Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое значение периода социализации и ювенильного периода




Игра и социальное взаимодействие

 

Популярность домашних собак в значительной мере обусловлена их готовностью участвовать в игре и сохранением во взрослом состоянии тех черт, которые у большинства видов наблюдаются главным образом в ювенильном периоде. Для молодого животного, как известно, цель игры состоит в приобретении навыков, направленных на выживание. Собака редко играет, оставаясь наедине с собой (Beaver, 1999), так что ее игра в основе своей является, по‑видимому, только социальным видом активности. Это объясняет, почему оставленного в одиночестве питомца так часто не удается занять различными игрушками для собак: собаке важна не сама игрушка, а игра как форма социального взаимодействия. Игра способствует развитию социальных навыков и способности общения лишь в том случае, если действия играющего вызывают ответ со стороны других ее участников, будь то человек или собаки.

Игровое покусывание. Один из главных уроков, получаемых посредством игры, заключается в научении ограничивать силу и активность своих действий, в частности силу укуса. Щенок учится этому, пока его зубы причиняют минимальный ущерб. По данным одного из исследований (Beaver, 1999), взаимодействия между щенками включали покусывание в 87% случаев.

Кажущаяся интенсивность такой игры может встревожить хозяина‑новичка, а опасение, что малыш слишком пострадает от зубов другого щенка, побуждает владельца несвоевременно вмешаться, тем самым затрудняя формирование правильных коммуникативных реакций у участников игры. Огромное значение для общения имеет способность подавать и принимать как звуковые, так и выраженные языком тела сигналы примирения и покорности, которые должны приводить к немедленному снижению агрессии. То, что человек в этой ситуации берет щенка на руки и успокаивает, абсолютно не вписывается в парадигму социального обучения собаки. Малыш лишается возможности узнать, как важно лежать неподвижно или переворачиваться животом кверху перед чрезмерно разыгравшимся приятелем, а кроме того, хозяин своим вниманием рискует поощрить и закрепить реакцию страха. Вдобавок, если быстро убрать одного щенка от другого, можно вызвать реакцию преследования, что только усугубит ситуацию и послужит для “спасаемого” щенка плохим уроком. Щенок, которому совсем не позволяли кусаться во время игры или к покусываниям которого человек или собака относились с чрезмерным терпением, вероятно, так и не научится соразмерять силу своего укуса. И в дальнейшем, уже повзрослев, он будет способен нанести серьезные раны даже при мелких столкновениях.

Оценка силы. Вторая и наиболее важная функция игры состоит в том, что она позволяет оценить силу и слабость компаньонов в условиях, исключающих настоящие, чреватые ранением драки. Умение оценить различия между особями по их иерархическому положению и способности контролировать ситуацию, проявляющиеся сначала в игре, а позднее при помощи специальных сигналов и поз, имеет основополагающее значение для поддержания иерархии в собачьем сообществе (Nott, 1992; Dehasse, 1994; Abrantes, 1997).

Если молодым собакам постоянно дают возможность убедиться в том, что совершенно недопустимые, потенциально опасные уровни игрового поведения ‑ рычание, преследование, подпрыгивание, сильные укусы ‑ отлично помогают добиться продолжения игры, то по существу нормальное игровое поведение может перерасти в проблему.

Если же собака усвоит, что она способна контролировать жизненно важные ресурсы как в игре, так и при любом другом взаимодействии (особенно, когда к списку успешных стратегий, используемых в этих целях, добавляется агрессия), ее отношения с хозяином нередко осложняются настолько, что смена владельца или эвтаназия становятся неизбежны.

Попытки привлечь внимание. Забота владельца о здоровье питомца, его внимание и привязанность никак не соответствуют родительскому поведению собак, ориентированному на отделение и автономию. В некоторых случаях, когда связанные с болезнью формы поведения типа облизывания себя, хромоты или кашля подкрепляются явным беспокойством хозяина, щенки научаются воспринимать их как средства общения и впоследствии используют для привлечения к себе внимания (Dehasse, 1994). То, что результатом какого‑либо поведения, выбранного щенком, становится внимание человека, делает успешными многие стратегии настойчивого выпрашивания и привлечения внимания, а также грозит чрезмерной привязанностью собаки к хозяину и состоянием тревоги при расставании. Неподчинение собаки, а также недостаточный контроль владельца над ситуациями, связанными, в частности, с кормлением собаки и проявлением внимания к ней, зачастую приводят к установлению абсолютно неправильных иерархических отношений между хозяином и питомцем. Это, в свою очередь, может иметь далеко идущие и чрезвычайно неблагоприятные последствия для взаимосвязи собаки и человека.

 

Привыкание

 

Не раз демонстрировалось, как важно подвергать маленьких щенков воздействию самых разнообразных раздражителей (включая общение с ними людей разного возраста и пола), но главными здесь являются, по‑видимому, не количественные, а качественные характеристики воздействия (Wolfle, 1990). Проживание в группе и способность приспосабливаться к разнообразию окружающей среды требуют такой эмоциональной стабильности, которая достигается только благодаря привыканию (габитуации) и, соответственно, исчезновению реакции на отдельные раздражители. Отсутствие же постоянной стимуляции в раннем возрасте приводит к плохой обучаемости, повышенной возбудимости и чрезмерной реактивности, обусловленных, вероятно, общей неспособностью адаптироваться в новой окружающей среде. Иногда наблюдаются также чрезмерная привязанность к хозяину и связанные с ней навязчивость и нетерпимость к изоляции (Dehasse, 1994).

Возврат к страху и избеганию. Если щенок лишен возможности приобрести жизненный опыт в условиях, близких к тем, в которых ему предстоит жить в дальнейшем, то не исключено, что у него произойдет возврат к весьма проигрышному адаптивному поведению страха и избегания. Необходимо особо обращать внимание заводчиков и хозяев совсем маленьких щенков на эту опасность, а также на риск случайного закрепления страха и значимость последнего для более позднего поведения. Если щенок переходит в новые руки в возрасте около 8 недель, время добровольного, бесстрашного знакомства с новыми ситуациями уже прошло. В этом случае остается только надеяться, что у него успели сформироваться положительные ассоциации и появилось привыкание к различным внешним раздражителям. Ответственность за такую подготовку щенков должны нести заводчики, которым можно дать один универсальный совет – обеспечивать не только здоровую генетическую основу, но и достаточное разнообразие окружающей среды и стимулов для щенков, чтобы оптимизировать их эмоциональную стабильность и обучаемость (см. гл. 6).

Боязливость‑ Нельзя недооценивать значимость одной и той же эмоции, выражаемой разными способами в зависимости от степени физического развития щенка. Малыш, сталкиваясь с новым фактором, в 3‑недельном возрасте остается лежать, в возрасте 14 недель убегает прочь, а впоследствии, в возрасте 6‑7 месяцев реагирует агрессивно, если только не были приняты специальные меры по его адаптации к изменениям окружающей среды.

Страх как эмоция часто выражается в форме агрессии. Явная агрессивность собаки нередко становится причиной проведения эвтаназии. Следовательно, боязливость можно рассматривать как угрожающее жизни состояние, и к каждому ее проявлению у маленького щенка нужно относиться со всей серьезностью. В таких случаях иногда рекомендуют посещать занятия для щенков, но это может оказаться не только недостаточным, но и явно вредным, если занятия проводятся неправильно (см. фиг. 2.2). На самом деле необходимо как можно раньше направить хозяина к компетентному специалисту по вопросам поведения. И дело не только в том, что в консультационном кабинете намного предпочтительнее видеть перепуганного щенка, чем злобную и агрессивно настроенную молодую собаку, но и в том, что лечение, проведенное на ранней стадии, бывает намного эффективнее.

Как видно из фиг. 2.1, для того чтобы предупредить развитие агрессивного поведения и его травматические последствия, требуется, во‑первых, снизить уровень воспринимаемой угрозы, а во‑вторых, надежно подавить привычку собаки кусаться.

 

Занятия для щенков

 

Как показывает опыт автора этой главы, примерно половина собак, которых приводят на консультацию по поводу поведенческих проблем, посещали те или иные занятия по дрессировке; более того, в последнее время все чаще в историях болезни упоминается и посещение специальных занятий для щенков (см. гл. 6). Из этого следует, что такие занятия не помогли данным собакам или, по крайней мере, их хозяевам, предотвратить появление поведенческих проблем.

Проводилось исследование ближайшего и долгосрочного эффектов программы социализации щенков на их поведение. При этом сравнивали реакции на такие раздражители, как новые факторы, стимулы взаимного общения, общение с человеком и командные стимулы, у щенков в контрольной группе и в группах с применением следующих программ: а) социализации и дрессировки; б) только социализации; в) только дрессировки; г) кормления (Seksel et al., 1999). Вопреки ожиданиям, результаты показали, что максимум, чего удавалось достичь, ‑ это улучшение реакции на команды и предсказуемость будущей реакции на новые раздражители.

Концепция “фаз повышенной восприимчивости” и понимание важности социализации в раннем возрасте позволяют избежать многих ошибок в обращении с маленькими щенками. Тем не менее остается еще много неизвестного в отношении факторов развития и влияния окружающей среды, обусловливающих предрасположенность молодых собак к определенным моделям поведения (Webster, 1997). Ниже приведены те из множества переменных факторов, которые следует учитывать при оценке успеха занятий для щенков (фиг. 2.2).

Без подавления привычки кусаться, без должной социализации и привыкания ГОТОВНОСТЬ КУСАТЬСЯ + ЗУБЫ + ВОСПРИНИМАЕМАЯ УГРОЗА = ТРАВМИРУЮЩИЙ УКУС

Привычка кусаться подавлена, но отсутствуют социализация и привыкание ГОТОВНОСТЬ КУСАТЬСЯ + ЗУБЫ + ВОСПРИНИМАЕМАЯ УГРОЗА = НЕГРАВМИРУЮЩИЙ УКУС

Привычка кусаться подавлена, достигнуты социализация и привыкание ГОТОВНОСТЬ КУСАТЬСЯ + ЗУБЫ + ОТСУТСТВИЕ ВОСПРИНИМАЕМОЙ УГРОЗЫ = ОТСУТСТВИЕ УКУСА

Фиг. 2,1. Меры по снижению агрессивности: подавление привычки кусаться и устранение неадекватного восприятия угрозы посредством социализации и привыкания

• Различие пород по обучаемости: с собаками некоторых пород владельцам приходится затрачивать больше сил и времени на то, чтобы взять под контроль генетически обусловленное поведение и преодолеть действие приоритетных раздражителей.

• Обучаемость и фиксация внимания на хозяине: те же различия, что приведены выше.

• Содержание курса, стандарт обучения и соотнесение с реальной жизнью. Чтобы добиться максимальных успехов, как тренер, так и хозяин должны понимать, какие методы дрессировки наиболее соответствуют природным процессам обучения и общения и облегчают их протекание.

• Согласованный подход к обращению со щенком всех контактирующих с ним людей (в частности, членов семьи и особенно детей). Несогласованность вызывает у щенка замешательство.

• Обучение не должно быть жестко привязано к определенным условиям; иначе оно приводит к недостаточной генерализации команд подчинения и невыполнению их при смене условий.

• Неодинаковое отношение хозяина к собаке в процессе обучения и в обычной жизни. Дрессировка основана на положительном подкреплении предпочтительного поведения, тогда как в реальной жизни хозяин нередко прибегает к наказанию и пытается контролировать только проблемные модели поведения.

• Успешное снижение воспринимаемой угрозы посредством социализации делает щенка бесстрашным, но не обеспечивает достаточного контроля со стороны хозяина в ситуациях, когда щенка что‑то отвлекает. Следует иметь в виду, что у общительных щенков реже возникают лишь те поведенческие проблемы, которые связаны с социальными отношениями.

• Неумение использовать в дрессировке пищевые раздражители. Собака повинуется, только увидев вознаграждение.

• Несовместимость правильного обучения с равноправными (идеальными, по мнению многих хозяев) взаимоотношениями между хозяином и собакой. Когда со щенком обращаются как бы на равных и в то же время требуют от него повиновения, он получает противоречивые, сбивающие с толку сигналы. Уважение и послушание ‑отнюдь не синонимы.

• Завышенные ожидания. Не следует рассчитывать, что занятия со щенками принесут немедленный успех: это только начало учебного процесса длиною во всю жизнь.

Фиг. 2.2. Факторы, которые следует учитывать при оценке занятий для щенков

Вакцинация щенка

Как говорилось выше, у 7‑8‑недельного щенка происходит переход от мотивации любопытства к мотивации страха и имеются свидетельства того, что в этом возрасте существует период, благоприятный для развития боязливости. Поэтому на ветеринарного врача возлагается огромная ответственность за то, чтобы процедура вакцинации не нанесла щенку травмы, а была для него по возможности приятной (см. гл. 6).

При неправильном обращении это событие может стать для собаки первым опытом, демонстрирующим пользу различных поведенческих выражений чувства страха как способа привлечения безраздельного внимания хозяина. Необходимо предупредить владельца, что неосторожное поощрение подобного поведения может губительно отразиться на будущем его питомца, поскольку способствует закреплению поведения страха и связанной с ним агрессии, причем последствия этого могут оказаться намного серьезнее, чем просто пренебрежение прививкой.

Если со щенком во время процедуры обращались хорошо, но не уделяли чрезмерного внимания и не ласкали до тех пор, пока он не успокоился, то первая прививка становится очень важным жизненным опытом и для щенка и для владельца. Если же врач потратит какое‑то время на то, чтобы подружиться со щенком, если при вакцинации в наиболее подходящий момент даст ему лакомство, это полностью исключит возникновение реакции страха, а в дальнейшем упростит ветеринарное обслуживание данной собаки и упрочит взаимоотношения между клиникой и клиентом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...