Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения




 

Образовательная система аккумулирует в себе все происходящие в обществе процессы. Чем динамичнее развивается социум, тем чаще возникают в нем проблемы, тем чаще необходимо изменять его социальные институты и законы. Общество становится более образованным, и поэтому каждый лучше видит его недостатки и осознает необходимость подвергать анализу жизненные ситуации, непрерывно убирать все устаревшее, апробировать новшества и включать их в повседневную деятельность. Идея трансформации образования неслучайно актуализирована в последние десятилетия во всем мире, она формирует установку новой эпохи: обеспечить единое образовательное пространство и предвидеть перспективы его развития. Стратегические цели образования формируются в русле понятий "образованность", "культура" "компетентность". Под образованностью понимают качество личности, которое характеризует наличие у человека способности использовать в своей теоретической и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, опираясь на общечеловеческие ценности и социальные нормы. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности личности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Компетентность в большей степени характеризует результаты профессионального образования и включает в себя как содержание профессиональной (прежде всего технологической) подготовки, так и систему непрофессиональных знаний, освоить которые нужно в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) каждому студенту. Отсюда можно заключить, что образованность, культура и компетентность определяют профессионализм работника любой сферы. Поэтому игнорирование общественных потребностей в образовании, тем более в профессиональном, не только нецелесообразно, но в определенной мере опасно, поскольку противоречит в первую очередь интересам личности.

Методологически данная позиция базируется на признании дихотомической связи гуманизма и социальности, которая проявляется в том, что гуманизм не функционирует вне общества и уже потому социален, что обладает свойством социальности. Социальность же гуманистична по своей природе, т.к. является объективным отражением культуры и позволяет сохранить ценности, передать традиции, развить способность к творчеству у будущих поколений. Кроме того, к субъекту социальности, ее носителя относятся не только государство и общество, но и человек.

Действительно, современное постиндустриальное информационное общество предъявляет к своим гражданам определенные требования, а поэтому заинтересовано в том, чтобы они обладали определенными качествами. Причем это не означает, что личность должна ограничиваться только данным, социально необходимым набором качеств, но они должны присутствовать в структуре личности как условие ее успешного социального функционирования.

Таким образом, социальный запрос для образования связан с выработкой способов гармоничного сочетания интересов и личности, и общества при создании образовательных стратегий. В последние годы данная проблематика становится объектом научного интереса многих исследователей, которые раскрывают разные ее аспекты. Это приобретает особую важность в плане подготовки педагогов нового поколения, тем более педагогов профессионального обучения. Ведь при подготовке будущих специалистов технического направления требуются высококвалифицированные педагоги профессионального обучения, способные сформировать компетенции, достаточные выпускнику на современном рынке труда. Для реализации данной цели необходимы преподаватели и мастера, имеющие высокий интеллектуальный потенциал, компетентные не только в своей дисциплине, но и имеющие знания в других областях, обладающие современными технологиями работы с информацией и т. п.

Профессиональную подготовленность педагога профессионального обучения следует рассматривать не просто как систему дидактико-методических знаний и владение набором профессионально-педагогических умений, а как развитость разнообразных способностей, качеств личности системного характера, творческого потенциала, гибкости, мобильности, готовности к инновациям, творческому отношению к образовательному процессу. В соответствии с этими требованиями кадровая политика в инженерно-педагогическом образовании направлена на его гуманизацию и гуманитаризацию, на формирование педагога-профессионала, создание творческих мастерских, педагогических объединений, постоянное научное обеспечение профессиональной подготовки, на широкое внедрение инновационных идей и современного педагогического опыта, комплексный характер непрерывного психолого-педагогического образования и самообразования будущих педагогов профессионального обучения, на развитие у них ценностного отношения к педагогическому мастерству.

Анализ образовательного свидетельствует о том, что для практического обучения студентов выделяются в большей степени частные компетенции, которые не могут обеспечить целостный трудовой процесс, требующий от педагогов профессионального обучения в первую очередь навыков целеполагания, целеосуществления, рефлексии и пр., а полученные частные умения весьма разрознены и в совокупности не охватывают все стороны осваиваемой профессии. Недостаточная представленность в процессе обучения комплексного подхода, обеспечивающего логические и практические взаимосвязи между различными блоками подготовки не позволяет студентам эффективно использовать их в практической деятельности.

Такое положение дел заставляет подготавливать педагогов профессионального обучения к реализации занятий и методов обучения, направленных на практическое ознакомление с целостной профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных навыков, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности личности будущего профессионала, ценностно-мотивационных ориентации в процессе обучения.

Отсюда вытекает неразрывность теоретической и практической сторон профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения. Взаимосвязь их педагогической деятельности и производительного труда, оптимальное сочетание учебных и преобразовательных начал в профессиональной деятельности являются краеугольным камнем практико-ориентированной технологии обучения в вузе.

Такое сотрудничество способствует восстановлению и укреплению связей с предприятиями, открывает для учебных заведений следующие возможности: облегчается доступ к информации о рынке труда (каких специалистов и сколько надо готовить); обеспечивается учет заказа работодателей по содержанию подготовки будущих специалистов; процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ выстраивается в соответствии с запросами работодателей; открываются более широкие возможности для организации производственной практики студентов; появляются возможности для организации краткосрочной стажировки и повышения квалификации; расширяются возможности трудоустройства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...