Глава I. Инновации и их функции в экономике
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РЕФЕРАТ по дисциплине: «Рынок инноваций» на тему: Сущность экономического мониторинга реализации инноваций, его цели и формы
Выполнила: студентка Гр. 5060 Никитина А.В. Принял:профессор, д.э.н Смирнов С.Б.
Санкт – Петербург 2009 Содержание Содержание Введение Глава I. Инновации и их функции в экономике Глава II. Понятие об экономическом мониторинге Глава III. Экономический мониторинг реализации инноваций Заключение Список литературы Приложение 1
Введение Актуальность темы работы. В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики. Интеграция в мировое сообщество, информатизация и переход к постиндустриальным формам развития ставит новые цели и задачи для Российской Федерации. Стабильный экономический рост страны невозможен без качественного преобразования производственного потенциала на основе широкого внедрения и распространения научно-технических достижений, без динамичного развития инновационной составляющей экономики. На микроэкономическом уровне инновации обеспечивают повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции. На макроэкономическом уровне научно-технический фактор обуславливает постепенный переход от ресурсного типа экономического развития к инновационному и формирует новый тип экономики.
Цель работы – раскрыть сущность экономического мониторинга реализации инноваций. Для исследования состояния инновационного развития региональных хозяйственных систем, анализа, прогноза и принятия соответствующих управленческих решений используется мониторинг, с помощью которого можно своевременно получить полную информацию об изучаемом объекте. Задачи работы: Охарактеризовать понятие «инновации» и их функции в экономике. Раскрыть понятие об экономическом мониторинге. Описать сущность экономического мониторинга реализации инноваций. Сделать выводы. Глава I. Инновации и их функции в экономике Российский бизнес - сектор характеризуется низкой степенью его прямого участия в научных исследованиях и разработках. Существует ряд факторов, определяющих данную ситуацию[1]: - структурный уклон экономики в сторону низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности (т.е. нефтегазовой и горнодобывающей); - почти полное отсутствие высокотехнологичных отраслей промышленности, производящих товары массового потребления; - государственный контроль над основными технологически сложными отраслями, (предприятия аэрокосмического комплекса, атомной энергетики и оборонного сектора); - ограниченное число малых инновационных компаний и высокотехнологичных стартапов. Правительственный сектор в сфере науки, технологии и инноваций состоит из следующих организаций[2]: - определяющие политику и координирующие организации, министерства и ведомства, среди которых: Президентский Совет по науке и высоким технологиям, Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российская Академия наук и Российское космическое агентство (два последних являются крупными реализующими политику агентствами, контролирующими основную часть бюджета, выделяемого на гражданские научные исследования и разработки);
- финансирующие агентства: большая часть средств государственного финансирования сферы науки, технологий и инноваций (НТИ) направляется напрямую организациям сферы НТИ в форме целевых перечислений; сравнительно небольшая часть средств распределяется на конкурсной основе через такие агентства, как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд гуманитарных исследований и Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий; - важные регулирующие агентства, такие как: Федеральная служба интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная антимонопольная служба России. В целом, система регулирования в этих трех областях находится на современном уровне, тем не менее, суть проблемы обычно заключается именно в усилении инновационного характера регулирующих функций. Научно-исследовательский сектор России в 2004 году включал организации, в которых работало около 839338 сотрудников (всех уровней). Большая часть этих организаций – институты отраслевой науки, в том числе оборонного характера. Российская Академия наук является самой крупной и наиболее известной в стране научно-исследовательской организацией и включает 452 НИИ. Кроме того, имеется несколько отраслевых академий наук, однако только две из них активно заняты в научных исследованиях и разработках, а именно Российская академия медицинских наук (67 институтов); Российская академия сельского хозяйства (297 институтов). Обязанностью этих академий является проведение фундаментальных исследований, но они также проводят и ряд прикладных исследований[3]. Относительно небольшой является роль российских университетов в научных исследованиях и разработках. Менее 40 % учреждений высшего образования в России фактически вовлечены в научные исследования и разработки. Финансирование научно-исследовательской деятельности в университетах осуществляется, прежде всего, на конкурсной основе и в рамках контрактных исследований с правительством и промышленным сектором[4].
Кроме академий и университетов существует значительный научно-исследовательский потенциал в промышленности (в основном прикладные исследования), относящийся к различным министерствам и федеральным агентствам. Эти институты представляют собой преимущественно наследие советского времени, когда каждое отраслевое министерство имело собственные научно-исследовательские комплексы. В 1990-е годы многие из этих комплексов были приватизированы или закрыты, а лучшие и крупнейшие отраслевые научно-исследовательские центры получили статус государственных научных центров, имеющих право получения федеральной поддержки. В настоящее время функционирует 61 центр. Кроме того, растет число российских компаний, использующих собственные исследовательские мощности, многие из которых были образованы в результате приватизации отраслевых институтов[5]. Одним из наиболее критических «узких» мест российской инновационной системы является связь между исследованиями, проводимыми государственными институтами и частными компаниями. Существует ряд структур, призванных заполнить эту нишу, таких как технопарки (появившиеся в конце 80-х годов), центры по коммерциализации инноваций (появились в 1996 г.) и центры по трансферу технологий (появились в 2003 г.). Несмотря на принимаемые усилия, в России еще не преодолен разрыв между государственным и частным секторами исследований и разработок[6]. Существует несколько общественных организаций, пробующих активно влиять на развитие инноваций в России. Две наиболее известные из них – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Союз предпринимателей России (ОПОРА). Первый из них представляет в основном крупные компании, а второй малый и средний бизнес. Обе организации ведут диалог с правительством по ряду проблем в сфере развития НТИ[7]. Зарубежные партнеры по инновационной деятельности ведут деятельность во всех сегментах НИС России. Функционируют совместные предприятия, партнерства в рамках контрактных исследований и совместные научно-исследовательские проекты. Растет число западных компаний, заключающих контракты с российскими НИИ на проведение коммерческих исследований.
Российские исследовательские организации проявляют активность в мобилизации зарубежной поддержки и проведении контрактных исследований. Свои программы реализуют десятки американских и европейских правительственных и неправительственных фондов и организаций, поддерживая некоммерческую научно-исследовательскую деятельность в России. Средства иностранных партнеров составляют менее 10 % всех расходов Российской Федерации на научные исследования и разработки. Функции российской инновационной системы достаточно обширны. Формулирование инновационной политики как руководства для всех элементов инновационной системы в части их роли и функций в рамках системы, а также направлений развития. Обеспечение нормативно-законодательной базы: учитывая многочисленность участников инновационной системы и зачастую противоречивость их интересов, необходим набор нормативных актов и законов (в сфере прав на интеллектуальную собственность, честной конкуренции, технических стандартов, здравоохранения и экологии, и т.д.), которые создают прозрачную и справедливую площадку для деятельности всех участников системы. Идентификация и выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований и разработок: новые знания и технологии, создаваемые в рамках НИС, должны использоваться и приносить экономическую выгоду или оказывать социальное воздействие (например, медицинские исследования). Следовательно, важная функция инновационной системы состоит в определении и выборе инновационных приоритетов и приоритетов научных исследований, обладающих самым высоким экономическим или социальным воздействием. Мобилизация и размещение ресурсов: наличие ресурсов для финансирования инновационной деятельности обычно ограничено, поэтому они должны быть соответствующим образом мобилизованы и распределены. Существуют разные способы эффективного использования бюджетных ресурсов, а также разнообразные формы финансирования науки и инноваций предпринимательским сектором. Осуществление научно-исследовательской деятельности: зачастую эту функцию называют «сердцем» инновационной системы, поскольку она обеспечивает функционирование научных и инновационных организаций, определяет масштабы и эффективность результатов. Создание человеческого капитала: Инвестиции в человеческий и физический капитал представляют собой долгосрочные стратегические решения, которые однажды приняв к исполнению, нельзя с легкостью отменить. Кроме того, ни один из участников системы самостоятельно не в силах решить данную проблему.
Предоставление стимулов для развития инноваций: Правительство может проводить политику стимулирования в форме финансовых стимулов (налоговые каникулы, субсидии и т.д.), а также в виде нематериального поощрения (престиж и признание). Поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг: инновационная активность и наукоемкость экономики в значительной степени определяется ее структурой. Структурные реформы, нацеленные на повышение доли новых отраслей, играют важную роль в создании более инновационной и наукоемкой экономики[8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|