Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы становления и развития марксистской философии




МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Общая характеристика философии марксизма (источники её возникновения, этапы развития, основные идеи).

Диалектический материализм.

Исторический материализм.

Ключевые понятия: марксизм, марксизм-ленинизм, философия марксизма-ленинизма (марксистско-ленинская философия), источники (предпосылки) возникновения философии марксизма, материя и сознание, всеобщие свойства материи (движение, пространство и время, отражение), основной вопрос философии, материализм и идеализм, движение, диалектика и метафизика, законы и категории диалектики, диалектический метод, диалектическое мышление, диалектический материализм, исторический материализм, общественное бытие и общественное сознание, способ производства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, классы и классовая борьба, социальная революция и контрреволюция.

Общая характеристика философии марксизма (источники её возникновения, этапы развития, основные идеи).

Марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как теоретическая система состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия (диалектико-материалистическая философия).

Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма.

Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 - 1837гг.). В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности (социализму).

Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считаются английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию.

И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма было творчество мыслителей немецкой классической философии в лице Г. Гегеля (учение о диалектическом методе) и   Л. Фейербаха (антропологический материализм).

Помимо теоретических источников философии марксизма, как и марксистской теории в целом, причинами её возникновения стали социально-экономические условия в европейских странах в первой половине XIX века и естественно-научные предпосылки (о них говорилось в лекции № 2).

Социально-экономические условия, вызвавшие потребность в создании новой философии, были порождены началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе. Сама жизнь поставила перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества. К.Маркс в этой связи главную задачу, создаваемой им и Энгельсом философии, сформулировал следующим образом: « Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его». («Тезисы о Фейербахе», 11-й тезис, весна 1845г.). То есть главное в философии марксизма и системе марксизма в целом – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

Естественно-научные предпосылки были обусловлены потребностью осмысления достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

Основные этапы становления и развития марксистской философии

1. Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса (1837-1842 гг.). Гегельянская позиция в философии. Становление революционного демократизма в социально-политических взглядах.

2. Критика идеализма Гегеля (1843-1844 гг.). Переход от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму.

3. Завершение формирования философии марксизма (1845-1848 гг.)

4. Развитие диалектико-материалистической философии в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни (1849-1883, 1895 г.г).

5. Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

6. Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

7. Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

8. Современное состояние марксистской философии и её развитие в конце XX – начале XXI вв. (западный марксизм, труды ученых РУСО, развитие марксизма в КНР и др. странах).

Основные идеи философии марксизма:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества нашло выражение в создании диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, но «очищенный» от идеализма, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение принципов диалектического материализма на понимание истории и состояния общества (исторический материализм), в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Одной из центральных категорий философии  марксизма является «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивается активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривается как основа, источник и цель познания и объективный критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

7. В мире (природе, обществе, познании) действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.

8.  Исторический материализм как составная часть философии марксизма, наряду с диалектическим материализмом, является конкретизацией принципов диалектического материализма при осмыслении социальной реальности. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

9. Совершенно новаторским в философии марксизма стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играет общественное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества.

10. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

11. Философские взгляды Маркса и Энгельса по сути своей антропоцентричны и гуманистичны, так как их интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе, поиски путей освобождения человека от социального отчуждения, эксплуатации и угнетения.

12. Процесс исторического развития рассматривается в марксистской философии как последовательное возникновение, становление, развитие и смена общественно-экономических формаций (ступеней, фаз, этапов развития общества). В ходе этоого процесса происходит поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации всех форм отчуждения, эксплуатации и угнетения,  и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека.

13. Специфика марксистской философии состоит в её изначальной обращенности к вопросам общественной жизни – экономики, социальных отношений, политической жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...