Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Литература
| Формы контроля знаний
|
Лекции
| Семинарские занятия
| Самостоятель-
ная работа
| | |
|
|
|
|
|
|
|
-
| Философия и методология науки (30 ч.)
|
|
|
| | |
| Философия и ценности современной цивилизации (10 ч.)
|
|
|
| Лит. по I разделу
| |
1.1.1-2
| Статус и предназначение философии в жизни общества
1. Философия, мировоззрение, культура.
2. Проблема научности философии.
3. Многомерность феномена философии.
4. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.
|
| -
|
| Осн. лит.
(3,5,22, 37)
Доп. лит.
(31, 43, 44)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
1.2.3-4
| Философское осмысление проблемы бытия
1. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах. Философия и современная научная картина мира.
2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии.
3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
4. Пространственно-временная организация материального мира.
5. Бытие человека и время.
6. Природа как предмет философского и научного познания.
|
| -
|
| Осн. лит.
(9, 11, 32)
Доп. лит.
(16, 21, 29,)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
1.3.5-5
| Природа как предмет философского и научного познания
1. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики.
2. Диалектика как философская теория развития.
3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
4. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.
|
| -
|
| Осн. лит.
(20, 23)
Доп. лит.
(17, 30)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
1.4.6-7
| Философия глобального эволюционизма
1. Самоорганизация и развитие природы.
2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
3. Природа как среда обитания человека.
4. Биосфера и ноосфера.
5. Идея коэволюции человека и природы.
| -
|
|
| Осн. лит.
(7,30, 42, 45)
Доп. лит.
(12,17)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
1.5.8-9
| Проблема человека в философии
1. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза.
2. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности.
3. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
4. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.
5. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
6. Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.
|
| -
|
| Осн. лит.
(2, 25, 28)
Доп. лит.
(24, 33, 39)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
развернутая беседа
|
1.6.10-10
| Философия сознания
1. Сознание как предмет философского осмысления.
2. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
3. Философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания.
4. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект.
| -
|
|
| Осн. лит.
(14, 26, 35)
Доп. лит.
(37, 46)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
1.7.11-11
| Специфика социальной реальности
1. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества.
2. Понятие социальной реальности.
3. Общество как система.
4. Понятие социальной структуры общества. Современные концепции социальной стратификации.
5. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
|
| -
|
| Осн. лит.
(2, 18, 38)
Доп. лит.
(27, 29)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
1.8.12-13
| Основные проблемы социальной динамики
1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
2. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.
3. Основные понятия и этапы развития философии истории.
4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
5. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы.
| -
|
|
| Осн. лит.
(30, 40, 49)
Доп. лит.
(21, 37)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
1.9.14-15
| Развитие общества как цивилизационный процесс
1. Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).
2. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире.
3. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.
|
|
|
| Осн. лит.
(2, 5, 38, 40)
Доп. лит.
(8, 11, 30)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
1.10.16-16
| Философия культуры
1. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).
2. Традиции и новации в динамике культуры.
3. Культура и духовная жизнь общества.
4. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.
5. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
| -
|
|
| Осн. лит.
(4, 15, 47)
Доп. лит.
(22, 38)
| Рефераты
|
2.
| Философско-методологический анализ науки (12 ч.)
|
|
|
| Лит. по II разделу
| |
2.1.17-18
| Наука как важнейшая форма познания в современном мире
1. Научное и вненаучное знание.
2. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
3. Теория познания, методология и логика науки.
4. Проблемное поле философии науки.
5. Понятие научной рациональности и ее основные типы. Роль науки в жизни современного общества.
|
|
|
| Осн. лит.
(2, 6, 18, 19, 20)
Доп. лит.
(8, 21, 26, 28)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
2.2.19-21
| Наука в историческом развитии
1. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Амбивалентный характер средневековой науки.
2. Зарождение опытных наук. Ценностно-мировоззренческие основания классической науки. Оформление дисциплинарно-организованной науки. Наука и научное знание в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
3. Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки.
4. Феномен науки и становление паранаучной культуры. Эзотеризм и девиантная наука.
|
|
|
| Осн. лит.
(1, 4, 15)
Доп. лит.
(22, 26, 30)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
2.3.22-24
| Структура и динамика научного познания
1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
2. Научная картина мира как характеристика предметно-онтологических структур научного исследования.
3. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в культуру эпохи.
4. Диалектика развивающейся науки. Природа научной революции. Типы научных революций.
5. Современные стратегии развития научного знания.
|
|
|
| Осн. лит.
(5, 10, 18)
Доп. лит.
(8, 11, 26, 28)
| Опрос,
рефераты,
экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов
|
2.4.25-26
| Методологический инструментарий современной науки
1. Понятие метода и методологии.
2. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
3. Научное исследование в методологическом осмыслении. Объект и предмет исследования. Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования. Средства и методы исследования.
4. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
5. Методы теоретического исследования: идеализация и формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, метод математической гипотезы, исторический и логический методы исследования.
|
|
|
| Осн. лит.
(14, 19, 40)
Доп. лит.
(8, 11, 26, 41)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
2.5.27-29
| Диалектическая логика как методология научного познания
1. Методологическое значение основных законов диалектики.
2. Противоречие – источник развития научного знания.
3. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического; их методологическое значение.
| -
|
|
| Осн. лит.
(2, 6, 11,)
Доп. лит.
(4, 15, 21)
| Опрос,
Выборочная проверка конспектов,
краткие сообщения
|
2.6.30-32
| Наука как социальный институт
1. Эволюция организационных форм науки
2. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном обществе
3. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке
4. Наука и социальные технологии в современном обществе.
5. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология.
|
| -
|
| Осн. лит.
(2, 6, 11,)
Доп. лит.
(3, 16, 21)
| Опрос,
рефераты,
экспресс - контрольная работа, выборочная проверка конспектов
|
2.7.33-34
| Наука в системе социальных ценностей
1. Наука как ценность в современной культуре
2. Социальные ценности и нормы научного этоса
3. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
4.Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.
|
|
|
| Осн. лит.
(2, 6, 11,)
Доп. лит.
(3, 16, 21)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения,
развернутая беседа
|
3.
| Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки (4 ч.)
|
|
|
| Лит. по III разделу
|
|
3.1.35-36
| Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
1. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании.
2. Возникновение дисциплинарного естествознания. Взаимодействие естественных и технических наук.
3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца XIX - первой половины XX века.
4.Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности.
|
|
|
| Осн. лит.
(1, 4, 21)
Доп. лит. (23, 25)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
3.2.37-38
| Философия техники и техническая рациональность.
1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
2. Человек в техносфере. Глобализация технических систем.
3. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества.
4. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта.
|
|
|
| Осн. лит.
(1, 4, 21)
Доп. лит. (20, 25)
| Развернутая беседа, круглый стол
|
3.3.39-40
| Философия социально-гуманитарного познания
1.Социальная философия и социально-гуманитарное познание.
2.Общество как предмет социально-гуманитарного познания.
3.Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения.
4.Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.
5. Философия и экономика: методологические регулятивы современного экономического познания.
| -
| -
|
| Осн. лит.
(2, 8, 9, 28)
Доп. лит. (12, 26, 27)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
3.4.41-42
| Исследовательские программы в обществознании
1. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений.
2. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и возможные варианты ее решения.
3. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании.
4. Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании.
| -
| -
|
| Осн. лит.
(2, 8, 9, 28)
Доп. лит. (13, 27)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
4.
| Философия, наука, человек в начале третьего тысячелентия (4 ч.)
|
|
|
|
|
|
4.1.43-44
| Человечество в начале XXI века: проблемы и перспективы
1. "Проект модерна" как предмет критической дискуссии
2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
3. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.
4. Методология глобального моделирования и пределы роста техногенной цивилизации.
|
| -
|
| Осн. лит.
(2, 8, 9, 28)
Доп. лит. (13, 27)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
4.2.45-47
| Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления
1. Понятие и системная природа глобализации.
2. Глобализационные процессы в экономической, политической и духовной жизни мирового сообщества.
3. Глобализация как процесс становления нового миропорядка и перспективы национальных государств.
4. Современный антиглобализм как теоретическая доктрина и практика общественных движений.
5. Человек в современном медиапространстве.
| -
|
|
| Осн. лит.
(2, 8, 10, 28)
Доп. лит. (13, 17,26)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|
4.3.48-50
| Философия и экологические императивы современной цивилизации
1. Человек и природа в техногенной культуре
2. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы.
3. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества.
|
| -
|
| Осн. лит.
(2, 8, 10, 28)
Доп. лит. (12, 17,18, 26)
| Опрос,
рефераты,
краткие сообщения
|
4.4.51-52
| Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний
1. Интегративные тенденции в развитии науки
2. перспективы синергетического стиля мышления.
3. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в философии науки.
4. Перспективы ценностной революции в культуре XXI столетия.
| -
|
|
| Осн. лит.
(2, 8, 10, 28)
Доп. лит. (11, 18,19, 26)
| Опрос,
краткие сообщения,
экспресс - контрольная работа
|