Период социализации (от 3 до 12 недель)
Период социализации начинается на этапе быстрого развития головного мозга, а также созревания и миелинизации спинного мозга. Щенок уже знаком с окружающей средой и способен реагировать на нее. Когда ему исполняется 3 недели, на его электроэнцефалограммах можно дифференцировать волны спокойного сна, активного сна и бодрствования, не различимые в первые 18 дней жизни (Beaver, 1999). Теперь для совершения естественных отправлений щенки покидают свою подстилку, а к 8 неделям начинают выбирать какие‑то предпочтительные субстраты или места для мочеиспускания и дефекации (как правило, на расстоянии от подстилки и миски). Если хозяин сумеет понять, что именно предпочитает щенок, и проруководить им (используя подкрепление) с того момента, как тот сползет со своей подстилки, то обучить малыша правилам поведения в доме будет гораздо легче. Щенки начинают есть твердый корм, а кроме того, мать может отрыгивать им еду в ответ на их подпрыгивание и облизывание боковых поверхностей ее морды. У них расширяется мимический диапазон, главным образом за счет движений ушей и губ, и появляется широкий набор голосовых сигналов, а также коммуникативных поз из репертуара социального и сексуального поведения взрослых особей. Связь с матерью становится менее тесной, на смену ей приходит все более активное игровое взаимодействие с братьями и сестрами (Dunbar, 1979). Часто можно видеть социальные сигналы типа виляния хвостом или поднятия передней лапы, указывающие на желание поиграть, равно как и многие элементы агрессивного поведения по отношению к другим щенкам из помета (например, рычание и покусывание за морду, загривок и другие части тела). Когда покусывание становится слишком яростным, слышен визг от боли, регулирующий интенсивность подобных взаимодействий (Dunbar, 1979). К 5 неделям малыши часто бегают вместе, подобно маленькой стае, а к 7 неделям могут начать групповые атаки на отдельных щенков.
Наибольшее значение для всего последующего поведения имеют следующие характеристики периода социализации: • развитие упреждающих реакций за счет увеличивающейся способности к восприятию окружающей среды; • появление социального поведения, включая установление иерархического места; • развитие способности к формированию первичных социальных отношений с пред‑ставителями своего вида и с другими животными (включая людей). Этот возрастной период включает также фазу повышенной восприимчивости, во время которой у щенка происходит импринтинг (запе‑чатлевание) вида и пола, к которым он принадлежит. Показано, что щенки, которые на протяжении всего периода установления общественных отношений росли и играли только с котятами, позднее избегали общения с незнакомыми щенками, а все свое положительное социальное поведение направляли на кошек и котят (Fox, 1969); подобный прием используется на практике при воспитании собак, предназначенных охранять домашний скот. Однако если 16‑недельному щенку дать возможность общаться с особями своего вида, то за 2 недели он устанавливает общественные отношения, нормальные для сообщества собак. Щенков, выращенных в социальной изоляции, а затем выпущенных к другим собакам того же возраста, атакуют и отвергают. Если же им позволить вступать в борьбу во время игры, их опять принимают в стаю (Scott, Fuller, 1965). Эффект общения с человеком был выявлен путем сравнения поведения 14‑недельных щенков, одни из которых росли в полной изоляции, тогда как другие ‑ в неполной, а именно в возрасте между 2 и 9 неделями они в течение недели с умеренной интенсивностью общались с людьми. Согласно наблюдениям, щенки, контактировавшие с людьми, проявляли готовность приблизиться к незнакомому человеку, в отличие от выросших в полной изоляции щенков, которые продолжали бояться людей даже после многих недель бережного обращения с ними (Freedman etal., 1961).
Скотт и Фуллер (Scott, Fuller, 1965) обнаружили, что на протяжении первых 5 недель жизни у щенков быстро нарастает стремление приблизиться к незнакомому человеку. Затем они становятся все более и более настороженными по отношению к незнакомым людям или ситуациям, но все же вплоть до 8‑недельного возраста их социальная мотивация к знакомству и взаимодействию перевешивает страх. Вдобавок к росту настороженности и страха у щенков в возрасте приблизительно 8 недель был выявлен период, когда они особенно восприимчивы к дистрессовым психологическим и физическим воздействиям (Fox, Stelzner, 1966). Начиная с 12‑недельного возраста, щенки становятся очень пугливы, на основании чего исследователи пришли к выводу, что в этот период тенденция к усилению реакции страха на новые факторы препятствует эффективному установлению общественных отношений. Чувство страха и его поведенческое выражение в виде реакции избегания мешают более взрослому щенку привыкнуть к новым раздражителям и сформировать приятные ассоциации с ними. В результате он теряет способность устанавливать общественные отношения, даже несмотря на то, что механизмы обучения новому у него еще полностью сохранены. Разные породы и особи очень отличаются друг от друга как способностью к формированию общественных отношений в возрасте до 12 недель, так и устойчивостью социального поведения в более позднем возрасте. Это можно объяснить разной степенью выраженности той или иной из двух противоположных, генетически независимых мотивационных систем: социального сближения и бегства от новых раздражителей (Zimen, 1987). Кроме того, в зависимости от породы изменяется социальное поведение по отношению к разным типам особей внутри вида (Dehasse, 1994), равно как и готовность прибегнуть к агрессии перед лицом нового фактора. Собаки, у которых к возрасту 12 недель установились нормальные общественные отношения, способны регрессировать и опять стать боязливыми, если их социальные навыки не будут периодически подкрепляться.
Показано, что результаты отборочных тестов Кэмпбелла (Campbell, 1972) для щенков в возрасте 5‑7 недель не коррелируют с особенностями поведения и характером животного во взрослом состоянии. Хотя эти тесты широко используются заводчиками для предсказания социальных наклонностей у собаки (Beaudet, Dallaire, 1993), в лучшем случае результаты тестирования могут указывать лишь на вероятность возникновения каких‑то поведенческих проблем (Beaver, 1999).
Ювенильный период
(от 12 недель до половой зрелости) В течение этого периода двигательные навыки постепенно совершенствуются, а модели поведения отрабатываются и уточняются в плане их целесообразности в той или иной ситуации. Усиливается тенденция к исследованию окружающей среды. Хотя щенки уже едят самостоятельно, мать все еще продолжает отрыгивать им еду, если они просят достаточно настойчиво. Однако на этой стадии мать уже отвергает большинство попыток привлечь ее внимание, просто игнорируя их или отвечая краткой, резкой реакцией агрессии, если детеныш становится слишком навязчивым. Таким образом, щенок познает полезность реакции страха, но в то же время избегает опасности благодаря тому, что его жесты примирения немедленно достигают успеха, устраняя угрозу со стороны матери (Abrantes, 1997). Приблизительно в 4‑месячном возрасте скорость формирования условных рефлексов начинает замедляться, вероятно, потому, что приобретению новых знаний и навыков мешают ранее сформировавшиеся условные связи (ассоциации). Хотя основы будущего обучения уже заложены, однако способность к решению сложных задач еще, как полагают, ограничивается такими факторами, как неустойчивость внимания и эмоциональная возбудимость (Scott, Fuller, 1965). По некоторым данным, непосредственно перед наступлением половой зрелости, т.е. в возрасте примерно 4‑6 месяцев, возникает второй период повышенной восприимчивости к вызывающим страх раздражителям и усиления социальной агрессии (Dehasse, 1994).
Социальная зрелость
Ювенильный период заканчивается с наступлением половой зрелости, т.е. в возрасте 6‑9 месяцев. Поведенческая и социальная зрелость достигается гораздо позднее – после успешной интеграции в человеческое общество. У диких сородичей собак половая зрелость наступает одновременно с социальной, а именно в 12‑18 месяцев, когда наблюдается формирование стойких иерархических отношений и появление таких моделей поведения, как агрессия и охрана территории. В этом же возрасте у домашней собаки часто проявляется агрессия по отношению и к хозяевам, и к незнакомым людям (Bradshaw, Brown, 1990). Тот факт, что в реабилитационные центры попадают в основном собаки моложе 2 лет, является, видимо, следствием неадекватных, неправильных действий владельцев на протяжении этого периода, решающего для установления иерархического положения и статуса животного. Случайное подчинение хозяина молодой собаке в момент, когда значения социальных жестов важны как никогда, может объяснить появление связанных с иерархическим положением конфликтов и, соответственно, агрессии. В то же время непрерывное поощрение щенячьего поведения, совершенно не подобающего социально зрелой, взрослой особи (например, игривого покусывания, подпрыгивания, облизывания и поскуливания), приводит не только к чрезмерным проявлениям подобного поведения, но и к формированию психически нестабильного, социально беспомощного животного (см. гл. 8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|