Личность как субъект и объект общественной жизни
Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуальности опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических, особенных и единичных. Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое существо, единство биологического и социального. Спиркин А.Г. выделяет 3 составляющую – психоэмоциональную. В биологическом плане человек относится к классу узконосых приматов. «Индивид» - понятие, которое обозначает отдельного человека, как представителя рода по имени человек. «Индивидуальность» - те или иные особенности индивида. Личность в различных философских системах понимается по-разному. Экзистенциализм: Кьеркегор: «личность - экзистенция». Р.Декарт: «личностьсамосознание». Маркс: «личность-совокупность общественных отношений». В философии и науке выделяют проблематику взаимосвязи биологического и социального. Акт внимания. В крупных городах США у школьников афро-американцев отсутствует внимание. Психоэмоциональная проблематика – выгорание личности (результат тех групп, которые по профессии, по роду деятельности испытывают избыток межличностного общения). Признаки выгорания личности: 1. личность не реагирует на природу. 2. личность о пациентах, клиентах высказывается отрицательно. 3. внешне формально, по автоматизму работает.
4. перестает следить за собой. Генетический груз. Зафиксировано, что в 20 в. на геном человека оказывают отрицательное воздействие те или иные факторы. Франция: «дети воскресения». В советской биологии прошла дискуссия «в чем истоки преступности?». Александров А.Д. (математик, с 1950г. ректор Ленингр.университета): «личность, поведение – результат биологического». Дубинин (генетик): «личность, ее способности – есть результат социальной среды». В философии личность понимается в общем плане, родовом плане. Речь идет о понимании смысла жизни, понимания личности. Достоевский: «личность – это целостность, ее нельзя сводить к роли». К.Ясперс: «только в пограничной ситуации (болезнь) перед личностью возникают последние вопросы бытия». Д.: «Русские мальчики в трактире обсуждают последние события, вопросы бытия». В соответствии с основными положениями того или иного религиозного учения личность понимается по-разному. Христианство: личность – образ и подобие Бога. Все личности равны по отношению к Богу. Протестантизм: Избранность личности. Личности не равны перед Богом. Символ протестантизма: «богат тот, кто угоден Богу». Освещет, признает мирскую, предпринимательскую деятельность личности. А.С.Хомяков (по Герцену, христианин – страшный, эрудированный человек) – основоположник славянофильства: личность – соборная личность. Т.о. философское и религиозное понимание личности – это вопросы смысла жизни, ее личности, последние вопросы бытия личности. В социологии личность понимается в рамках социального и отдельная личность, ее проблематика рассматривается в рамках социального, в рамках класса (слоя). По неофрейдизму в рамках социального характера. Маркс: ведущую роль в обществе, социальной структуре играет класс. Класс – большая социальная группа занятых, имеющих и не имеющих собственность. Выделяют 2 типа личности: 1)личность буржуа 2)личность пролетария. В феодальном обществе: 1))личность феодала 2)личность крестьянина. Маркс: «Экономически господствующий класс господствует и духовно». В Западной Европе в буржуазном обществе экономически господствует буржуазия. Вебер: понимание личности, социологически, определяется в рамках социальной стратификации. Выделяют 2 соц.теории личности:
1. Статусная теория личности. Личность – носитель статусно-престижных стандартов. 2. Ролевая теория личности. Личность – носитель ролевых, профессиональных стандартов. Социологи считают, что социальная стратификация наиболее полно поглощает личность, вбирает ее независимо от того, кем эта личность является. Пример: вор в законе, у которого есть свои стандарты. Стратификация разрушает эти стандарты. Таким образом, социальная стратификация в конечном итоге формирует представление о личности (личность – носитель статусно-представительных стандартов). Психологическое понимание личности рассматривается с учетом различных психологических теорий, однако, психологическое понимание личности связано с Я. (это то, что придает определенность личности, ее смысловое ядро, центр). Юнг выделяет два типа: 1. экстраверты (т.е. чье Я направлено на других), 2. интроверты (те, чье внимание направлено на самого себя). Ученые-интроверты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|