Правовые основы основных фондов и оборотных средств
Осуществление государственными и муниципальными предприятиями хозяйственной деятельности предполагает наличие реально функционирующего имущества и активного капитала в виде основных и оборотных средств (фондов). Финансовые ресурсы унитарных и казенных предприятий распределяются на строго определенные цели, что предполагает обособление их денежных средств и иных материальных активов в отдельные фонды — основные и оборотные. В финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий основные и оборотные средства целесообразно рассматривать в качестве капитальных и текущих расходов соответственно. К основным средствам и другим долгосрочным вложениям предприятия относятся: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; вычислительная и оргтехника; транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; библиотечный фонд; прочие основные средства; износ основных средств (амортизация); долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы. Кроме названных в составе основных средств предприятия учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Основные средства предприятий могут формироваться и за счет инвестиций — капитальных вложений в виде затрат на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и т. п.
Финансово-правовыми нормами закреплены четыре обязательных признака, совокупность которых позволяет считать какое-либо имущество предприятия основными средствами: 1) имущество должно использоваться в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 2) имущество должно использоваться в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью свыше 50-кратного размера МРОТ; 3) предприятие не должно предполагать последующую перепродажу данных активов; 4) имущество должно обладать способностью приносить предприятию экономическую выгоду (доход) в будущем. Основные средства находятся на ответственном хранении у должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения. Основные средства государственных и муниципальных предприятий подлежат обязательному бухгалтерскому учету, который должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение поступлений, перемещений и Государственные и муниципальные предприятия могут приобретать основные средства за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых отчислений, безвозмездных поступлений. Основные средства могут находиться в собственности предприятия или быть им арендованы. Важнейшим источником капитальных вложений государственных и муниципальных предприятий является амортизация, представляющая собой выраженный в денежной форме процесс Правовой режим амортизационных начислений установлен Налоговым Кодексом, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
На государственных и муниципальных предприятиях объектами амортизационных начислений являются основные средства, находящиеся как в собственности, так и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Особый правовой режим начисления амортизации установлен для объектов собственности, сданных государственным предприятиям в аренду. В данном случае арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет, уменьшается на сумму амортизационных отчислений по сданному в аренду имуществу. Начисление амортизации зависит от стоимости основных фондов предприятия, в основе определения которой лежит источник их приобретения. Например, на объекты, приобретенные государственным (муниципальным) предприятием с использованием бюджетных ассигнований, амортизация начисляется только на разницу между стоимостью основных фондов и выделенными бюджетными средствами. Оценка объектов основных фондов, поступивших на государственное (муниципальное) предприятие Амортизация начисляется на объекты основных средств независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Сумма амортизации начисляется ежемесячно отдельно по каждому объекту. Таким образом, амортизационные начисления являются достаточно стабильным и равномерно поступающим источником финансовых ресурсов, обеспечивающим высокую эффективность всем основным фондам предприятия. Если у предприятия достаточно денежных средств для обслуживания своей оперативной деятельности, то свободные амортизационные начисления могут временно размещаться в краткосрочные финансовые активы, принося тем самым предприятию дополнительный доход и повышая его финансовую устойчивость. Кроме основных средств для нормальной хозяйственной деятельности государственному (муниципальному) предприятию необходим оборотный капитал (оборотные средства, фонды), представляющий собой составную часть имущества предприятия и обеспечивающий непрерывный процесс выполнения государственного заказа. Оборотный капитал представляет собой единый комплекс денежных средств, включенный в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные средства предприятия имеют фондовую форму, поскольку переходят из сферы обращения в сферу производства и
Характерным признаком оборотных средств, отличающим их от основных, является функционирование только в одном производственном цикле и перенесение полной своей стоимости на вновь изготовленный продукт. Видовое многообразие основных средств делает объективно 1. В зависимости от размещения в производственном процессе оборотные средства подразделяются на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды концентрируют денежные Фонды обращения аккумулируют необходимые предприятию денежные средства на реализацию готовой продукции и приобретение товарно-материальных ценностей для возобновления производственного цикла. Для нормальной производственной деятельности соотношение денежного содержания производственного фонда и фонда обращения имеет важное значение, поскольку позволяет оценивать финансовую устойчивость предприятия. Наибольший удельный вес должен иметь фонд производства, поскольку именно его денежные средства направлены на выполнение предприятием государственного заказа. Однако и материальное наполнение фонда обращения должно быть достаточным для бесперебойного обеспечения реализации продукции и пополнения запасов. 2. В зависимости от источников формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и заемные.
Собственные средства, включенные в производственный оборот, имеют важное значение, поскольку обеспечивают устойчивость и самостоятельность оперативной финансовой деятельности предприятий. Первоначальное формирование собственных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий осуществляется соответствующим органом исполнительной власти в виде формирования уставного капитала. В процессе осуществления финансовой деятельности предприятие самостоятельно пополняет собственные оборотные средства за счет прибыли, выпуска ценных бумаг (векселей и облигаций), операций на финансовом рынке, добровольных пожертвований и т. д. Специфическим источником собственных оборотных фондов предприятия можно считать дополнительно поступающие средства: минимальные переходящие задолженности перед бюджетной системой, внебюджетными фондами, а также по заработной плате; резерв будущих платежей, а также средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (работы, услуги) и т. д. Названные средства постоянно находятся в хозяйственном Заемные средства направлены на обеспечение дополнительными денежными средствами производственной деятельности предприятия и привлекаются только при недостаточности собственных. Для государственных и муниципальных предприятий основным источником заемных оборотных средств служат банковские кредиты, выдаваемые под гарантии Правительства или Особое внимание правовых и финансовых служб государственных (муниципальных) предприятий, а также их собственников и органов финансового контроля должно уделяться кредиторской задолженности, поскольку ее наличие может служить не только источником оборотных средств предприятия, но свидетельствовать о нарушениях финансовой дисциплины. Задолженность предприятия образуется за полученные, но не оплаченные товарно-материальные ценности либо, наоборот, в результате получения предприятием от иных лиц денежных средств за свою продукцию в порядке предоплаты. Правомерным считается временное использование кредиторских денежных средств в пределах сроков поставки, оговоренной в договоре сторон. Однако часто кредиторская задолженность образуется в результате нарушения платежно-расчетной дисциплины. Особую опасность представляет задолженность предприятия перед бюджетной системой по обязательным платежам. Таким образом, формирование заемных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством.
Практика осуществления финансовой деятельности государственными и муниципальными предприятиями показывает, что заемные оборотные средства используются эффективнее собственных, поскольку находятся под контролем собственника предприятия, имеют целевое назначение, выдаются на условиях срочности, платности и возвратности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|