Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




УТВЕРЖДАЮ

Декан

социально-психологического факультета
название факультета (филиала)

 

  / Яницкий М. С. /

 

 

«   »       г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Нейрофизиология

 
(Наименование дисциплины (модуля))
030300.62 Психология

(шифр, название направления)

 

«Прикладная психология»

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная
(очная, очно-заочная и др.)

 

 

Кемерово

201___

 

 

Цели освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины является овладение студентами современными научными знаниями о физиологических механизмах системной деятельности мозга человека.

Основные задачи изучения дисциплины:

 

- ознакомление с историей развития нейрофизиологии, с основными методами исследования работы мозга;

- получение представлений о механизмах возникновения, проведения и передачи нервного импульса, нейрохимических основах функционирования нервной системы;

- формирование знаний об основных закономерностях системной деятельности мозга;

- изучение механизмов нервной регуляции моторных, сенсорных и вегетативных функций; взаимодействия нервного и гуморального механизмов регуляции, физиологических механизмов формирования основных биологических мотиваций;

- изучение механизмов саморегуляции функционального состояния мозга;

- формирование представления об интегративных процессах в головном мозге как физиологической основе психической деятельности;

- формирование умений соотносить психические состояния и процессы с функционированием центральной нервной системы;

- формирование личностного отношения студентов к нейрофизиологии как к базовой дисциплине, являющейся основой для формирования естественнонаучных представлений о психической деятельности

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой части раздела Б.2 (математический и естественнонаучный цикл) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) "бакалавр").

Приступая к изучению дисциплины, студенты должны владеть знаниями о микроструктуре нервной ткани, строении центральной и периферической нервной системы человека, строении сенсорных систем, закономерностях фило- и онтогенеза нервной системы. Входные знания и умения, необходимые для изучения данной дисциплины, формируются в процессе изучения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы». Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины «Нейрофизиология», необходимы для изучения дисциплин профессионального цикла, в первую очередь таких, как «Психофизиология», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», «Введение в клиническую психологию», «Дифференциальная психология», «Психология стресса».

Дисциплина «Нейрофизиология» изучается во 2 семестре, формой итогового контроля является экзамен.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (наименование в соответствии с ФГОС ВПО):

ОК-2 (способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных наук),

ОК-3 (владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом теоретических положений),

ОК -4 (использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики)

ОК-9 (проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК-2:

Знать основные категории, понятия, законы, направления развития современной нейрофизиологии.

Уметь анализировать и оценивать различные психические процессы и состояния с точки зрения современной нейрофизиологии

Владеть навыками использования базовых знаний по нейроанатомии и нейрофизиологии для интерпретации современных концепций нейронаук

ОК-3:

Знать систему категорий и методов нейрофизиологии, направленных на формирование аналитического и логического научного мышления.

Уметь выстраивать и обосновывать теоретические положения в области нейрофизиологии.

Владеть навыками анализа, синтеза и обобщения фактов.

ОК-4:

Знать систему категорий и методов нейрофизиологии, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

Уметь адекватно применять основные категории нейрофизиологии иреализовывать в практической деятельности освоенные методы

Владеть категориальным аппаратом нейрофизиологии, её научно-исследовательскими и практическими методами.

ОК-9:

Знать основные требования к библиографическому описанию книг, способы организации информационно-поисковой работы

Уметь осуществлять самостоятельный библиографический и информационный поиск.

Владеть навыками использования данных библиографического и информационного поиска при решении профессиональных задач, в том числе в процессе оформления научных статей, отчётов, заключений и пр

4. Структура и содержание дисциплины «Нейрофизиология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе: - подготовка тестовых заданий  
- самостоятельное изучение учебного материала  
- выполнение заданий для самостоятельной работы  
Вид итогового контроля зачёт

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость, час Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Учебная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия В.т.ч. активных форм активных форм
  Методологические основы физиологии центральной нервной системы               Устный и письменный опрос
  Возбудимые ткани. Биоэлектрические потенциалы               Устный и письменный опрос
  Физиология синаптических процессов   3-4           Устный и письменный опрос
  Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер               Устный и письменный опрос
  Общие механизмы функционирования ЦНС   6-7           Устный и письменный опрос
  Принципы нервной регуляции моторных функций. Физиология мышечного сокращения               Устный и письменный опрос
  Спинномозговой уровень регуляции движений               Устный опрос
  Стволовой уровень регуляции движений               Устный опрос
  Экстрапирамидная и пирамидная системы регуляции моторных функций               Устный опрос
  Нейроэндокринная регуляция висцеральных функций   12-13           Устный опрос
  Принципы организации сенсорных функций               Устный опрос
  Боль и обезболивание               Устный опрос
  Нейрофизиология биологических мотиваций               Устный опрос
  Саморегуляция функционального состояния мозга               Устный опрос
  Итого:               зачёт

 

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Методологические основы физиологии центральной нервной системы Предмет изучения физиологии ЦНС. Роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности организма. Основные функции нервной системы. Вклад нейробиологии в понимание природы психической деятельности. История изучения деятельности мозга. Методы исследования в физиологии нервной системы.   Знать: - предмет, задачи, историю и методы исследования нейрофизиологии Уметь: -видеть историко-культурные предпосылки развития нейрофизиологии Владеть: -пониманием вклада нейробиологии в понимание природы поведения и психики ОК-2, ОК-3,ОК-4, ОК-9
  Возбудимые ткани. Биоэлектрические потенциалы Раздражимость и возбудимость. Возбуждение как проявление активности клеток и тканей. Понятие о возбудимых тканях. Роль клеточной мембраны в возникновении возбуждения. Ионные каналы. Избирательная ионная проницаемость мембран. Пассивный транспорт ионов. Равновесный мембранный потенциал. Ионная природа потенциала действия (нервного импульса). Изменение возбудимости мембраны во время развития потенциала действия. Потенциальная лабильность. Роль активного транспорта в поддержании градиентов концентрации ионов. Законы раздражения: закон силы, закон «все или ничего», закон силы-времени. Распространение возбуждения по нервным волокнам. Значение миелиновой оболочки. Классификация волокон по скорости проведения возбуждения.   Знать: - ионные механизмы возбуждения нейронов Уметь: - объяснять физико-химическую природу нервного импульса Владеть: -навыками использования знаний об ионных механизмах возбуждения для усвоения нового материала ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Физиология синаптических процессов Электрические и хими­ческие синапсы. Закономерности передачи сигнала в химическом си­напсе: деполяризация пресинаптической мембраны, высвобождение ме­диатора, взаимодействие медиатора с молекулярными рецепторами постсинаптической мембраны, генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Особенности постсинаптического по­тенциала. Взаимодействие синапсов. Медиаторы ЦНС. Роль классических и модулирующих медиаторов в осуществлении синаптической передачи. Химическое многообразие ме­диаторов. Основные медиаторные системы мозга - холинэргическая, норадренэргическая, дофаминэргическая, серотонинэргическая. Тор­мозные медиаторы - глицин, ГАМК. Собственная опиатная система мозга.   Знать: - нейрохимические механизмы синаптической передачи - функциональное значение различных медиаторов Уметь: - сопоставлять нейрофизиологические процессы с функциями медиаторных систем мозга Владеть: - навыками использования полученных знаний при интерпретации нейрофизиологических и психичнеских функций в норме и при патологии ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Кровоснабжение мозга. Гематоэнцефалический барьер Мозговое кровообращение. Функциональные особенности сосудов мозга. Последствия нарушении мозгового кровообращения. Чувствительность к гипоксии и предел реанимации для различных отделов головного мозга. Гематоэнцефалический барьер, проницаемость ГЭБ в различных областях мозга. Мозговые желудочки. Цереброс­пинальная жидкость в норме и патологии.   Знать: - особенности мозгового кровообращения, состав и функции цереброспинальной жидкости Уметь: - оценивать причины и последствия нарушений гемо- и ликвородинамики Владеть: - пониманием роли мозгового кровообращения в обеспечении нормальных функций нервной системы ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Общие механизмы функционирования ЦНС Общие механизмы функционирования ЦНС Рефлек­торная дуга - структурная основа рефлекса. Классификация рефлек­сов: по характеру рецепции, по типу ответной реакции (вегетатив­ные и соматические), по уровню эволюционного развития. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров. Координация рефлектор­ных процессов. Торможение в ЦНС. Виды торможения. Кодирование ин­формации в нервной системе.   Знать: -основные положения рефлекторной теории; - свойства нервных центров и принципы координации рефлекторных процессов Уметь: -обьъяснять особенности различных рефлекторных процессов с точки зрения локализации и анатомо—функциональных характеристик нервных центров Владеть: -навыками использования полученных знаний при интерпретации нейрофизиологических и психических функций в норме и при патологии 6ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Принципы нервной регуляции моторных функций. Физиология мышечного сокращения Общая схема регуляции двигательного акта (структуры, обеспе­чивающие подготовку и реализацию движений). Общие представления об опорно-двигательной системе. Мышцы как исполнительный орган движения. Строение мышечного волокна поперечнополосатой мышцы. Красные и белые мышечные волок­на. Механизм мышечного сокращения (теория скользящих нитей). Ре­жимы мышечного сокращения - изотонический, изометрический, ауксо­тонический. Понятие о двигательной единице. Типы двигательных единиц. Собственный рецепторный аппарат мышечной системы. Особен­ности строения и функционирования гладких мышц.   Знать: - общие принципы регуляции движений; - иерархическую организацию двигательных систем мозга; - функции мышечной системы и физиологию мышечного сокращения Уметь: Объяснять особенности регуляции различных двигательных актов Владеть: -пониманием роли регулирующих и исполнительных структур в осуществлении двигательных актов; - пониманием значения двигательной активности в жизнедеятельности человека ОК-211, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Спинномозговой уровень регуляции движений Мотонейроны спинного мозга. Реципрокная иннервация мышц-антагонистов. Собственные реф­лексы спинного мозга: миотатические рефлексы, сгибательные, перекрестные разгибательные, спинальные двигательные автоматизмы. Диагностическое диагностическое значение исследования спинальных функций у взрослых и детей. Признаки повреждения спинного мозга и их мезанизмы. Спинальный шок.   Знать: -функции спинного мозга в регуляции и реализации движений; Уметь: - интерпретировать результаты исследования спинальных рефлексов Владеть: - навыками использования полученных знаний для объяснения роли спинальных функций в обеспечении двигательной активности ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9  
  Стволовой уровень регуляции движений Понятие о сегментарных и надсегментарных стволовых двигательных центрах. Рефлексы, осуществляемые сегментарными стволовыми центрами. Роль надсегментарных стволовых двигательных центров в регуляции позы и мышечного тонуса. Статические и статокинетические рефлексы. Двигательный компонент четверохолмных рефлексов. Модулирующее влияние ретикулярной форма­ции на стволовые и спинальные структуры.   Знать: -функции ствола головного мозга в регуляции и реализации движений; Уметь: - интерпретировать результаты исследования спинальных рефлексов Владеть: - навыками использования полученных знаний для объяснения роли стволовых функций в обеспечении двигательной активности ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Экстрапирамидная и пирамидная системы регуляции моторных функций Основные функции экстрапирамидной системы. Стриопаллидарная система. Дофаминэргическая система мозга и ее роль в регуляции движений. Нейрохимическая основа возникнове­ния паркинсонизма и хореи Геттингтона. Функции мозжечка. Функциональная организация коры мозжечка и ядер. Эффекты повреждения мозжечка. Пирамидная система регуляции движений. Морфофункциональная организация моторной коры. Роль интегративно-пускоавых зон коры больших полушарий.   Знать: - структуры и функции пирамидной и экстрапирамидной систем двигательного контроля Уметь: - объяснять различные двигательные феномены в норме и при патологии с точки зрения взаимодействия различных структур систем двигательного контроля Владеть: - пониманием роли коры больших пролушарий и подкорковых структур в осуществлении движений ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Нейроэндокринная регуляция висцеральных функций Функциональная организация вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы. Функциональные особенности симпатического и парасимпа­тического отделов. Метасимпатическая нервная система. Эрготропные и трофотропные влияния в регуляции деятельности организма. Медиаторы вегетативной нервной системы. Над­сегментарные вегетативные структуры. Роль мозжечка, таламуса, ги­поталамуса, лимбической системы, ядер стриопаллидарной системы, коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. Исходный вегетативный тонус. Вегетативные реакции как индикаторы функцио­нальных состояний ЦНС. Понятие о гормонах. Гипофиз. Тропные и эффекторные гормоны гипофиза. Гипоталами­ческая регуляция эндокринной системы, роль либеринов и статинов. Физиологические эффекты гормонов щитовидной, паращитовидных, поджелудочной, половых желез внутренней секреции, надпочечников. Психические проявлений гормональных дисфункций. Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, ее участие в формиро­вании стрессорного ответа.   Знать: - локализацию и функции сегментарных и надсегментарных вегетативных центров; - понятие исходного вегетативного тонуса и признаки этонии, ваготонии, симпатикотонии; - вегетативные проявления различных функциональных состояний; - функциональную организацию гипоталамо-гипофизарной системы, физиологические эффекты гормонов; Уметь: - оценивать индивидуальные особенности вегетативной конституции; - объяснять причины, механизмы развития, проявления и последствия нейроэндокринной дисфункции; Владеть: - пониманием роли механизмов нейрогуморальной регуляции в обеспечении различных функциональных состояний организма и их роль в поддержании гомеостаза и адаптации - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Принципы организации сенсорных функций Общая схема отражения в сенсорных системах. Рецепторы. Рецепторный потенциал. Трансдукция и трансформация в рецепторных образованиях. Пороги чувствительности. Адаптация ре­цепторов. Функции проводникового отдела сенсорной системы. Специфические и неспецифические афферентные системы. Трансформация сенсорных потоков на различных уровнях сенсорных систем. Конвергенция в сенсорных системах. Сенсорные зоны коры больших полушарий. Межсенсорное взаимодействие. Общие свойства сенсорных систем. Знать: - общие принципы организации сенсорных функций; - функции рецепторного, проводникового, подкоркового и коркового звеньев сенсорной системы; Уметь: - объяснять физиологические механизмы сенсорных процессов; Владеть: - пониманием роли сенсорных процессов в регуляции психической деятельности ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Боль и обезболивание Определение боли, значение для организма, классификация. Компоненты боли (сенсорный, аффективный, вегетативный, двигательный, когнитивный, психомоторный). Нейроанатомия, нейрофизиология и нейрохимия боли. Эндогенная антиболевая система. Индивидуальные, возрастные и половые различия в болевой чувствительности. Роль внешнесредовых и биоритмологических факторов. Физиологические принципы обезболивания. Виды анальгезирующих средств. Наркотические анальгетики – механизмы привыкания и зависимости. Возможности психотерапевтических методов обезболивания. Знать: - значение, функции и механизмы боли как физиологического и психического феномена; Уметь: - объяснять возникновение различных компонентов болевой реакции с точки зрения нейроанатомических, нейрофизиологических и нейрохимических механизмов; Владеть: - пониманием физиолого-психологических механизмов обезболивания - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Нейрофизиология биологических мотиваций Голод и жажда как «общие ощущения». Жажда. Потребность организма в воде. Признаки и последствия обезвоживания. Виды и локализация рецепторов жажды. Роль гипоталамуса в формировании питьевой мотивации. Питьевое поведение. Преабсорбтивное и истинное утоление жажды. Голод и аппетит. Перифеерические и центральные рецепторы. Центры голода и насыщения в гипоталамусе. Пищевое поведение. Преабсорбтивное и метаболическое насыщение. Физиологические механизмы нарушений пищевого поведения. Нейроэндокринная регуляция полового поведения. Знать: -морфо-функциональные основы и механизмы голода, жажды, полового поведения; Уметь: - объяснять роль корковых, диэнцефальных, периферических структур в возникновении и реализации пищевого, питьевого и полового поведения; Владеть: - пониманием нейрофизиологических механизмов нарушений пищевого, питьевого и полового поведения ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
  Саморегуляция функционального состояния мозга Понятие о функциональном состоянии мозга. Уровни функцио­нального состояния. Роль сенсорных стимулов и эмоционально-мотивационных факторов в регуляции функциональных состояний. Сон и бодрствование. Ультрадианные, циркадианные и инфрадианные ритмы. Десинхроноз. Взаимодействие активирующих и инактивирующих модулирующих систем (ядра ретику­лярной формации ствола, неспецифические ядра таламуса, лимбичес­кая система) на примере нейрофизиологических механизмов сна. Электроэнцефа­лограмма при различных функциональных состояниях.   Знать: -основные структуры и функциональную роль модулирующей системы мозга; - понятие функционального состояния и его уровни; Уметь: - объяснять участие активирующих и инактивирующих структур в регуляции функциональных состояний (изменение уровня бодрствования, чередование фаз и стадий сна) Владеть: -пониманием функциональной роли модулирующей системы мозга в обеспечении жизнедеятельности ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9
           

Содержание практических занятий

( перечень вопросов для повторения и обсуждения)

Занятие 1. Возбудимые ткани. Биоэлектрические потенциалы (2 часа)

1. Понятие о возбудимых тканях.

2. Строение и функции клеточной мембраны.

3. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.

4. Равновесный мембранный потенциал.

5. Потенциал действия.

6. Лабильность нервной клетки. Лабильность различных структур нервной системы.

7. Распространение возбуждения по безмиелиновым и миелинизированным нервным волокнам.

8. Классификация волокон по скорости распространения возбуждения.

 

Занятие 2. Физиология синаптических процессов (4 часа)

1. Электрические и химические синапсы. Постсинаптические потенциалы.

2. Свойства химических синапсов.

3. «Жизненный цикл» медиатора.

4. Классификация медиаторов. Классические и модулирующие медиаторы нервной системы.

5. Ацетилхолин, биогенные амины.

6. Аминокислотные медиаторы

7. Модулирующие медиаторы нервной системы – пурины, нейропептиды. Роль эндогенных опиоидов.

8. Нарушения медиаторного обмена.

9. Нейрохимические основы действия психоактивных веществ и механизмы формирования зависимости.

 

Занятие 3. Общие механизмы функционирования ЦНС (4 часа)

1. Общие механизмы функционирования ЦНС. Основные положения рефлекторной теории.

2. Классификация рефлексов.

3. Рефлекторная дуга как структурная основа рефлекса.

4. Нервный центр.

5. Основные типы нейронных сетей в нервных центрах. Свойства нервных центров.

6. Понятие о координации рефлекторных процессов.

7. Торможение в нервной системе.

8. Принципы координации рефлекторных процессов: принцип общего конечного пути, иррадиации, взаимодействие возбуждения и торможения, принцип обратной связи и субординации нервных центров.

9. Доминанта как важнейший механизм координации рефлекторной деятельности. Роль доминанты в организации поведения.

 

Занятие 4. Спинномозговой и стволовой уровень регуляции движений (2 часа)

1. Функции спинного мозга в организации движений.

2. Собственные рефлексы спинного мозга.

3. Роль проводящих путей спинного мозга в осуществлении и регуляции двигательного акта.

4. Признаки нарушений функций спинного мозга. Периферический и центральный спинальный паралич, спинальный шок.

5. Сегментарные и надсегментарные двигательные центры.

6. Стволовые рефлексы, осуществляемые сегментарными центрами.

7. Роль надсегментарных стволовых двигательных центров в регуляции позы и мышечного тонуса.

8. Статические и статокинетиченские рефлексы.

9. Четверохолмные рефлексы.

 

Занятие 5. Экстрапирамидная и пирамидная системы регуляции моторных функций (2 часа)

1. Основные компоненты и функции экстрапирамидной системы.

2. Стриарные и паллидарные функции.

3. Признаки нарушений функций стриопаллидарной системы. Паркинсонизм, гиперкинезы.

4. Функции мозжечка в регуляции движений. Функциональные связи мозжечка с другими структурами мозга.

5. Признаки мозжечковых нарушений.

6. Пирамидная система. Морфофункциональная и топическая организация первичной моторной коры. Премоторные корковые зоны.

7. Признаки пирамидных расстройств. Центральные и периферические парезы и параличи.

8. Роль интегративно-пусковых зон лобной коры в организации произвольных движений.

 

Занятие 6. Нейроэндокринная регуляция висцеральных функций (4 часа)

1. Понятие о нервном и гуморальном механизмах регуляции функций.

2. Трофотропные и эрготропные реакции организма.

3. Роль надсегментарных вегетативных центров в регуляции висцеральных функций.

4. Характеристика эндокринной системы. Гипоталамус как центр объединения нервного и гуморальноко контроля.

5. Нейроэндокринные функции гипоталамуса.

6. Гипофиз. Эффекторные и тропные гипофизарные гормоны.

7. Функции щитовидной железы. Когнитивные и психоэмоциональные расстройства при дисфункции щитовидной железы.

8. Функции надпочечников. Роль катехоламинов и глюкокортикоидов в адаптивных реакциях.

9. Нейрогуморальные механизмы стресса.

10. Половые железы. Физиологические эффекты мужских и женских половых гормонов.

 

Занятие 7. Принципы организации сенсорных функций (2 часа)

1. Схема отражения в сенсорных системах.

2. Механизм возбуждения рецепторов. Процессы трансдукции и трансформации.

3. Временное и пространственное кодирование информации в сенсорных системах.

4. Функции проводникового отдела сенсорных систем. Специфические и неспецифические афферентные системы.

5. Принципы функциональной организации сенсорной коры.

6. Общие свойства сенсорных систем.

7. Определение, классификация и физиологическое значение боли.

8. Характеристика болевых рецепторов.

9. Компоненты боли.

10. Физиологические основы обезболивания.

 

Занятие 8. Физиологические основы биологических мотиваций (2 часа)

1. Потребность организма в воде и питательных веществах.

2. Физиологические механизмы жажды. Утоление жажды.

3. Голод и аппетит. Физиологические механизмы голода.

4. Роль психологических и социальных факторов в регуляции питьевого и пищевого поведения человека.

5. Нарушения питьевого и пищевого поведения, их физиологические механизмы и последствия.

6. Нейроэндокринные механизмы полового поведения.

7. Роль гуморальных факторов в регуляции репродуктивного поведения животных и человека.

 

Занятие 14. Саморегуляция функционального состояния мозга (2 часа)

1. Понятие о функциональном состоянии. Уровни активации по шкале Линдсли.

2. Активирующие и инактивирующие компоненты модулирующей системы мозга.

3. Медиаторв модулирующей системы.

4. Нейрофизиологические механизмы, значение и структура сна.

5. Взаимодействие различных структур модулирующей системы на примере цикла «сон-бодрствовоание».

6. Нейрофизиологические механизмы организации и регуляции биологических ритмов. Десинхроноз.

7. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние ЦНС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...