Политические взгляды К. П. Победоносцева
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мировоззренческой основой идеологических воззрений К. П. Победоносцева, по мнению А.И. Пешкова, являлось ортодоксально-консервативное по своей доктрине русское ПРАВОСЛАВИЕ. При этом, вера в бога и божественный промысел оказывалась для него главным источником и критерием истинности по всем ключевым вопросам. Наибольшее влияние религиозного характера его мировоззрения проявилось в представлениях о власти. Тем не менее, подобное сочетание христианской этики с консервативными взглядами обер-прокурора позволило Н.А. Бердяеву утверждать, что «в Победоносцеве ярко сказалась нигилистическая сторона христианства». По мнению Н.А. Бердяева РЕЛИГИОЗНЫЙ НИГИЛИЗМ К. П. Победоносцева проявлялся прежде всего в том, что он, искренне веруя в Бога, не верил в творческий потенциал человека. Возможно этим, можно объяснить и то, что ПЕССИМИЗМ является одной из наиболее характерных особенностей идеологических воззрений К. П. Победоносцева. 2 апреля 1879 г. «Впереди столько мрака, столько смуты, столько тяжелой работы» 31 декабря 1881 г. «Ужасный 1881 год! Скажу по совести: не перечислить всякого зла, всех болезней и пороков – так их много…» 1 июня 1881 г. «Люди до того измельчали, … что не знаешь, на ком остановиться… Судьба назначила Вашему величеству проходить бурное, очень бурное время, и самые большие опасности еще впереди…» Ощущение постоянной неустроенности современного положения дел и пессимистические настроения относительно будущего России вызывают МОТИВ СТРАХА, который постоянно присутствует в письмах К. П. Победоносцева к Александру III. Причем этот страх усиливается под воздействием разрастающегося террора и неопределенных ожиданий революции.
15 июня 1878 г. «Вы не видите, но мы на каждом шагу видим и чувствуем, как принижено и огорчено в русских людях национальное чувство… О, дай Боже, чтоб эта гроза прошлась мимо, но страшно за будущее. Страшно, чтоб этот мир (Берлинский Конгресс – И.Ю.), если он состоится, не принес вместо успокоения, новой и страшной смуты! Поистине мы переживаем теперь роковые и решительные для России дни…» 5 февраля (ночью) 1880 г. «Будет ли конец ужасам!… Душа болит и чувствует новые беды. Что было бы, когда б удался нынешний адский замысел?» (О взрыве в Зимнем дворце Ст. Халтурина – И.Ю.) 3 марта 1881 г. «Не могу успокоиться от страшного потрясения. Вся душа моя трепещет за Вас страхом неведомого, грядущего на Вас и на Россию…» (после гибели Александра II – И.Ю.) 6 марта 1881 г. «Страх берет меня, когда думаю, что Вы одиноки, и не на кого Вам опереться. Ради Бога, если бы Вы пожелали ближе поговорить о том, что я пишу, прикажите мне явиться, - я каждый час и каждую минуту на службе Вашей. Сам собою я теперь не вправе явиться к Вам.» Представления о власти Представления о власти К. П. Победоносцева неразрывно связаны с самодержавием, и являются центральными в его идеологической системе взглядов. Отношение К.п. Победоносцева к власти, несмотря на обилие источников, остается предметом дискуссий в отечественной историографии. Так, А.И. Пешков в противовес общепризнанному мнению о приверженности К. П. монархизму, утверждает, что обер-прокурор «не придавал самодержавию значения абсолютной, единственно возможной формы правления». Споры возникают и при определении целей власти: Л.З. Слошемский («Вестник Европы») утверждает, что для К. П. «власть дана правительству для власти, она сама для себя цель», Н.Н. Фирсов пишет о том, что действия К. П. Победоносцева – следствие его лично-корыстных мотивов, в то время как А.И. Пешков говорит о том, что К. П. постоянно делает акцент на божественное происхождение самодержавной власти, которая необходима для нормального существования Российской Империи. При этом, власть существует не для себя, а для Бога, а ее деятельность представляет собой непрерывное самопожертвование. Эта концепция находит подтверждение в «Московском Сборнике», одна из глав которого – Власть и начальство – начинается со слов: «Несть власть, аще не от Бога». Главным законом власти является Мерило Праведное, отделение света от тьмы. Кроме того, религиозное восприятие власти отражено и в письмах К. П. Причем главной способностью власти признается организаторская деятельность:
1 января 1878 г. «Дай боже, - чего желает вся Россия, - чтобы власть окрепла и явила всю силу свою и весь свой разум в единстве и в твердости управления, в согласии с народным духом и потребностью, в выборе людей способных, честных, пастырей, думающих не о себе, а о стаде» 2 апреля 1879 г. «Надобно объединить власть, вооружив ее средствами для быстрой и решительной кары. Надобно, чтобы казнь следовала скорее за преступлением (таков должен быть ответ власти на террор – И.Ю.). А главнее всего – надобно выбирать людей и не мешать им действовать» Главное условие нормальной деятельности власти – объединение: «Вся мудрость жизни – в сосредоточении мысли и силы, все зло – в ее рассеянии…Раздробление властей ведет к насилиям» Главное условие реализации власти – опора на народную веру 3 марта 1881 г. «Да ободрит Вас молитва народная, а вера народная да даст Вам силу и разум править крепкой рукой и твердой волей» Главная цель власти – достижение народного блага 30 марта 1881 г. (из проекта манифеста) «Но посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений» Власть персонифицирована в Императоре России 1 июня 1881 г. «В лице Вашем – передо всеми и перед каждым стоит сама Россия, вся земля с верховной властью. Ваше Величество, вы не знаете всей своей силы, ради Бога, узнайте ее, поймите ее, уверуйте в нее… Когда подходит к Вам человек, подумайте, что тут не он и Вы, а он и Россия…, тогда Ваше всякое слово будет со властью и силой»
В своей речи 6 апреля 1895 г. в заседании Императорского Русского общества «Государь Император Александр Александрович» К. П. Победоносцев, сравнивая царствование Александра I и Александра III говорит в пользу послднего: «все знали, что заодно с народом верует он в непоколебимое значение власти самодержавной в России, и не допустил для нее, в призраке свободы, гибельного смешения языков и мнений» Отношение к церкви К. П. Победоносцев в «Московском Сборнике отмечает, что «борьба церковных начал с государственными» является «знаменательным явлением нашего времени». Отношение обер-прокурора к этой борьбе крайне негативно: К. П. можно назвать сторонником идеи невмешательства государства в жизнь церкви. Тем не менее, идеальным положением дел в стране представляется симфония церкви и государства. К. П. пишет: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной (что обеспечивается единой Церковью – И.Ю.). Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное (т.е. Церковь – И.Ю.)». Отношение к образованию В «Московском сборнике» К. П. пишет, что образование прививает навыки не только в счете, письме и чтении, но и «учит знать Бога и любить его и бояться, любить Отечество, почитать родителей». В этом и заключается народное, истинное понимание о школе. Целью образования является гармоничное развитие человека, всех его способностей. Причем особое внимание обер-прокурор уделял воспитанию, нравственно-религиозному развитию, а не собственно обучению. Кроме того, при подготовке профессионалов необходимо учитывать семейные интересы и традиции: «моряк воспитывается для морского дела, с детства вырастая в воде». К. П. Победоносцеву, вероятно, были близки идеи Герберта Спенсера («О народном воспитании») о том, что следует «содержать людей в строгом подчинении порядку общественной жизни, чтобы всякое его нарушение неизбежно отзывалось злом, а соблюдение его – благом для всякого человека. В этом, и только в этом одном, состоит национальное воспитание»
Поднимая вопрос о развитии церковно-приходских школ, К. П. пишет Александру III: 22 марта 1881 г. «Народные школы – предмет великой важности… Следует развить образование, нужное для жизни, а не для науки… Следует искать главной опоры в духовенстве и Церкви» Отношение к суду и закону Понимая всю важность суда, как части государственной системы России, К. П., будучи настроенным против системы разделения властей, настаивает на его полном подчинении государственному аппарату, 10 июля 1881 г. «Суд должен бы служить первою опорою и первым орудием ответственности всех и каждого перед законом… Но в результате реформ появилась «ложная независимость судей от государства, которая развратила их самих ложным призраком невозможной свободы» К. П. считает, что постепенно изменяется само понятие закона: «Закон уже перестает быть светильником, освещающим путь наш, но становиться сетью, в которой путаются наши ноги». Происходит это из-за необъятного роста количества законодательных актов, роста влияния различных материальных санкций и пр. Со временем закон перестает быть заповедью, правилом, и становится орудием в руках парламентаризма, ведет к ослаблению властей, снижению чувства долга. Таким образом, «закон мешает правильному отправлению должностей», хотя это и есть его главная функция. Критика прессы Критика прессы являлась важной составляющей системы консервативных взглядов К. П. В «Московском Сборнике» он называет ее «одним из самых лживых учреждений нашего времени», «самой безответственной властью». Обер-прокурор раздраженно пишет о том, что «газета становится авторитетом в государстве», а вся вторая половина XIX в. отмечена деспотизмом печатного слова, т.к. газетчики, забыв свои прямые обязанности, превратились в судей отдельных лиц, общества, власти. Недостатком прессы так же является фальсификация деятельности государственных чиновников: 8 марта 1879 г. «Но, кроме того, дело наше никому почти неизвестно, и никто в журнальном мире не понимает его настоящее значение, помимо личных интересов. Очень жаль, но мы никогда и не рассчитывали на поддержку от газет, из которых ни одна почти не стоит уважения» 23 апреля 1881 г. «Главная причина (занятия людей политическими разглагольствованиями вместо дела – И.Ю.) – я убежден в этом – газеты и журналы наши, и не могу надивиться слепоте и равнодушию тех государственных людей, которые не хотят признать этого и не решаются на меры к ограничению печати» После прихода к власти Александра III его требования становятся более настойчивыми: 29 апреля 1881 г. «Следует начать с мер по ограничению печати»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|