Цели и задачи курсовой работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики успешная деятельность любой организации зависит, в первую очередь, от руководителя, менеджера или группы менеджеров, осуществляющих управление предприятием. Особая роль руководителей в системе современного управления обусловливает необходимость приобретения ими особых профессиональных знаний и навыков. В сою очередь, необходимость глубокого овладения организационно-управленческими знаниями и навыками ведет к появлению профессионального хозяйственного руководителя-менеджера. Менеджер должен быстро ориентироваться в сложной, быстроменяющейся экономической обстановке, пользоваться современными научными методами управления, владеть искусством управленческого общения, а также рациональными приемами использования рабочего времени. Современный менеджер должен уметь: – стратегически мыслить; – управлять поведением личности, группы и организации; – понимать и учитывать интересы личности и трудового коллектива; – применять эффективные методы руководства; – обеспечивать эффективность делегирования полномочий; – работать в “команде”; – умело разрешать конфликты; – строить отношения с подчиненными и с руководителем; – претворять в жизнь нововведения; – вести деловой спор, дискуссию и т.д. Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения управленческого и производственного персонала в рамках определенных организационных структур, или организаций. В то же время организационное поведение – прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и неудачах компаний, их практический опыт распространяется в других организациях.
Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций. Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности. Основными теоретическими подходами, на которых основывается организационное поведение, являются: ориентации на человеческие ресурсы, ситуацию, результаты и системы. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения. Организационное поведение изучает широкий круг социально-психологических проблем управления производством. Центральное место в тематике курсовых работ занимают такие вопросы, как способности и личностные качества работников, их удовлетворенность и отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, управление изменениями в организации и ее развитием. Необходимость изучения этих проблем вызвана тем, что объединение людей в группы вносит существенные коррективы в их личное поведение. Это, прежде всего, связано с тем, что организованная система сама начинает оказывать на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Организационное поведение изучает поведение различных социальных групп и индивидов в этих группах, влияние окружающей социальной обстановки на психику людей, их отношения между собой, а через отношения – и на результаты их деятельности. Поэтому исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности отдельных коллективов и организации в целом. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа – это в основном теоретический продукт, базирующийся на изучении литературы и первоисточников, результатами которой могут быть модели, выявленные закономерности, рекомендации методического плана.
Основнымицелями курсовой работы являются: – систематизация, углубление и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных в процессе аудиторных занятий по избранной специальности; – развитие умений и навыков самостоятельной творческой деятельности и технологий работы со специальной литературой; – овладение основами методологии научного исследования при решении определенных вопросов. В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения курсовой работы должен решить следующие задачи: 1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее научную и практическую ценность и значение. 2. Четко обозначить проблему, грамотно поставить цель и задачи исследования. 3. Адекватно поставленным задачам выбрать метод исследования и подготовить собственную методику исследования, включающую описание процедур сбора, обработки и анализа необходимых данных. 4. Усовершенствовать свои базовые теоретические знания по выбранной теме в процессе изучения первоисточников (монографий, статей в научных журналах и сборниках, нормативно-технической документации) а также справочной литературы по избранной теме. 5. Грамотно провести сбор необходимой для решения задач курсовой работы информации (статистический материал, данные полевых исследований), согласно разработанной методике на примере конкретного объекта исследования (обычно организация). 6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации. Аргументировано изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме. 7. На основе проведенного теоретического анализа и практического исследования сделать собственные выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности работы предприятия. 8. Выполнить расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых мероприятий. 9. Оформить курсовую работу в соответствии с нормативными требованиями. Курсовая работа призвана выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи. Работа по подготовке и написанию курсовой работы направлена на получение будущим менеджером, умений и навыков выполнения следующих видов деятельности: организационно-управленческой, планово-экономи-ческой, конкретно-исследовательской, аналитической, профессиональной (в соответствии с профилем работы), консультационной.
Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения производственных задач и ситуаций. Таким образом, в процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки аналитического, рационального и творческого подходов к использованию полученных теоретических знаний применительно к конкретной организации или предприятию. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Курсовая работа выполняется студентами в процессе изучения курса «Организационное поведение». Задание к курсовой работе выдается студентам ведущим преподавателем на практических занятиях или во время прослушивания обзорных лекций. Для охвата всей тематики курса число студентов ограничивается по отдельным темам (на одну тему – не более двух-трех студентов). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Возможно выполнение комплексных тем рабочей группой (2-5 чел.) студентов. В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы. При выполнении курсовой работы студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке; определяет структуру работы; составляет план исследования и сроки выполнения по этапам; определяет перечень необходимой литературы и другие материалы (статистические отчеты, результаты экспериментов на предприятиях и т.п.) На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных предприятия, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.
Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д., цель которых сделать более наглядными, а, следовательно, понятными и доступными ее выводы. Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы участников защиты. Окончательная оценка выставляется по итогам защиты работы. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы, курсовая работа должна содержать: – титульный лист (прил. 1); – задание (прил. 2); – аннотацию (краткое содержание работы), объемом не более половины страницы, без указания слова "аннотация"; – содержание; – введение (с обоснованием актуальности темы, цели, задач и предполагаемых результатов курсовой работы) на 1-3 страницах; – Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы – 5-10 страниц; – Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы – 5-10 страниц. – Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы - 5-10 страниц. – заключение – 1-2 страницы; – глоссарий (основные термины и определения) – 1-2 страницы; – библиографический список (не менее 20 наименований с обязательным использованием периодики); – приложения (таблицы, графики, тесты, копии документов) с необходимыми ссылками на них по тексту. Краткое содержание основных частей курсовой работы Введение – это вступительная часть работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются решаемая проблема, цель и задачи работы, а также объект, предмет и гипотеза исследования. Раздел1. Теоретические и методические основы изучения проблемы В разделе дается обзор литературы по проблеме, формулируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме). По первой главе судят о глубине теоретической базыкурсовой работы. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих специализированных журналах России и зарубежья, а также использование ресурсов сети Internet. Учебники и учебные пособия должны занимать лишь незначительную часть библиографического списка, и использоваться в основном на стадии теоретического анализа основных определений и концепций для построения собственной теоретической базы исследования.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу с обязательным указанием источников в установленной форме. Целесообразно начать с более детального описания характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности, оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. Методология исследования предполагает изложение как теоретических (сущностных), так и методических основ исследования проблемы. Так, разработка методической части курсовой работы предполагает обзор теоретических подходов к методике исследования, разработку собственного исследования, включая его программу исследования, подготовку форм сборапервичной информации(опросники, анкеты, аналитические таблицы, бланки фиксации результатов и т.п.), а также методику ее обработки и анализа полученных данных. Раздел 2. Анализ состояния вопроса В этом разделе на основе разработанной методики исследования анализируется состояние проблемы на конкретном предприятии. Материалами для анализа могут быть: планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить имеющиеся недостатки в работе. Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например по ее производственной деятельности за последние 4-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы Опираясь на выводы сделанные по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач курсовой работы. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент сможет привести достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д. Научная работа завершается заключением с основными выводами и рекомендациями. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора. Приложения - это дополнительная часть работы, которая может, например, включать: – разработанную анкету для изучения состояния рассматриваемой проблемы; – сводный анализ анкетных данных; – практические советы менеджеру; – проверьте себя (тесты для самоконтроля); – из истории менеджмента; – мудрые мысли (цитаты, изречения); – жемчужины мысли (афоризмы, поговорки, пословицы); – улыбка менеджера (шутки, анекдоты, забавные случаи, юмор). При написании работы не следует объемом страниц создавать видимость “солидности”. Необходимо стремиться к тому, чтобы убедительно и кратко показать главное, определяющее. При использовании статистических таблиц, особенно больших, стремитесь не вводить их в текст работы, а дать их в качестве приложения. Помните, что чем больше в работе собственных выводов, обобщений и заключений автора, тем выше ценность проделанной работы. При написании работы необходимо показывать и анализировать не только положительные явления, примеры и т.п., нужно приводить и отрицательные примеры, раскрывая причины их появления и указывая пути преодоления нерешенных вопросов. При завершении написания тех или разделов, частей работы следует делать обобщение написанного, из которого вытекала бы необходимость написания последующих разделов работы. Курсовая работа по своему внутреннему содержанию, логике построения должна быть законченным произведением. Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц (без приложений). Удачной защита считается в том случае, когда автор убедительно обосновал основные положения работы и ответил на дополнительные вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|