Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль предпринимателя в инновационном процессе по Й.Шумпетеру. Предприниматели-инноваторы и предприниматели-консерваторы.




Роль предпринимателя в инновационном процессе
Й.Шумпетером сформулированы основные положения теории инноваций и теории предпринимательства, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя в инновационном процессе. «Инновации – это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса» [8].

Когда изменение происходит только на уровне технологии, Й.Шумпетер называет его изобретением, а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями. Образно говоря, с точки зрения Й.Шумпетера, инновация –это встреча идеи и предпринимателя.

 

Й. Шумпетер существенно развил теорию предпринимательства, уделяя значительное место роли предпринимателя в инновационном процессе. Он впервые в теории экономического анализа дифференцировал экономических субъектов (предпринимателей) на два вида:

o инноваторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии, продукты и рынки, создающих новые или модернизирующих старые фирмы, влияющих на изменение в институциональной структуре;

o консерваторов, эксплуатирующих наличные технологии, производящих старые виды продукции, действующих в рамках сложившихся фирм, стремящихся к неизменности институтов.

Слайд из лекции:

В соответствии со взглядами Й.Шумпетера, предприниматель-инноватор является связующим звеном между изобретением и нововведением, а его деятельность способствует качественному изменению развития экономики[9]. Функциональная роль инноватора-предпринимателя в экономике сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках вследствие инноваций, что и приносит ему, помимо предпринимательской прибыли, дополнительные сверхдоходы, получившие в современной науке название «инновационной ренты» и «инновационной квазиренты»[10].

Слайд из лекции:

Этим своим открытием, а также исследованиями мотивов их деятельности и различного конкурентного поведения на рынке Й. Шумпетер внес существенный вклад в развитие эволюционной экономической теории, которая в корне отличается от неоклассической теории в объяснении причин экономического роста, в частности, трактовке роли предпринимательства в экономическом росте.

Деление экономических субъектов на новаторов и консерваторов — исходный пункт эволюционной теории[11]. В контексте неоклассической теории экономический рост обеспечивают не предприниматели, а эффективные механизмы государственного регулирования совокупного спроса и предложения; все экономические субъекты однородны, поэтому фактор новаторства в них отсутствует априори.


Лекция 4. Классификация инноваций. Виды инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений, технологических параметров, по типу новизны для рынка, по преемственности, по охвату, по времени выхода на рынок. (лектор - Иващенко Н.П.)

 

Различные типы и виды инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения и, соответственно, требуют специфических подходов к управлению инновационной деятельностью. Следовательно, вопрос о классификации инноваций носит не только теоретический, но и значительной мере – практический характер. Именно поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

Исходя из принципа всеобщности инновации в самом общем виде делятся на технологические и нетехнологические (Г.Менш).

Слайд из лекции:

Критерии классификации инноваций
Понятие «инновация», как уже неоднократно отмечалось, настолько многогранно, что до сих пор ведутся научные споры и дискуссии как по его определению, так и по классификации и формам проявления в различныхобластях.

 

Существует множество различных вариантов классификаций инноваций.

Слайд из лекции:

 

Охарактеризуем наиболее существенные из них.

Прежде всего, необходимо различать инновации по уровню новизны.

Эпохальные, инновации
Понятие «эпохальные инновации» ввел в 1971 г. нобелевский лауреат Саймон Кузнец для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий, приводят к глубочайшим трансформациям и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства. По его мнению, всю экономическую историю можно «разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста»[12].

К таким эпохальным нововведениям можно отнести промышленную революцию, развернувшуюся с конца XVIII века, и ее сердцевину, новый источник роста – появление современной науки, которая «создала потенциал для развития технологии во много раз больший, чем существовавший до этого»[13]. Примерами эпохальных инноваций являются освоение скотоводства и земледелия, появление письменности, изобретение огнестрельного и термоядерного оружия, создание государства, распространение глобализации и др.

Именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе происходящих на стыке исторических эпох трансформаций общества, перехода его с одной ступени на другую.

 

Базисные, улучшающие, псевдоинновации
Важнейший вклад в теорию инноваций внес немецкий ученый Г.Менш, осуществивший классификацию инноваций на три крупные группы: базисные, улучшающие и псевдоинновации.

 

Базисные инновации [14] – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами. Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, что приводят к трансформации существующих рынков или отраслей или же создают новые рынки и отрасли, к примеру, сферу электронного бизнеса благодаря Интернет.

Волны базисных инноваций в последние столетия наблюдаются примерно раз в полвека при переходе к очередному технологическому укладу (см.ниже), Кондратьевскому циклу и радикальным преобразованиям в других сферах общества в рамках преобладающей мировой цивилизации (или ее этапа), технологического и экономического способа производства, политического и социокультурного строя и т.п.[15].

 

Улучшающие инновации направлены на развитие и модификацию базисных инноваций, они намного многочисленнее их, но отличаются значительно меньшей новизной и более коротким жизненным циклом. Улучшающие инновации представляют собой незначительные, не революционные изменения, во многом предсказуемые и предопределенные существующими знаниями, продуктами, технологиями.

В рыночной экономике, по мнению Г.Менша, предпочтение всегда отдается улучшающим инновациям – как наименее рискованным и, как правило, более дешевым. Именно через реализацию улучшающих инноваций развивается дух предпринимательства и новаторства в разных сферах общества.

К несущественным видоизменениям (псевдоинновациям) можно, например, отнести:

· незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнени е и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

· расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Псевдоинновации распространены, как правило, на заключительной стадии жизненного цикла системы, когда она уже в основном исчерпала свой потенциал, но всячески сопротивляется замене более прогрессивной системой.

Важной характеристикой инноваций является их разделение в зависимости от технологических параметров на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации


Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.

Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов.

Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.

Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии Руководства Осло - инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных процессов (методов). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использование результатов исследований и разработок.

Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

 


Лекция 5. Эпохальные и базисные инновации. Концепция технологических укладов и ее роль в теории инноваций. (лектор - Иващенко Н.П.)

Эпохальные, инновации
Понятие «эпохальные инновации» ввел в 1971 г. нобелевский лауреат Саймон Кузнец для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий, приводят к глубочайшим трансформациям и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства. По его мнению, всю экономическую историю можно «разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста»[16].

К таким эпохальным нововведениям можно отнести промышленную революцию, развернувшуюся с конца XVIII века, и ее сердцевину, новый источник роста – появление современной науки, которая «создала потенциал для развития технологии во много раз больший, чем существовавший до этого»[17]. Примерами эпохальных инноваций являются освоение скотоводства и земледелия, появление письменности, изобретение огнестрельного и термоядерного оружия, создание государства, распространение глобализации и др.

Именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе происходящих на стыке исторических эпох трансформаций общества, перехода его с одной ступени на другую.

Базисные, улучшающие, псевдоинновации
Важнейший вклад в теорию инноваций внес немецкий ученый Г.Менш, осуществивший классификацию инноваций на три крупные группы: базисные, улучшающие и псевдоинновации.

 

Базисные инновации [18] – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами. Эти радикальные инновации создают такие значительные изменения в процессах, продуктах или услугах, что приводят к трансформации существующих рынков или отраслей или же создают новые рынки и отрасли, к примеру, сферу электронного бизнеса благодаря Интернет.

Волны базисных инноваций в последние столетия наблюдаются примерно раз в полвека при переходе к очередному технологическому укладу (см.ниже), Кондратьевскому циклу и радикальным преобразованиям в других сферах общества в рамках преобладающей мировой цивилизации (или ее этапа), технологического и экономического способа производства, политического и социокультурного строя и т.п.[19].

 

Слайд из лекций:

 

 

 

Базисные инновации лежат в основе последовательной смены технологических укладов. В каждый момент времени совокупность технологий может быть представлено технологическими укладами, обобщающими цикл общественного воспроизводства. Каждый из них означает специфическую, создающую новое качество, устойчивую совокупность базисных технологий, в которой преобладает характерный принцип, способ функционирования технологий данного уклада. В экономической науке сложилась обоснованная многими исследователями классификация, включающая пять действующих технологических укладов, а также формирующийся перспективный шестой уклад.

 

1-й уклад – механические системы;

2-й уклад - технологии с использованием пара;

3-й уклад - технологии с использованием электричества;

4-й уклад - технологии, основанные на автоматизации и химизации;

5-й уклад - биотехнология, компьютеризация и электронизация;

6-й уклад -нанотехнология, генная инженерия, мультимедийные интерактивные информационные системы.

 

В научных исследованиях показано, что доминирующий сегодня в мире уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50-60-е гг. прошлого века, и он составил технологическую базу экономического роста в развитых странах после структурного кризиса 70-х гг.

Определяющими компонентами этого (пятого) технологического уклада называют достижения микроэлектроники, программного обеспечения, вычислительной техники и переработки информации, автоматизации процессов в производстве и управлении, космической и оптоволоконной связи. В качестве временного предела позитивного экономического влияния данного технологического уклада называется второе десятилетие XXI в. А далее прогнозируется доминирование новейшего технологического уклада (становление которого уже началось), характеризующегося такими компонентами, как генная инженерия, системы искусственного интеллекта, информационные сети глобального типа, интегрированные транспортные системы высоких скоростей и экономичности[20].

Хотя периоды распространения укладов в данной классификации представлены как последовательные, в действительности они совмещены и соседствуют друг с другом. Это можно наблюдать как на отдельных хозяйствующих субъектах, например на современных автомобильных заводах, оснащенных не только конвейерными линиями, но и роботами, и персональными компьютерами, так и на примере целых национальных хозяйств. Так, для России свойственно специфическое явление технологической многоукладности, когда устаревшие технологии 2-го и 3-го укладов совмещаются с прогрессивными технологиями 4-го и 5-го укладов, что влечет за собой нарастание технологических диспропорций и негативно отражается на темпах развития экономики страны.

 

Главной задачей управления общественным развитием должно стать создание условий для расширенного воспроизводства технологий нового технологического уклада. Поэтому просто концентрация ресурсов на решении узловых проблем с учетом «точек роста» масштабов технологической структуры малоперспективна. Развитие уклада должно характеризоваться внутренней сбалансированностью целостной технологической системы, обеспечивающей ее эффективность. «Равновесная ситуация» включает все стороны и аспекты взаимодействующих технологий и их элементов, в том числе нового работника и новую организацию общественного труда. Поэтому следует рассматривать целостные организационно-экономические структуры, центральным звеном которых являются новые технологии. А это, в свою очередь, возможно лишь на основе формирования новых (или трансформации действующих) хозяйственных структур инновационного типа.

Слайд из лекции:

 

Последовательная смена поколений технологий на основе движения по логистической (S-образной) кривой

Представление развития как сложного неопределенного процесса вероятностных изменений позволяет по-новому интерпретировать развитие каждой «индивидуальной» технологии, представив ее движение в виде логистической S-образной зависимости движения технологий. Рассматриваемая закономерность включает характеристику двух взаимосвязанных понятий: во-первых, собственно самой логистической S-образной кривой и, во-вторых, понятия «технологических разрывов (пределов)» [21].

С помощью логистической S-образной кривой могут быть представлены процессы как диффузии, так и замещения технологии. Движение по логистической кривой означает последовательное повышение эффективности технологии, оцениваемой по какому-либо базовому параметру либо по интегральному комплексному показателю. Переход от одной логистической кривой к другой, имеющей лучшие показатели эффективности и потребительских свойств создаваемых продуктов, означает и переход от одного поколения технологии к другому. При этом большинство основных показателей нового поколения имеет лучшие значения, чем у технологии предшествующего поколения.

 

Представление развития через движение технологий по логистическим кривым позволяет разрешить следующее противоречие. С одной стороны, развитие является кумулятивным процессом (достигнутое сегодня становится основой будущих достижений), с другой стороны, развитие технологий во времени обладает своей внутренней логикой. Развитие технологии движется по S-образной кривой, что соответствует модернизации технологии одного поколения и обусловлено внутренней логикой объекта. Кумулятивный характер реализуется появлением новых кривых, т. е. новых поколений технологии, исходящих из накопленного объема знаний и опыта.

 

Поскольку большинство нововведений постепенно реализуют потенциал, заложенный кардинальным, базисным новшеством, определяющим генеральное направление развития, то существует возможность априорной идентификации возможных изменений - определения вероятностиих успешного осуществления и возможности использования этой информации в механизмах выработки управляющих воздействий. На основании известных S-образных зависимостей развития функциональных характеристик, даже если изменения приближаются к «технологическому пределу»[22] и неизвестно последующее технологическое решение, темне менее можно достаточно объективно предсказать достижение соответствующими показателями конкретного технологического уровня в определенный срок.

 

Таким важнейшим моментом для управления является наличие вхарактере S-образных кривых предела развития каждой данной технологии. Близость к нему (принцип «переломных точек») означает, что возможности роста на основе данной технологии исчерпаны.

Когда достигнут предел роста базового параметра технологии, pешающие факторы развития обычно меняются. Подходы, обеспечивающие рост в прошлом, в будущем окажутся неэффективными. Приближается момент технологического разрыва - периода перехода от одной технологии к другой[23]. После возникновения разрыва между логистическими кривыми на базе принципиально новых знаний (новшеств) начинает формироваться новая кривая (слайд из лекции).

Достижение предела для технологии не означает отсутствия другой, способной достигать цель более эффективным образом. Поэтому появляется возможность управления развитием путем выбора технологии (а с ней и S-образной кривой), которая обеспечивает новые результаты. Управление предполагает накопление знаний, анализ и выявление пределов. Его сущность не в формальном "механическом" переходе от одного процесса к другому, а в принципиально новом, более высоком уровне результатов, достигаемых c использованием новых возможностей.

 


Лекция 6. Модели инновационного процесса в компании. Линейная и интерактивная модели инноваций. (лектор - Иващенко Н.П.)

Модели инновационного процесса базируются на двух гипотезах: гипотезе «технологического толчка» и гипотезе «давления рыночного спроса» (слайд из лекции):

 

Основные положения гипотезы «технологического толчка»:

• Развитие научной мысли относительно независимо от практики и выражается в виде смены научных парадигм

Обратная связь между экономической средой (рынком) и научно-техническим прогрессом не существенна (Томас Кун, Я.Ван Дайн, Ю.В.Яковец).

Вывод: развитие науки носит объективный характер.

 
 
Линейная модель инноваций


Исходя из этого строится линейная модель инноваций («от науки – к рынку»).

 

Слайд из лекции:

 

 

В связи с тем, что инновационный процесс имеет циклический характер, линейная модель инноваций состоит из следующих последовательных этапов:

 
 
ФИ - ПИ - ТР - ОС - ПП - М - Сб ФИ - ПИ - ТР - ОС - ПП - М - Сб ФИ - ПИ - ТР - ОС - ПП - М - Сб  

 


где

ФИ - фундаментальные исследования

ПИ - прикладные исследования;

ТР - технологические (опытно-конструкторские) разработки;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М - маркетинг;

Сб - сбыт.

 

Рис. 1. Линейная модель инноваций

Согласно этой модели, разработанная фундаментальная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые служат основой для инноваций и последующей коммерциализации. Данная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше фундаментальных исследований, тем больше прикладных, тем больше инноваций и тем больше «внедряется» передовых технологий.

Слайд из лекции:

Однако эта простая модель, во многом реализовавшаяся в рамках государственного управления во времена военной фазы развития науки и техники (как в США, так и в СССР), в новых условиях более не является доминирующей в гражданской экономике развитых стран. Практика развитых стран показывает, что такой «самотек» от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов неэффективен и, более того, едва ли осуществим.

 

Противоречивость линейной модели в том, что она не учитывает влияния окружающей среды (рынка) на развитие событий, связанных с исследованиями и разработками, а также продвижение результатов НИОКР, да и просто не в состоянии отразить всю сложность взаимоотношений между наукой и производством. Необходимо построение новой, более сложной, или так называемой «интерактивной», модели инновационного процесса. Она строится на основе гипотезы «давления рыночного спроса» (слайд из лекции»):

На рис. 2 представлена интерактивная модель инновационного процесса:

 

 

 

 

 


Рис.2. Интерактивная модель инноваций

 

Остановимся на основных отличиях управляемой нелинейной (интерактивной) модели от линейной.

Во-первых, интерактивные модели подразумевают что между стадиями инновационного процесса существуют взаимодействия («петли обратной связи»), а также воздействие внешней среды. Так, в рамках данной модели допускается одновременное проектирование, маркетинг и производство нового продукта.

Во-вторых, новые идеи возникают и разрабатываются на всех стадиях инновационного процесса, т.е. фундаментальные исследования не рассматриваются в качестве единственной инициирующей силы

В-третьих, результаты исследований используются в различных формах на всех стадиях инновационного процесса, т.е. коммерциализация технологий возможны также на всех стадиях инновационного процесса.

В-четвертых, управляемая нелинейная модель учитывает роль менеджеров инновационного процесса и потребителей инновационных продуктов. Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

 

Практика использования различных моделей инновационного процесса (слайд из лекции):

 

.

 

 


Лекция 7. Условия и факторы осуществления инноваций. Формирование инновационного потенциала и его структура. (лектор - Иващенко Н.П.)

Какие условия необходимо иметь инновационным компаниям, чтобы они могли:

• Непрерывно создавать инновации?

• Осуществлять эффективную коммерциализацию инноваций?

• Постоянно развивать инновации и формировать инновационные стратегии?

Для эффективного осуществления инноваций как на действующих предприятиях, так и на вновь создаваемых малых инновационных компаниях необходимо создание определенной инновационной среды, способствующей реализации инноваций.

 

 

Внутренняя среда инноваций


Формирование инновационно-активных предприятий предполагает, во-первых, формирование необходимой внутренней среды - инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновационному циклу.

Во-вторых, необходимо создание внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию. Таким внешними условиями в современных условиях являетсяформируемая во всех развитых странах мира национальная инновационная система.

Инновационный потенциал
Важнейшим условием создания и реализации нововведений является наличие на предприятии (фирме) необходимого для этого инновационного потенциала, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

 

· интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

· материальные (опытно-приборная база, современное технологическое и информационное оборудование, ресурс площадей);

· финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, гранты, а также доступ к различным финансовым рынкам и относительная стоимость капитала);

· кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, опыт проведения НИР и ОКР, опыт управления проектами, наличие собственных подразделений НИОКР, отдела маркетинга новой продукции, патентно-правового отдела, информационного отдела);

 

·

Инновационный потенциал фирмы (ресурсы и возможности)
иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

 
 
Инновационная инфраструктура


       
   
 


Слайд из лекции:

Разумеется, все перечисленные виды ресурсов являются частью общего ресурсного потенциала фирмы, который можно структурировать в самом общем виде как:

· научно-технический потенциал

· производственно-технологический потенциал

· финансово-экономический потенциал

· кадровый потенциал

Таким образом, инновационный потенциал представляет ядро всего потенциала компании, органически входя в каждую его часть

(слайд из лекции):

 

 

Вместе с тем, понятие потенциала (в том числе и инновационного) не может быть сведено лишь к материальной составляющей, в данном случае - совокупности ресурсов. Потенциал – это всегда и характеристика внутренних возможностей осуществления целевой задачи (которые еще не раскрыты, не реализованы на данный момент).

Следовательно, говоря об инновационном потенциале, следует имеет в виду не только наличие необходимых для инновационной деятельности ресурсов, но и наличие возможностей дляих эффективного использования. Эти возможности связаны, прежде всего, с формированием в компании соответствующей инновационной атмосферы. Инновационная атмосфера в компании в свою очередь, во многом зависит от внешней среды, предопределяющей инновационный климат в стране, благоприятствующий или противодействующий достижению инновационной цели.

Таким образом, в целом, инновационное развитие компании во многом определяется уровнем инновационного потенциала и инновационного климата, характеризующих возможности компании по созданию инноваций, а также инновационной активности самой компании по использованию имеющегося инновационного потенциала.


Лекция 8. Концепция, структура и принципиальные положения национальных инновационных систем. (лектор - Иващенко Н.П.)

Для функционирования всех звеньев инновационного процесса и эффективного процесса коммерциализации научных разработок необходимо создание адекватных внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию.

На макроуровне к таким условиям относится активно формирующаяся в России и за рубежом в настоящее время национальная инновационная система (НИС).

Национальная инновационная система (НИС) – это «совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ».

В основе разработки концепции национальных инновационных систем были положены следующие методологические принципы:

 

Ø Идеи Й.Шумпетера: инновации и научныеразработки– основа конкурентоспособности корпораций; роль новатора-предпринимателя в коммерциализации научных разработок.

Ø Идеи Ф.Хайека: особая роль знания в экономическом развитии («экономика знаний», обучающаяся «креативная» корпорация).

Ø Идеи Д.Норта: роль институциональной среды - создание разветвленных формальных отношений и механизмов обеспечивает эффективность рынков.

Интеграция данных принципов в концепции НИС дала

новыйключ к исследованию механизмов саморазвития экономики

 

 

Структурно национальные инновационные системы состоят из двух крупных блоков:

 

1) Блок 1: Научно-производственная среда -это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики по производству и коммерческой реализацией научных знаний и технологий (университеты и академии, гослаборатории, мелкие и крупные компании, технопарки и инкубаторы, финансовые структуры).

 

2) Институциональная среда -этокомплекс институтов правового, финансового и социального характера (совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций), обеспечивающих взаимодействие субъектов инновационной деятельности с другими сегментами национальной экономики).

Слайд из лекции:

В свою очередь эти основные блоки национальной инновационной системы можно структурировать следующим образом.

Научно- производственная среда включает в себя

1) фундаментальную и прикладную науку

2) предпринимательский сектор

3) инновационную инфраструктуру

Институциональная среда обеспечивается деятельностью государства в рамках формирования эффективной государственной научно-технической и инновационной политики (см. Слайд из лекции):

 

Как показано на концептуальной схеме построения национальных инновационных систем, ее важнейшими структурными элементами являются наука и образование (источники инновационных идей), предпринимательский сектор и разнообразные элементы инновационной инфраструктуры, содействующие коммерциализации научных разработок.

Полнота и гармонизация взаимодействия всех компонентов национальной инновационной системы является залогом ее эффективности. Сегодня, в условиях российской действительности, роль государства в формировании реальной интеграции между различными субъектами инновационной деятельности и создания единой инновационной среды является ключевой.

 

Слайд из лекции:

 

Для понимания глубинной сущности национальных инновационных систем необходимо отметить следующие принципиальные положения, которые являются основой ее формирования во всех развитых странах мира:

 

1. Наука (главный источник нововведений) не является замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а является ключевым звеном каждого крупного сегмента (государственные научные центры, научные центры крупных корпораций, малый наукоемкий бизнес).

 

2. Предприниматель, фирма, государство – рассматриваются не как отдельные элементы инновационного процесса, а как взаимосвязанные звенья сложной системы.

3. Инновационная деятельность обеспечивается наличием эффективной инновационной инфраструктуры и определенным набором институциональных факторов (роль государства).

Успешное функционирование национальной инновационной системы требует не только наличия сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле.

Так

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...