Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нюрнбергские майстерзингеры. Р. Вагнер. Нюрнбергские майстерзингеры. Синопсис. Р. Вагнер "Нюрнбергские мейстерзингеры"




Нюрнбергские майстерзингеры

Опера в трёх действиях.
Время создания: 1861 - 1867 гг.
Премьера: в Мюнхене 21 июня 1868 года.

 

Первые мысли о комической опере появились у Вагнера в 1845 году, после окончания «Тангейзера». Это должна была быть своеобразная сатира на состязание певцов в Вартбурге. В «Тангейзере» право на любовь красавицы оспаривали рыцари-миннезингеры, в «Майстерзингерах» — ремесленники-горожане из цеха «мастеров пения». Однако работа над «Майстерзингерами» долго откладывалась и началась лишь в декабре 1861 года, а закончилась в октябре 1867 года.
Сведения о жизненном укладе и правилах цеха мастеров пения средневекового Нюрнбернга были почерпнуты в первую очередь из нюрнбергской хроники 1697 года, ранее уже вдохновившей Гофмана на создание новеллы «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья», которую Вагнер также внимательно изучил. Центральный персонаж оперы - обувных дел мастер и поэт Ганс Закс - реальное историческое лицо (1494—1576), и при написании либретто Вагнер пользовался его сочинениями, широко известными в Германии. Хотя, надо сказать, что, издав при жизни множество своих стихов, именно майстерзинги, написанные по канонам цеха, Ганс Закс печатать не стал. А в образе Вальтера Штольцинга, пылкого рыцаря-романтика, чье искусство дерзко разрушает привычную цеховую рутину недоверчивых бюргеров, нетрудно увидеть поэтическое воплощение самого Вагнера, каким он был, задумывая оперу.
Однако за 20 лет, прошедших с момента зарождения сюжета, акценты в «Майстерзингерах» значительно сместились. Повзрослевший композитор стал уже более ассоциировать себя с умудрённым жизнью Заксом — по выражению Вагнера, последним представителем творческого духа немецкого народа. Также большее место заняли бытовые картины, благодаря которым " небольшая комическая опера " разрослась до типично вагнеровских размеров и вагнеровского же величия в прославлении всепобеждающей силы искусства.

Подробнее об истории создания оперы: Анри Лиштанберже " Рихард Вагнер как поэт и мыслитель"

Р. Вагнер. Нюрнбергские майстерзингеры. Синопсис.

Р. Вагнер " Нюрнбергские мейстерзингеры"

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:

ВАЛЬТЕР ФОН ШТОЛЬЦИНГ, молодой франкский рыцарь (тенор)
ЕВА, дочь Погнера (сопрано)
МАГДАЛЕНА, служанка Евы (меццо-сопрано)
ДАВИД, ученик Ганса Закса (тенор)

Майстерзингеры:
ГАНС ЗАКС, башмачник (бас или баритон)
ФЕЙТ ПОГНЕР, золотых дел мастер (бас)
КУНЦ ФОГЕЛЬГЕЗАНГ, скорняк (тенор)
КОНРАД НАХТИГАЛЬ, жестяных дел мастер (бас)
СИКСТУС БЕКМЕССЕР, городской писарь (бас)
ФРИЦ КОТНЕР, пекарь (бас)
ВАЛЬТАСАР ЦОРН, оловянных дел мастер (тенор)
УЛЬРИХ ЭЙСЛИНГЕР, торговец пряностями (тенор)
АВГУСТИН МОЗЕР, портной (тенор)
ГЕРМАН ОРТЕЛЬ, мыловар (бас)
ГАНС ШВАРЦ, чулочник (бас)
ГАНС ФОЛЬЦ, медник (бас)

НОЧНОЙ СТОРОЖ (бас)

Время действия: середина XVI века.
Место действия: Нюрнберг.

Первый акт

Во время богослужения в церкви молодой рыцарь, Вальтер фон Штольцинг, стоя за колонной, не сводит глаз с Евы, дочери золотых дел мастера Погнера. Когда служба заканчивается, Вальтеру удается поговорить с Евой, а затем узнать у Магдалены, что Ева еще ни с кем не обручена, но по замыслу отца будет выдана замуж за того, кто победит на состязании майстерзингеров, назначенном на завтра. Вальтер решает принять участие в их соревновании.

Церковь пустеет, там собираются ученики-майстерзингеры, чтобы приготовить притвор для заседания совета майстерзингеров: намечено прослушивание претендентов на вступление в цех. Во главе учеников Давид, жених Магдалены. Он берётся объяснить Вальтеру технические правила касательно ладов и табулатур — правила, которые Вальтер, мягко говоря, не совсем понимает (и немудрено - современный слушатель не поймёт их так же). Все иронизируют над притязаниями Вальтера, но вскоре ученики ретируются, ибо начинают собираться сами майстерзингеры. Городской писарь Бекмессер надеется выиграть турнир, но не уверен в окончательной победе. Ведь Погнер сказал, что отдаст свою дочь победителю только в том случае, если она одобрит этот выбор. Бекмессер вполне сознает, что едва ли такой педантичный клерк, как он, может нравиться Еве. Но Погнер не желает обсуждать это условие, и произносит речь о меркантильности, в которой упрекают бюргеров Нюрнберга. Дабы продемонстрировать, что он не таков, он обещает отдать победителю не только Еву, но и все свое богатство. Однако, если Ева отвергнет выбор мастеров, она не сможет выйти замуж ни за кого другого.

Теперь слово берет Ганс Закс - вроде бы просто башмачник, но притом уважаемый горожанин и майстерзингер. Пусть, говорит он, сама Ева и слушатели вынесут решение. Видимо, он тоже заинтересованное лицо (да, он тоже влюблен в Еву, которую знает с детства)... Но предложение Закса отвергается членами цеха.

Появляется Вальтер в качестве кандидата в члены цеха. Некоторые члены возражают против экзамена, поскольку считают его заведомо обреченным, да и вообще не рвутся видеть в своих рядах рыцаря. На сей раз, однако, побеждает либерализм Закса. Котнер, пекарь, зачитывает формальные правила, которым надлежит следовать претенденту; Бекмессер в качестве маркера, с грифельной дощечкой и мелком, занимает место за занавесом — он должен быть беспристрастным фиксатором ошибок испытуемого. Вальтер начинает свою конкурсную песню — мелодию о любви и весне, начинающуюся словами «Am stillen Herd». Бекмессер, едва Вальтер запел, начинает отмечать на доске его погрешности против правил, и по окончании злорадно демонстрирует доску, на которой не осталось чистого места. Мастера решают, что не может быть и речи о вступлении Вальтера в их цех. У Закса, однако, сложилось другое мнение. Он отдал должное таланту юноши. Вальтер и майстерзингеры покидают церковь в разной степени раздражения, и Закс остается один. Все случившееся он воспринимает с юмором.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...