Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
Стр 1 из 3Следующая ⇒ «Право социального обеспечения» 1. Понятие социального обеспечения. Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей нуждающихся в поддержке со стороны общества. Социальное обеспечение связано с такими категориями как социальная политика и социальная защита населения. Социальная политика – это целенаправленное воздействие государства, общественных организаций, иных субъектов на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий жизни населения. Социальная защита населения – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормально жизнедеятельности населения. В социальную защиту входят деятельность органов местного самоуправления, органов государства, иных организаций, а также иных лиц по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказании помощи семье, охране здоровья граждан, обеспечению занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальное обеспечение базируется на нормативно-правовой базе, материальных ресурсов, включает непосредственно организаторскую работу. Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Социальное обеспечение сложилась как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств которые влекут за собой утрату или снижение доходов, в том числе и не получение дохода, либо повышенные расходы малообеспеченность или бедность. Указанные последствия имеют место когда наступают определенные жизненные случаи или риски, которые можно разделить на 4 группы:
1. Риски биологического характера. К примеру – инвалидность, старость, беременность и роды, болезнь, смерть 2. Риски производственного характера – увечия, профессиональные заболевания, военные травмы 3. Риски экономического характера – безработица, инфляция 4. Риски социального характера – многодетность (3 и более детей), неполнота семьи, одиночество, сиротство Субъектами данных отношений – специальный субъект. Им предоставляется соответствующие виды социального обеспечения. Для достижения социального обеспечения создаются специальные денежные фонды, выделяются средства из бюджетов соответствующих уровней. Деятельность по социальному обеспечению осуществляют ФОГВ, ОГВ субъектов, ОМС, иные организации. Социальное обеспечение это система общественных отношений складывающихся между физическими лицами с одной стороны и органами государства, местного самоуправления, иными организациями с другой по поводу предоставления гражданам за счет фондов медицинской помощи, пенсий, пособий, иных видов обеспечения, при наступлении других видов обстоятельств влекущих за собой утрату или снижения дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.
2. Система социального обеспечения. Это система, единое и четко разделенное целое, элементы которой занимают определенные места. Социальное обеспечение имеет четкую структуру, которая может изменяться в зависимости от того что берется за ее основу. Принято выделять 2 структуры: 1. Структура по общественным отношениям:
1. экономические отношения, которые входят в структуру социального обеспечения 2. социальные отношения 3. правовые отношения 4. политические отношения Как система социальное обеспечение состоит из системы взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, органов и учреждений, предоставляющих обеспечение, субъектов обеспечения, видов обеспечения и правовых актов, соответственно выделяется подсистема: 1. финансирования, которая в свою очередь состоит из: a. государственные внебюджетные фонды b. бюджеты всех уровней c. денежные фонды частных организаций – благотворительные фонды и так далее Способы наполнения этих бюджетов: a. обязательное социальное страхование b. прямые бюджетные ассигнования 2. подсистема управления – органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных не бюджетных фондов, частные организации предоставляющие обеспечение. Орган общей компетенции – правительство РФ Органы специальной компетенции выступают министерства здравоохранения и социального развития, министерство обороны, министерство внутренних дел, ФСБ РФ, прокуратура, судебный департамент при верховном суде. Органы управления государственных внебюджетных фондов также осуществляет меры социальной поддержки и социальной защиты 3. подсистема субъектов обеспечения – граждане РФ, лица без гражданства, имеющие специальный статус инвалида, пенсионера и так далее. 4. Подсистема видов социального обеспечения обеспечения – система денежных выплат, натуральных выдач и услуг предоставляемых гражданам за счет специальных денежных фондов. Её составляют блоки объединяющие однородные или родственные виды обеспечения которые могут рассматриваться как относительно-самостоятельные системы: a. Пенсионная система b. Система денежных пособий c. Система медицинского обслуживания d. Система социального обслуживания e. Система государственной социальной помощи f. Система социальной поддержки Каждая из этих систем состоит из различных компонентов Виды пенсии: 1. По случаю потери кормильца 2. По инвалидности 3. Трудовая 4. Социальная пенсия 5. Пенсия за выслугу лет
Социальное обслуживание может быть стационарным, на дому, полустационарным, срочное социальное обслуживание, а также могут осуществляться отдельные социальные услуги. Пособия тоже могут быть различных видов: Единовременные, Периодические, Ежемесячные пособия 5. Правовая подсистема – состоит из правовых актов. Эти акты образуют систему, а именно отрасль законодательства о социальном обеспечении населения. Выделяется три структуры данной отрасли: a. Горизонтальная – закрепляет служебное назначение в составе системы социального обеспечения. Есть акты регламентирующие условия предоставления и размеры выплат и услуг натуральной выдачи так далее. b. Вертикальная – дифференциация актов c. Федеративная – отражает срез данной отрасли законодательства исходя из формы государственного устройства
3. Функции социального обеспечения. Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует. В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права - это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности также формулировались исходя из целей социальной политики Российской Федерации. Если следовать такому значению функций социального обеспечения, то среди них следует выделить следующие: 1) экономическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социально-реабилитационную; 5) демографическую; 6) производственную. Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей. В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав 2) защита социальных прав. При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами. Социально-реабилитационная функция ставит своей главной задачей восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг, для того чтобы избежать обнищания и поддерживать достойный уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества. Политическая функция социального обеспечения помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Итак, соц. обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение – создание человеку достойных его условий существования.
4. Определение понятия права социального обеспечения.
ПСО – система правовых норм, регулирующих ОО, складывающиеся при реализации субъективных прав граждан на СО на началах своеобразного положения сторон, которое выражается в отсутствии их равенства и подчиненности. Это определение ПСО как отрасли. Как наука, ПСО представляет собой систему идей, теорий и учений о правовом регулировании социального обеспечений. Предметом науки являются нормы ПСО, регулирующие ОО в данной сфере, а также возникающие при этом правовые отношения. Как учебная дисциплина, ПСО представляет собой систему знаний о правовом регулировании ОО в сфере социального обеспечения, которым должны овладеть студенты в процессе изучения науки ПСО. Содержание учебной дисциплины определяется содержанием науки. Если предметом науки являются нормы права, правоотношения, практика применения законодательства, то предмет учебной дисциплины – это знания и навыки, которые предстоит освоить (усвоить) студентам в учебном процессе. Учебный материал определяется потребностями подготовки специалистов. Черты метода ПСО. (на зачет не выносится, но пригодится) 1. Специфика в правовом положении субъектов a. Отсутствие равенства и подчиненности субъектов b. Активное положение граждан по отношению к органам, предоставляющим СО c. Принадлежность имущественных прав только гражданам и возложение имущественных обязанностей на органы, предоставляющие обеспечение d. Ограничение диспозитивности и усмотрения в деятельности органов, предоставляющих обеспечение e. Принадлежность свободы распоряжения правами лишь гражданам (ФЛ) 2. Специфика в основаниях формирования правоотношений a. Своеобразие фактического состава и последствий его наступления b. Сочетание волеизъявления граждан с актами органов, предоставляющих обеспечение. c. Невозможность определения состава юридических фактов по соглашению сторон d. Возникновение и прекращение отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок 3. Способы определения содержания правоотношения a. Как правило права и обязанности участников определяются непосредственно правовыми нормами b. Невозможность изменить содержание правоотношения по согласованию их участников 4. По способу защиты субъективных прав и обеспечении исполнения обязанностей a. Применение санкций имущественного характера только к гражданам b. Полное возмещение причиненного гражданами имущественного вреда c. Отсутствие репрессивной функции санкций, применяемых к гражданам, причинившим имущественный ущерб d. Возможность применения имущественных санкций к гражданам при отсутствии имущественного вреда e. Наличие своеобразных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения f. Наличие и административного, и судебного порядка разрешения споров 5. Специфика приемов и способов правового регулирования a. Сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального типов регулирования ОО b. Преобладание дозволения и управомочивающих норм, адресованных гражданам c. Наличие рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение d. Наличие льготных режимов обеспечения e. Наличие обязываний и обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение f. Ограниченность в применении запрещения
5. Предмет и метод права социального обеспечения. Предмет права социального обеспечения - это комплекс общественных отношений материального и процедурно—процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ. Таким образом, предмет ПСО составляет три блока отношений: 1.Отношения по поводу денежных выплат, их виды: по поводу обеспечения пенсиями; обеспечения пособиями; обеспечения компенсационными выплатами; обеспечения страховыми выплатами; 2.Отношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения: по поводу представления бесплатной или на льготных условиях медицинской помощи; по поводу представления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому; по поводу представления протезно-ортопедической помощи; по поводу санитарно-курортного лечения; по поводу представления содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях; по поводу представления профессионального обучения и трудоустройства молодежи; по поводу предоставления транспортных средств инвалидам. 3.Отношения, процедурно-процессуального характера: по поводу установления юридических факторов; по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения; по поводу защиты нарушенных прав.
Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения. В сфере ПСО применяются методы – административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой метод основан на отношениях власти и подчинения, т.к. одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, различий. Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов. В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи)
6. Система права социального обеспечения. Система отрасли ПСО – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи институтов и норм ПСО, составляющих в целом единую отрасль права. В юридической литературе общепризнано, что основными элементами являются правовые институты и их совокупности, различаются также генеральные институты и субинституты. Кроме того, в составе отрасли права выделяется Обща и Особенная части, состоящие из ряда институтов и подотраслей. Общая часть ПСО состоит из правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права: 1. «Основной» институт, объединяющий группу общих правовых норм, определяющих предмет отрасли, ее задачи, отраслевые принципы. Например, один из принципов ПСО – наличие правовых режимов (вытекает из принципа равенства граждан перед законом) 2. Особый институт правосубъектности. Его нормы определяют круг участников правоотношений, основы их правового положения. Нормы института правосубъектности определяют круг граждан - субъектов правоотношений и их отраслевую правосубъектность, которая детализирует их конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 КРФ). В этих нормах закрепляется положение граждан как управомоченных субъектов, объем предоставленных им прав на различные виды обеспечения, общие начала их поведения в правоотношениях. Детализация правового положения осуществляется в институтах Особенной части. 3. Институт источников данной правовой отрасли. В него входят группы норм, закрепляющие такой элемент механизма отраслевого регулирования как нормативная основа. 4. Институт видов обеспечения и юридических фактов, выполняющих функции оснований возникновения различных правоотношений по социальному обеспечению. Включает в себя нормы, определяющие все случаи, служащие основаниями возникновения правоотношений. 5. Институт сроков. Сроки в ПСО – это определенные правовыми нормами отрезки и моменты времени, течение, истечение и наступление которых, наряду с жизненными обстоятельствами, является основаниями возникновения, существования, изменения и прекращения прав и обязанностей субъектов правоотношения и очерчивает их временные границы. Особенная часть – представляет собой взаимосвязанных с общей частью институтов расположенных в определенной последовательности.
Особенная часть – представляет собой взаимосвязанных с общей частью институтов расположенных в определенной последовательности. Основание для классификации считается вид предоставляемого обеспечения: 1. Генеральный институт пенсии, который состоит из предметных институтов по отдельным видам пенсии. 2. Генеральный институт пособий, который состоит также из предметных институтов по видам пособий (пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребенка, по беременности и родам, на период до достижения ребенка 1,5 лет, ежемесячные пособия для ребенка, пособие по безработице и так далее) 3. Правовой институт компенсационных выплат (студентам образовательных учреждений высшего среднего профессионального образования, аспирантам находящихся в академических отпусках по медицинским показаниям, матерям и другим родственникам осуществляющим уход за ребенком, неработающим трудоспособным лицам осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и так далее) 4. Подотрасль медицинское право, состоит из нескольких правовых институтов: a. Общий институт который устанавливает задачи законодательства об охране здоровья граждан (О правах граждан, об обязанностях государственных органов, организаций по охране здоровья граждан) b. Институт первичной медицинской помощи c. институты стационарной помощи d. институт лекарственной помощи e. институт медицинской экспертизы f. институт санаторно-курортного лечения 5. Институт государственной и социальной помощи. Оформился с принятием ФЗ о государственной и социальной помощи. 6. Генеральный институт социального обслуживания населения, который состоит из предметных институтов по видам социального обслуживания. Выделяется: a. Стационарное социальное обслуживание b. Полустационарного социального обслуживания c. Институт надомного социального обслуживания d. Правовой институт срочного социального обслуживания 7. Институт социальной поддержки – фактически заменил институт льгот В систему особенной части права социального обеспечения кроме предметных входят специализированные правовые институты. Это институт юридической ответственности, а также процедурно процессуальные институты: 1. Институт установления юридических фактов 2. Институт правоприменительной деятельности 3. Институт разрешения споров
7. Принципы права социального обеспечения. Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО. К числу отраслевых принципов относятся: 1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность). 2. Общедоступность социального обеспечения. 3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни. 4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это - временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др. 5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д. 6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл. 24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог.
8. Источники права социального обеспечения (общая характеристика). Под источниками ПСО принято понимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения и регулирующие общественности отношения, составляющие предмет ПСО. Так, к источникам ПСО (по юридической силе) относят: -Конституцию; -Федеральные законы; -Подзаконные акты; -Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры
9. Конституция РФ как источник права социального обеспечения. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
10. Международные правовые акты, международные договоры и соглашения как источники права социального обеспечения. Это раскрывается в Постановлении ВС РФ №5 о применении судами общей юрисдикции норм международного права и общепризнанных принципов. 1. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 года. Провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, определила принципы его предоставления. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Гарантируется каждому человека право на социальное обеспечение 3. Конвенция о правах ребенка 1989 год. Провозглашено каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами медицинскими, право социального обеспечения 4. Декларация об обеспечении, выживании и защиты детей 5. Декларация о правах инвалидов. Содержит определение понятия инвалид, право на медицинское лечение, восстановления здоровья, удовлетворительный уровень жизни 6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979. Предусматривает широкий круг прав женщин – оплачиваемые отпуска по беременности и родам, соответствующее обслуживание в период родов, беременности и послеродовой период, на семейное пособие и другие социальные пособия. 7. Конвенции рекомендации МОТ. a. Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения. Здесь перечислены все виды социального обеспечения, определены условия и размеры предоставления. К видам социального обеспечения отнесены: 1. Пособие по безработице 2. Пособие по болезни 3. Пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потере кормильца 4. Пособие в случае трудового увечия или профессионального заболевания 5. Семейные пособия b. Конвенция МОТ о медицинской помощи и пособиям по болезни. Определяет содержание помощи и условия и размеры помощи c. Ковенция рекомендует производить выплату пособий по болезни в период всей продолжительности болезни в течение 52 недель в каждом случае нетрудоспособности и в размере не менее 60% зарплаты работника d. Конвенция о пенсиях по старости и инвалидности. Содержит условия назначения указанных пенсий. Рекомендует назначать пенсии лицам имеющим стаж не менее 15 лет уплаты страховых взносов или 10 лет проживания в данной стране. Рекомендуемый размер пенсии не менее 50% заработка. Предельный возраст до пенсии – 65 лет по старости. Размер пенсии для вдовы с 2мя детьми 45% от зарплаты. e. Конвенция о пособиям лицам являющимся безработными по независящим обстоятельствам № 44 Рекомендует государствам пособия по безработице не менее 78 дней в год. 8. Многосторонние, двусторонние договоры по вопросам социального обеспечения. Основным документом регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения является a. соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения. При назначении пенсии учитывается трудовой стаж приобретенного на территории стран СНГ вступивших в соглашение. b. РФ имеет договоры со странами дальнего зарубежья (Монголия, Румыния, Словакия, Чехия, Финляндия, Испания)
11. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти как источники права социального обеспечения. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством», приказом Федеральной миграционной службы от 1 ноября 1993 г. утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам и др.
12. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей» от 21 августа 1996 г. № 145; постановление администрации Брянской области «Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89.
К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
13. Понятие правоотношений по социальному обеспечению и их виды. Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях. Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию. Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения. Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям: 1.по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения: · процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем; · основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде; · процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. или же: · для назначения вида обеспечени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|