Л. Краткая история благотворительности
На Руси с незапамятных времен существовала мощная система церковной благотворительности, ставшая источником экономического поддержания специального образования. Формально ее начало было положено, согласно летописным материалам, в 996 г., когда князь Владимир (Святославович) своим указом определил, что церковь должна взять на себя призрение (присмотр и уход) убогих и неимущих. Этим же указом устанавливалось, что одна десятая часть казны (доходы от торговли, судопроизводства и другие поступления) передается церкви для монастырей, богаделен, и которых должны содержаться «убогие». В эпоху Петра I благотворительность перестает базироваться только на конфессиональных (церковных) инициативах и распространяется на светскую жизнь. По примеру монархов Западной Европы, открывавших благотворительные учреждения социальной и педагогической помощи нуждающимся в этом людям, российский императорский дом, традиционно его женская половина, принял на себя активные благотворительные обязанности. В дальнейшем традиция светской благотворительности продолжала развиваться во многих экономически преуспевающих странах мира. Так, в 1864 г. президент США А. Линкольн утвердил решение Конгресса о субсидировании и патронаже первого (не только в Америке, но и во всем мире) высшего учебного заведения для неслышащих — Галл одет-колледжа. С тех пор президент США по традиции являлся патроном этого учебного заведения. В период недолгого царствования Павла I было создано знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Мариинское ведомство). Указом императора учреждалась и определялась деятельность этого ведомства, просуществовавшего более ста лет, вплоть до 1917 г. В Мариинском ведомстве были сосредоточены капиталы, составлявшиеся из пожертвований частных лиц, из личных средств членов императорского дома (достаточно сказать, что все личные средства, которыми располагала императрица Мария Федоровна, были вложены в эту благотворительную организацию). Например, в 1806 г. в г. Павловске, близ
Петербурга, на личные доходы императрицы Марии Федоровны была открыта первая в России школа для глухих детей. Пополнение средств Марии некого ведомства шло также за счет прибылей из ссудных, сохранных касс — процентов от вложения капиталов, от доходов при сдаче внаем зданий и др. К концу XIX в. в России насчитывалось более двухсот учреждений Мариинского ведомства. Под его эгидой создавались и новые благотворительные организации. Так, в 1898 г. возникло «Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых», которое финансировало различные стороны социальной и педагогической помощи людям, имеющим нарушения слуха. К моменту- прекращения своей деятельности (1915) эта благотво рительная организация осуществляла экономическую поддержку (практически полное содержание) более 60 школ-интернатов для неслышащих детей, регулярной деятельности годичных педагогических курсов по подготовке учителей для обучения глухих, издания периодического журнала «Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых», а также сети приютов для престарелых и одиноких глухих, убежища для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских. Существовали и другие благотворительные общества и организации. Благотворительные акции были характерной и важной чертой жизни российского общества конца XIX — начала XX в. Дворянство и купечество оказывали преимущественно материальную помощь, интеллигенция и люди низших сословий — действенную помощь личным безвозмездным участием, в том числе и профессионального характера. Это — благотворительные концерты и спектакли, кружечные сборы и подписные листы, это и огромная бесплатная работа в учреждениях педагогической и социальной помощи: дежурства, социально-бытовая помощь, уход. Весьма значимым было и участие научной интеллигенции, выражавшееся в проведении диагностики детей, в консультировании родителей, оказании медицинской, психологической, консультативно-педагогической помощи.
Одним из впечатляющих и малоизвестных примеров благотворительности российского купечества являлась помощь основателя картинной галереи Павла Михайловича Третьякова, которую он оказывал в связи с учреждением Московского училища (школы) для глухих детей. В 1875 г. на его средства были построены здание и подсобные помещения для школы. В течение 25 лет училище финансировалось из средств благотворителя. Лишь в 1900 г. Московская городская дума приняла в свое ведение заботу об училище, хотя прежняя благотворительная поддержка продолжала поступать. Дочь П. М.Третьякова — Л. П. Гриценко помогла материаль- но открытию в Москве в 1900 г. первого в России детского сада для неслышащих детей. Подобных примеров можно привести множество. Таким образом, уже в XIX в., в период, становления и развития системы социального призрения, is ее структуре появились первые учреждения специального образования для детей с отклонениями в развитии. До конца XIX в. эти учреждения как в России, так и за рубежом существовали преимущественно на благотворительные средства. Средства эти были значительными и позволяли обеспечивать специальным образованием часть детей с ограниченными возможностями, в большинстве своем относившихся к социальной среде, в которой образование признавалось значимым. С началом принятия законов об обязательном бесплатном (т. е. финансируемом государством) начальном образовании в Западной Европе (на протяжении XIX в.) и в России (начало XX в.) число детей с ограниченными возможностями, стремившихся получить школьное образование, резко возросло и система социального призрения и благотворительности оказалась уже не в состоянии экономически обеспечивать это начинание. В ряде стран 'Западной Европы законы об обязательном начальном образовании содержали и статьи об обязательности начального образования для детей с ограниченными возможностями, т.е. о включении системы специального образования в государственный сектор финансирования. При этом благотворительная помощь не только не отменялась, но и продолжала составлять внушительную часть финансовых средств образовательных учреждений, создавая необходимую материальную поддержку дорогостоящей системы специального образования.
В России, несмотря на введение в 1908 г. обязательного бесплатного начального образования, специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования. Вплоть до Октябрьской революции в 1917 г. оно фактически существовало на средства Мариинского ведомства, многочисленных благотворительных обществ и организаций, на личные средства учредителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|