Глава II I .Экономический мониторинг реализации инноваций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую систему необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем[11]. Как система, мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – схема 1.
Схема 1. Структура мониторинга
Организованность, действенность этой системы зависит от того, как все элементы системы связаны, адекватны ли они друг другу, зависит от условий, в которых эта система работает. Мониторинг как процесс представляет собой последовательное осуществление сбора сущностной, разносторонней информации об изучаемом объекте, ее обработки, систематизации, анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития. Главной целью мониторинга является сбор, изучение и подготовка информации для принятия и анализа решений. Это обуславливает две особенности, которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и обработки информации: целевая направленность информационных процессов и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки данных[12]. Задачами мониторинга могут быть следующие[13]: • организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории процессов (рисунок 1); • оценка и системный анализ получаемой информации; • обеспечение органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении мониторинга;
• выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе; • разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; • подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до органов регионального управления. Основными предметами мониторинговых разработок могут быть: - преемственность в развитии инновационных процессов и интеграция их в отечественной, мировой и национальной экономике (таблица 1); - опережающее конструирование системы инновационного процесса; - взаимосвязь и взаимодействие науки и практики; - результаты независимой периодической экспертизы инновационной деятельности; - степень эффективности обратной связи и анализ результатов реализации инновационных идей.
Рисунок 1. Доля инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий в 2000 - 2008 гг. (%)
Проведенное изучение теории мониторинговых исследований и анализ современного состояния инновационных процессов позволяют сформулировать общую методику региональной организации мониторинга инновационной деятельности. Мониторинговое исследование научно-инновационной сферы предлагается проводить в пять этапов. На первом этапе осуществляется сбор информации в соответствии со следующими направлениями мониторингового исследования[14]: 1) кадровый потенциал научно-инновационной сферы; 2) состояние и использование материально-технической базы научно-инновационной сферы; 3) финансовое состояние научно-инновационной сферы; 4) инновационная деятельность.
Таблица 1 Основные показатели деятельности инновационно активных предприятий в ряде обследованных регионов в 2008 г. (%)
Сбор информации предполагается осуществлять с помощью материалов статистики, сведений предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и опросных оценок экспертов. Вторым этапом является диагностика состояния исследуемого объекта на дату завершения исследования и на перспективу, в целях подготовки соответствующего заключения с использованием созданной информационной базы. Методы диагностики могут быть различными[15]: а) аналитическими, основанными на различных операциях со статистическими данными (методы сравнения, приведения показателей в сопоставимый вид, способы использования средних и относительных величин, методы факторного и корреляционного анализа); б) экспертными - на базе обобщения информации и оценок, представленных экспертами; в) линейного программирования - под этим методом понимается математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата развития исследуемого объекта. На третьем этапе мониторинга по результатам диагностики текущего состояния исследуемого объекта вырабатываются возможные варианты развития научно-инновационной сферы на кратко-, средне- или долгосрочную перспективу. Как правило, формулируется несколько альтернативных вариантов, наиболее благоприятный из которых рассматривается в качестве базового для разработки рекомендаций и принятия решений. "Оптимистические" сценарии обычно предполагают продолжение поступательных тенденций научно-технического прогресса и увеличение его вклада в экономический рост. "Пессимистические", делающие акцент на многочисленных негативных последствиях развития науки и техники, учитывают повышение финансовых, инвестиционных, социальных и других издержек научно-технического прогресса, сводящих к нулю возможные экономические выгоды.
На четвертом и пятом этапах формулируются рекомендации, обеспечивающие устойчивое функционирование научно-технической сферы в соответствии с выбранным вариантом развития, оценивается эффективность мер и мероприятий, направленных на развитие научно-инновационной сферы. В современном менеджменте оценку эффективности инновационных проектов производят, руководствуясь Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Согласно Методическим рекомендациям выделяют следующие виды эффективности[16]: 1. Эффективность нового проекта в комплексе, в том числе: - общественная (социально-экономическая) или народнохозяйственная эффективность; - коммерческая (финансовая) эффективность. 2. Эффективность участия в проекте, в том числе: - для предприятий; - для акционеров; - для структур более высокого уровня (региональная, отраслевая, бюджетная). По отношению к организации, в пределах которой осваивается какая-либо инновация, указанные виды эффективности можно подразделить на внешнюю и внутрихозяйственную эффективность. Оценка эффективности инвестиций в инновации должна включать два основных направления: - оценку эффективности собственного использования инноваций на практике; - оценку эффективности продажи собственных результатов инновационной деятельности[17].
Еще одно направление анализа инноваций включает оценку стоимости объектов интеллектуальной собственности с использованием следующих методов: - затратный - отождествление стоимости объекта инноваций затратам на его создание, охрану, подготовку к производству и продажу за прошедший период с учетом инфляции и всех потерь; - доходный - стоимость объекта инноваций определяется как текущая стоимость чистого дохода, полученного от использования оцениваемого объекта за экономически обоснованный срок службы. - рыночный - это анализ сравнения цены продаж аналогичных объектов инноваций[18]. Для этого может использоваться метод вариации параметров (разработка сценариев реализации проекта в различных предполагаемых условиях с последующей оценкой результатов), анализ чувствительности инновационных проектов по отношению к основным факторам риска (определяются предельные негативные значения изменений анализируемых показателей, при которых сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта). Также принято вычислять уровень устойчивости и чувствительности инновационного проекта организации как относительное отклонение предельного значения показателя от его исходной величины в процентах. Произведенные подобным образом расчеты эффективности инноваций позволяют выявить «слабые места» проекта и могут быть использованы в анализе рисков предлагаемых к реализации инновационных проектов. Для систематического обобщения результатов мониторинг инновационной сферы следует проводить ежегодно. В целях его качественного выполнения необходимы совершенствование нормативно-методического обеспечения и эффективные программно-вычислительные средства. Последующая практика освоения новых подходов и предложений в мониторинговых исследованиях, дальнейшая разработка и углубление теории и методики диагностики состояния инновационной деятельности создадут предпосылки для поиска наиболее оптимальных направлений научно-инновационной политики в промышленной отрасли региона, что позволит увеличить число инновационно-активных предприятий и обеспечить инновационное развитие промышленных производств, удовлетворяющее возрастающим современным социально-экономическим потребностям[19]. Отсутствие инструментария, обеспечивающего мониторинг, делает процесс сбора и обработки информации трудоемким. С момента сбора информации и до анализа обработанных данных проходит слишком много времени, что может привести к запоздалым управленческим решениям. Поэтому повысить качество и эффективность организации мониторинга возможно только с использованием информационных технологий.
В связи с этим возможно, создать информационную систему мониторинга инновационного развития региональных хозяйственных систем, с помощью которой можно своевременно получать информацию об изучаемом объекте. При создании информационной системы мониторинга первыми этапами этого процесса являются анализ проблемы, формулирование целей и задач создания системы, разработка концептуальной модели, генерация возможных альтернатив информационной системы мониторинга и выбор рациональной концепции. Далее на базе концепции мониторинга для проведения комплексной оценки инновационного развития региональных хозяйственных систем необходима разработка информационной системы, базирующейся на компьютерных технологиях, которые позволяют выполнять мониторинг инновационного развития систем, снять ряд негативных явлений, связанных с достоверностью оценки, трудоемкостью обработки информации, и обеспечивающей руководителей всех уровней объективной, достоверной, надежной и своевременной информацией для принятия научно обоснованных управленческих решений. Информационная система мониторинга функционирует во внешней среде и оперирует большими объемами информации, поэтому наиболее удобной формой организации хранения и доступа к информации являются базы данных. Основные требования к программному обеспечению информационной системы мониторинга сводятся к следующему[20]: обеспечение диагностических сообщений при вводе, контроле и корректировке информации; возможность получения частичной и полной распечатки вводимой информации; необходимость получения контрольных точек по количественным показателям при вводе и выдаче информации, т.е. соответствие входной и выходной информации; возможность повторения выходных документов при сбойных ситуациях, функционирование информационной системы мониторинга предъявляет весьма высокие требования ко всем характеристикам элементов технического обеспечения инфраструктуры; защита от несанкционированных действий, независимость функциональной подсистемы информационной системы мониторинга от изменений в инфраструктуре; решение всего комплекса задач информационной системы мониторинга в необходимом объеме и в заданные сроки; кодовая, программная и техническая совместимость устройств; согласованность производительности, пропускной способности и емкости подсистем и элементов инфраструктуры; Информационная система мониторинга инновационного развития региональных хозяйственных систем должна обладать следующими свойствами[21]: адаптируемость для широкого класса показателей, каждый из которых имеет свои особенности количественного и качественного характера; универсальность обработки экономической информации о состоянии региональных хозяйственных систем; полная информационная совместимость с информационными системами других уровней управления; преемственность новых информационных технологий с используемыми в существующей информационной системы мониторинга; автоматизация значительного числа функций, осуществляемых при оценке инновационного развития региональных хозяйственных систем; Проектирование информационной системы производится в рамках динамической внешней среды, с учетом технического прогресса, сокращения срока жизни технических новшеств, поэтому информационная модель, поддерживаемая в информационной системы мониторинга динамична. В настоящее время в основном разрабатываются две концепции информационной системы мониторинга с соответствующими информационными технологиями[22]: с распределенной ручной подготовкой данных в пунктах ее возникновения; информационная система мониторинга, инфраструктура которой – сеть, информационная технология- «клиент - сервер» с децентрализованным вводом информации, хранением информации в локальных базах и на сервере, выдача информации в электронной и документальной форме; После выбора концепций информационной системы мониторинга необходимо определить ее структуру, т.е. выделить подсистемы, элементы, их отношения и информационные связи. Технология обработки информации обеспечивает функционирование информационной системы мониторинга и предусматривает определение всех процедур сбора, преобразования, хранения, передачи и представления информации, начиная с ее поступления в информационную систему и кончая представлением ее потребителю. По очередности выполнения все технологические процессы разделены на три группы: предварительная, компьютерная и посткомпьютерная обработка информации. Каждая группа обеспечивает выполнение соответствующего этапа процесса обработки и характеризуется определенными входными и выходными формами представления информации. Предварительная обработка предусматривает выполнение операций по сбору, регистрации, первичной обработке информации, по переносу данных на машинные носители. Компьютерная обработка определяется характером процессов, выполняемых для реализации задач информационной системы мониторинга, и организацией ведения информационных массивов. Определенную роль играет тип структур данных информационных массивов и состав системного программного обеспечения, которое управляет вычислительным процессом. На этапе посткомпьютерной обработки производится регистрация выходных форм, их контроль и передача пользователям. Технология обработки информации в информационной системе мониторинга составляет организационную базу мониторинга, когда в виде обратной информации после обработки первичных данных заинтересованные лица получают документы с данными по основным итогам проведения оценки инновационного развития региональных хозяйственных систем. Таким образом, применение информационных технологий при проведении мониторинга позволяет объективно и в короткие сроки провести оценку инновационного развития региональных хозяйственных систем.
Заключение
В современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Страны, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики знаний, демонстрируют свою эффективность и высокие темпы экономического развития. Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но важных вызовов для России сегодня. Если традиционная для России научно-техническая политика ориентируется на создание нового знания, и в значительно меньшей степени на его практическое использование, то инновационная политика предполагает более целостный подход и фокусируется как на создании, так и практическом использовании знаний[23]. Сложность выработки и осуществления инновационной политики объясняется не только потребностью в качественных изменениях в общественном сознании, но и необходимостью вовлечения большого числа общественных и экономических институтов для интеграции возможностей науки, бизнеса и образования. Опыт стран - лидеров инновационного развития свидетельствует о том, что задача выработки взвешенной и эффективной инновационной политики не может быть решена без ясного понимания целей, задач, функций, слабых и сильных сторон национальной инновационной системы (НИС). Российская инновационная система, по сравнению, например, со многими европейскими государствами, все еще слабо ориентируется на рынках, как внутренних, так и международных. Понимание того, что инновациями на рынках потребительских товаров нельзя управлять сверху, приходит, но очень медленно. В России основная часть исследований проводится в государственном секторе, тогда как применяться полученное знание должно в основном в частном секторе. Развитые страны решают эту проблему на основе частно-государственного партнерства (ЧГП), механизмы которого уже доказали свою эффективность. В России существуют отдельные примеры использования этих механизмов, но на практике проблемы законодательного, административного и психологического порядка зачастую мешают развитию успешного партнерства. России, кроме решения перечисленных конкретных задач для развития НИС и преодоления отставания в инновационном развитии, необходимо учитывать изменения и основные тенденции в сфере исследований и трансфера технологий. В число таких основных тенденций и факторов, которые формируют меняющийся инновационный ландшафт, входят: • исчезновение границ между фундаментальными и прикладными исследованиями; • глобализация мирового рынка НИОКР; • развитие сетевых инновационных систем и НИОКР; • конвергенция дисциплин, которая ведет к созданию новых парадигм, выходящих за пределы традиционной мультидисциплинарной модели. Список литературы
1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2009 № 64 "Об организации мониторинга финансово-экономического состояния предприятий регионального значения". 2. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент. http://www.aup.ru/books/m24/2.htm. 3. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М. Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 245 с. 4. Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 455 с. 5. Исмаилов, Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке/ Журнал «Инновации», 2003. - №1. – С. 6 – 8. 6. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366 с. 7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; авт. кол.: Коссов В.В, Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: Экономика, 2000. – 136 с. 8. Мониторинг и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации (до 2008 года - Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации)// режим доступа http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/MERT_NEW_index.htm. 9. Инновационный менеджмент: учебное пособие/М.: Кнорус; 2005.- 143 с. 10. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 280 с. 11. Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 213 с. Приложение 1
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации Показатели |
Год |
Год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Август |
Январь-август |
Август |
Январь-август | Справочно: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
июль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП | 105,6 | 107,4 | 89,5 | 89,8 | 90,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс промышленного производства | 104,7 | 105,3 | 87,4 | 86,0 | 89,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал | 110,1 | 116,9 | 80,63 | 81,13 | 81,13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфляция, прирост в % (за период) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потребительские цены | 0,4 | 9,7 | 0,0 | 8,1 | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цены производителей промышленных товаров | 0,5 | 23,8 | 1,4 | 13,5 | 1,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансы населения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в руб. | 17244 | 16502 | 183064 | 180884 | 18872 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года | 112,1 | 112,8 | 94,44 | 96,74 | 94,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года | 107,6 | 107,1 | 93,2 | 99,3 | 97,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деньги и кредит | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обменный курс, в руб. а 1 долл. США (средний за период) | 24,13 | 23,9 | 31,6 | 32,7 | 31,52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс реального курса рубля к доллару США, в % | 97,5 | 107,1 | 99,8 | 94,1 | 99,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешнеэкономическая деятельность, в млрд. долл. США | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров | 45,7 | 329,8 | 28,7 | 180,9 | 26,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт товаров | 27,1 | 191,3 | 15,6 | 114,0 | 16,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные резервы (изменение за период) | -14,4 | -103,45 | 7,6 | -17,5 | -10,612 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка Минэкономразвития России. Расчеты Минэкономразвития России Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", с учетом поправки на неформальную деятельность. Оценка Росстата Предварительные данные По методологии платежного баланса. |
[1] Инновационный менеджмент: учебное пособие/М.: Кнорус; 2005.- с. 8.
[2] Исмаилов, Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке/ Журнал «Инновации», 2003. - №1. – С. 6 – 8.
[3] Инновационный менеджмент: учебное пособие/М.: Кнорус; 2005.- С. 9.
[4] Исмаилов, Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке/ Т.А. Исмаилов: Журнал «Инновации», 2003. - №1. – С. 6 – 8.
[5] Исмаилов, Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке/ Журнал «Инновации», 2003. - №1. – С. 6 – 8.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент. http://www.aup.ru/books/m24/2.htm.
[9] Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М. Изд. Дом «Вильямс», 2004. – С. 24.
[10] Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2009 № 64 "Об организации мониторинга финансово-экономического состояния предприятий регионального значения".
[11] Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – С. 55.
[12] Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – С. 55.
[13] Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – С. 56.
[14] Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – С. 58.
[15] Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – С. 125.
[16] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; авт. кол.: Коссов В.В, Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: Экономика, 2000. – 136 с.
[17] Там же.
[18] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; авт. кол.: Коссов В.В, Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. – М.: Экономика, 2000. – 136 с.
[19] Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования / Э.Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО "ВятГУ", ООО "МЦНИП" - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2008. - №1 (13). - № рег. статьи 0035 - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
[20] Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования / Э.Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО "ВятГУ", ООО "МЦНИП" - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2008. - №1 (13). - № рег. статьи 0035 - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
[21] Там же.
[22] Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования / Э.Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО "ВятГУ", ООО "МЦНИП" - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2008. - №1 (13). - № рег. статьи 0035 - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
[23] Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент. http://www.aup.ru/books/m24/2.htm.
|
|