Вопрос №18 Чистая монополия
Чистая монополия представляет собой такую организацию рынка, в которой полностью отсутствует конкуренция. Если обратиться к определению чистой монополии, то можно узнать, что при подобной организации рынка возможен единственный продавец товара, аналогов или заменителей которому нет в других отраслях. Чистая монополия – яркий пример несовершенной конкуренции. Фирма в условиях чистой монополии В условиях чистой монополии фирма может пребывать лишь в том случае, если товар, который она выпускает, уникален, и у него нет даже близких заменителей. Среди примеров предприятий чистой монополии можно перечислить всевозможные компании коммунального хозяйства, без услуг которых не обходится ни одна фирма. Не смотря на то, что в современном мире идет борьба с монополистическими предприятиями, в некоторых случаях их существование оправдывают необходимостью. Например, в деревнях и селах монополистами вполне могут быть поставщики сельхозтехники или ремонтные компании. Признаки чистой монополии Чистая монополия имеет свои конкретные характеристики, которые сложно спутать с остальными явлениями из сферы экономики. К основным признакам относятся: * уникальность продукта; * единственный продавец; * владение основными видами сырья. Разумеется, обладая такой властью, компания-монополист способна устанавливать свои цены и регулировать таким образов предложение. Нередко такие фирмы заведомо завышают цены на продукт, отчего получают очень высокую прибыль. Для монополиста нет смысла руководствоваться в данных вопросах чем-то, кроме соображений личной выгоды. Из-за того, что у потребителей отсутствует выбор, им все равно придется приобрести товар – либо отказаться от его использования вообще. Именно поэтому монополист никогда не вкладывается в рекламу – его товару она попросту не нужна.
Стоит отметить, что чистая монополия и чистая конкуренция (возникает, когда существует много производителей одного товара) имеют сложную связь: если внезапно другая компания попытается выйти на рынок с тем же товаром, конкуренция будет очень тяжелой. Здесь сказывается необходимость получения патентов, лицензий и нередко - преодоление нечестной конкуренции. Виды чистой монополии Не смотря на то, что специалисты и эксперты из области экономики выступают против монополий, они все еще присутствуют в современном обществе. Существует несколько видов таких предприятий: 1. Естественные монополии — монополии, которые появляются естественным образом из-за совокупности ряда действующих факторов (например, Белтрансгаз или РЖД). 2. Монополии, основанные на добыче уникальных ископаемых (например, компания «Норильский Никель»). 3. Монополии, контролируемые и регулируемые государством. К этому типу относятся все сети электро- и теплоснабжения. 4. Открытые монополии — монополии, которые возникают в связи с выпуском абсолютно новой продукции (как в свое время компания Apple, предложившая технологию тач). 5. Закрытые монополии — монополии, которые возникают в случае, когда государство запрещает ряду компаний какой-то вид деятельности, который разрешает другим (в качестве примера можно привести военно-промышленный комплекс). 6. Географические монополии — монополии, возникающие в удаленно расположенных населенных пунктах. 7. Технологические монополии — монополии, возникающие из-за особенностей технологии (такими в свое время были домашние телефоны). Чистая монополия, если присмотреться, не такая редкая вещь в современном мире. Отнюдь не в каждой отрасли возможны условия конкуренции.
Вопрос №19 Олигополия Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Олигополистические рынки обладают следующими признаками: * малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; * дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт; * наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок; * фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов: 1. ломанная кривая спроса; 2. тайный сговор; 3. лидерство в ценах; 4. принцип ценообразования «издержки-плюс» Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж. Лидерство в ценах — модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Ценообразование по принципу «издержки-плюс» — модель связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|