Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На основе эволюционного подхода




Этап – конец XIX – 30-е годы XX вв.

Это период зарождения формирования фундаментальных основ теории инноваций, когда начала складываться группа концепций, исследующая причины и факторы экономического роста в рамках теории длинных волн и циклических кризисов. Основная идея данного подхода состояла в том, что общей закономерностью развития рыночной экономики является ее непрерывное движение по циклу «подъем-спад-подъем», а основным фактором экономического роста являются инновации.

Этот этап знаменателен тем, что были открыты «длинные волны» Н.Д.Кондратьева, сформулированы основные положения теории инноваций и теории предпринимательства Й.Шумпетера, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя в инновационном процессе.

Ниже приводится хронология событий.

Конец XIX века – начало XX века

· исследование причин, вызывающих катастрофы – мировые войны 1793 и 1847 гг. (Х.Кларк, 1847);

· догадки о цикличности развития экономики и первая попытка доказательства существования длительных колебаний в экономике (В.Джевонс, 1884);

· исследование циклических кризисов и доказательство наличия в экономическом развитии долговременных флуктуаций, основание русской школы теории циклов и кризисов (М.Туган-Барановский, 1894);

· исследование соотношения циклических кризисов и «длинных волн», а также проблем эндогенных и экзогенных механизмов возникновения колебаний (Парвус, 1901; Я.Ван Гельдерен, 1913; С.Де Вольф, 1924).

Е - 30-е годы XX века

· Обоснование Н.Д.Кондратьевым неравновесного развития экономики по законам «длинных волн», обоснование теории, объясняющей эндогенный характер длительных колебаний экономики (1924-1928).

· Теория Н.Д.Кондратьева инициировала дальнейшее изучение причин возникновения «больших циклов конъюнктуры» и их продолжительности, в результате чего наиболее важной причины неравномерности экономического роста впоследствии были признаны инновации. Кроме того, именно обоснование Н.Д.Кондратьевым механизма неравновесного развития экономики по циклу «подъем-спад-подъем» положило начало развитию новой экономической теории, названной впоследствии эволюционной.

 

Е - 40-е гг. XX века

· Разработка Й.Шумпетером - основоположником теории инноваций - инновационной теории длинных волн, введение в научный оборот понятия «инновации» и ее определения как «новой научно-производственной комбинации производственных факторов».

· Исследование сущности и роли инновационных процессов в развитии рыночной экономики; трактовка жизненного цикла инноваций как «процесса созидательного разрушения».

· Развитие теории предпринимательства в связи технологическими инновациями («предприниматели-инноваторы» и «предприниматели-консерваторы»).

· Дальнейшее развитие эволюционной экономической теории, в корне отличающейся от неоклассической теории в объяснении причин экономического роста.

 

Этап – 40-е гг. – середина 70-х гг. XX века

На этом этапе было продолжено развитие и детализация основных инновационных идей предыдущего периода; исследования носили более практический, прикладной характер; разрабатывались функциональные аспекты управления инновациями в области планирования, организации, финансирования, управления инновационными проектами и оценки их эффективности.

 

 

Этап – конец 70-х гг. XX века - начало XXI века

 

Данный этап развития теории инноваций можно рассматривать как новый теоретический прорыв в области исследования новых типов классификации инноваций, анализа сущности инноваций как системного явления, формирования фундаментальных основ концепции национальных инновационных систем.

 

Е годы XX века

· Разработка немецким экономистом Г.Меншем классификации инноваций (базисные, улучшающие и псевдоинновации).

· Исследование кластеров базисных инноваций, а также соотношения между базисными и улучшающими инновациями.

· Анализ взаимосвязи цикличности экономики с цикличностью инноваций на основе S-образной логистической кривой (кривая Менша-Фостера), являющейся основой динамического моделирования инновационного бизнеса (1979).

 

Е годы XX века

· Уточнение и дальнейшее развитие классификаций инноваций, исследование формирования кластеров нововведений-продуктов и нововведений-процессов на различных фазах – повышательной и понижательной стадиях длинной волны (А.Кляйнкнехт, 1987).

· Постановка проблемы о необходимости формирования инфраструктуры на основе соответствующих инвестиций как одного из механизмов длительных колебаний экономики (Ван Дайн, 1983).

· Исследования ученых советской и российской экономической школы о сущности и закономерностях научно-технического прогресса в условиях плановой (социалистической) экономики (А.И.Анчишкин).

· Классификации циклов и фаз развития техники, периодизации научно-технических революций, исследование долгосрочных циклов (длинноволновых подъемов) как взаимосвязанного результата внедрения радикальных технологических инноваций и нововведений в других сферах общества – образовании, управлении, политике и др. (Ю.В.Яковец, 1988, 1999); разработка концепции технологических укладов (С.Ю.Глазьев, 1993)

· Разработка концепции национальных инновационных систем

 

 

Е годы XX века

· Формирование системных исследований в области «новой экономики», в которой взаимосвязи элементов инновационного развития приобретают системообразующую роль.

 

Этапы формирования теории инноваций и соответствующие им качественные признаки схематично можно представить следующим образом (табл.1):

 

 
 

 


 

       
   

 

 


Табл. 1. Этапы формирования теории инноваций

на основе эволюционного подхода

Таким образом, отличительными, доминирующими признаками развития теории инноваций являются:

на первом этапе - исследование сущности инноваций и их роли в экономическом развитии;

на втором этапе – исследование функций управления инновационной деятельностью;

на третьем этапе – переход к пониманию системности инноваций и взаимосвязанное исследование технологии, экономики и общества.

Слайд из лекции:

Лекция 2. Сущность и свойства инноваций. Инновации как продукт и инновации как процесс. Принципиальное разграничение понятий «новшество» и «инновация». (лектор - Иващенко Н.П.)

Фундаментальные основы понимания сущности инноваций заложены основоположником теории инноваций, австрийским ученым Й. Шумпетером.

Понятие «инновация» относится к разряду всеобщих категорий – исключительно широких и структурно сложных, имеющих много подходов к раскрытию его содержания.

Слайд из лекции:

Специфическое содержание инновации составляют, по выражению основоположника теории инноваций Й.Шумпетера, «изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями»[2]. Это самый общий и широкий взгляд на инновации. С этой точки зрения под инновациями можно понимать «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности»[3]. Однако такая «инновационная практика» существует уже много тысячелетий, но предметом специального научного изучения инновации стали лишь в конце XIX – начале XX века, в период формирования основ теории инноваций.

Слайд из лекции:

С одной стороны, рассматривая инновацию как «функцию изменения», можно утверждать, что в широком, общефилософском смысле инновация – это изменение состояния какого-либо процесса или комплекса процессов, и в этом смысле инновация является срезом развития. Здесь правомерно употреблять определение инновации как процесса, протекающего во всех сферах общественной жизни, причем, в каждой из сфер наблюдаются свои особенности инновационного развития.

С другой стороны, инновация как процесс неразрывно связана с понятием инновации как продукта (конечного результата). Инновация как продукт рассматривается, как правило, в более узком смысле слова, в предметных, сегментированных областях. Отметим, что границами нашего изучения являются инновации, осуществляемые в экономической сфере.

 

Вводя в научный оборот понятие инновации и давая его характеристику, Й.Шумпетер выделил ставшие уже классическими «пять типичных изменений»:

Сущность инновации


1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля- продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства.

5. Появление новых рынков сбыта.

Отличительной особенностью и значимостью данного определения является то, что инновации в сфере производства понимались Й.Шумпетером как качественные изменения не только техники и технологии, но и организации производства, являющиеся результатом сознательной деятельности предпринимателя. По словам Й.Шумпетера, инновация – это новое соединение («новая комбинация») условий и факторов производства, осуществляемое предпринимателем.

 

Такому подходу соответствует и методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики, базирующаяся на международных стандартах, которые представлены в двух работах – «Руководство Фраскати» (1963) и «Руководство Осло» (1992)[4].

Первый документ включает в себя рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, он постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества развития (ОЭСР).

Второй документ представляет методику сбора данных о технологических инновациях и в целом способствует формированию общего представления о сущности инноваций.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

· новых или усовершенствованных продуктах или услугах, внедренных на рынках;

· новых или усовершенствованных технологических процессах;

· новых способов организации производства, использованных в практической деятельности.

 

В соответствии с российским законодательством «инновация – это конечный результат в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[5]. Это определение достаточно полно отражает сущностное определение «инноваций-продуктов», однако не отражает организационные и управленческие аспекты «инноваций-процессов».

В целом российское законодательство в инновационной сфере носит неполный и половинчатый характер, и настоящее время разрабатывается целый комплекс законодательных и нормативных актов, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности.

Слайд из лекции:

 

Обобщая рассмотренные подходы, инновации можно структурировать следующим образом:

o инновации-продукты (новые продукты и услуги)[6]

o инновации-процессы

(на микроуровне - новые технологические процессы и способы организации производства;

на макроуровне – изменение структуры рынков и создание новых рынков).

Слайд из лекции:

Таким образом, именно инновации-продукты и инновации-процессы как конечный результат деятельности по их созданию в сфере экономики иявляются объектом нашего изучения.

 

Свойства инновации


В понимании сущности и свойств инноваций очень важным является четкое разграничение понятий «новшества» и «инновации».

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности (новое знание, метод, изобретение). Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей и рыночного признания превращает его в инновацию (нововведение)[7].

 

 

 

 


Таким образом, инновация (нововведение) означает практическое применение данного новшества. Это значит, что если создан новый продукт или технология, разработана новая концепция организации труда или управления и т.д., но все эти новшества не находят своего применения, то они не являются инновациями.

К какому бы виду ни относились инновации, их объединяют общие свойства, раскрывающие их сущность. Сформулируем эти основные свойства, которые в то же время являются и условием того, что рассматриваемые продукты (услуги, процессы) признаются инновациями.

Во-первых, все внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть новыми (или значительно усовершенствованными).

 

Во-вторых, созданный продукт должен обладать таким свойством, как производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт.

В-третьих, непременным и важнейшим свойством созданного продукта является его способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей. Другими словами, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю.

Подчеркнем, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства:

· научно-техническая новизна,

· производственная применимость,

· коммерческая реализуемость.

Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

 


Лекция 3. Понятия инновационного процесса, инновационной деятельности, диффузии инноваций. Характеристика субъектов инновационного процесса (лектор - Иващенко Н.П.)

 

 

Инновационный процесс
В литературе существует подход, когда под инновациями понимают сам процесс их создания. Например: инновации – это «процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» (Б.Твисс) или «процесс, включающий такие виды деятельности, какисследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы» (Д. Месси, П.Квинтас, Д.Уилд) и др.

Несомненно, эти понятия тесно связаны с понятием «инновация», однако для их характеристики существует совершенно определенная категория – «инновационный процесс», который как раз и представляет собой в самом общем виде «процесс создания, освоения и распространения инноваций».

Кроме того, определенную путаницу вносит и двоякое толкование слова «процесс» - и как «процесс создания…» и как «технологический, организационный, управленческий процесс». Поэтому, на наш взгляд, следует четко и однозначно разграничивать понятия «инновация» и «инновационный процесс».

Под «инновационным процессом» понимается последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных, прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта. Другими словами, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

 

Инновационный процесс цикличен (слайд из лекции):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...