Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакционный, нисходящий класс, отстаивая свои интересы, выступает здесь охранителем устаревших производственных отношений.




Прогрессивный, восходящий класс, отстаивая свои интересы, стремится их преобразовать, дав тем самым простор дальнейшему развитию производительных сил. В ходе этой борьбы подвергается ломке, переделке все отжившее, реакционное и утверждается растущее, прогрессивное.

В результате создаются предпосылки для перехода от старой общественно-экономической формации к новой. Поэтому в условиях антагонистического строя классовая борьба представляет собой не только основное содержание истории, но и ее важнейшую движущую силу.

Борьба классов происходит постоянно, независимо от того, ведутся или нет открытые военные действия. И, свидетельствует опыт, в ней, в конечном счете, побеждает тот класс, который является носителем более прогрессивных, чем прежние, общественных отношений. Исчезновение классовой борьбы возможно только вследствие исчезновения самих классов с различным общественным положением и противоположными интересами, т.е. при коммунизме.

  Социальная революция.

Узловым пунктом и высшей точкой классовой борьбы, согласно марксизму-ленинизму, является социальная революция. Это – коренной поворот в жизни общества, в результате чего исчерпавшая себя формация заменяется более прогрессивной. Центральный вопрос всякой революции составляет вопрос о власти. Ее переход из рук реакционных классов в руки революционных классов есть первый, главный, основной признак революции.

Маркс назвал революции локомотивами истории. Их великая роль заключается в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса, резко двигают человечество вперед, выводят его на новые исторические горизонты, открывают новые эпохи. В огне революций задавленные ранее классы очищаются от мерзости старых порядков, изменяют свой облик, обретают способность создавать новые формы бытия и жить в них.

Явление, противоположное революции, составляет контрреволюция. Это – регрессивное, попятное движение, временно реставрирующее отжившие порядки. Если при революции власть переходит от реакционных к прогрессивным классам, то при контрреволюции имеет место обратный процесс. В длительной перспективе контрреволюция, конечно, обречена, поскольку противоречит объективной исторической необходимости. Однако она способна значительно задержать общественный прогресс и вызвать в развитии человечества зигзаги.

Роль народных масс и личности в истории.

Поскольку классовая борьба и связанные с нею социальные революции составляют основное содержание, важнейшую движущую силу общественного развития, то подлинным творцом истории являются не отдельные выдающиеся личности, не «герои», а непосредственный носитель, главный участник классовой борьбы и революций – народ.

Пока народ под воздействием материальных факторов жизни не созрел к историческому действию, никакие, даже самые прекрасные идеи не смогут его к этому побудить. И никакие, даже самые выдающиеся личности, выдвигающие их, ничего без народа не смогут осуществить. Идеи, указывается в марксизме-ленинизме, становятся материальной силой тогда, когда овладевают массами. И в исторической деятельности нужно иметь в виду не побуждения отдельных лиц, хотя бы и великих, а те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы.

На разных этапах истории роль народных масс в общественном развитии не одинакова. В застойные времена, отличающиеся неразвитостью общественных противоречий, массы, придавленные эксплуатацией и угнетением, как бы спят. И общественное развитие тогда ползет, наподобие гужевой перевозки. В переломные же моменты истории, когда долго зревшие противоречия вырываются наружу, активность масс резко усиливается, и развитие ускоряется.

Марксизм-ленинизм открыл закон возрастания роли народных масс в истории. Суть его в том, что вместе с основательностью исторического действия неизбежно увеличивается и размер участвующих в нем народных масс. И наоборот, чем глубже преобразование, которое требуется осуществить, тем больше надо вызвать к нему интерес и сознательное отношение десятков миллионов трудящихся. Вне активной, сознательной деятельности широких народных масс сколько-нибудь значительные преобразования невозможны.

Вместе с тем марксизм-ленинизм нисколько не умаляет значения, которое может иметь для общества деятельность отдельных личностей. Особенно это относится к лидерам, руководителям различных социально-политических сил. Ленин указывал, что ни один класс в истории не достигал господства, если не выдвигал своих вождей, способных организовать движение и руководить им. Для организации миллионов, разъяснял он, значение руководителя необъятно велико. Воля сотен, десятков тысяч может выразиться в одном лице.

Сила воздействия личности лидера на историю бывает столь огромна, что начинает казаться, будто он посредством своей воли может изменить ход событий. В реальности же никакая личность, никакой лидер не способны по одному лишь желанию повернуть колесо истории. Но лидер может или ускорить, или замедлить события. Его воздействие на общественное развитие может быть или прогрессивным, или реакционным. Если лидер учитывает требования объективных законов и способствует решению назревших задач, то он ускоряет развитие, оказывает на него прогрессивное воздействие. Если же лидер действует вопреки требованиям объективных законов и мешает решению назревших задач, то он замедляет развитие, оказывает на него реакционное воздействие.

Известно, что лидеры, которые не считались с объективным ходом истории, с назревшими общественными потребностями, неизбежно терпели поражение. Напротив, чем выше степень соответствия действий лидера назревшим общественным потребностям, тем при прочих равных условиях выше и положительный эффект данных действий, сильнее прогрессивное влияние лидера на историю. И в любом случае решающим фактором этого влияния выступает возможно более тесная связь лидера с движением народных масс, выражение их воли и интересов, служение их нуждам и чаяниям.

Подводя итог изложенному в данной лекции, можно сделать вывод: марксистско-ленинская философия представляет собой философское обоснование коммунизма. Она изучает наиболее общие законы развития объективной действительности и с точки зрения их действия показывает, что коммунизм возникнет не по чьему-то желанию, а в силу естественного хода исторического процесса. Последний включает в себя движение от одних форм общественной организации к другим, а значит, и от капитализма к коммунизму.

Рекомендуем к изучению

Первоисточники

В.И.Ленин. «Три источника и три составных части марксизма».

И.В. Сталин: «О диалектическом и историческом материализме».
Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел первый: философия».

Ф. Энгельс: «Диалектика природы».
Ф. Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
К. Маркс: «Тезисы о Фейербахе».
К. Маркс и Ф. Энгельс: «Немецкая идеология».

 

Литература

«Азбука коммуниста». Пособие для агитаторов и пропагандистов. Алексей Брагин. https://kprf.ru/crisis/agitator/109226.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...