Экономическая политика СССР в отношении специального образования
Ликвидация частной собственности как результат Октябрьской революции и репрессирование церкви закрыли все возможные источники частной и конфессиональной благотворительности. С начала 30-х гг. XX в. любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения системы соци-
альной помощи и специального образования советское государство приняло на себя. В первые годы советской власти было допущено немало ошибок и принято поспешных решений в экономической политике в области социальной помощи и специального образования. В стране выстраивалась совершенно иная система приоритетов — армия, промышленность, ликвидация общей неграмотности. При отсутствии у государства необходимых средств у специального образования оставалось очень мало возможностей для выживания и развития. По данным статистики, только через 20 лет после Октябрьской революции удалось восстановить ту инфраструктуру специального образования, которая реально существовала в дореволюционной России (по данным на 1914 г.). К началу 30-х гг. XX в. материальное положение в стране улучшилось. Тем не менее, когда потребовались немалые средства на проведение всеобуча, государство сняло с себя материальные обязательства перед системой специального образования: финансирование этих учреждений, большинство из которых были заведениями интернатного типа, стало осуществляться из местных бюджетов. В реальности проведение всеобуча детей с отклонениями в развитии на местах нередко игнорировалось, а положенные для специальных школ незначительные суммы не отпускались под предлогом приоритетности всеобуча нормальных детей.
Социальный статус учителя специальной школы в 20 —30-х гг. XX в. был крайне низким вследствие мизерности учительской заработной платы и пенсионного обеспечения, несоответствующего тяжести труда такого учителя. О низком социальном статусе учителей специальной школы свидетельствовали непопулярность дефектологических отделений в педагогических вузах и малое число абитуриентов, желающих там учиться. Для повышения привлекательности профессии учителя-дефек-толога и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вред ностей в его труде в конце 30-х гг. XX в. была сделана 25 %-ная надбавка к заработной плате. Она сохранялась до середины 80-х гг. XX в., когда в связи с очередным реформированием системы образования была отменена. Не могло быть экономически благоприятным для системы спе циального образования и военное десятилетие (40-е гг. XX в.). В значительной мере уничтоженная материальная база многих специальных школ, расположенных на европейской территории стра ны, занятой врагом, восстанавливалась в течение нескольких послевоенных лет. В послевоенный период (50-е гг.) экономическое положенис специальных учреждений несколько улучшилось и стабилизиро валось. Было восстановлено их финансирование из государствен пого бюджета, учащиеся специальных школ-интернатов находились на полном государственном обеспечении. Особенно благоприятными для системы специального образования стали 60 — 70-е годы XX в. Однако уже с конца 70-х гг. XX в. вследствие скрытой ползущей инфляции экономическая поддержка системы специального образования, как и всей системы образования в стране, уменьшилась. Так, доля национального дохода СССР, направляемая на нужды образования, за период 70 — 80-х гг. XX в. снизилась в 1,5 раза. Для сравнения за 80-е гг. XX в. государственные расходы на образование в развитых странах мира выросли более чем в 12 раз, в СССР — лишь в 4,5 раза.
Проблемы экономического обеспечения специального Образования Со второй половины 80-х гг. XX в. экономика СССР вступила в период затяжного кризиса, который был отчасти преодолен Россией к концу 90-х гг. XX в. В кризисный период финансирование системы специального образования вновь было передано в ведение региональных и местных бюджетов. Как и в 30-х гг. XX в., благополучие специальных учреждений оказалось в прямой зависимости от уровня компетентности представителей власти на местах и знания ими реальных проблем и нужд людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Однако в отличие от 30-х гг. 90-е годы XX в. характеризовались развитием экономики страны в условиях иного социально-политического устройства. Происходил медленный возврат к утраченным много десятилетий назад духовным и нравственным ценностям — меценатству, благотворительности, участию церкви в социальной помощи населению. Через совместные проекты с российскими образовательными учреждениями специальное образование стало получать материальную поддержку от зарубежных благотворительных организаций. На протяжении трудных 90-х годов XX в. функционирование Федеральной целевой программы «Дети России» через подпрограмму «Дети-инвалиды» поддерживало финансирование первоочередных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в социальной и медицинской помощи и специальном образовании. На эти цели государством были выделены сотни миллионов рублей. Большое значение в укреплении экономических позиций системы специального образования имело принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании». Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт,
видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права. Перспективным представляется введение государственного именного образовательного обязательства. Это — именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти по месту жительства осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности при их обучении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ.
Другими словами, средства на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья поступают целевым образом и «следуют» за ребенком в то образовательное учреждение, которое выбирают его родители или он сам. Таким может быть как образовательное учреждение общего назначения, так и специальное (кор-рекционное) образовательное учреждение. Благодаря этому ребенок и его родители получают по-настоящему демократическое право выбора образовательного учреждения. Реализация этой идеи в жизнь в 90-х гг. XX в. не представлялась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые потребовались бы для одномоментного изменения системы финансирования учреждений специального образования. Перед системой специального образования стоит еще одна проблема, требующая ответственного решения, — перестройка традиционных форм финансирования содержания и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В современных условиях, когда резко активизировалась деятельность общественных организаций, объединений, ассоциаций родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, растет и стремление воспитывать таких детей в условиях семьи. В России начался процесс деинституциализации, главными тенденциями которого являются желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учреждений. Такой же процесс происходил более 20 лет назад в США и в ряде развитых стран Европы. Опыт деинституциализации оказался положительным. Главные ее преимущества — более рациональное расходование государственных средств и возможность не отрывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее время в учреждения социального обеспечения. При наличии системы именных образовательных обязательств данная проблема может быть успешно решена.
История экономического развития системы специального образования в России и за рубежом показывает, что эта сфера обра- ювания более ресурсоемкая, чем система образования общего назначения, а ее экономический эффект всегда ниже. В связи с этим необходима научно обоснованная сбалансированность организации финансирования системы специального образования, чтобы отпускаемые средства, с одной стороны, использовались рационально, без потерь, а с другой — имели такой размер, который позволял бы удовлетворять особые образовательные потребности и той мере, которая предусмотрена современными гуманистически ориентированными международными стандартами, касающимися условий жизнедеятельности, образования, всех видов аби-литации и реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Специалисты подсчитали (об этом свидетельствует и зарубежный опыт), что экономически более выгоден перенос приоритетов финансирования на систему ранней помощи и дошкольное образование детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит многим детям влиться в систему образования общего назначения. Соответственно меньшее число детей будут нуждаться в учреждениях специального образования. Именно таким образом за рубежом удалось значительно сократить число учреждений специального образования, которые, понятно, более дорогостоящи, чем обычные. Точно так же зарубежными специалистами установлено, что экономически выгоднее обеспечить людей с ограниченной трудоспособностью высококачественным профессиональным образованием по специальностям, востребованным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизерные пенсии или пособия по инвалидности. Известно, что материальный уровень системы специального образования определяется общим текущим материальным положением страны. Кризисные периоды резко снижают экономическую стабильность в системе специального образования. Для функционирования и развития системы специального образования на основе гуманистических принципов современной цивилизации необходимы: - гарантированность государственного финансирования, закрепленная федеральным законодательством;
- интеграция государственного и общественного (благотворительного) финансирования; - признание личностных потребностей детей и их родителей; - экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество; - адресность, вариативность и гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей, имеющих отклонения в развитии, и их специфическими потребностями, социально-экономическими возможностями, социокультурными и этнокультурными условиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|