Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право на образование в системе прав и свобод




Человека

Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав ченоиека является право на образование. Это — основополагаю­щее право всех граждан. Ни один человек (ребенок, подросток, и |рослый) не может быть лишен его по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или при­пал.нежности к этническому меньшинству.

11раво всех людей на образование закреплено в ряде важней­ших международных документов (Всеобщей декларации прав че­ноиека, Конвенции о правах ребенка и др.), нашло отражение в (лкоподательных актах Российской Федерации, гарантируется ее 1навпым законом — Конституцией.

Признание безусловной ценности для общества каждой чело-I» ческой личности, необходимости обеспечения гарантий ее пра-

1 То же.


 




ва на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жиз­ни — вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.

Рассмотрим основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. Важное место в формировании законодательной базы РФ в течение по­следних лет отводится федеральным законам, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу ко­торых относятся люди с ограниченными возможностями жизне­деятельности и трудоспособности — инвалиды. Среди них одной из самых.уязвимых групп являются дети. Они особенно страдают от войн, от непосильного труда, от недоедания, отсутствия се­мейного окружения, плохого физического или морального обра­щения и т.д.

Законодательство Российской Федерации о защите прав инва­лидов опирается на основополагающие принципы уважения прав и свобод человека, отраженные в международных документах Орга­низации Объединенных Наций.

В течение длительного времени права инвалидов служат пред­метом пристального внимания со стороны международного сооб­щества и законодательно закреплены в ряде документов ООН, таких, как:

«Всеобщая декларация прав человека»,

«Конвенция о правах ребенка»,

«Декларация о правах умственно отсталых лиц»,

«Декларация о правах инвалидов»,

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Во всех этих документах отражен основополагающий принцип равенства, заключенный в самом понятии прав человека, предо­ставляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностя­ми равные со всеми права. Это утверждение подкреплено поло­жениями Устава ООН, обязывающими государства (члены сооб­щества) содействовать повышению уровня жизни, полной заня­тости населения, а также социальной защите «на случай безрабо­тицы, болезни, инвалидности»1.

«Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает фундамен­тальную нормативную базу, ставшую основой для международ­ных правовых стандартов, касающихся инвалидов.

В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реали-

1 Сборник международных договоров ООН. — Нью-Йорк, 1989. — С. 21.


ювывать весь комплекс гражданских, политических, экономи­ческих, социальных, культурных прав, закрепленных в этих до­кументах, но и пользоваться признанным за ними правом осуще-|ТВЛять их на равных основаниях с другими людьми. Данное ут-пгрждение подкреплено положениями особого характера, содер­жащимися в статье 25 декларации, которые признают за каж­дым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его само­го и его семьи». Кроме того, в этой же статье (п. 2) говорится, что -материнство и детство имеют право на особую заботу и содей­ствие. Все дети, рожденные в браке или вне его, имеют равное право на социальную защиту».

Статья 26 декларации утверждает право всех людей на по­лучение образования.

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образова­ния для своих малолетних детей.

«Всеобщая декларация прав человека» имеет основополагаю­щее значение для защиты прав инвалидов, поскольку о них речь идет как о людях, равных по своим правам с другими. В статье 1 творится: «...все люди рождаются свободными и равными в пра­вах и достоинстве», а статьи 2и6 устанавливают право каж-цого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».

Этот важнейший документ послужил базовой основой и от­правной точкой для разработки многих принятых впоследствии международных актов и резолюций по данному вопросу.

«Конвенция о правах ребенка» была утверждена органами ООН но правам человека 20 ноября 1989 г. как результат особого внима­ния и стремления обеспечить защиту всех детей, и детей-инвали-■QB в частности. Генеральная Ассамблея ООН назвала этот доку­мент «великой хартией вольностей для детей, мировой конститу­цией прав ребенка».

Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ас гей. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным тре-пованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Это — наиболее полный из когда-либо написанных документов о правах истей и первый документ, который придает этим правам силу международного закона. Более того, Конвенция — первый между­народный договор, признающий права детей-инвалидов. В важ­нейшей, касающейся защиты прав детей-инвалидов и утвержден­ной всеми государствами-участниками статье 23 говорится, •им «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостат-


 




ками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в ус­ловиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и ак­тивное участие в общественной жизни». Фактически эта статья закрепляет права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.

В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удов­летворение особых потребностей такого ребенка в области образо­вания, профессиональной подготовки, медицинском обслужива­нии, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельно­сти. Ее второй пункт провозглашает, что «государства-участники признают право детей-инвалидов на специальный уход и будут поощрять и содействовать, в соответствии с имеющимися ресурса­ми, предоставлению ребенку и лицам, ухаживающим за ним/ней, помощи, на предоставление которой подается прошение и которая соответствует положению ребенка и степени обеспеченности ро­дителей или опекунов».

Далее третий пункт устанавливает, что такая «помощь предо­ставляется по возможности бесплатно, принимая во внимание финансовые ресурсы родителей или лиц, ухаживающих за ре­бенком. Эта помощь предназначена для того, чтобы ребенок-ин­валид имел доступ и мог получить образование, профессиональ­ное обучение, медицинские услуги и уход, реабилитацию, под­готовку к трудоустройству и рекреационные возможности таким образом, который способствовал бы наиболее полной социаль­ной интеграции и индивидуальному развитию, включая его или ее культурное или духовное развитие». Затем подчеркивается, что «государства-участники будут способствовать в духе междуна­родного сотрудничества обмену информацией в области про­филактики заболеваний и медицинского, психологического и функционального лечения детей-инвалидов, включая распрост­ранение информации, касающейся методов реабилитации, об­разования и профессиональной подготовки с тем, чтобы содей­ствовать совершенствованию имеющихся способностей и навы­ков и расширять накопленный опыт в этих областях. И в этих вопросах следует особо учитывать потребности развивающихся стран».

Необходимо отметить и другие статьи Конвенции, также каса­ющиеся защиты прав детей-инвалидов:

статья 24 — ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания;

статья 32 — государства обязаны защищать ребенка от тру­довой эксплуатации и работы, которая может повредить его обу­чению или нанести ущерб его здоровью и благополучию;

статья 19 — государства обязаны защищать ребенка от фи­зического или психического вреда или недосмотра, включая сек­суальное насилие и эксплуатацию.


Страны, подписавшие Конвенцию, и в том числе Российская Федерация, приняли на себя обязательства использовать все име­ющиеся у них ресурсы для того, чтобы обеспечить детям-инвали-пам, детям с врожденными и рано приобретенными дефектами развития максимально высокий уровень независимой жизни в об­ществе.

Генеральная Ассамблея ООН утвердила также документы, от­носящиеся исключительно к защите прав инвалидов. Это — «Дек-парация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975) и «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993).

«Декларация о правах умственно отсталых лиц»] принята Ге­неральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Ее основные положения на­правлены на изменение отношения общества к людям с умствен­ной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. 11астоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Кро­ме того, статья 2 устанавливает, что умственно отсталый че­ловек имеет право на должное медицинское обслуживание и фи­зиотерапию (специфическая стимуляция развития двигательной сферы), а также на такое образование, подготовку, реабилита­цию и помощь, которые позволили бы ему достичь максимально­го развития своих способностей и потенциала.

Подтверждено право умственно отсталых людей на экономи­ческую защищенность и достойный уровень жизни (ст. 3); на за­щиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения (ст. 6). Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потре­бовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания до­ступных для умственно отсталых людей юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.

К сожалению, этот документ до сих пор не ратифицирован Россией. Известно, что после прений по обсуждению Декларации членами Генеральной Ассамблеи ООН представитель СССР воз­держался от голосования на фоне единодушного ее принятия ос­тальными членами.

«Декларация о правах инвалидов» — еще один не менее значи­мый международный документ, утвержденный ООН в 1975 г., в котором отмечено, что инвалиды обладают теми же граждански-

1 В тексте, связанном с описанием и анализом проблем теории и практики ВПециальной педагогики (так же, как и в т. 1, посвященном ее истории), мы посчитали корректным использовать обозначение «люди» (человек, индивидум, ребенок, дети) по отношению к рассматриваемой категории населения. Однако мри описании правовых, законодательных и юридических материалов допускаем использование принятого в этих документах обозначения «лица» (лицо).


 




ми и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем в нем заявлено об особых правах инвалидов на получение специ­альных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеграции в общество.

Статья 1 Декларации содержит определение инвалидов как «...любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полно­стью или частично потребности нормальной личной и/или обще­ственной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В пре­амбуле к документу Генеральная Ассамблея ООН призывает «к национальным и международным действиям, обеспечивающим, чтобы такое 'определение стало общей базой и точкой отсчета для защиты прав, упомянутых в Декларации».

В Декларации также говорится, что «...инвалиды должны полу­чать равное обращение и быть обеспечены услугами, позволяю­щими им полностью интегрироваться в общество». В статье 4 утверждаются широкие социальные и экономические права инва­лидов; статья 5 предусматривает, что они «...вправе рассчиты­вать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоя­тельными»; статья 6 устанавливает их «...право на медицин­ское, психологическое и функциональное лечение, на медицин­скую и социальную реабилитацию, образование, профессиональ­ную подготовку и профессиональную реабилитацию, содействие, консультирование, услуги по трудоустройству и другие услуги, позволяющие им максимально совершенствовать свои способно­сти и навыки, ускоряющие процесс их интеграции или реинте­грации». Статья 7 декларирует право инвалидов на экономи­ческую и социальную защищенность и на достойный уровень жизни. «Инвалиды имеют право рассчитывать, что их особые нужды бу­дут учитываться на всех стадиях экономического и социального планирования», — говорится в статье 8. Статья 9 подчер­кивает, что инвалиды имеют право «...жить в своих семьях или с приемными родителями и участвовать во всех видах социальной, творческой или рекреационной деятельности». Декларация запре­щает дискриминацию: «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дис­криминационного, оскорбительного или унизительного характе­ра» (ст. 10).

Далее (ст. 11) указывается, что инвалиды «...должны быть обес­печены квалифицированной юридической помощью, когда тако­вая необходима для защиты самих инвалидов и их собственности». И наконец, «...инвалиды и их семьи имеют право получать ин­формацию о правах, содержащихся в данной Декларации» (ст. 13).

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Этот


документ не имеет полной силы закона, однако по существу яв­ляется первым универсальным правовым актом, содержащим мо­ральные и политические требования к присоединившимся госу­дарствам по принятию мер, направленных на выравнивание воз­можностей для инвалидов.

IJ первой главе Стандартных правил упоминаются предпосыл­ки, содействующие их равному участию в жизни общества:

1) широкое ознакомление общественности с проблемами ин­валидности;

2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому Обслуживанию;

3) полный комплекс услуг по реабилитации;

4) обеспечение специальными услугами.

Правило 1 указывает, что «государства должны предпри-н и мать меры к расширению информированности общества об ин­валидах, их правах, нуждах, потенциале и созидательном вкладе». Важным элементом расширения информированности общества яв­ляется сосредоточение информационной компании на проблемах лете и-инвалидов, что создаст предпосылки к формированию по­ни ивного отношения к ним со стороны будущих поколений. Со-i ласно правилу 2 государства должны обеспечить предостав­ление инвалидам эффективной помощи. А с целью достижения и поддержания инвалидами оптимального уровня независимо-iiи, уточняется в правиле 3, необходимо предоставлять им полный комплекс социальных услуг.

Эти правила нацелены на то, чтобы обеспечить инвалидам та­кой уровень жизнедеятельности, который позволил бы им актив­но жить и взаимодействовать в обществе.

Правило 4 касается государственного обеспечения инвали­дов специальными услугами, включающими и технические сред­ства, и приспособления, что должно повысить уровень независи­мости этих людей в повседневной жизни и расширить для них возможности пользования своими правами.

Во второй главе Стандартных правил речь идет о целевых обла­стях создания равных возможностей (правила 5—12). Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни, обра-ювание, занятость, обеспечение материального благосостояния, семейная жизнь, личностная независимость, культура, досуг, спорт, религия. Понятие «доступности» подразумевает создание иобарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспре­пятственный доступ к средствам информации и коммуникации.

Одним из важнейших по значимости является правило 6, в млором указаны стандарты обеспечения доступа инвалидов к образованию, признанного обязательным условием будущего тру­доустройства и обретения жизненных навыков. Обращение к госу-


 




 


дарствам-участникам требует «...признавать принцип равных воз­можностей начального, среднего и высшего образования для де­тей, молодежи и взрослых инвалидов в общеобразовательных си­стемах». Пункт 8 этого правила уточняет, что в странах, где обще­образовательная система «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования». Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систе­му образования.

Огромное значение для достижения инвалидами достаточного уровня независимой жизни имеет трудовая занятость. Правило 7 подчеркивает: «Государства должны признавать тот принцип, что инвалиды имеют право пользоваться своими особыми правами в области трудоустройства», а в его пункте 1 уточняется, что трудо­вое законодательство «не должно допускать дискриминации ин­валидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству». Государства обязаны поддерживать стремление инвалидов участво­вать в системе свободного трудоустройства (п. 2), но вместе с тем создавать и приспосабливать рабочие места и помещения так, чтобы они были им доступны (п. За), способствовать использованию новых технологий и производству вспомогательных приспособлений, инструментов и оборудования (п. Зв), обеспечивать на должном уровне трудовое обучение, трудоустройство и постоянную под­держку трудовой деятельности, осуществляя в случае необходи­мости трудовую деятельность, например, при содействии ассис­тента, пользуясь переводческими услугами и т.п. (п. Зс).

Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен к государствам с требованием предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществ­ляющим уход за ними. Вместе с тем пункты 4 и 5 этого правила подчеркивают, что программы социального обеспечения инвали­дов должны быть структурированы таким образом, чтобы стиму­лировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску тру­доустройства, т.е. к необходимости самим искать и сохранять свое рабочее место.

Правило 9 призывает государства способствовать полному участию инвалидов в семейной жизни. В частности, инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.

В правилах 10—12 содержатся требования обеспечить ин-валидам равные возможности участия в культурной деятельно­сти, отдыхе и спорте, религиозной жизни.

В третьей главе Стандартных правил перечисляются различные практические меры по реализации указанных стандартов с реко­мендациями по их внедрению. Государства обязаны:


а) собирать и распространять информацию об условиях жизни
инвалидов — правило 13;

б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соот-
иетствующей политики и национальном планировании — пра­
нило 14;

в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по дости­
жению задач полного участия и равенства инвалидов — прави­
ло 15;

г) финансировать национальные программы и деятельность по
еозданию для инвалидов равных возможностей — правило 16;

д) содействовать деятельности национальных координацион­
ных комитетов по проблемам инвалидов — правило 17;

е) признавать право общественных организаций инвалидов
представлять свои интересы на национальном, региональном и
местном уровнях — правило 18;

ж) обеспечивать адекватную подготовку кадров, участвующих
и планировании и осуществлении программ по созданию равных
нозможностей для инвалидов, — правило 19;

з) осуществлять постоянный мониторинг и оценку реализации
национальных программ и услуг, обеспечивающих равенство воз­
можностей для инвалидов, — правило 20;

и) принимать участие в сотрудничестве с развивающимися стра­нами по принятию мер, направленных на улучшение жилищных условий инвалидов, — правило 21;

к) активно участвовать в международном сотрудничестве по разработке политики, нацеленной на достижение равенства воз­можностей для инвалидов, — правило. 22.

Заключительная, четвертая глава описывает механизм контро-IIя, предназначенного способствовать практической реализации указанных норм и стандартов.

На основе этих Стандартных правил разработаны дифферен­цированные рекомендации по созданию равных возможностей для июлей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе •Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствова­ние психиатрической помощи» заложены минимальные стандар-1ы ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллекту-ильпой недостаточностью. Он предназначен для использования в качестве руководства правительствам, специальным правозащит­ным агентствам, международным, национальным и региональ­ным организациям, действующим как в государственном, так и в неправительственном секторе. В частности, принцип 1 (п. 2) уста­навливает, что «...ко всем лицам, страдающим умственной отста-ррстью или считающимся таковыми, следует относиться гуманно и уважать их человеческое достоинство». Другие перечисленные в кжументе принципы касаются защиты детей от избыточной ди­агностики умственной недостаточности, утверждения их прав на


 




адекватное медицинское обследование, на конфиденциальность профессиональной информации, на комплекс мер, улучшающих условия их содержания в специальных учреждениях, а также ука­зывают на необходимость согласия на лечение.

Защите прав детей-инвалидов посвящены многие постоянно организуемые международные мероприятия (форумы, конферен­ции), на которых обобщаются исследования, связанные с поло­жением таких детей в современном мире.

Особую значимость приобретают резолюции конференций по защите прав детей-инвалидов на образование. Поддержка свобод­ного развития «особого ребенка» предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества, а это может быть осуществлено только сред­ствами образования и в сфере образования. Исключение человека (ребенка) из образовательного пространства равносильно приго­вору к пожизненной бедности и зависимости.

Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с осо­быми потребностями «Доступность и качество» (1994).

Исключительно важное значение для определения путей раз­вития специального образования в XXI в. имеют документы, при­нятые Саламанкской всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями. Саламанкскую декларацию «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и «Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми потребностями» еди­нодушно поддержали представители 92 государств и 25 междуна­родных организаций, собравшихся в Испании на международ­ный форум по специальному образованию, организованный ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в июне 1994 г.

Документы, принятые конференцией, базируются на принци­пе включающего образования, т.е. признания необходимости со­здания «школ для всех» — учебных заведений, которые объединя­ют всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующие условия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого. Подобный подход к обра­зованию детей с отклонениями в развитии называется интегра­цией, или интегрированным обучением.

Декларация Саламанкской конференции заявляет:

• каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень зна­ний;

• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;


 

• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во им и мание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

• лица, имеющие особые потребности в области образования, ■рлжны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые полжны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетво­рения этих потребностей;

• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являют­ся наиболее эффективным средством борьбы с дискриминацион­ными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общи­нах, построения инклюзивного общества и обеспечения образо­вания для всех; более того, они обеспечивают реальное образова­ние для большинства детей и повышают эффективность и в ко­нечном счете рентабельность системы образования.

«Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми по-фебностями» объявляют следующие требования.

Присоединившимся государствам следует законодательно при­знать принцип равенства возможностей для детей, молодежи и взрос-лых с физическими и умственными недостатками в области на­чального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого по мере возможности в условиях, гарантирующих их интеграцию, — Статья 16.

В рамках образовательной политики на всех уровнях, от нацио­нального до местного, необходимо предусмотреть, чтобы любой ребенок с умственными и физическими недостатками посещал ближайшую школу, иными словами, школу, которую он бы по­сещал, если бы не имел этих недостатков, — статья 18.

Практика «приобщения» детей с умственными и физическими недостатками должна являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению образования для всех. Даже в тех исключи­тельных случаях, когда детей помещают в специальные школы, их образование не должно проходить полностью отдельно. Следу­ет поощрять их участие в течение неполного учебного дня в заня­тиях в рамках обычных школ -—статья 19.

Особое внимание надо уделять потребностям детей и молоде­жи с серьезными или многочисленными умственными и физи­ческими недостатками. Они имеют такие же права, как и другие, на достижение максимальной независимости, когда станут взрос-иыми, и должны получить образование с учетом их потенциаль­ных возможностей достижения этой цели — статья 20.

«Рамки (план) действий но образованию...» рекомендуют го­сударствам ориентироваться на эти руководящие принципы на национальном уровне.

В разделе «Факторы, связанные со школой» рассмотрены ме­ханизмы организации интегрированного обучения. Статья 28


касается разработки учебных планов в интегративных школах: «Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот». В статье 33 предложено «использовать надлежащие и доступные технические средства для повышения успешного ус­воения учебного материала...».

Отдельный раздел посвящен приоритетным областям рефор­мирования системы образования. Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением раз­вития системы образования в XXI в. — с т а т ь я 53. Первые шесть лет жизни ребенка, и особенно первые три года, наиболее значи­мы для формирования умственных способностей, личности и со­циального поведения подрастающего человека. Недостаточное вни­мание к периоду раннего развития приводит к невосполнимым потерям в становлении психических функций и необходимых со­циальных навыков.

Документы Саламанкской конференции (декларация и рам­ки действий) призывают правительства всех стран привести свои законодательства в соответствие со следующими требования­ми:

- уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

- использовать принцип «включающего» (инклюзивного) об­разования как компонент правовой политической системы;

- создавать и реализовывать показательные проекты;

- содействовать обмену с государствами, имеющими опыт ра­боты в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;

- разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;

- во всем способствовать участию родителей и деятельности организаций инвалидов;

- финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вме­шательства;

- финансировать развитие профессиональных аспектов «вклю­чающего» (инклюзивного) образования;

- обеспечить разработку и реализацию программ по целена­правленной подготовке учительских кадров.

Международные документы в области защиты прав инвалидов содержат описание новых подходов в создании условий равных возможностей как естественного следствия гуманной политики и цивилизованного законодательства, обеспечивающего полноцен­ную интеграцию этой категории населения во все сферы обще­ственной жизни.

На основании анализа рассмотренных международных доку­ментов можно сделать следующие выводы.


 

• Принцип равенства, заключающийся в понятии прав челове­ка и четко обозначенный во всех документах ООН, предоставляет инвалидам и людям с ограниченными возможностями те же пра-и,|, что и всем.

• Инвалиды и люди с ограниченными возможностями являют­ся обладателями особых прав (например, право глухого пользо­вания услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.).

• Провозглашение прав и свобод человека неотделимо от воз­ложения на граждан определенных обязанностей.

• Любое государство, принимая решение о ратификации того IIни иного международного правового документа, обязуется при­нести свое национальное законодательство в соответствие с прин­ципами, отраженными в этом документе.

Последним и важнейшим по значимости международным пра­вовым документом, направленным на защиту прав лиц с различ­ными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, является Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств ин­валидов.

13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов не только одобрила содержание этой Конвенции, но про­возгласила день ее принятия началом новой эры для более 650 млн инвалидов на земном шаре, которые не должны будут терпеть дискриминационную практику и дискриминационное отношение общества, с которыми им так долго приходилось сталкиваться. 11осле принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция была открыта для ратификации и практической реализации в 192 стра­нах мира начиная с 30 марта 2007 г.

Этот документ стал первым важным правозащитным междуна­родным договором, заключенным в XXI в. Его главная цель — (ащита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, нчономических, политических и социальных прав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...