Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школы интерпретации. 1. Философия практичного быта. 2. Идеология нью-эйдж и поп-психологии




Школы интерпретации

 

Основным вопросом, который хотелось бы рассмотреть далее, является понятие «школа Таро». Оно включает в себя не только лишь иконографию и структуру колод, перечисленных выше традиций, но и нечто гораздо более интересное – различия в подходе к трактовке карт и, как следствие, различный взгляд на реальность (свою и кверента). Многие практики Таро ориентированы на идеологию в большей степени, чем на методику. Любой гадатель занимается тем, что объясняет клиенту его ситуацию и обстоятельства средствами символической системы.

Если бы все дело было в иконографии, то, в зависимости от того, какой колодой пользуется таролог, мы могли бы сделать вывод о его школе, методах и трактовках. На практике это далеко не так. Инструмент (в нашем случае – карты Таро) является важным и накладывающим свой отпечаток на интерпретацию. И сложные системы символов, и инструменты способны повлиять на взгляды гадателя в очень большой степени. Есть колоды, где отражена философия создателя и его картина мира (таковы, например, «Ошо-Дзен Таро» или «Таро Тота»). Работая инструментом с подобной идеологической нагрузкой, таролог вынужден как-то соотносить идеологию автора колоды с той, которой придерживается он сам (и которую предлагает клиентам). Сделать это действительно можно, следуя идеям автора в той мере, в которой это необходимо для работоспособности колоды и раскрытия ее потенциала, но избегая некритического восприятия идей автора.

Есть ли что-то еще кроме системы, иконографии, индивидуального восприятия и интуиции? Вне сомнения – есть. Работа с символическим языком невозможна без идеологии и философии. И, скорее всего, она будет групповая или предлагаемая в группе, то есть разделяемая гадателем и предлагаемая клиенту.

Здесь мы выделим пять основных идеологий, которые в зрительной степени определяют подходы к трактовке, а, следовательно, условную принадлежность к школе:

1. Философия практичного быта.

2. Идеология нью-эйдж и поп-психологии.

3. Идеология, основанная на религиозно-мистическом учении А. Кроули.

4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма.

5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов.

 

1. Философия практичного быта

В традиционных старых (так называемых цыганских) гаданиях общая философия – это, прежде всего философия быта и социального благополучия. Отсюда описания мужей, которые пьют или не пьют, бьют или не бьют, имеют любовниц или нет, и прочие, столь же незамысловатые представления об удобной и социально благополучной жизни, которой что-то мешает свершиться (обычно – сглаз, порча и родовое проклятие). Основные тезисы этой философии приводить нет нужды, поскольку с вопиющей простотой таких взглядов на мир и людей, так или иначе, сталкивались многие.

В беседе с клиентом гадалка такого типа использует императивные утверждения: «Карты говорят так», а основное послание – «Вы пришли к специалисту – и теперь вам нужно только слушать, запоминать и делать, что скажу я». Распространенное выражение «Карты говорят» («Карты сказали») можно отнести именно к этой школе интерпретации. Разумеется, в большом количестве случаев это всего лишь фигура речи, устойчивое словосочетание и гадатель не снимает с себя ответственности за трактовку и привнесение собственной идеологии. Все знают, что карты сами не говорят – это не обладающие речевой функцией раскрашенные кусочки картона. Смысл и голос они обретают через посредство гадателя. Поэтому одна и та же карта практиками разных школ будет читаться по-разному.

Гадатель, разделяющий бытовую идеологию, край редко предлагает варианты или ведет диалог с клиентом, с целью уточнить свои формулировки и «диагнозы» И в этом случае ссылаться на карты (которые «говорят», например, про порчу) вполне естественно, ибо это дает отстраненность и «прозрачность» оракула – как бы судьба говорит с человеком через выпавшие карты, а гадалка лишь озвучивает.

Карты в этой школе либо имеют вполне определенные значения (не раскрывающиеся так многозначно, как символы), либо читаются ассоциативно – по картинке. Манера обращения с клиентом опекающая, покровительственная.

 

2. Идеология нью-эйдж и поп-психологии

Вторая философия представляет собой гибрид эклектики нью-эйдж и поп-психологии. Это явление достаточно новое, но на настоящий момент торжествующее и довлеющее в умах, как потребителей, так и мастеров, предлагающих свою работу. Поэтому мы разберем его идеологию достаточно подробно.

Течение популярно, прежде всего, за счет своей всеядности – стремления адаптировать, интегрировать, включить в себя (на вторых-третьих ролях) или пожрать любую противостоящую ему идею. Здесь любой человек (вне образования и системы знаний) может выбирать из окружающих его идей, учений, концепций то, что ему нравится, и соединять их между собой произвольно: как хочется, как поддается и в целом довольно случайно. По умолчанию предполагается, что некая сила (интересоваться природой этой силы мало кто хочет, но считается, что она мудра, добра и хочет нам только хорошего) подводит человека к получению опыта (опыта в широком смысле слова - и практического, и эмоционального, и духовного), нужного в текущий момент, и пробуждает отклик именно на те элементы учений и практик, которые позволяют нам личностно расти и духовно совершенствоваться. Предполагается это, повторюсь, по умолчанию.

Все иллюзии, миражи, мучительные блуждания, трата ресурсов, ошибки, обманы, ловушки на этом пути, приводящие к катастрофическим падениям и трагедиям, в этой философии лишь досадные исключения, подтверждающие общие правила. Это позитивная идеология, предлагающая каждому практику составить некий идейный коллаж из дорогих ему мыслей и кусочков реальности. В подобном посыле нет ничего особенно плохого или необычного – каждый человек формирует свою картину мира из доступного и подходящего материала.

Особенностью именно нью-эйджевской идеологии является ее, если так можно выразиться, принципиальная бесхребетность. Там не только отсутствует собственная структура, внятные ориентиры и соподчиненность частей, но и пропагандируется пренебрежительное отношение к системам знаний (учениям), подобную структуру имеющим. Учения, области знаний и системы символов с их основами (культурный фон, внутренняя логика, структура, границы применимости, история развития) объявляются слишком ограниченными (как вариант – устаревшими) и неспособными вобрать всю мудрость мира.

Основой пренебрежения зачастую является элементарное невежество и желание не изучать, а потребить поверхностный слой – взять понравившийся кусок (идею, практику, набор символов) и как-нибудь встроить в свою картину мира. Принципов отбора нет никаких, но требуется значительный запас толерантности. По сути, это интеллектуальное варварство, когда детали храма чужой традиции разбираются на сувениры/трофеи, призванные символизировать причастность к иной культуре или возвышение над ней.

За кадром остается тот факт, что бессистемный интеллектуально-духовно-практический винегрет нью-эйдж способен к накоплению духовной мудрости в гораздо меньшей степени, чем большинство ограниченных, структурированных систем знаний (учений, идеологий). Хаотическое разнообразие нью-эйдж не способно к концентрации и структурированию и не способно дать ориентиры и систему приоритетов. Адепт этой идеологии принципиально не стремится к упорядочиванию, считая, что Мудрый мир (Вселенная, Мировой Разум, Бог) все упорядочивает самостоятельно, и в тонком мире выправляются все недостатки мира плотного.

Характерные представления и объяснения этой философии:

– «Если с тобой что-то случилось – значит, ты сам виноват» (вариант поп-психологии – «Ты хотел этого бессознательно»);

– «Это ваша карма» (вариант – «Это кармические отношения»);

– «С хорошими людьми не происходит ничего плохого» (вариант – «Высокодуховный человек имеет гораздо меньше шансов сломать ногу, чем обыватель»);

– «Все наши беды происходят из-за наших ошибок и несовершенства»;

– «Все наши беды и неприятности имеют целью научить нас и сделать более совершенными»;

– «Вы сами ответственны за свой внутренний процесс, вне зависимости от того, насколько следовали инструкциям ведущего или наставника» (вариант из поп-психологии);

– «По мировоззренческим вопросам мнение каждого индивидуума самоценно, вне зависимости от глубины его знаний и компетентности» (фраза «Я так вижу» демонстрирует иммунитет адепта идеологии к аргументам и часто вызывает патовое состояние дискуссии).

Последний тезис далеко не прост и даже имеет определенную философскую базу в виде экзистенциализма, однако при неразборчивости и принципиальной неструктурированности идеологии нью-эйдж спутываются истинное переживание Бытия и умозрительная картина мира индивидуума. Хотя это вещи совершенно нетождественные. Высокая планка экзистенциализма на нью-эйджевской почве понижается до уровня кухонной философии «Ни кого не стану слушать, так как я сам для себя эксперт в любом вопросе». Точные науки в силу объективных причин страдают от такого подхода в гораздо меньшей степени, чем гуманитарные. Последние именно в силу своей «нематериальности» в сознании массы практиков превращаются в культурное и идеологическое месиво.

Манера общения с клиентом целиком зависит от предпочтений практика этой школы. Из-за изначальной идеологической пестроты диапазон очень широк: от жестко императивного и суховатого «делового» стиля до равного диалога или даже мягкого принятия клиента и подстраивания к его внутренней реальности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...