Послевоенные реформы и школа
С августа 1945 г. по апрель 1952г. Япония была оккупирована американскими войсками. Эта национальная трагедия стала расплатой за авантюризм правящих кругов. И сегодня не утихают споры в Японии, благом или злом был тот период. По суждению Т. Кобаяши (японский ученый), идеи реформы нашли отклик у многих политиков и деятелей образования, миллион японцев, которые хорошо сознавали необходимость демократических перемен условия возрождения национальной независимости. Новая конституция 1946 г. значительно контрастировала с прежней. Этот документ закладывал фундамент прогрессивных перемен. Верховная власть объявлялась прерогативой нации. Император терял политическую власть и превращался лишь в национальный символ. Конституция закрепляла принципиально иной подход к образованию. Образование провозглашалось неотъемлемым и естественным правом всех граждан. Закон 1947 г. заменял указы императора, ранее являвшиеся нормативными документами для школы. В законе было записано, что на школу возложена обязанность формировать демократическую нацию, исповедующую идеалы человечности и мира. Закон об образовании, программа образования и другие новые нормативные акты определяли в демократическом духе цели и содержание школьного образования и воспитания. Закон об образовании определял главные цели: · воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости · развитие понимания современного и традиционного, готовности к международному сотрудничеству · передача знаний и умений, необходимых в повседневной жизни: режим питания, культура одежды, домоводство, сведения о производстве · совершенствование знания японского языка
· укрепление духа и тела, культивирование навыков счастливой и гармоничной жизни и прочее. В прошлом Министерство образования осуществляло полностью финансовый контроль в школьном деле, сегодня же оно спонсирует заведения лишь на 25%. Остальные средства поступают из местных бюджетов. В последнюю четверть 20 века произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Меняется содержание программ высшего образования. К завершению 20 века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира – 68%. В Японии велись интенсивные поиски новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества школьников. Школа призвана научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его фактами. Эти идеи нашли свое воплощение вначале в работе экспериментальных и частных школ. Статус и эволюция частных школ в Японии имеют свои особенности. В отличии от большинства стран Запада, где частные школы во многих случаях находятся в ведении религиозных конгрегаций и духовных лиц, в послевоенной Японии создание этих учебных заведений может быть делом лишь светских компаний и отдельных предпринимателей. Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы и церковью. В Японии учебные заведения отделены от церкви и религии. Обучение религии – частное дело граждан. В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
В Японии разработаны специальные программы, состоящие из разнообразных реальных ситуаций, которые даются или в описаниях, или в видеоклипах; учащимся предлагается принять решение по конкретной ситуации. Законом об образовании создавалась новая школьная система. Вводилось бесплатное обязательное девятилетнее обучение и иная структура общего образования: 6+3+3 – шестилетняя начальная школа (чогакко), трехлетняя младшая средняя школа (чугакко), трехлетняя старшая средняя школа (котогакко). В новой системе женская средняя школа полностью уравнена с мужской. Выпускницы женской старшей средней школы приобрели право и возможность поступления в университет. Вводилось совместное обучение на всех ступенях общеобразовательной школы. В отличии от программы курса 1936 г., где критиковался индивидуализм и вещизм Запада и всячески восхвалялись японский дух, верность заветам предков, лояльность и верность закону, в новой программе ставилась центральная задача – воспитывать одновременно члена национального и мирового сообщества.
Национальные особенности воспитания Воспитание с колыбели Японец обычно сдержан, улыбчив, предельно вежлив. Он избегает прямо отказать в чем-либо своему собеседнику. Подобные навыки поведения воспитываются с первых дней жизни. У японцев не приняты персональные дни рождения, поэтому особым внимание пользуется праздник «Шти Го Сан», который устраивают детям трех, пяти и семи лет. 15 января по всей Японии празднуется день совершеннолетия всех, кто достиг 15 лет. В этот день юноши облачаются в строгие черные костюмы, а девушки щеголяют в праздничных кимоно с меховой накидкой на плечах. В будни японцы одеты по-европейски, в дни торжеств они непременно надевают кимоно. Таких празднеств у взрослых и детей немало: дни квартала, города, различные фестивали, национальные праздники. С раннего возраста дети знакомятся с национальными традициями, что формирует гуманное, нравственное поведение, чувства долга и ответственности. Жизнь ребенка делится на два периода: до и после поступления в школу.
О малышах заботятся с любовью и нежностью. Им предоставлена свобода. Их и зовут-то по особому, добавляя к имени не частичку «сан», а ласковую «чан». Это не значит, что капризы ребенка найдут поддержку. Обычный ответ на каприз – мягкая улыбка, смех или демонстративное равнодушие. У японцев целенаправленно воспитывают положительные нравственно-этические качества. Этому служат традиционные семейные праздники: выбор имени, первое посещение храма, первый год рождения, церемония совершеннолетия и т.д. Когда ребята идут в школу, им впервые дают почувствовать бремя нравственной ответственности за себя и за младших. Школьник непременно выполняет семейные обязанности: присматривает за меньшими братьями и сестрами, помогает по хозяйству. Зачастую старшие ребята сопровождают своих младших товарищей в школу и обратно, домой.
Дух общинности В Японии эта идея едва ли не центральная в образе жизни и в воспитании. Например: учитель должен наказать шалуна и в качестве наказания предлагает ему петь не в хоре, а в одиночку. Для школьника это наихудшее наказание - отлучение от совместных, общих действий с одноклассниками. В Японии издревле культивируется идея принадлежности к многомиллионной семье, символическим главой которой является император. Приоритеты общинного, коллективного воспитания присутствуют в японской школе. Профессор Огава полагает, что культ природы ребенка сужает возможности и результаты воспитания, поскольку для него становится урезанным многоцветье окружающего мира. Огава считает, что воспитание как освоение картины мира возможно лишь через социум, т.е. одно должно быть прежде всего общественным. Размышляя над известным педагогическим конфликтом личности и группы, многие японские педагоги стоят за то, чтобы умерять эгоцентризм отдельных школьников. Предполагается стратегия встречного движения, когда детский коллектив помогает адаптироваться всем своим членам. Ребенок должен без боязни вступать в коллектив, поскольку в нем предстоит провести почти всю жизнь.
Современное японское общество в социальном отношении чрезвычайно многолико. Оно разбито на страты, кланы, группы, научные школы, спортивные клубы. Школа, класс – своеобразный сколок такого разнообразия. Для того чтобы учащиеся получили опыт социальной жизни, в школе ведется целенаправленная политика группового воспитания и образования. Классы поделены на группы. Члены группы соревнуются в учебе, приобретая тем самым навыки общественных личностей. Создание и функционирование групп – процесс не стихийный. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать катализатором ее развития и деятельности. Такими лидерами считаются ребята, склонные к активной позиции, с широким кругом общения, сердечные и приветливые. Группы в классах и состав самих классов не постоянны. Почти ежегодно учащихся «перетасовывают», перемещая в параллельные классы. Здесь преследуется три цели: · формирование навыков социального поведения в условиях меняющейся общественной среды. · исключение возможности превращения лидеров в диктаторов, разъединения ставших чрезмерно близкими в пределах группы приятелей и тем самым обеспечить равенство всех учащихся. · сделать учащихся более управляемыми. В соответствии с идеей общинности в японской школе интегрируются новации, связанные с процессом обучения. Так, наряду с обычной формой классно-урочных занятий учителя охотно и часто прибегают к групповому обучению во время уроков. Оно организуется в виде соревнования: какая группа лучше и больше выучит иероглифов, английских слов, стихов. Оценки при этом получает вся группа. Дух соревновательности пронизывает жизнь школьника. В конце каждого учебного года составляют списки учащихся в соответствии с академическими успехами. Особенно почетно попасть в десятку лучших учеников класса. Групповое воспитание и обучение, соревнование отдельных групп школьников – своеобразное выражение японского стиля управления школой. Этот стиль напоминает групповую систему частного предпринимательства. В школе существует автоматическое продвижение учащихся (из младшего в более старший класс). В японских школах весьма незначительна доля второгодников и тех, кого выгоняют из школы. Практически все дети одновременно переходят из класса в класс. Крайне редки случаи перехода учащихся из одной школы в другую, что очень напоминает систему пожизненного найма, столь распространенную в Японии. Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного воспитания, в частности с групповым обучение.
Многим старшеклассникам не по вкусу ставка на коллективизм, к которому они теряют интерес. Некоторые педагоги, напротив, полагают, что увеличение соревновательностью вредит нравственности учащихся. Постоянное состязание, утверждает, например, профессор Мигисима, вносит в школу нездоровое соперничество, в результате школьный класс оказывается полем битвы, где сильный унижает слабого, где утверждаются законы эгоизма. Учитель наставник должен следовать пяти заповедям: · формировать не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни · обращать особое внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и ответственным поступкам · учить уважать интересы других людей · воспитывать учеников в процессе групповой деятельности · приучать их воспринимать как свои собственные интересы и проблемы группы. Предполагается, что учебно-воспитательный процесс, школьная жизнь должны содействовать росту духовно богатой личности. Поэтому школа Японии идет по пути реструктуризации и модернизации учебных программ. Обучение отдельным предметам должно включать элементы нравственного воспитания. Акцент сделан на предметах гуманитарного цикла. С этой целью в содержании образования вводятся новые материалы, в частности, по экологии, сек5сологии. Противоядием от жестокости и насилия остаются занятия по литературе, учебным предметам, связанным с искусством, на которых воспитывается уважение к духовным ценностям. Кроме того, в школах проводятся специальные занятия по нравственному и гражданскому воспитанию. Устраиваются также морализаторские беседы, детские спектакли. Воспитанию законопослушного и активного гражданина посвящены занятия, именующиеся особой деятельностью. Имеется в виду формирование навыков цивилизованного поведения и общения посредством бесед, участия в детских клубах, поездок на природу и экскурсий. Большинство храмов в Японии обычно пустует. Религиозная толерантность – стиль жизни. Предпочтение не отдается ни одной из конфессий – будь то буддизм, синтоизм, католицизм, православие, мусульманство. Японец может посещать буддистский или синтоистский храм, а жениться по католическому обряду. Будучи вольны в своем вероисповедании, японцы строят школьное образование на принципах светскости, отделения школы от церкви. Законом позволено включать элементы религии в программу частных учебных заведений. Такие школы вправе при этом приглашать специальных преподавателей. Японцы склонны к подробной регламентации нравственного воспитания. Детально расписана вся жизнь школьников. По-прежнему традиционен внешний облик школьника. Старшеклассник носит темный мундир, а старшеклассница – темную юбку, покрой которых мало изменился с конца 19 века. Определен не только покрой одежды, но даже цвет шнурков на обуви, фасон причесок. Гораздо менее строга одежда учеников младших классов, у них есть повседневная и спортивная форма. Каждая школа имеет свою форму, практичную, красочную, удобную. Есть отличия и по классам. В одних классах носят желтые панамки, в других – красные. Портфелей у младшеклассников нет. Гуманизация воспитания, т.е. поворот к личности, формирование высокой культуры, эвристического мышления, коммуникативности – веление времени. Осознавая это, японский педагог Ю. Эндо на вопрос, что более всего его тревожит, ответил: «Главное, чего сейчас ученикам недостает - индивидуальности». Японию не миновали проблемы, с которыми столкнулись и мы в России: пристрастие подростков к табаку, наркотикам, алкоголю, азартным играм, детская преступность, драки, насилие. Ситуация отнюдь не такая мрачная, если сравнить уровень детской преступности в Японии и России. Не надо никакой статистики, чтобы, например, утверждать, что в России нет ни одной школы, где бы не было драк и хулиганства. А японцы бьют тревогу, сообщая, что в 1987г. в 10% младших средних школ отмечены случаи физических расправ в детской среде. У юных японцев драка – исключительный случай. Возможно, влияет атмосфера любви и благожелательности к детям. Родители чрезвычайно редко прибегают к грубым наказаниям. Сказывается и прекрасная организация физического воспитания и детского спорта, что позволяет детям выплескивать энергию в цивилизованной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|