли инновационных процессов в развитии рыночной экономики; трактовка жизненного цикла инноваций как «процесса созидательного разрушения». · Развитие теории предпринимательства в связи технологическими инновациями («предприниматели-инноваторы» и «предприниматели-консерваторы»). · Дальнейшее развитие эволюционной экономической теории, в корне отличающейся от неоклассической теории в объяснении причин экономического роста.
Этап – 40-е гг. – середина 70-х гг. XX века На этом этапе было продолжено развитие и детализация основных инновационных идей предыдущего периода; исследования носили более практический, прикладной характер; разрабатывались функциональные аспекты управления инновациями в области планирования, организации, финансирования, управления инновационными проектами и оценки их эффективности.
Этап – конец 70-х гг. XX века - начало XXI века
Данный этап развития теории инноваций можно рассматривать как новый теоретический прорыв в области исследования новых типов классификации инноваций, анализа сущности инноваций как системного явления, формирования фундаментальных основ концепции национальных инновационных систем.
Е годы XX века · Разработка немецким экономистом Г.Меншем классификации инноваций (базисные, улучшающие и псевдоинновации). · Исследование кластеров базисных инноваций, а также соотношения между базисными и улучшающими инновациями. · Анализ взаимосвязи цикличности экономики с цикличностью инноваций на основе S-образной логистической кривой (кривая Менша-Фостера), являющейся основой динамического моделирования инновационного бизнеса (1979).
Е годы XX века · Уточнение и дальнейшее развитие классификаций инноваций, исследование формирования кластеров нововведений-продуктов и нововведений-процессов на различных фазах – повышательной и понижательной стадиях длинной волны (А.Кляйнкнехт, 1987). · Постановка проблемы о необходимости формирования инфраструктуры на основе соответствующих инвестиций как одного из механизмов длительных колебаний экономики (Ван Дайн, 1983). · Исследования ученых советской и российской экономической школы о сущности и закономерностях научно-технического прогресса в условиях плановой (социалистической) экономики (А.И.Анчишкин). · Классификации циклов и фаз развития техники, периодизации научно-технических революций, исследование долгосрочных циклов (длинноволновых подъемов) как взаимосвязанного результата внедрения радикальных технологических инноваций и нововведений в других сферах общества – образовании, управлении, политике и др. (Ю.В.Яковец, 1988, 1999); разработка концепции технологических укладов (С.Ю.Глазьев, 1993) · Разработка концепции национальных инновационных систем
Е годы XX века · Формирование системных исследований в области «новой экономики», в которой взаимосвязи элементов инновационного развития приобретают системообразующую роль.
Этапы формирования теории инноваций и соответствующие им качественные признаки схематично можно представить следующим образом (табл.1):
Табл. 1. Этапы формирования теории инноваций на основе эволюционного подхода Таким образом, отличительными, доминирующими признаками развития теории инноваций являются:
на первом этапе - исследование сущности инноваций и их роли в экономическом развитии; на втором этапе – исследование функций управления инновационной деятельностью; на третьем этапе – переход к пониманию системности инноваций и взаимосвязанное исследование технологии, экономики и общества. Слайд из лекции: Лекция 2. Сущность и свойства инноваций. Инновации как продукт и инновации как процесс. Принципиальное разграничение понятий «новшество» и «инновация». (лектор - Иващенко Н.П.) Фундаментальные основы понимания сущности инноваций заложены основоположником теории инноваций, австрийским ученым Й. Шумпетером. Понятие «инновация» относится к разряду всеобщих категорий – исключительно широких и структурно сложных, имеющих много подходов к раскрытию его содержания. Слайд из лекции: Специфическое содержание инновации составляют, по выражению основоположника теории инноваций Й.Шумпетера, «изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями»[2]. Это самый общий и широкий взгляд на инновации. С этой точки зрения под инновациями можно понимать «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности»[3]. Однако такая «инновационная практика» существует уже много тысячелетий, но предметом специального научного изучения инновации стали лишь в конце XIX – начале XX века, в период формирования основ теории инноваций. Слайд из лекции: С одной стороны, рассматривая инновацию как «функцию изменения», можно утверждать, что в широком, общефилософском смысле инновация – это изменение состояния какого-либо процесса или комплекса процессов, и в этом смысле инновация является срезом развития. Здесь правомерно употреблять определение инновации как процесса, протекающего во всех сферах общественной жизни, причем, в каждой из сфер наблюдаются свои особенности инновационного развития.
С другой стороны, инновация как процесс неразрывно связана с понятием инновации как продукта (конечного результата). Инновация как продукт рассматривается, как правило, в более узком смысле слова, в предметных, сегментированных областях. Отметим, что границами нашего изучения являются инновации, осуществляемые в экономической сфере.
Вводя в научный оборот понятие инновации и давая его характеристику, Й.Шумпетер выделил ставшие уже классическими «пять типичных изменений»:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля- продажа). 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 4. Изменения в организации производства. 5. Появление новых рынков сбыта. Отличительной особенностью и значимостью данного определения является то, что инновации в сфере производства понимались Й.Шумпетером как качественные изменения не только техники и технологии, но и организации производства, являющиеся результатом сознательной деятельности предпринимателя. По словам Й.Шумпетера, инновация – это новое соединение («новая комбинация») условий и факторов производства, осуществляемое предпринимателем.
Такому подходу соответствует и методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики, базирующаяся на международных стандартах, которые представлены в двух работах – «Руководство Фраскати» (1963) и «Руководство Осло» (1992)[4]. Первый документ включает в себя рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, он постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества развития (ОЭСР). Второй документ представляет методику сбора данных о технологических инновациях и в целом способствует формированию общего представления о сущности инноваций. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: · новых или усовершенствованных продуктах или услугах, внедренных на рынках; · новых или усовершенствованных технологических процессах; · новых способов организации производства, использованных в практической деятельности.
В соответствии с российским законодательством «инновация – это конечный результат в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[5]. Это определение достаточно полно отражает сущностное определение «инноваций-продуктов», однако не отражает организационные и управленческие аспекты «инноваций-процессов».
В целом российское законодательство в инновационной сфере носит неполный и половинчатый характер, и настоящее время разрабатывается целый комплекс законодательных и нормативных актов, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности. Слайд из лекции:
Обобщая рассмотренные подходы, инновации можно структурировать следующим образом: o инновации-продукты (новые продукты и услуги)[6] o инновации-процессы (на микроуровне - новые технологические процессы и способы организации производства; на макроуровне – изменение структуры рынков и создание новых рынков). Слайд из лекции: Таким образом, именно инновации-продукты и инновации-процессы как конечный результат деятельности по их созданию в сфере экономики иявляются объектом нашего изучения.
В понимании сущности и свойств инноваций очень важным является четкое разграничение понятий «новшества» и «инновации». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности (новое знание, метод, изобретение). Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей и рыночного признания превращает его в инновацию (нововведение)[7].
Таким образом, инновация (нововведение) означает практическое применение данного новшества. Это значит, что если создан новый продукт или технология, разработана новая концепция организации труда или управления и т.д., но все эти новшества не находят своего применения, то они не являются инновациями. К какому бы виду ни относились инновации, их объединяют общие свойства, раскрывающие их сущность. Сформулируем эти основные свойства, которые в то же время являются и условием того, что рассматриваемые продукты (услуги, процессы) признаются инновациями. Во-первых, все внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть новыми (или значительно усовершенствованными).
Во-вторых, созданный продукт должен обладать таким свойством, как производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт. В-третьих, непременным и важнейшим свойством созданного продукта является его способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Другими словами, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю. Подчеркнем, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства: · научно-техническая новизна, · производственная применимость, · коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Лекция 3. Понятия инновационного процесса, инновационной деятельности, диффузии инноваций. Характеристика субъектов инновационного процесса (лектор - Иващенко Н.П.)
Несомненно, эти понятия тесно связаны с понятием «инновация», однако для их характеристики существует совершенно определенная категория – «инновационный процесс», который как раз и представляет собой в самом общем виде «процесс создания, освоения и распространения инноваций». Кроме того, определенную путаницу вносит и двоякое толкование слова «процесс» - и как «процесс создания…» и как «технологический, организационный, управленческий процесс». Поэтому, на наш взгляд, следует четко и однозначно разграничивать понятия «инновация» и «инновационный процесс». Под «инновационным процессом» понимается последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных, прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта. Другими словами, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Инновационный процесс цикличен (слайд из лекции):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|