Главная | Обратная связь
МегаЛекции

От состояния финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством.





ТЕМА 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Общая характеристика финансов государственных и муниципальных предприятий

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования

Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий

4. Порядок финансового планирования на государственных и муниципальных предприятиях

Правовые основы основных фондов и оборотных средств

6. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях

Общая характеристика финансов государственных и муниципальных предприятий

В современных условиях развития рыночной формы экономики ведущее место в воспроизводственном процессе занимают финансы предприятий. Реформирование финансовых отношений обусловило и предопределило появление предпринимательской деятельности не только в частном, но и в государственном секторе экономики.

Предприятия, собственниками которых являются государство или муниципальные образования, имеют несколько иное предназначение, нежели коммерческие структуры. Такие предприятия создаются публичными образованиями в форме некоммерческих организаций для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохра­нения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Главной целью государственных и муниципальных предприятий служит не столько извлечение прибыли, сколько реализация государственных функций и задач, обеспечение публичных потребностей.

Государство создает предприятия и в сфере своей монопольной деятельности. Заказчиком и одновременно основным (а иногда и монопольным) потребителем продукции (работ, услуг), выпускаемой казенными предприятиями, является общество в лице государства, поэтому производство данной продукции не должно ставиться в зависимость от самоокупаемости. Достижение поставленной цели возможно только при оптимальной организации финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.



Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства, тесно взаимодействующее с другими ее институтами: бюджетной системой, внебюджетными фондами, кредитом и др.

Юридическое значение имеет баланс финансовых ресурсов (т.е. соотношение всех доходов и расходов) государственных и муниципальных предприятий, поскольку он входит неотъемле­мой частью в баланс финансовых ресурсов государства и является основой для составления проекта соответствующего бюджета.

Особенность этого звена финансовой системы заключается в сфере охватываемых отношений и выполняемых функциях. Финансы предприятий являются первичным, исходным элементом финансовой системы, поскольку функционируют в сфере материального производства и органически сочетают в себе все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Данная категория является не только фундаментальной, но и системообразующей, поскольку охватывает важнейшую часть финансовых отношений и создает основные источники финансовых ресурсов страны: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Характерной особенностью финансов предприятий, отличающей их от остальных звеньев финансовой системы, является сфера деятельности. Государственные (муниципальные) централизованные финансы проявляются в основном в процессе формирования, использования или распределения публичных денежных фондов общего назначения (бюджеты, внебюджетные фонды и т.д.), т.е. централизованные финансы осуществляют свои функции на стадии вторичного распределения или перераспределения национального дохода. Финансы предприятий проявляют себя гораздо раньше — на стадии первичного образования национального дохода, но продолжают действовать и во вторичных распределительных и перераспределительных процессах.

От состояния финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством.

Нужно иметь также в виду, что финансы государственных и муниципальных предприятий имеют важное значение для формирования системы неналоговых доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов. Кроме того, финансы некоторых государственных и муниципальных предприятий могут использоваться их собственником в качестве временно свободных финансовых ресурсов.

Финансы государственных (муниципальных) предприятий — это
совокупность экономических отношений, возникающих в процессе
производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства
и направленных на формирование основного и оборотного капитала,
фондов денежных средств предприятия в целях реализации функций
и задач государства (муниципального образования).

Сущность финансов выражается в их функциях.

Посредством распределительной функции предприятие осуществляет свою деятельность в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Распределительная функция позволяет формировать первоначальный капитал, обеспечивать оптимальное сочетание финансовых интересов предприятия и государства (муниципального образования), получать денежную выручку за реализованные товары (работы, услуги) и использовать ее на дальнейшее производство и т. д.

Контрольная функция финансов предприятий обусловлена возможностью стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), формирова­ние доходов, денежных фондов предприятия и необходимостью их использования. Финансы предприятий, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов предприятий количественно отображать движение процесса воспроизводства позволяет систематически контролировать образование, распределение и использование
фондов финансовых ресурсов на предприятии, что и выражается в функции контроля. Контрольная функция финансов предприятий имеет важное значение для всей финансовой системы страны, поскольку посредством ее осуществления проверяется выполнение хозяйствующими субъектами обязательств перед бюджетной системой по налоговым платежам, отчислению части
валютной выручки, порядок целевого использования бюджетных ссуд, кредитов и т. д.

В сфере финансов предприятий распределительная и контрольная функции объективно взаимосвязаны, взаимообусловлены и действуют в единстве, поскольку представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Функции государственных и муниципальных финансов реализуются через определенные финансово-правовые категории: финансовые ресурсы; финансовый план; основные фонды и оборотные средства; прибыль; внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль и др.

 

2. Финансы государственных и муниципальных предприятий
как объект правового регулирования

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налогообложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета — бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий — институтом финансового контроля, организация расчетов — институтом денежного обращения или валютным правом и т.д. Кроме того, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т.д.

Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами Гражданского Кодекса, Бюджетного Кодекса, Налогового Кодекса, подзаконными нормативными правовыми актами, ведомственными нормативными актами, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий.

Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями — естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджет­ной системой и т.д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами. Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализованных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.

В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоотношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на
две группы: абсолютные и относительные правоотношения.

Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные предприятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства).

Однако абсолютные правоотношения являются таковыми
только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае на­рушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного
ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складываются различные, в том числе и финансовые правоотношения.

 

3. Источники финансовых ресурсов государственных
и муниципальных предприятий

Финансовые ресурсы государственного (муниципального) предприятия - это децентрализованная часть финансовых ресурсов государства, представляющая собой совокупность собственных денежных доходов и внешних поступлений, предназначенная для финансирования государственных заказов, программ, расширенияпроизводства и выполнения финансовых обязательств.

Финансовые ресурсы предприятий являются материальным выражением правоотношений с участием государственных или муниципальных предприятий. Особенности финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество.

Источники поступления финансов предприятия образуют структуру его финансовых ресурсов. Перечень доходов государственных и муниципальных предприятий определяется в их учредительных документах, каковыми являются уставы.

В зависимости от источников образования финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные (внутренние) и привлеченные (внешние).

Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом затрат по его реализации), амортизационных отчислений.

Привлеченные источники финансовых ресурсов предприятия состоят из заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения, и бюджетных ассигнований.

Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого кредита.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассоциаций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привлеченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования выделяются государственным и муниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмездной основах, так и на условиях бюджетного кредита. Бюджетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполнения ими государственных заказов, публично значимых инвестиционных программ или для краткосрочной материальной поддержки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми публичными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.

Структура источников финансовых ресурсов предприятия имеет важное значение, поскольку показывает соотношение собственных и заемных средств в активе предприятия. Деятельность предприятия, осуществляемая в большей степени на внутренние финансы, свидетельствует о его финансовой надежности и ликвидности баланса. Напротив, привлечение внешних источников
финансирования не всегда может быть оправданным, поскольку предполагает выплату процентов за пользование чужими денежными средствами и тем самым неоправданно отягощает ликвидный баланс предприятия.

Состав источников финансов предприятий зависит от гражданско-правового статуса последних. Государственные и муниципальные предприятия создаются в форме унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Правовой режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставной фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент
регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством (муниципальным образованием) и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного органа
исполнительной власти;

доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

целевое бюджетное финансирование, дотации;

иные источники, не противоречащие законодательству.

Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компетенции в данной сфере деятельности. Финансирование деятельности казенного предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и рас­ходов. Основой составления сметы казенного предприятия выступает программа его деятельности, утверждаемая органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие. В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы, либо фактические расходы превысили запланированные, в смету вносятся соответствующие изменения.

Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т. е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводственной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным органом исполнительной власти.

При недостаточности собственных финансовых средств казенное предприятие вправе осуществлять заимствования, но только при условии согласования с уполномоченным органом объема и направлений использования привлекаемых средств. Учет долговых обязательств также ведет уполномоченный орган исполнительной власти. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством.

Особенностью правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию. При недостаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из бюджета.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются на основе сметы доходов и расходов. Казенное предприятие обязано часть чистой прибыли перечислять в доход государственного бюджета. Законодательством предусмотрена обязанность казенного предприятия использовать бюджетные ассигнования в течение финансового года; по истечении года неиспользованные государственные средства подлежат возврату в бюджет.

Выделение бюджетных денежных средств сопряжено и с усиленным режимом финансового контроля за их использованием, поскольку казенное предприятие представляет уполномоченному органу, в ведении которого оно находится, отчет о целевом использовании предоставленных ассигнований.

Таким образом, характерным признаком финансовых ресурсов казенных предприятий, отличающим их от финансовых ресурсов унитарных предприятий, следует считать наличие государственных гарантий, благодаря которым минимально снижаются риски их финансовой деятельности.

Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются полученными доходами и используют их для достижения целей, ради которых образованы. Собственнику имущества автономного учреждения запрещается получать доходы от осуществления деятельности такого учреждения и использовать закрепленное за ним имущество.

Особенностью финансов автономного учреждения является финансовое обеспечение со стороны учредителя выполнения заданий, возложенных на это учреждение. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы и иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственные и муниципальные предприятия имеют в составе своих финансов не только прямые бюджетные ассигнования, но и косвенные дотации органов государственной власти или органов самоуправления: бесконкурсное размещение государственного (муниципального) заказа, введение государственных ограничений на развитие предприятий иных форм собственности в какой-либо сфере деятельности, налоговые льготы, льготы по аренде помещений и земли, оплате электроэнергии и т.д.

На государственных и муниципальных предприятиях финансовые ресурсы находятся в двух формах: фондовой и нефондовой.

Первая включает финансовые ресурсы, обособленные в отдельные целевые фонды: амортизационный; оплаты труда; развития производства; материального поощрения; резервный и т. д. В нефондовой форме существуют финансы предприятий, направляемые на погашение банковских кредитов, расчеты с поставщиками, выполнение платежных обязательств перед бюджетной системой и т. д.

Финансовые ресурсы предприятий находятся в постоянном движении и используются на производственные или инвестиционные цели. Конкретное распределение финансовых ресурсов зависит от вида деятельности государственного или муниципального предприятия, его места и роли в финансовой системе государства. Материальное содержание, состав, структура финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, а также текущая и перспективная эффективность их использования определяются в процессе финансового планирования.

 

4. Порядок финансового планирования на государственных и муниципальных предприятиях

Финансовое планирование на государственных и муниципальных предприятиях является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов.

Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания — удовлетворение государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план
позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения. Порядок финансового планирования детализируется в уставе каждого государственного или муниципального предприятия..

Финансовое планирование на государственном или муниципальном предприятии — это часть его финансовой деятельности, регу­лируемая нормами финансового права и направленная на достижение баланса доходов и расходов предприятия, обеспечение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности в целяхреализации функций и задач государства (муниципального образования).

Финансовое планирование позволяет максимально нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях становления рыночной экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это позволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной
системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем
самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Планирование финансовой деятельности унитарных и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника — государства или муниципального образования, — поскольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

Основным принципом составления финансовых планов является их сбалансированность, т. е. соответствие доходов и расходов, что позволяет, во-первых, обеспечивать финансовую устойчивость предприятия и, во-вторых, гарантировать выполнение государственных заказов.

Юридическое значение финансового планирования имеет два аспекта. Во-первых, финансовый план представляет собой нормативно-правовое оформление экономических показателей (доходных и расходных статей), в результате чего они приобретают форму финансово-планового акта, устанавливают компетенцию субъектов складывающихся в данной сфере правоотношений, становятся обязательными для исполнения и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Во-вторых, финансовые планы государственных и муниципальных предприятий являются объектом бюджетных правоотношений, поскольку являются основой плана развития государственного или муниципального сектора экономики, на основании которого составляется проект бюджета соответствующего территориального уровня. Индивидуальные финансовые планы государственных или муниципальных предприятий обобщаются в сводные планы финансово-хозяйственной деятельности казенных и унитарных предприятий, которые затем включаются в план развития государственного (муниципального) сектора экономики.

В настоящее время императивность в разработке финансового плана установлена только для казенных предприятий. Обязанность унитарных предприятий по составлению планов финансовой деятельности строго не регламентирована, однако, как правило, названные предприятия разрабатывают бизнес-планы. Бизнес-план состоит из девяти разделов, обобщающих задачи
текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия. Составление бизнес-плана позволяет выбирать наиболее эффективные решения возникающих хозяйственных и финансовых вопросов, в результате чего повышается финансовая устойчивость унитарного предприятия.

Завершающим и одновременно обобщающим разделом бизнес-плана является финансовый план, который концентрирует итоги предыдущего планирования производственной деятельности, конкурентной среды, объема продаж и полученной (предполагаемой) прибыли, использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов и т.д. Составление финансового плана
предназначено для решения ряда важных задач: во-первых, осуществляется расчет потребности унитарного предприятия в денежных средствах; во-вторых, определяются источники финансирования деятельности предприятия; в-третьих, рассчитывается степень его доходности (рентабельности) и самоокупаемости.

На основе установления состава финансовых ресурсов унитарного предприятия формируются различные денежные фонды целевого назначения: амортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и др. Финансовое планирование позволяет выявить не только денежные потребности унитарного предприятия, но и определить дополнительные источники собственных финансовых ресурсов, т. е. выявить их резервы и возможные варианты экономии.

Обязательным элементом финансового плана является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями, страховщиками и т.д. Прогнозирование обязательных платежей позволяет унитарному предприятию реализовывать оптимальную налоговую политику, своевременно выполнять расчеты с поставщиками и кредиторами, что значительно снижает риск производственной деятельности и сокращает отвлечение финансовых средств на выплату штрафных санкций.

Финансовые планы предприятий разрабатываются на различные временные промежутки, вследствие чего их можно подразделить на три вида: оперативные, текущие и стратегические (перспективные).

Оперативный финансовый план составляется на календарный месяц, детализирует денежный оборот предприятия, порядок поступления и расходования денежных средств: выплату процентов за пользование заемными средствами, уплату налогов, поступление выручки от реализованной продукции и т.д.

Текущий финансовый план составляется унитарным предприятием, как правило, на ближайший год и определяет на этот период состав финансовых ресурсов, порядок их образования, поступления, использования и расходования.

Стратегический финансовый план определяет цели финансовой деятельности унитарного предприятия, основные показатели его развития, инвестиционную и ценовую политику, соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов, порядок их перераспределения по различным фондам и т.д.

Перспективные финансовые планы составляются, как правило, на три—пять лет, однако по мере выполнения определенных финансовых задач, оперативных или текущих планов они могут корректироваться.

Составление финансового плана и его строгое выполнение способствует и организации финансового контроля на унитарном предприятии.

Финансовая деятельность казенных предприятий осуществляется на основании плана-заказа и плана развития. План-заказ казенного предприятия составляется ежегодно соответствующим органом исполнительной власти. Основой плана-заказа служит определяемая уполномоченным органом
власти потребность в продукции (работах, услугах), производимой предприятием в целях обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных гражданско-правовых договоров. После необходимого согласования уполномоченный орган исполнительной власти утверждает план-заказ и доводит его до сведения казенно­го предприятия не позднее, чем за три месяца до начала планируемого года. После утверждения государственного бюджета на соответствующий финансовый год план-заказ подлежит уточнению в месячный срок, что продиктовано необходимостью корректировки его показателей в зависимости от индекса инфляции и динамики
цен.

План-заказ содержит совокупность следующих основных показателей по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд: объем поставок продукции (работ, услуг) с указанием качественных и количественных характеристик, сроков поставок, цен и условий их изменения; фонд оплаты труда и возможность его уменьшения при невыполнении плана-заказа (увеличение фонда оплаты труда допускается из прибыли казенного предприятия); лимит численности работников; объем выделяемых бюджетных средств и условия их предоставления.

Утвержденный план-заказ является основой для разработки казенным предприятием плана развития, который обязательно согласовывается с соответствующим органом исполнительной власти. План развития предусматривает следующую совокупность хозяйственных и финансовых операций, направленных на успешное выполнение плана-заказа: мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности; задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей; задания по созданию и освоению новых видов продукции; задания по подготовке и переподготовке кадров; условия реализации плана развития завода, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

Финансовый контроль за выполнением плана-заказа и плана развития осуществляется соответствующим органом исполнительной власти на основании ежеквартальной статистической и бухгалтерской отчетности, составляемой казенным предприятием.

Следовательно, финансовое планирование является важнейшим механизмом осуществления финансовой деятельности на государственных и муниципальных предприятиях. Соблюдение финансовых планов позволяет грамотно и эффективно аккумулировать, использовать и распределять государственные (муниципальные) денежные средства в децентрализованном секторе финансовой системы.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.