Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Признаки (особенностями) административных правоотношений: – являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес; – носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление; – являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений; – в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура административно-правовых отношений: – объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений; – субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган; – юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности; – метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений; – способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений: 1) по характеру правоотношений: – материальные, основанные на нормах материального права; – процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм; 2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами: – горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность; – вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта; – субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение); – координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов; 3) по целям: – регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций; – охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
Субъекты АП: понятие, виды, общая характеристика. Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления. Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности. Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности: – управленческая сущность; – наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права; – юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права; – реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения; – обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.
Виды субъектов административного права: 1) индивидуальные: – граждане РФ; – иностранные граждане; – лица без гражданства; – государственные служащие или должностные лица; 2) коллективные: – государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти); – негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|