Чувственное познание и его формы
Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. (Например: если мимо нас проносится машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте - автомобиле.) Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями "разумный глаз", "визуальное мышление". Еще в большей степени работа сознания проявляется в представлении и воображении. Человек обладает способностью к воспоминанию, поэтому он может мысленно воспроизвести образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта способность называется представлением. В воображении к способности представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, (например: Пегаса, кентавра или строение атома).
Близка к воображению по своему творческому характеру интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, т.е. не опирающееся на какие-то логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно и поэтому похоже на "озарение". Воображение и интуиция, как творческие способности, очень важны для познания, поскольку оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, (например: помогают ученым выдвигать гипотезы, с помощью которых различные явления связываются в единое целое или им дается предположительное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами. Однако без изначального творческого акта выдвижения догадок и гипотез не было бы никакого развития знания. Логическое познание и его формы Логическое мышление - качественно новый, высший этап в развитии познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки предмета. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. * реальное преобразование внешней среды * общение людей в процессе этого преобразования * совокупность норм и ценностей обеспечивающих целенаправленный характер практической деятельности. Способность к абстрактному, логическому мышлению дает возможность познавать чувственно не воспринимаемые свойства и отношения вещей. (Например: мы не можем чувственно воспринимать социальные отношения, поскольку они невидимы и неосязаемы. Однако мы можем познавать их с помощью логического мышления и выражать с помощью таких понятий, как социальные нормы и социальные роли, социальная группа и социальная стратификация и т.п.). Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с образами, а с понятиями и умозаключениями.
В понятиях выражаются существенные свойства предметов. А отображая свойства вещей в суждениях и умозаключениях, мы можем путем рассуждений, выводов, доказательств строить определенные системы знания на основе имеющихся фактов. Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
Истина и ее критерии Истина есть знание, мысль, высказывание, соответсвующее действительности или предмету. Истина-образ. Предмет-корреспондент. Существует 4 момента истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается истина.
Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объекта и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина. 4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|