Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительский выбор и бюджетные ограничения




Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом.

1. Разумное поведение. Потребитель — это человек разумный, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него наибольшее удовлетворение, или полезность. Потребитель стремится получить за свои деньги «как можно больше», или, пользуясь специальной терминологией, максимизировать совокупную полезность.

2. Предпочтения. Потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают приобрести.

3. Бюджетные ограничения — это условия, в рамки которых попадает потребитель. Бюджетов ограничение позволяет потребителю создавать комбинацию благ, которые он может купить, исходя из своего дохода.

4. Цены. У всех товаров и услуг есть своя цена. Их количества недостаточно по сравнению со спросом на них. Иначе говоря, в их производстве используются редкие (ограниченные) и, следовательно, ценные ресурсы. В наших примерах мы предполагаем, что цены товаров никак не зависят от количества конкретных продуктов, покупаемых отдельными потребителями: рынок со стороны покупателей, то есть со стороны спроса, является чисто конкурентным.

Если потребитель обладает ограниченным количеством долларов, а продукты, которые он или она желает купить, имеют определенную цену, то потребитель в состоянии приобрести лишь ограниченное количество товаров. Потребитель не может купить все, что ему хочется, поскольку каждая покупка поглощает часть его ограниченного денежного дохода. Это как раз тот самый случай, когда отдельный потребитель непосредственно сталкивается с экономическим фактором нехватки.

«Принимая решения, типичный потребитель оказывается в таком же положении, что и золотоискатель... пополняющий свои запасы перед очередным возвращением на прииски и вынужденный из-за условий местности ограничивать свой багаж тем, что можно перевезти на спине одного мула. Если он возьмет с собой много чего-то одного, например сушеной фасоли, то ему неизбежно придется взять меньше чего-то другого, скажем бекона. Его задача заключается в том, чтобы найти такую комбинацию продуктов, которая, с учетом ограничений общего веса, наилучшим образом отвечала бы его нуждам и вкусам».

Потребителю приходится идти на компромиссы; он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежного дохода получить в свое распоряжение наиболее удовлетворяющий его набор товаров и услуг. Причем, как показывает раздел «Международный ракурс» 21-1, такие наборы в разных странах весьма различны.

Потребительское равновесие (максимизация полезности) - это высшая точка в потреблении в рамках определенною бюджета, когда общая полезность не может быть увеличена и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении

Из этого определения видно, что создается определенная точка потребительского равновесия. Это происходит тогда, когда предельная полезность, получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль стоимости другою блага. Иначе это можно сформулировать как отношение предельной полезности к его цене, которое должно быть одинаковым для всех благ. Это можно выразить через уравнение:

Предельная полезность блага А = Предельная полезность блага Б = Предельная полезность блага С
Цена блага А Цена блага Б Цена блага С    

В этом равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей, который гласит: на товар предъявляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.

ВОПРОС№11

11) Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; способностью обмениваться на другие товары.

 

Товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена. Но в этом определении отсутствует указание на то, что товар

должен быть обязательно продуктом труда. На это обращают внимание другие экономисты. Более общее определение: товар

экономическое благо, это продукт труда, созданный для обмена, а не для собственного потребления. Товар имеет несколько свойств:

1. Потребительная стоимость (способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность).

2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях).

3. Ценность (максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за этот товар)

Товары различаются между собой по потребительной стоимости (например, товар может иметь потребительную стоимость, но не

иметь меновую – вода имеет высокую потребительную, но низкую меновую стоимость, драгоценности - наоборот). Все обмениваемые

товары отличаются друг от друга по потребительной стоимости.

ВОПРОС№12

12)

Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Функции денег

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

· деньги являются мерой стоимости;

· деньги являются средством платежа;

· деньги являются средством обращения;

· деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

ВОПРОС№13

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.

Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам.

По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные.

К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда.

Накладные – расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции.

По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта выделяют прямые и косвенные затраты.

Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции.

Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.

По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации.

Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.

К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства

Результирующий показатель деятельности фирмы. В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.

Сущность прибыли и ее функции. Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы. Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

– труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

– плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

– доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

– экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Прибыль – внутренняя пружина развития рыночной экономики: стремясь ее получить, фирма совершенствует производство, что стимулирует рост инвестиций, а те в свою очередь приводят к расширению рабочих мест, росту объемов производства и, в итоге, обеспечивают развитие отрасли и национальной экономики в целом.

При этом прибыль выполняет три основные функции: а) распределительную, б) стимулирующую и в) информационную.

Разновидности прибыли. Арифметически прибыль – это разница между доходом и издержками. Если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как известно, различны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Нормальная прибыль – необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

Экономическая прибыль – это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Хозяйственная прибыль – это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

Если из бухгалтерской прибыли вычесть неявные издержки, то получится чистая экономическая прибыль.

ВОПРОС№14

Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...