Использование щелочных АКБ
125. Одним из важных элементов, влияющих на боевую готовность частей (соединений) является своевременное приведение в рабочее состояние щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей (АКБ) образцов РАВ. Эта составляющая боевой готовности части (соединения) зависит от организации правильной эксплуатации АКБ. 126. С целью обеспечения оптимальной эксплуатации АКБ с учетом поддержания боеготовности частей и подразделений, обеспечения боевой подготовки, выполнения требований эксплуатационной документации для обеспечения (продления) срока службы устанавливается следующий порядок их содержания: при наличии одной аккумуляторной батареи в изделии батарея размещается в заряженном состоянии на образце. при наличии двух аккумуляторных батарей в изделии одна батарея размещается в заряженном состоянии на образце, а вторая батарея в заряженном состоянии хранится в щелочной аккумуляторной части. при наличии трех аккумуляторных батарей в изделии одну батарею размещать в заряженном состоянии на образце, вторую батарею в заряженном состоянии хранить в щелочной аккумуляторной части, а третью батарею хранить законсервированной и не приведенной в рабочее состояние в щелочной аккумуляторной части. аккумуляторы, предназначенные для замены неисправных в аккумуляторных батареях (из одиночных комплектов ЗИП), и аккумуляторные батареи из групповых комплектов ЗИП на изделия, хранить законсервированными и не приведенными в рабочее состояние на местах их укладки. на изделиях, комплектуемых серебряно-цинковыми и герметичными аккумуляторными батареями, одну батарею размещать в заряженном состоянии на образце, а остальные хранить законсервированными и не приведенными в рабочее состояние в щелочной аккумуляторной части.
при отсутствии щелочной аккумуляторной в части аккумуляторные батареи размещать на местах их укладки (на образце РАВ) заряженными или не приведенными в рабочее состояние в зависимости от их количества на изделиях и их типа. 127. К работам с батареями допускаются лица, изучившие технические описания и инструкции по эксплуатации на батареи. Все работы с батареями должны проводиться в строгом соответствии с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации и фиксироваться в рабочем журнале. Контрольно-измерительные приборы, применяемые при работе с батареями, должны иметь паспорта и быть проверены в установленном порядке. 128. Во избежание химических ожогов кожи и глаз, отравления агрессивными парами, а также исключения поражения людей электрическим током необходимо: хранить жидкую щелочь и электролит в стеклянных бутылях с притертыми пробками или полиэтиленовых флаконах и канистрах с плотно закрывающимися крышками; переносить бутыли со щелочью и электролитом только вдвоем в корзинах или деревянных обрешетках; применять для транспортирования бутылей со щелочью и электролитом разливатели на колесах; приготовлять электролит только в специальных ваннах, стойких к действию щелочи (эбонитовой, фаянсовой, керамической и т.п.). Стеклянной посудой пользоваться нельзя, так как стекло может лопнуть из-за высокой температуры, возникающей при вливании кислоты в воду; применять для растворения твердой щелочи только холодную воду; при приготовлении электролита всегда вливать щелочь в воду тонкой струей при непрерывном помешивании стеклянной или эбонитовой палочкой; перед включением зарядных средств в сеть напряжением 380/220 В. проверить исправность защитного заземления (зануления) корпусов электродвигателей, генераторов, преобразователей, выпрямителей;
для осмотра, технического обслуживания и ремонта зарядных средств отключать их от электрической сети; соединять аккумуляторные батареи в зарядные группы и отсоединять их от собранной зарядной схемы только в резиновых перчатках и резиновых сапогах при отключенной зарядной сети; перед постановкой аккумуляторных батарей на заряд вывернуть пробки. 129. Категорически запрещается: приводить в рабочее состояние щелочные батареи совместно с кислотными батареями; вынимать бутыли со щелочью и электролитом из корзины или обрешетки за горловину; переносить бутыли со щелочью и электролитом одному человеку без приспособлений; вливать воду в щелочь при приготовлении; применять при заливке электролита грушу или посуду, ранее применяемые для заливки электролита в кислотные аккумуляторы; работать с зарядными средствами, если сроки проверки их контрольно-измерительных приборов истекли; проверять состояние батарей коротким замыканием на искру; прикасаться голыми руками к токоведущим частям зарядных средств (выводам, контактам, электропроводам), касаться нагретых спиралей реостатов; во избежание короткого замыкания делать после начала заряда какие-либо переключения в схеме, допускать замыкания выводов батарей; при осмотрах аккумуляторных батарей во время обслуживания пользоваться открытым огнем (спичками, свечами и т.п.)- Для осмотра разрешается пользоваться электрическими переносными лампами низкого напряжения 12 или 24 В; допускать попадания электролита на открытые участки тела. При попадании электролита на кожу, промыть облитое место водой, затем 5% раствором борной кислоты и снова водой. При попадании электролита в глаза немедленно промыть их водой и обратиться за медицинской помощью. 130. Применяемые при эксплуатации РАВ аккумуляторы имеют следующие условные обозначения, состоящие из букв и цифр: буквы (А, Н и Ф) указывают назначение аккумулятора (А - для питания анодных цепей радиоприборов; Н - для питания накальных цепей радиоприборов; Ф - для питания переносных фонарей). буквы КН и НК обозначают электрохимическую систему аккумуляторов - никель-кадмиевую, СЦ - серебряно-цинковую. РЦ - ртутно-цинковую. МЦ - марганиево-цинковую, НЦ - никелево-цинковую. ЛТ - литий-теоновую и т.д.;
буква Ц означает, что батарея имеет цилиндрическую форму; буква Д означает, что батарея дисковая; буква С означает, что батарея стартерная; число после букв КН и НК соответствует номинальной емкости в ампер-часах; буква К указывает, что батареи смонтированы в металлическом каркасе; буква М означает, что батарея имеет съемную крышку; буква Т означает, что выводные зажимы расположены на торцевой стороне; буква Н означает, что пластины изготовлены способом намазывания; римские цифры в конце обозначения указывают на способ расположения аккумуляторов в каркасах без крышек (I - в один ряд по длине, II - в два ряда по длине) или способ сварного соединения двух аккумуляторов (I - по длине корпуса, II - по ширине корпуса). буква после римских цифр означает климатическое исполнение батареи; цифра после климатического исполнения - категория размещения. в обозначениях безламельных аккумуляторов буквы П и Б, стоящие после обозначения электрохимической системы, указывают на технологическую особенность изготовления электродов аккумуляторов (П - прессованный, Б - безламельные). В обозначениях серебряно-цинковых аккумуляторов буквы, стоящие после обозначения электрохимической системы, указывают на режим разряда аккумуляторов: СЦК- аккумуляторы, рассчитанные на короткие режимы разряда; СЦС - аккумуляторы, предназначенные для средних разрядных токов (1...5 - часовой режим); СЦД- аккумуляторы, предназначенные для малых разрядных токов (10...20- часовой режим); СЦМ - аккумуляторы, предназначенные для многократных циклов при средних или длительных режимах разряда; СЦБ - аккумуляторы, предназначенные для работы в буферном режиме с малым перепадом напряжения. Число, стоящее после буквенного обозначения, является условным обозначением типоразмера аккумулятора и соответствует примерно номинальной емкости, например: НК-13 - никель-кадмиевый аккумулятор, емкостью 13 Ач. Номинальное напряжение аккумуляторов НК системы составляет 1,25 В;
2НКБ-2 - никель-кадмиевая, безламельная аккумуляторная батарея емкостью 2 Ач, состоящая из двух аккумуляторов, т.к. батарея состоит из двух аккумуляторов НК- системы, номинальное напряжение равно: 1,25×2=2,5 В; ЗСЦ-25 - серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 25 Ач, состоящая из трех аккумуляторов СЦ-25. Номинальное напряжение аккумуляторов СЦ - системы составляет 1,8 В. Номинальное напряжение батареи ЗСЦ-25 равно: 1,8×3=5,4 В Кроме общепринятых обозначений в образцах вооружения могут встречаться и специальные обозначения, например: Д-0,025Д- дисковый, герметизированный, никель-кадмиевый, емкостью 0,025 Ач, с длительным режимом разряда, номинальным напряжением 1,2 В; 11ФГ-400 - одиннадцать последовательно соединенных аккумуляторов. никель-кадмиевых, герметичных, фольговых, с площадью фольги в одном аккумуляторе 400 см, емкостью 1,5 Ач. Перечень основных АКБ, применяемых в образцах РАВ приведен в Приложении 9. 131. Щелочные АКБ выпускаются промышленностью и поставляются потребителю, как правило, в сухом (не залитом электролитом) виде. Для приведения АКБ в рабочее состояние необходимо приготовить электролит (для аккумуляторных батарей серебряно- цинковой электрохимической системы электролит поставляется с изделиями), залить в аккумуляторные батареи и выдержать их для пропитки пластин электродов электролитом, провести несколько тренировочных циклов заряда и разряда аккумуляторных батарей для восстановления их емкости после хранения, проверить величину емкости аккумуляторных батарей, зарядив и разрядив их токами строго определенной величины (контрольный цикл), зарядить аккумуляторные батареи током заряда в нормальном режиме, проверить уровень и плотность электролита и выдержать аккумуляторные батареи до окончания выделения газов на электродах аккумуляторных батарей (отгазовка). Компоновка АКБ в зарядные группы и расчет электрических цепей производится для нормального, усиленного и форсированного (ускоренного) режимов зарядки. Усиленный режим позволяет более качественно и полно произвести заряд активной массы АКБ, однако требует значительных временных и энергетических затрат. Циклограмма заряда щелочных АКБ в усиленном режиме приведена на рисунке 3. В случае крайней необходимости допускается приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме. Частое приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме отрицательно сказывается на их долговечности. Срок службы таких батарей сокращается.
Заряд аккумуляторных батарей в форсированном режиме осуществляется токами, величина которых превышает токи нормального заряда. Длительность операций пропитки электродов, заряда, отгазовки уменьшена. Контрольно-тренировочные циклы при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме не проводятся. При первой возможности батареи, приведенные в рабочее состояние в форсированном режиме, повторно приводятся в рабочее состояние в нормальном режиме. 132. Работы по заряду щелочных АКБ осуществляются в такой последовательности: подготовить АКБ к заряду; рассчитать электрическую схему заряда АКБ; соединить АКБ последовательно в зарядные группы; подготовить зарядные устройства к работе согласно эксплуатационной документации зарядных устройств и подключить группы АКБ к зарядным устройствам; зарядить АКБ стабилизированным током, контролируя ток заряда, температуру электролита, уровень электролита, напряжение на элементах аккумуляторных батарей и аккумуляторах; отключить АКБ от зарядных устройств после окончания заряда; установить АКБ с открытыми заливочными отверстиями для отгазовки (удаления газов из внутреннего объема элементов батарей); довести до нормы уровень и плотность электролита в элементах АКБ (типы и плотность электролитов представлены в таблице 1); измерить напряжение на каждом элементе АКБ и заполнить Книгу учета технического состояния аккумуляторных батарей. В процессе подготовки АКБ к заряду контролируется их внешний вид, при этом особое внимание обращается на: чистоту корпуса, выводов, шин, каркаса аккумуляторных батарей, отсутствие ржавчины на корпусе и повреждение лакокрасочного покрытия; отсутствие повреждений корпуса и деталей аккумуляторов и батарей; отсутствие подтекания электролита; Таблица 1 Типы электролитов
наличие и исправность вентильных колец (резина вентильных колеи должна быть эластичной), пробок, выводов, шин; отсутствие на выводах и пробке карбонатов (углекислых солей); неокрашенные поверхности АКБ должны быть покрыты тонким слоем смазки МЗ или ПВК. или ГОИ-54п (покрытие смазкой резиновых деталей не допускается). При наличии недостатков в техническом состоянии АКБ эти недостатки устраняются личным составом, за которым закреплены образцы вооружения. или специалистами - аккумуляторщиками в помещении щелочной аккумуляторной, куда передаются АКБ, в том случае, если обнаруженные недостатки технического состояния не могут быть устранены личным составом (расчетом). Личным составом (расчетом) выполняется чистка поверхности АКБ, восстанавливается лакокрасочное покрытие, вывинчиваются и промываются вентильные пробки в дистиллированной воде, при необходимости заменяются вентильные кольца, аккуратно подтягиваются гайки выводов, измеряется уровень и плотность электролита, напряжение каждого элемента АКБ. Проверяется правильность установки контактных шин между элементами АКБ. Батареи собираются в группы, соединяются последовательно. Плюс группы подсоединяется к плюсу зарядного устройства, а минус - к минусу. Проверяется правильность подключения групп АКБ к зарядному устройству. 133. При подготовке зарядных устройств к работе необходимо проверить надежность заземления зарядных устройств и стеллажей, на которых они установлены. Подготовить зарядные устройства к включению согласно их эксплуатационной документации. Установить регулировочные реостаты на максимальное значение сопротивления. В процессе заряда необходимо: с помощью регулировочных реостатов поддерживать постоянную величину зарядного тока; следить за температурой электролита; измерять напряжение каждого аккумулятора и элемента аккумуляторной батареи вольтметром через каждые 2 часа заряда. Напряжение правильно подключенного для заряда аккумулятора аккумуляторной батареи в начале заряда должно быть 1,4-1,45 В, в конце заряда 1,75-1,85 В. Заряд АКБ проводится с вывернутыми вентильными пробками, так как выделяющиеся при заряде газы в случае, если пробки не будут вывернуты, создают во внутреннем объеме аккумулятора избыточное давление, что может привести к выпучиванию стенок и повреждению корпуса АКБ. Батареи 5НКГБ-80 и 20СЦС-10М заряжаются с ввернутыми вентильными пробками, однако исправность пробок перед зарядом батарей обязательно должна быть проверена. После того как аккумуляторам будет сообщено при заряде примерно 75% номинальной емкости, напряжение на аккумуляторах достигает 1.75 В. Электролит во время заряда не должен выплескиваться из горловин аккумуляторов. Избыток электролита следует отобрать из аккумуляторов резиновой грушей. Не допускается стекание электролита в батарейные ящики или металлические каркасы батарей, так как электролит разрушает эти элементы аккумуляторных батарей, а также появляется возможность короткого замыкания между аккумуляторами по электролиту. Рекомендуется перед зарядом вынимать аккумуляторы из каркасов и батарейных ящиков. В горловины малогабаритных безламельных батарей типа 2НКБН-1.5. ЗНКБН-1.5, 2НКБ-2 рекомендуется вворачивать защитные трубки. Применение трубок значительно уменьшает количество щелочи, выносимой газами из аккумуляторов, причем почти вся эта щелочь оседает в широкой части трубки, так как вследствие резкого изменения диаметра канала частички щелочи теряют здесь свою скорость. Газовыделение при заряде щелочных АКБ происходит в течение всего времени заряда, причем в конце заряда становится наиболее интенсивным, так как почти 100% энергии отдаваемой зарядным устройством, расходуется на электролиз воды. Об окончании заряда нельзя судить по наличию газовыделения. Единственным показателем окончания заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей является напряжение, которое, достигнув определенной величины, остается постоянным в течение 20-30 минут. Температура электролита при заряде никель-кадмиевых аккумуляторов не должна превышать +35°С. Если температура электролита поднимется выше указанного предела, заряд аккумуляторов необходимо прервать до их остывания. Заряд никель-кадмиевых и серебряно-цинковых аккумуляторов рекомендуется проводить в помещениях с температурой от +10 до +25°С в вечерние или ночные часы. Не рекомендуется ставить аккумуляторы на сильно нагретую землю и оставлять под воздействием прямых солнечных лучей. 134. Заряд ламельных никель-кадмиевых аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре в течение 7 ч, при этом аккумуляторы и батареи необходимо утеплить войлоком или брезентом. Заряд безламельных аккумуляторных батарей 2НКБ-2, 2НКБН-1,5 проводится при температуре не ниже +5°С. Рекомендуется, при заряде аккумуляторов зимой на открытом воздухе для разогревания аккумуляторов в начале заряда в течение двух-трех часов вести заряд током, вдвое превышающим нормальный, а затем продолжить заряд нормальным зарядным током. Число аккумуляторов в зарядных группах при этом необходимо уменьшить на 10-20%, так как зарядное напряжение при заряде в условиях отрицательных температур должно быть увеличено. 135. Не допускается перезаряд серебряно-цинковых АКБ выше 2,1 В на ак- Если заряд серебряно-цинковых АКБ осуществляется от зарядного устройства, не оборудованного системой автоматического отключения АКБ от источника тока, контролировать напряжение на аккумуляторах нужно через каждый час. При достижении напряжения на отдельных аккумуляторах 2 В замеры производить через каждые 5-10 мин., одновременно измеряя напряжение на батарее. При достижении на любом аккумуляторе батареи напряжения 2,1 В снять аккумулятор с заряда. 136. После окончания заряда необходимо отключить АКБ от зарядного устройства и установить на стеллаж для отгазовки. При отгазовке из аккумуляторов выделяются остаточные газы, которые во время заряда задерживаются в порах пластин и эдектролите. Количество остаточных газов и продолжительность газовыделения зависят от пористости активного материала и конструкции АКБ. Продолжительность отгазовки аккумуляторов, имеющих вентильные пробки. - 1,5-2 ч. Батареи, не имеющие вентильных пробок, типа 2НКБН-1.5, 2НКБ-2 выдерживаются для отгазовки до 2 ч. Рекомендуемая заводскими инструкциями выдержка АКБ после заряда необходима для выхода газов и опускания уровня электролита и снижения напряжения после окончания заряда. Повышенное значение напряжения может представлять определенную опасность для аппаратуры, не рассчитанной на значительное отклонение напряжения от номинального значения. После отгазовки необходимо проверить уровень и плотность электролита в АКБ, довести их при необходимости до нормы и ввернуть пробки. Измерить напряжение каждого элемента батареи и аккумулятора под нагрузкой с помощью вольтметра, тщательно протереть 3% раствором борной кислоты и водой поверхность аккумуляторов, батарейных ящиков и каркасов, заполнить формуляры АКБ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|