Тематика рефератов по курсу
«Философия и методология науки»
1. Философия и мировоззренческие основания культуры. 2. Философия в духовном опыте современного общества. 3. Философия и национальное самосознание. 4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ. 5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры. 6. Философия и искусство. 7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности. 8. Философия и идеология. 9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры. 10. Философия как личностное знание. 11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации. 12. Ф. Скарына как мыслитель и философ. 13. С.Будный в белорусской культуре и философии. 14. Философия и развитие белорусского национального самосознания. 15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации. 16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского. 17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора. 18. Философия русского космизма. 19. Бытие как проблема философии. 20. Категория небытия в культурной традиции Востока. 21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру. 22. Пространство и время как категории философии и культуры. 23. Бытие человека и время. 24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации. 25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре. 26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси. 27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира. 28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления. 29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.
30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания. 31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока. 32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке. 33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма. 34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека. 35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии. 36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 37. Игра как феномен человеческого бытия. 38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре. 39. Человек в системе социальных коммуникаций. 40. Сознание и языковые структуры. 41. Проблема «диалога» человека и компьютера. 42. Основоположники философии техники. 43. Природа и сущность техники. 44. Специфика технического знания. 45. Техническое мировоззрение в древних цивилизациях. 46. Образы природы и техники в Античности. 47. Образы природы и техники в эпоху Возрождения и Новое время. 48. Возникновение и генезис технических наук. 49. Коммуникативная природа техники. 50. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе. 51. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля. 52. Сознание и самосознание. Проблема «Я». 53. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе. 54. Проблема человека в философии неофрейдизма. 55. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке. 56. Проблема человека в философии марксизма. 57. Анализ процесса познания в когнитивной психологии. 58. Интернет как форма коммуникации и познания мира. 59. Знание и вера в структуре познавательного процесса. 60. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата. 61. Истина и релятивизм в современной философии науки. 62. Истина и ценность в современной науке. 63. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
64. Проблема социальной стратификации в современной философии. 65. Марксистская концепция социума. 66. Концепция этногенеза Л.Гумилева. 67. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры. 68. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина. 69. Теория социального действия Т. Парсонса. 70. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона. 71. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса. 72. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе. 73. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ. 74. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории. 75. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского. 76. Философия истории Гегеля. 77. Материалистическое понимание истории К.Маркса. 78. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера. 79. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби. 80. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса. 81. Философская концепция истории Н.Бердяева. 82. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс. 83. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы. 84. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы. 85. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба. 86. Социально-философский смысл евразийства. 87. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы. 88. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности. 89. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики. 90. Техника как объект социально-философского осмысления. 91. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия. 92. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ. 93. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии. 94. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века. 95. Политическая власть и социальный интерес. 96. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
97. Культура как предмет осмысления в современной философии. 98. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы. 99. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре. 100. Традиции и новации в динамике культуры. 101. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм. 102. Современное искусство и философия: грани взаимодействия. 103. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора. 104. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах. 105. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции. 106. Наука и религия: возможности и границы диалога. 107. Наука как предмет философско-методологического исследования. 108. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи. 109. Философия науки: становление и основные этапы развития. 110. Наука и вненаучное знание в современной культуре. 111. Феномен антинауки и критика классического рационализма. 112. Методологические новации в современной философии науки. 113. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки. 114. Наука в постиндустриальном обществе. 115. Научная теория как предмет философско-методологического анализа. 116. Эмпирическое познание и факты науки. 117. Метатеоретические основания науки. 118. Научная картина мира и ее эволюция. 119. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа. 120. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров. 121. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки. 122. Многоуровневая концепция методологического знания. 123. Системный подход как общенаучная методологическая программа. 124. Научное исследование как предмет методологического анализа. 125. Методы исследования в современной науке. 126. Наука как социальный институт. 127. Научное сообщество и школы в науке. 128. Проблема коммуникации в современной науке. 129. Этика науки и нормы научного этоса.
130. Проблема аргументации в современной науке. 131. Наука и власть: возможность и границы диалога. 132. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого. 133. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма. 134. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития. 135. Философия и футурология. 136. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования. 137. В.Дильтей о методологии гуманитарного познания. 138. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании. 139. Научный разум и коммуникация в философии Ю.Хабермаса. 140. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко. 141. Структуралистская методологическая программа в этнологии К.Леви- 142. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки. 143. Язык и познание в философии Л.Витгенштейна. 144. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина. 145. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера. 146. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций». 147. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса. 148. Идея неявного знания в эпистемологической концепции М.Полани. 149. Проблема динамики науки в концепции Ст.Тулмина. 150. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда. 151. Проблема научной рациональности в философии науки Л.Лаудана. 152. Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д.Прайса. 153. В.И.Вернадский о науке и научных революциях. 154. Проблема единства научного знания в творчестве П.В.Копнина. 155. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина. 156. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова. 157. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева. 158. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина. 159. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда. 160. Ж.Деррида о природе гуманитарного познания. 161. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар). 162. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р.Рорти. 163. Метод системной динамики Дж.Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования. 164. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С.Панарина. 165. Теория структурации Э.Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания. 166. Проблемы методологии социального познания в творчестве Н.Лумана. 167. Философия нового научного духа Г.Башляра. 168. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|