Расщепление эго и напряжения в браке
В клинике того или иного синдрома супружеской дисгармонии мы можем наблюдать, что один или оба супруга оказываются не в состоянии подтвердить действительную личность или идентичность другого. Вместо этого партнер требует, чтобы другой приспосабливался к внутренней ролевой модели и наказывает его, если тот не оправдывает ожиданий. Можно показать, что большинство супружеских конфликтов происходит из стремления очень жесткими и стереотипными методами ограничить или подогнать партнера под эти внутренние модели. Такие приемы Пигмалиона естественно вызывают сопротивление и фрустрацию потребностей Эго другого, даже несмотря на более глубокий уровень, который они занимают в тайном сговоре. Фактически, именно открытие таких существующих на бессознательном уровне тайных отношений (которые, вслед за Шпигелем мы включили в широкое понятие «трансакция») обращает наше внимание на понятия Фэйрберна. Лишь предположение о расщеплении Эго объясняет парадоксальную устойчивость браков типа «кошки с собакой», несмотря на повторяющуюся или даже постоянную провокацию друг друга на явно деструктивное или унизительное и персекуторное ролевое поведение. Эта обоюдная потребность видеть друг в друге внешне плохой объект является настолько сильной связью, что может бросить вызов любым терапевтическим усилиям. В таком симбиозе вклад центрального Эго в виде рационализации типа лояльности, желания не подвергать опасности безопасность детей (которые могут стать сильно нарушенными, живя в таком доме!), финансовых и материальных соображений может быть очень умеренным. Я говорю о скрытом процессе выбора партнера (то есть человека, с которым решено вступить в брак, а не только пофлиртовать или закрутить роман), в основе которого, как правило, лежат бессознательные сигналы и намеки, с помощью которых партнеры распознают более-менее центральную Эго-синтонную личность и «готовность» другого к совместной проработке или повторению нерешенных пока рас-
щеплений или конфликтов в личности друг друга, и в то же самое время, как это ни парадоксально, гарантирующую, что с этим человеком эти конфликты останутся непроработанными. Таким образом, оба партнера надеются на интеграцию потерянных частей, находя их в другом, а также надеются на то, что в результате обоюдной защиты или тайного сговора о «совместном сопротивлении» это болезненное развитие удастся обойти. Именно эти ригидные защиты направлены на то, чтобы играть все большую роль в формировании дистресса и ослаблении чувства идентичности и силы Эго у партнеров. Рассмотрим образцовый случай ненадежного, но очень привлекательного «мужественного мужчины» и его супруги, «маленькой женщины», которую он все время унижал и преследовал за ее чисто женскую эмоциональность. Нам часто удается продвинуться в понимании, приписав такую нетерпимость ригидным защитам мужчины против его собственного либидинального («маленький мальчик») Эго, использующим контр-идентификацию с анти-либидинальным внутренним объектом, отвергающим зависимость как «девчоночье» чувство. Он женился, потому что питал надежды на воссоединение с потерянной потенциальностью, которую чувствовал в своей жене. Под принуждением имеющегося внутри расщепления он отрицал и преследовал свое либидинальное Эго в проективной идентификации с супругой. Комплементарная система потребностей, которую представляет жена мужчины, — находящая удовлетворение, если она привязывается к нему, — является центральным Эго, которое поддерживает их идентичность и защищенность, мазохистически покоряясь тиранической или принижающей родительской фигуре; это лучше, чем отсутствие отношений вообще. Супруга «надеялась» найти в браке безопасное продолжение этих первичных садо-мазохистических отношений с анти-либидинальным Эго, которое, как мы теперь видим, партнеры разделяют между собой. Один играет роль ехидного, унижающего анти-либидинального Эго; другой реагирует на это так, как если бы был не способен использовать никакие другие качества, чтобы противостоять этой пугающей/любимой фигуре.
Даже простой пример на материале нашего случая является составной частью сказанного выше — женщина, которая вследствие своего стремления сплавить вместе имеющиеся расщепления между ан-ти-либидинальными и либидинальными объектами, идеализирует мужчину, обещающего стать Прелестным принцем, который разбудит ее отвергнутое женское либидинальное Я, которое она также долж- на отвергать. Однако такая валькирия или Спящая красавица подчиняет: мягкий мужчина с множеством феминных черт в ходе супружеской жизни все больше кастрируется и порабощается ею. В этом случае снова тайный выбор супруга и построение отношений таковы, что один партнер представляет анти-либидинальное, тираническое Эго (чаще всего основанное на отталкивающей матери), а другой — «кроткое», нежное и любящее либидинальное Эго, часто доходящее до того, что здравая кооперация между убогими центральными Эго супругов практически полностью исчезает. Такие браки сохраняются вследствие реальной потребности в развитии и интеграции. В данном случае брак, диада, представляет суммарную (total) личность, в которой каждый партнер играет роль одной из нераспознанных противопоставленных друг другу конфликтных «половин», вместо взаимодополняющего развития в сторону индивидуальной полноты (completeness) и улучшения, которое возможно в здоровом браке, благодаря принятию амбивалентности «смешанной» личности. Так выглядит совместное использование партнерами друг друга, иногда вплоть до переворачивания общепринятых мужской и женской ролей. Одновременно с этим внутри такого брака происходит расщепление на правильный, даже «счастливый» социальный фасад, который члены диады (их центральное совместное Эго) сговариваются презентировать миру — с одной стороны, и с другой — конфликт внутри и только внутри личного пространства супружеских отношений. Таков наилучший способ интеграции, которой способна достичь пара, принимая во внимание травматический прошлый опыт супругов.
Брак является ближайшим взрослым эквивалентом первичных ро-дительско-детских взаимоотношений. Таким образом, если он является успешным, то он должен вращаться вокруг свободы к регрессу. Условием роста является свободное привнесение во взрослые взаимоотношения глубинных элементов инфантильных объектных отношений. Чтобы быть способным регрессировать к взаимной, похожей на детскую, зависимости, с гибкой сменой ролей, без цензуры и потери достоинства, под защитой знания о том, что партнер все принимает, поскольку сам проективно идентифицируется или терпит как хороший родитель это «маленькое нуждающееся Эго», когда оно выглядывает — это та надежда, к которой стремятся люди, ищущие человека, который будет любить безусловной любовью, снисходительно и сильно, который поможет соединить все частичные объектные отно- шения в осмысленное целое, что придаст силы. Поиск этого в гетеро-сексуальности определяет то упорство, с которым люди ищут своего «идеального супруга». Они могут расторгнуть брак только чтобы переиграть паттерн снова. Или они могут отчаянно цепляться и воспроизводить прошлые фрустрирующие объектные отношения, используя друг друга как жертву и насильника. В этом очень коротком наброске я надеялся показать, как точка зрения Фэйрберна позволила мне построить некое подобие понятийного аппарата понимания супружеских затруднений, — возможно, наиболее ясной области приложения его очень ценной теории. Перевод с англ. А.Е.Шуткова ЛИТЕРАТУРА 1. Dicks H.V. (1950) Personality traits and national socialist ideology 2. Dicks H.V. (1952) Observations on contemporary Russian behaviour
3. Dicks H.V. (1953) Experiences with marital tensions in the 4. Guntrip H. (1961) Personality structure and human interaction 5. Fairbairn W.R.D. (1952) Psychoanalytic Studies of the Personality 6. Spiegel J. (1957) The resolution of role conflict within the family Эйдемиллер Э.Г. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ТУПИКИ РАЗВИТИЯ* В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии (Мягер В.К.,Мишина Т.М., 1976; Эйдемиллер Э.Г, 1980;Юстицкис В., 1990, 2001; Захаров А.И., 1982; Варга А.Я., Будинайте ГЛ., Черников А.В., 2005; Шапиро А.З., 2005). Сформулированы такие понятия, как «семейная психотерапия» и «семейный диагноз». Под последним подразумевается определение характера и степени дисфункции семьи, проявляющейся в нарушениях структуры семейных ролей, внешних и внутренних границ, коммуникаций, механизмов интеграции и формирования психологических защит («семейных мифов»). Для меня существуют как минимум пять определений семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения психотерапии, опирающейся на принципы основных методов психотерапии — психоанализа, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др., — применительно к проблемам конкретной семьи (Карвасар-ский Б.Д., 2000). Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического, статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно, этому определению, семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал (Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М., 1985). * В октябре 2007 года в Москве в НИИ семьи и воспитания прошла Третья Международная конференция «Психологические проблемы современной семьи». В этом номере мы начинаем печатать материалы выступлений, сделанных или присланных на эту конференцию. Публикация статей и выступления с конференции будет продолжена в следующих номерах журнала. ЭЙДЕМИЛЛЕР Э.Г. — профессор, доктор медицинских наук, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава. Третье: семейная психотерапия — самостоятельное направление в психотерапии, включающее в себя ряд методов, опирающихся на определенные теории (теория систем, кибернетика, учение о коммуникационных каналах, «психология отношений» В.Н.Мясищева, психоанализ З.Фрейда, нарративный и конструктивистский подход и др.). За этим определением стоит проблема эклектики и/или интеграции различных методов и техник психотерапии, исходящих из конкретного психотерапевтического запроса клиента(ов).
Четвертое: семейная психотерапия — это система психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования (Эйдемиллер Э.Г., 2002). Это определение отражает системный подход в семейной психотерапии, и соответствующий метод получил название системной семейной психотерапии (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2001; Сельвини-Палаццоли М., 1978; Nichols M., 1984). Наконец, пятое определение: семейная психотерапия — это переговоры членов семьи с участием и при помощи психотерапевта, выступающего в роли переводчика, посредника и инициатора изменений в функционировании семейной системы, с целью ее оптимизации. За каждым определением семейной психотерапии стоит своя история, верования, теории и практика, которые впитали и впитывают в себя все многообразие человеческого бытия. Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о возникшей проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к целостным и согласованным; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», раскрытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля общения членов семьи. В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии постепенно стираются. За годы своего развития она вобрала в себя позитивные моменты психоанализа, групповой динамики, структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой пси- хотерапии. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Объектом психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем. Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена не на одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения. Так что же представляет собой психотерапия вообще и семейная психотерапия в частности? Какова роль контекста культуры в формировании содержания/формы психотерапии? В настоящее время психотерапия — это тот вид духовной практики, который, с одной стороны, наиболее востребован населением разных стран мира, а с другой стороны — предмет разногласий и ожесточенных споров. Следует уточнить термин «духовная практика», который введен мною впервые в контекст психотерапии. Духовная практика — это формулирование и выдвижение идей, реализация которых позволяет каждому человеку в отдельности и человечеству вщелом переживать состояние благополучия. Духовная практика — 1юнятие, представляющее собой компромисс науки с искусством. Попытаемся ответить на два вопроса. Вопрос первый. Что такое психотерапия? Самый очевидный ответ: психотерапия — это вид лечения, осуществляемый психологическими воздействиями. Вопрос второй. Почему к психотерапевту приходят люди здоровые, но имеющие психологические проблемы: супружеская ревность, обида на детей, их непослушание и плохая успеваемость, конфликты поколений в семье? А угроза развода и ситуация в семье после развода; вопрос о том, как правильно воспитывать детей и можно ли ба- бушкам/дедушкам (как это ни странно звучит) любить внуков больше чем любят их родители, и многое другое? Если при ответе на первый вопрос психотерапия выступает как вид медицинского вмешательства, лечения, то при ответе на второй — как духовная практика, опирающаяся на парадигму здоровья и на Психотерапия — это лечение или психологическое сопровождение человеком человека, переживающего кризис бытия? Психотерапия — это медицина или гуманитарная практика? Каковы теоретические концепты психотерапии: естественнонаучная парадигма (каузальная модель) и/или гуманитарная? Для меня психотерапия, несмотря на ее длительный исторический путь становления и развития, — новая междисциплинарная специальность, основанная на естественнонаучной и гуманитарной парадигмах, интегрирующая в себе такие духовные практики (по мере их возникновения), как религия, медицина, философия, педагогика, психология, социология, политика, этика и др. Следовательно, психотерапевтическая деятельность в нашей стране не должна быть привилегией одних лишь врачей, но должна осуществляться и психологами, и социальными работниками, то есть профессионалами, имеющими высшее образование соответствующего профиля и специальную последипломную подготовку и несущими юридическую ответственность за свою деятельность. Другое следствие данного мною определения психотерапии заключается в том, что психотерапевтическая деятельность должна регламентироваться соответствующим Законом РФ, а не подзаконными актами министерств. Наконец, еще одно определение психотерапии, которое тоже относится к психологическим, но в нем в большей степени подчеркнуты партнерские отношения психотерапевта и клиента: психотерапия — это психологическое взаимодействие психотерапевта/психотерапев ИЗ Для того чтобы понять роль и место психотерапии в культурном контексте современной России, необходимо осветить сам культурный контекст в его развитии вообще и в России в частности. В развитии культуры выделяют четыре эпохи: премодерн, модерн, постмодерн, эксплозив (Александер Ф., Селесник Ш., 1995; Зельцер В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 2002; Эпштейн М., 2006). В эпоху премодерна мышление человека было магическим, поэтому главенствующими методами психотерапии, сохранившими свое значение и сейчас, были различные религиозные ритуалы, гипноз и методы психотерапии, основанные на феномене внушения и самовнушения. Для эпохи модерна, которая условно начинается с работ Р.Декарта и Д.Локка, характерно стремление отыскивать (или приписывать) причинно-следственные связи как в природе, так и в поведении людей. Важным инструментом в познании психики становятся психоанализ 3. Фрейда, в основе которого лежат наблюдение и интроспекция, и теория условных рефлексов И.П.Павлова с основанными на ней методами поведенческой психотерапии. Следует остановиться на методологических понятиях, которые вызывают дискуссии в современной психотерапии: метод, направление, школа и техники. Метод — это определяемые границы единства и взаимодействия теории и практики. Применительно к психотерапии можно сказать, что психоанализ являет собой две ипостаси — мировоззрение и метод психотерапии. Направление—это группа методов психотерапии, имеющих в теории больше сходства, чем различий, а также имеющих сходство и различие в практическом, то есть техническом, воплощении этих теорий. Школа — это персонификация направления или метода психотерапии (есть основоположник теории, есть ее методология, концепция и программы обучения, система верификации результатов, исследования эффективности и т.д.). К примеру, психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психодрама Я.Морено, гештальт-терапия Ф.Перлза, патогенетическая психотерапия неврозов В.Н Мясищева. Техники — это конкретные приемы в рамках психотерапевтического процесса, определяемого параметрами направления или метода. Следует сказать, что техники часто не имеют специфических признаков, позволяющих относить их к тем или иным методам психотерапии. К примеру, «работа со стульями» в равной степени относится как к аналитической психодраме, так и к гештальт-терапии, а психоскульп-турирование используется как в аналитической психодраме, так и в семейной психотерапии (Джулиус Э.К., Пэпп П., 2007; Satir V, 1988). Культура эпохи постмодерна не только включает в себя признаки предыдущих эпох, но и имеет свои характерные признаки. Принципризомы (Делез Ж., Гваттари Р.) предполагает новый способ структурирования как в отношении знания, так и мировосприятия в целом. Для описания этого принципа в наибольшей степени подходят понятия «контекста переживаний, взаимодействия», «семейного контекста», которые пришли из семейной психотерапии (Эйдемил-лер Э.Г., Юстицкис В., 2001; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001; Nichols M., 1984). Контекст бытия — это поле описания всего того опыта, который входит в рамки исследования/описания. При этом отсутствует классическое деление на целое, частное, подчиняющее и соподчиненное. Речь идет о неоднородном поле идентичности. Контекст характеризуется несимметричностью, вследствие чего так называемая периферия бытия может оказаться более значимой, чем «центр». В аналитической психодраме (я занимаюсь ею много лет и считаю одним из наиболее универсальных и эффективных методов психотерапии, пригодных для детей, подростков и взрослых) маленькие детали, например уточнение цвета обоев, времени суток, открыты или закрыты двери в комнатах, в психодраме протагониста имеют подчас большее значение для достижения им инсайта и катарсиса, чем формулирование и проговаривание им основной темы. Семейные психотерапевты настаивают на том, чтобы на сеансы психотерапии приходили все члены семьи, поскольку какой-то нюанс поведения одного из них способен прояснить суть конфликтных взаимоотношений. Сальвадор Минухин (Minuchin S., 191 А) описывает случай, когда на сеанс психотерапии пришла семья: мать, отец и двое детей — подросток и младенец, лежащий в коляске. Мать долго, со страданием в голосе говорила, что ее муж черствый человек, игнорирующий интересы семьи, что он равнодушен к детям. В это время младенец заплакал, мать продолжала свои жалобы, сидя на стуле, и только отец встал и начал катать коляску, чтобы успокоить ребенка. Время становления эпохи постмодерна — весьма подвижная граница, охватывающая конец 20-х годов XX века и наши дни. Критика абсолютизма разума, так называемого научного познания, основанного на догмате измерения. Помимо измерений в совре- менной психологии наиболее важным стало вслушивание, вчувство-вание, взаимная эмпатия. Диктатура рационального объяснения, действия, последействия и следствия уступила место созданию и воссозданию контекста множественной интерсубъективности. Множественная интерсубъективность в общении способствует развитию понимания. Понимание отличается от объяснения тем, что при понимании информация (когнитивный компонент) взаимосвязана с эмоциональным переживанием (эмоциональный компонент). Уместно вспомнить слова известного детского психиатра С.С.Мнухина: «Понимание возникает тогда, мысли прочувствованы, а чувства осмыслены». При объяснении информация чаще всего лишена эмоционального сопровождения. В дисфункциональных семьях общение чаще всего строится на объяснении. На сеансе индивидуальной психотерапии в случае явлений переноса и противопереноса происходит взаимное выстраивание образов друг друга психотерапевтом и клиентом. В начальной фазе психотерапии психотерапевт (имеющий собственный жизненный опыт, соответствующие профессиональные качества, опыт самораскрытия и инвентаризации личного психологического пространства, проницаемые внутренние и внешние границы «Я») демонстрирует клиенту эмпатию, принятие его таким, какой он есть, инициативу. Клиент же предъявляет психотерапевту свои страхи, веру и неверие, проявляет тревогу, ригидные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, выражает надежду, что психотерапевт ему поможет. Границы личностного пространства клиента либо размыты, либо жесткие, большая часть его потенциала оказывается невостребованной. В средней фазе психотерапии продолжается процесс взаимодействия, в котором важнейшими являются восприятие, взаимная акцептация личного материала психотерапевта и клиента, причем психотерапевт (и в этом его сила и профессионализм) усваивает для себя лишь то из материала клиента, что способствует умножению его потенциала и опыта. Границы клиента становятся более проницаемыми, вследствие чего он способен осуществлять инвентаризацию и коррекцию своего и чужого опыта. В заключительной фазе психотерапии клиент завершает «встраивание» в себя того материала, который образовался в процессе взаимоотношений/взаимодействий с психотерапевтом, инвентаризацию и коррекцию своего опыта. Наличие проницаемых внешних и внутренних границ позволяет клиенту осуществить интеграцию уже имевшегося опыта и вновь приобретенного. Это полностью самостоятельная аутентичность, уже не зависимая от психотерапевта. Психотерапевт в результате общения с клиентом либо подтверждает, либо подвергает сомнению тот опыт переживаний, который был у него ранее. Если психотерапевт — профессионал высокого класса, он всегда оказывается в выигрыше, выстраивая собственную личность. В случае непрофессионализма психотерапевта противопереносы разрушают его личность. Несколько иначе выглядит ситуация взаимодействия клиентов и психотерапевта в процессе семейной психотерапии. На первых двух фазах семейный психотерапевт устанавливает контакт со всеми вместе и с каждым в отдельности, выстраивая уровни интеграции и общности семьи. В заключительной фазе члены семьи, благодаря инвентаризации и утилизации личностных и семейного ресурсов, симптоматического поведения и взаимодействий, устанавливают ту конфигурацию семейной общности, при которой семья оказывается способной реализовать свой потенциал роста, измерений и самоактуализации. Психотерапевт занимает свое место за пределами данной семьи и готовится к встрече с новой. В эпохе постмодерна подвергается критике принцип функциональности, который предполагает жесткое слияние предназначения, судьбы и аутентичности с выполнением социальных ролей. В тоталитарных обществах принцип функциональности был жестко самодовлеющим, и каждый человек рассматривался как элемент большой государственной машины. Преобладающими теориями в философии и психотерапии в эпоху постмодерна становится теория социального конструктивизма и нарративный (повествовательный) подход (Эфран Дж., Льюкенс Р., Льюкенс М., 2007). Благодаря работам чилийских биологов Умберто Матурана и Франсиско Варела стало ясно, что так называемые «очевидные» биологии факты не всегда являются таковыми. Очень трудно отнести тот или иной вид животных, организмов на определенные позиции классификаций. К примеру, большую панду одно время относили к медведям, потом к енотам, потом снова к медведям, причем оказалось, что и еноты, и медведи являются представителями одной большой семьи. Суть конструктивизма заключается в осознании того, что наши предположения о мире невозможно непосредственно подтвердить. «Язык — это самое главное, без него невозможны были бы такие сложные согласования действий в социальном сообществе, и именно поэтому конструктивисты настаивают на том, что человеческие жизни, в сущности, являются «разговорами». Следовательно, конструктивистская психотерапия в фигуральном смысле представляет собой особую форму «разговора»» (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В., 2007, с. 77). Основное допущение нарративных психотерапевтов заключается в следующем: все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию, на наше понимание чего-либо каким-то определенным образом, поэтому все сказанное имеет смысл только в рамках этой традиции. Если что-то вырвать из контекста, то оно потеряет смысл. Если мы поместим фрагмент сообщения в новый контекст, то он будет означать что-то другое. Наглядный пример этого — так называемые «исторические фильмы», в которых актеры — носители психологии человека XX века с их открытой манерой поведения, своеобразным этикетом, привычкой одеваться — изображают героев прошлых эпох. То же самое происходит и в научных дискуссиях: каждый оппонент доказывает свои тезисы, находясь в рамках своего контекста мыслей и переживаний, в то же время те, кто наблюдает за дискуссией, склоняются то в одну, то в другую сторону не вследствие рациональных причин, а вследствие иррациональных убеждений и установок. Трагедия людей XX века — внеконтекстуальное существование и общение. Понимание между людьми возникает в условиях взаимосоздан-ного и взаиморазделяемого контекста переживаний. «Стол — это то, что наиболее часто обозначается этим словом» — это утверждение справедливо лишь тогда, когда общающиеся договорились о границах контекста взаимоотношений и о способах проверки качества понимания. При нарушении этих условий «стол» в нашем понимании может трансформироваться в «стул». Основной тезис нарративного подхода — «практичность» вместо «истинности». По словам Петера Козловски, ответственность за свое самоопределение, самоактуализацию является прерогативой самой личности. Речь идет об ответственном самоформировании. Наверное, из всех сфер социального функционирования общение в нормально функционирующей семье и общение в ситуации психотерапии имеют больше всего причин называться «понимающим общением». Главенствующей ценностью эпохи постмодерна является: свобода, которая предполагает, помимо всего прочего, отказ от завоеваний в области духовных практик. К сожалению, опыт общения и взаимоотношений психотерапевтов в России говорит об обратном: все понимают необходимость объединения, но при этом продолжается конкурентная борьба представителей разных школ, ассоциаций, учреждений и просто отдельных психотерапевтов. Тема, которая волнует всех, но о которой никто не говорит вслух, — это власть и деньги. Кто будет определять параметры специальности, стандарты обучения и сертификации, кто будет иметь большее влияние — это тот неявный в декларировании, но более чем явный в поступках лейтмотив развития психотерапии в современной России. Преодоление научного монизма и декларация множественности форм познания. Отношения традиционной медицины, частности так называемой научной психотерапии, с альтернативной медициной и психотерапией характеризуются закрытостью и враждебностью. Причем, большую враждебность демонстрирует официальная медицина, а альтернативная отвечает ей игнорированием. Если мы не знаем механизмов лечебного действия методов нетрадиционной медицины, то все-таки должны констатировать, что многие целители обладают такими важными качествами, как умение осуществлять присоединение, наводить трансы, стимулировать переносы, вселять веру и надежду. Весь вопрос в том, как будут использованы эти возможности. Наконец, в эпоху постмодерна актуализируются качества готической культуры с ее стремлением к чистоте. Функциональность заменяется принципом органичности. Все многообразие природы, человеческого бытия понимается как взаимосвязанное, как живое, которое развивается по своим законам. Метафорой этого принципа может служить панорама: есть река, луга, кустарники, деревья, различная живность, ценная сама по себе, но ни в коем случае не выступающая в роли «младших братьев»; небо, солнце и человек, который пытается обучиться неагрессивному существованию. К сожалению, прав философ М.Эпштейн, профессор Университета Эмори в г. Атланте (США), который утверждает, что эпоха постмодерна погибла 11 сентября 2001 г. В результате страшных терактов в США и в других странах народилась эпоха зксплозива. Для этой эпохи характерны неверие, нетерпимость, оппозиция, конфронтация, угрозы, агрессия, террористические акты. Многополярность мира сменилась конфронтацией глобализма и антиглобализ- ма, христианской и исламской культур, противопоставление «хорошего» и «плохого», возрождением «холодной войны». В психотерапии жесткое администрирование принуждение к применению принципов «доказательности» и «клиницизма», которые сами по себе не вызывают возражений, могут привести к тому, что одни методы психотерапии попадут в разряд официально рекомендованных, а другие — в «черный список». В настоящее время исследователи Карвасарский Б.Д., (2000) насчитывает до 700 методов психотерапии. Совершенно очевидно, что методов психотерапии значительно меньше, а увеличение их количества связано с тем, как каждый психотерапевт стремится скорее персонифицировать свой опыт, нежели признаться в том, что является учеником и последователем другого психотерапевта. Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии методов и техник психотерапии, лучше воспользоваться предложением М.Н.Решетникова (2001) и выделить методы психотерапии, относящиеся к следующим направлениям (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2002): • методы психотерапии, основанные на внушении и самовнуше • поведенческая психотерапия; • когнитивная психотерапия; • психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия; • экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия; • семейная психотерапия. В современной России одни направления психотерапии развиты лучше (как, скажем, первое, второе, четвертое), а другие — значительно хуже (например, семейная психотерапия). Отнесение семейной психотерапии к самостоятельному направлению достаточно спорно, и в нашей стране имеет больше противников, чем сторонников. Какие у меня есть основания выделять семейную психотерапию как самостоятельное направление? Во-первых, собственный психотерапевтический опыт. Мне повезло вместе с В.К.Мягер и А.И.Захаровым быть основоположником семейной психотерапии в СССР. Мы поняли, что семья является уникальным социальным организмом, имеющим свои специфические признаки, свои механизмы функционирования. Были созданы теории, касающиеся разных аспектов функционирования семьи: • структура базисных семейных ролей; • учение о горизонтальных и вертикальных стрессорах; • концепция «патологизирующего семейного наследования» • семья как живая открытая система, функционирующая в нерав • семейные подсистемы и границы; • семейные мифы; • семейные когнитивные сценарии, диагностическая и психоте Во-вторых, существование разнообразных теорий, объясняющих функционирование семей как целого. В-третьих, близость и взаимопроникновение этих теорий в объяснении функционирования семей: психодинамические, системные, структурные, коммуникативные и стратегические теории семейной психотерапии скорее дополняют друг друга, нежели опровергают. В-четвертых, именно в семейной психотерапии впервые получили свое развитие конструктивистский и нарративный подходы, которые, с моей точки зрения, явились своеобразной интеграцией философии постмодерна, теории и практики психоанализа, системного подхода (общей теории систем Людвиг фон Бертоланфи), психотерапии, основанной на опыте В.Сатир и К.Витакера. Думается, что ни одна из метафор не может в полной мере отразить такие сложные понятия, как психотерапевт и психотерапия (например, психотерапевт — это музыкальный инструмент и исполнитель одновременно). Даже сюрреалистическое мышление не может панорамно и непротиворечиво воссоздать этот образ. Моя любимая метафора, передающая суть психотерапевта, — это фигура Сталкера (главного героя одноименного фильма А.Тарковского). Сталкер — опытный исследователь неизвестного и непознанного мира, содержащего в себе как манящее, так и опасное. Психотерапевт — сталкер сопровождает пациентов-путешественников по маршруту их желаний и страданий, но использует при этом свои личностные и профессиональные качества: эмпатию, рефлексию, терпение, принятие пациентов-путешественников такими, какие они есть, — для успешного и результативного завершения путешествия. Разумеется, в этой специальности есть и меркантильн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|