Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 12. Тема: отделы Папоротникообразные, Голосеменные.




Систематическое положение изучаемых представителей:

Отдел: Polypodiophyta – Папоротникообразные

Класс: Polypodiopsida – Полиподиевые

Подкласс: Polypodiidae – Полиподиевые, или Настоящие папоротники

Порядок: Polypodiales – Полиподиевые

Семейство: Aspleniaceae – Асплениевые

Вид: Dryopteris filix-mas – Щитовник мужской

Отдел: Pinophyta – Голосеменные

Класс: Pinopsida – Хвойные

Порядок: Pinales – Хвойные

Семейство Pinaceae – Сосновые

Вид: Pinus sylvestris – Сосна обыкновенная

Задание 1. Зарисовать внешний вид изучаемых представителей.

Задание 2. Зарисовать жизненные циклы: органы и клетки бесполого и полового размножения, внешний вид гаметофитов.

Задание 3. Для Сосны обыкновенной дополнительно схемы развития мужского и женского гаметофитов, а также строение семязачатка.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие особенности характерны для представителей отдела папоротникообразные?

2. Опишите анатомическое строение стебля папоротника мужского.

3. Опишите строение соруса папоротника мужского.

4. Опишите биологию и экологию папоротникообразных. Какое число видов описано в составе этого отдела?

5. Опишите цикл развития папоротника мужского.

6. Опишите цикл развития сальвинии плавающей как представителя разноспоровых папоротников.

7. Опишите значение папоротникообразных в биосфере.

8. Какое значение папоротникообразные имеют в жизни человека. Какое применение они нашли в практической деятельности. Назовите важнейших представителей.

9. Какие особенности характерны для представителей отдела голосеменные?

10. Опишите анатомическое строение стебля сосны обыкновенной.

11. Опишите микроспоро- и микрогаметогенез голосеменных на примере сосны обыкновенной.

12. Опишите мегаспоро- и мегагаметогенез голосеменных на примере сосны обыкновенной.

13. Опишите биологию и экологию голосеменных. Какое число видов описано в составе этого отдела?

14. Кратко опишите цикл развития сосны обыкновенной.

15. Опишите значение голосеменных в биосфере.

16. Какое значение голосеменные имеют в жизни человека. Какое применение они нашли в практической деятельности. Назовите важнейших представителей

Занятие № 13. Тема: строение цветка. Типы цветков. Соцветие. Семя. Плод.

Задание 1. Зарисовать строение актиноморфного и зигоморфного цветков на примере цветка Вишни обыкновенной (Cerasus vulgaris) и Эспарцета посевного (Onobrychis sativa). Обозначить цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки с нитью и пыльником, пестик с завязью, столбиком и рыльцем.

Задание 2. Зарисовать пример диаграммы цветка.

Задание 3. Зарисовать по 5 примеров простых и сложных соцветий. Указать названия растений.

Задание 4. Зарисовать семена и проростки однодольных и двудольных растений с запасанием питательных веществ в эндосперме и перисперме. Указать названия растений.

Задание 5. Зарисовать по 5 примеров сухих и сочных плодов. Указать названия растений.

1. Какие особенности характерны для представителей отдела покрытосеменные?

2. Опишите микроспоро- и микрогаметогенез покрытосеменных. Преимущества перед голосеменными.

3. Опишите мегаспоро- и мегагаметогенез покрытосеменных. Преимущества перед голосеменными.

4. Опишите биологию и экологию покрытосеменных. Какое число видов описано в составе этого отдела?

5. Опишите значение покрытосеменных в биосфере.

6. Какое значение покрытосеменные имеют в жизни человека. Какое применение они нашли в практической деятельности. Назовите несколько важнейших представителей.

7. Цветок, его строение и функции.

8. Андроцей. Строение тычинок и пыльника. Число тычинок в цветке. Функции андроцея. Привести рисунок строения андроцея.

9. Гинецей. Строение пестика. Типы завязи, плодолистик, его листо­вая природа. Привести рисунок пестика.

10. Опыление. Самоопыление и перекрестное опыление. Агенты опыления растений.

11. Соцветия, их классификация и биологическая роль.

12. Самоопыление, его биологическое значение.

13. Семя, его строение, основные типы семян.

14. Плоды, их строение, классификация, биологическая роль. Использование плодов и семян в народном хозяйстве.

15. Оплодотворение. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.

16. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодольные и двудоль­ные. Привести примеры культурных и дикорастущих растений.

17. Энтомофильные растения, приспособления к насекомоопылению, биологическое значение. Привести примеры энтомофильных растений.

18. Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, био­логическое значение. Привести примеры анемофильных растений.

Занятие № 14. Тема: семейства Маревые, Гречишные, Тыквенные, Капустные, или Крестоцветные и Мальвовые.

Систематическое положение изучаемых представителей:

Отдел: Magnoliophyta – Покрытосеменные, или Цветковые растения

Класс: Dicotyledoneae – Двудольные

Семейство: Chenopodiaceae – Маревые

Вид: Beta vulgaris – Свекла обыкновенная

Вид: Chenopodium album – Марь белая

Семейство: Polygonaceae – Гречишные

Вид: Rheum abrotanum – Ревень обыкновенный

Вид: Fagopyrum esculentum – Гречиха съедобная

Вид: Polygonum bistorta – Горец змеиный, или Раковые шейки

Семейство: Cucurbitaceae – Тыквенные

Вид: Cucumis sativus – Огурец посевной

Вид: Citrullus vulgaris – Арбуз обыкновенный

Вид: Melo sativus – Дыня посевная

Семейство: Brassicaceae – Капустные

Вид: Brassica oleracea – Капуста огородная

Вид: Sinapis alba – Горчица белая

Вид: Raphanus sativus – Редька огородная, или Редис

Вид: Armoracia rusticana – Хрен обыкновенный

Вид: Thlaspi arvense – Ярутка полевая

Вид: Capsella bursa-pastoris – Пастушья сумка обыкновенная

Семейство: Malvaceae – Мальвовые

Вид: Gossypium hirsutum – Хлопчатник волосистый

Вид: Lavatera thuringiaca – Хатьма тюрингенская

Задание 1. Зарисовать внешний вид изучаемых представителей.

Задание 2. Зарисовать строение цветка, плод.

Задание 3. Ознакомиться с гербарием и выписать латинские и русские названия представителей рассматриваемых семейств, произрастающих во флоре Республики Мордовия.

Вопросы для самоконтроля.

Здесь и далее описание семейств двудольных и однодольных растений дается по следующей схеме:

– число видов в семействе;

– общее распространение;

– жизненные формы (с указанием преобладающих);

– особенности строения вегетативных органов (корня, стебля, листа);

– листорасположение;

– наличие видоизменений (метаморфозов) побега и корня;

– строение цветка (одно- или обоеполые; актино- или зигоморфные; околоцветник простой или двойной; число элементов околоцветника; андроцей (число тычинок); гинецей (число плодолистиков); положение завязи);

– типы соцветий;

– типы плодов;

– значение в природе;

– важнейшие представители и их использование человеком.

 

Опишите по приведенной вышеуказанной схеме изученные семейства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...