Курсовая работа. Тема: Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет
Стр 1 из 6Следующая ⇒
НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. МАКАРЕНКО
Курсовая работа Тема: Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет
Содержание
Введение ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста 1. 1 Сенсорное воспитание в детском саду 1. 2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры 2. 1 Дидактические игры и упражнения, и их значение 2. 2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста 2. 3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет 2. 4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет Список литературы
Введение
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогике, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики ( Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декролт, Е. И. Тихеева и др. ) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований. На основе современных дидактических принципов была разработана система сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. ) В основу первого принципа положено обогащение и углубления содержание сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснения смысла предметов и явлений или выяснение их «сигнального значение».
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач. Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета. В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать, и самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.
Н. П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появиться достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве еще нет необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметах. Однако проводимая работа должна готовить почву для следующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, что бы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины(большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.
Поскольку в раннем детстве еще не ставиться задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий цветов, форм. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы (по величине, форме, цвету), размещение вкладок в гнезда. Втыкание грибков-втулочек в отверстие доски. Почвой для введения опредмечивания свойств служат элементарные действия продуктивного характера. Можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специфику определенных предметов и явлений, использовать мозаики различной величины, формы, цвета. Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в ДОУ. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей и уровень их развития. Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Усвоение знаний и формирование умений, должно происходить систематически ( 1 раз в 2недели). Особого внимания требует вопрос о повторности занятий. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. После обучения дидактический материал можно давать детям и для самостоятельных игр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|